Применение средств ИКТ на уроках истории и обществознания
Применение средств ИКТ на уроках истории и обществознания
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение средств ИКТ на уроках истории и обществознания»
Применение средств ИКТ на уроках истории и обществознания.
Опыт применения.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. Будущее за информационно-коммуникативными технологиями. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в образовании навсегда.
В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям. Данный опыт могут использовать преподаватели и учителя истории и обществознания с любым уровнем владения ИКТ. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала, проверки знаний на уроках истории и обществознания. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми обучающимися для отработки элементарных знаний, с сильными - при подготовке к олимпиадам. Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов, взаимодействии с родителями.
Наличие теоретической базы опыта.
Горлова Наталья Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического городского университета справедливо отмечает, что у современных детей повышенная потребность к восприятию информации. В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Это объясняется тем, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.
У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Горловой Н.А. было установлено, что мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами.
Еще в конце XIX века Герман Эббингауз экспериментально доказал, что забывание подчиняется гиперболической зависимости. То есть большая часть информации теряется сразу после запоминания, а с течением времени её забывается все меньше и меньше. За первые 8 часов теряется такой же объём информации, как и за последующие 30 дней (720 часов)! Доказано, что и повторение должно быть растянуто во времени тоже по гиперболе: в первый день повторяем сразу после изучения, через 20 минут, в течение 8 часов, и по разу во второй, четвертый, седьмой, тридцатый и девяностый дни.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта. На своих уроках я использую материалы персонального сайта. К каждому занятию подобраны адаптированные конспекты, презентации, видео материалы, термины, таблицы, карты, основные даты, online тесты и традиционные тесты для проверки знаний изученного материала. Всё это способствует комплексному восприятию изучаемого материала современными учениками. Весь материал выложен не только на сайте, но и оформлен на бумажном носителе. Для самостоятельной работы школьников есть отдельный сайт с открытым доступом по истории https://journalhis.ucoz.ru На нем материалы к зачетным темам. К материалам моего сайта я даю ссылки в домашних заданиях в ЭЖ.
Использую, ставшие за последние годы традиционными, презентации по темам. Особенность презентаций – их обучающий, а не чисто информативный характер. На этапе ознакомления с новой темой демонстрируется учебный материал в следующем порядке: текстовое описание (раскрытие) элемента темы, затем, иллюстрация к нему. В тексте выделяются ключевые фразы, даются упрощённые определения. Сразу после первичного изучения демонстрируются слайды для закрепления. Демонстрация идёт в обратном порядке: сначала иллюстрация к элементу темы, затем, текстовое описание (раскрытие) элемента темы. Иллюстрация служит своеобразной подсказкой для ответа ученику, который позже сверяет свои знания с демонстрируемым «оригиналом».
Всё это отвечает давно известным, но подзабытым законам памяти и приёмам рационального повторения, разработанным и обобщённым со времён Г. Эббингауза зарубежными и отечественными авторами.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед образованием, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Тестовая технология. Кроме традиционных форм проверки домашнего задания, у обучающихся есть возможность проверить свои знания на установленных в кабинете двух компьютерах путём тестирования в программе Assistent 1.3. Результаты тестирования сохраняются в программе. Кроме того, для демонстрации посредством мульти медиа проектора имеются тесты-презентации на два варианта, которые позволяют сэкономить время на печатании тестов и раздаче и сборе во время тестирования. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках). Самый оперативный контроль знаний можно провести при помощи образовательного онлайн-сервиса https://onlinetestpad.com/ru На нём дети одновременно тестируются при помощи своих телефонов (среднее время прохожденияодного одного тестового задания не более 30 секунд).
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных информационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения с целью развития интереса к истории и обществознанию.
Оптимальность и эффективность средств.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор педагогом методов, приёмов и средств обучения. Как учитель, я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и проверенных временем и практикой методик дореволюционной и советской школ.
Результативность опыта.
Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует общему и специальному развитию детей;
- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
Я убедился, что использование современных образовательных технологий в сочетании с традиционной методикой на уроках дает высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует повышению качества знаний учащихся;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- использование ИКТ позволяет оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление;
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
["file_id"] => string(6) "252208"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447343468"
}
}