Из опыта работы по использованию познавательных задач на уроках истории. Познавательные задачи актуализируют знания учащихся, позволяют решать проблемные вопросы, поставленные на уроке с учетом полученных знаний. Прослеживается связь с другими предметами, в частности с литературой, для постановки познавательной задачи можно использовать строки из поэтических и прозаических произведений . Развивается логическое мышление , учащиеся сами могут составлять логические цепи и объяснять их суть.Для решения познавательных задач учащиеся учатся азам исследовательской деятельности и умению делать умозаключения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательные задачи на уроках истории»
Использование познавательных задач на уроках истории
Время диктует жесткие требования к знаниям учащихся .Но самым главным в работе учителя я считаю - пробуждение мысли ученика. Не только давать определенную сумму знаний, но и активизировать мыслительную деятельность учащихся .В практику преподавания истории широко вошла организация исследовательской деятельности .Ввести элементы исследования в ход урока позволяет применение познавательных задач .Наиболее целесообразно использование познавательных задач . Наиболее целесообразно использование задач составленных на основе фрагментов исторических источников : мемуаров официальных документов , научной и научно- популярной литературы .
Работа с задачами на уроке дает эффект при соблюдении нескольких условии .Прежде всего , задачи должны обладать информативностью. Подбирая тексты , важно стремиться к тому , чтобы условия задач максимально заменяли изложение материала учителем .Основу знаний в этом случае составят сведения , полученные в ходе поиска, самостоятельного разрешения проблемных ситуации. Такая деятельность активна , она повышает интерес школьников к изучаемому материалу , позволяют углубить и сделать более прочными. Проблемное обучение получило достаточно широкое распространение в старших классах , где стали обычными уроки - дискуссии , конференции , « круглые столы », уроки – «суды» другие .Так в 10 классе можно провести урок – « суд» над сталинскими репрессиями .Эпиграфом урока можно взять следующие слова : «Век поджидает на мостовой,
Сосредоточен как часовой,
Иди – и не бойся с ним рядом встать.
Оглянись – вокруг враги,
Руки протянешь – нет друзей ,
Но если он скажет « Солги »- солги,
Но если он скажет « Убей », - убей .»
Класс делится на группы : главный судья – учитель , помощники или присяжные заседатели , « обвинение», « защита ». « Обвинение », « Защита» строится на основе проработанного материала периодической печати , интернет ресурсов , научной и научно- популярной литературы / статья
« Голод », « Троцкий о Сталине », « Мои университеты » и др
В ходе импровизированного учебного процесса учащихся , используя свои знания должны вынести оправдательный вердикт или обвинительный приговор по 3 статьям :
Статья 1 - Злоупотребление властью и насильственные методы коллективизации
Статья 2 - Проведение « сверхиндустриализации» в ущерб экономике страны и уровню жизни народа .
Статья 3- Геноцид против собственного народа
Проведение таких уроков активизирует мыслительную деятельность учащихся и воспитывают активную гражданскую позицию .
В среднем звене проблемные уроки целесообразно проводить в форме ролевых игр. Эта форма соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста .Благодаря нестандартности таких уроков удается привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам курса .Игровая форма создает определенный эмоциональный настрой , обостряет их мыслительную деятельность .Так , в 6 классе , изучая историю древнего мира провожу уроки - путешествия в Древнюю Индию, Китай , Египет и т.д., где ученики выступают в роли гидов по определенной проблеме развития этой страны, совершая путешествие, учащиеся ведут дневниковые записи , « фотографируют объекты » в рисунках , разыгрывают сценки из жизни древних жителей определенной страны .
На уроках истории Казахстана и всемирной истории использую логические цепи, отражающие социально- экономическую или политическую жизнь общества , так например : Верна ли следующая логическая цепь ?
Государство Караханидов
Государство огузов
Государство кимаков и кипчаков
Мавереннахр
Учащиеся должны путем логического мыслительного процесса , используя полученные знания на уроках, ответить на поставленный вопрос.В данном случае – это Мавереннахр , так остальные государства имеют отношение к становлению Казахского ханства и были расположены на территории нынешнего Казахстана . 1.Усуни 2.Канглы 3. Кипчаки 4.Аргыны 5. Найманы 6. Керейты Эта логическая цепь верна , так как все перечисленные племена вошли в этногенез казахского народа .
Во всех классах стараюсь научить анализировать , давать оценку происходящим событиям .
Одной из форм работы по формированию функциональной грамотности на уроках истории - это умение работать с разного вида источниками: периодической печатью , научной и научно- популярной литературой , интернет ресурсами .Учащиеся знакомятся со способами отбора , обобщения и хранения материалов периодической печати . Материал периодики можно использовать по следующим направлениям : в изложении учителя на всех этапах урока , при самостоятельной работе учащихся по комментированию газетных сообщений , содержащих документальный материал , в качестве источника знаний, при постановке познавательных задач на социально- правовую ориентацию учащихся .Можно дать задание : найти в периодической печати информацию , факты , примеры , иллюстрирующие конституцию Республики Казахстан .Следующим этапом в работе с периодической печатью является подготовка учащимися докладов , сообщений , презентации по определенной тематике .Изучение истории тесно связано с литературой .Исходя из содержания урока можно подобрать поэтические строки или цитату из художественного произведения в качестве эпиграфа , а также использовать в качестве проблемно- познавательной задачи .Так , при изучении темы :
« Материальная и духовная культура Казахстана » используются слова Казтуган – жырау « Степная земля бесконечна как время …», при изучении темы « Уголовное право » в 9 классе слова В.Жуковского « О совесть , наших дел закон и обвинитель , свидетель и судья !» , при изучений темы « Россия времен Петра I » для характеристики Петра I из произведения А.С. Пушкина « Выходит Петр , лик его ужасен , движения быстры .Он прекрасен …».Использование поэтических строк позволяет внести определенный эмоциональный настрой , учащиеся получают задание : Объяснить почему взяты именно эти слова?