kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательные задачи на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Из опыта работы по использованию познавательных  задач на уроках истории. Познавательные  задачи   актуализируют знания учащихся, позволяют    решать проблемные вопросы, поставленные на уроке с учетом полученных  знаний. Прослеживается связь  с другими предметами, в частности с литературой, для  постановки  познавательной задачи  можно использовать  строки  из  поэтических  и прозаических произведений . Развивается  логическое  мышление , учащиеся сами  могут составлять логические цепи  и  объяснять   их суть.Для решения  познавательных   задач   учащиеся  учатся  азам  исследовательской деятельности и умению делать умозаключения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательные задачи на уроках истории»

Использование познавательных задач на уроках истории

Время диктует жесткие требования к знаниям учащихся .Но самым главным в работе учителя я считаю - пробуждение мысли ученика. Не только давать определенную сумму знаний, но и активизировать мыслительную деятельность учащихся .В практику преподавания истории широко вошла организация исследовательской деятельности .Ввести элементы исследования в ход урока позволяет применение познавательных задач .Наиболее целесообразно использование познавательных задач . Наиболее целесообразно использование задач составленных на основе фрагментов исторических источников : мемуаров официальных документов , научной и научно- популярной литературы .

Работа с задачами на уроке дает эффект при соблюдении нескольких условии .Прежде всего , задачи должны обладать информативностью. Подбирая тексты , важно стремиться к тому , чтобы условия задач максимально заменяли изложение материала учителем .Основу знаний в этом случае составят сведения , полученные в ходе поиска, самостоятельного разрешения проблемных ситуации. Такая деятельность активна , она повышает интерес школьников к изучаемому материалу , позволяют углубить и сделать более прочными. Проблемное обучение получило достаточно широкое распространение в старших классах , где стали обычными уроки - дискуссии , конференции , « круглые столы », уроки – «суды» другие .Так в 10 классе можно провести урок – « суд» над сталинскими репрессиями .Эпиграфом урока можно взять следующие слова : «Век поджидает на мостовой,

Сосредоточен как часовой,

Иди – и не бойся с ним рядом встать.

Оглянись – вокруг враги,

Руки протянешь – нет друзей ,

Но если он скажет « Солги »- солги,

Но если он скажет « Убей », - убей .»

Класс делится на группы : главный судья – учитель , помощники или присяжные заседатели , « обвинение», « защита ». « Обвинение », « Защита» строится на основе проработанного материала периодической печати , интернет ресурсов , научной и научно- популярной литературы / статья

« Голод », « Троцкий о Сталине », « Мои университеты » и др

В ходе импровизированного учебного процесса учащихся , используя свои знания должны вынести оправдательный вердикт или обвинительный приговор по 3 статьям :

Статья 1 - Злоупотребление властью и насильственные методы коллективизации

Статья 2 - Проведение « сверхиндустриализации» в ущерб экономике страны и уровню жизни народа .

Статья 3- Геноцид против собственного народа

Проведение таких уроков активизирует мыслительную деятельность учащихся и воспитывают активную гражданскую позицию .

В среднем звене проблемные уроки целесообразно проводить в форме ролевых игр. Эта форма соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста .Благодаря нестандартности таких уроков удается привлечь внимание большинства учащихся к наиболее сложным вопросам курса .Игровая форма создает определенный эмоциональный настрой , обостряет их мыслительную деятельность .Так , в 6 классе , изучая историю древнего мира провожу уроки - путешествия в Древнюю Индию, Китай , Египет и т.д., где ученики выступают в роли гидов по определенной проблеме развития этой страны, совершая путешествие, учащиеся ведут дневниковые записи , « фотографируют объекты » в рисунках , разыгрывают сценки из жизни древних жителей определенной страны .

На уроках истории Казахстана и всемирной истории использую логические цепи, отражающие социально- экономическую или политическую жизнь общества , так например : Верна ли следующая логическая цепь ?

  1. Государство Караханидов

  2. Государство огузов

  3. Государство кимаков и кипчаков

  4. Мавереннахр

Учащиеся должны путем логического мыслительного процесса , используя полученные знания на уроках, ответить на поставленный вопрос.В данном случае – это Мавереннахр , так остальные государства имеют отношение к становлению Казахского ханства и были расположены на территории нынешнего Казахстана . 1.Усуни 2.Канглы 3. Кипчаки 4.Аргыны 5. Найманы 6. Керейты Эта логическая цепь верна , так как все перечисленные племена вошли в этногенез казахского народа .

Во всех классах стараюсь научить анализировать , давать оценку происходящим событиям .

Одной из форм работы по формированию функциональной грамотности на уроках истории - это умение работать с разного вида источниками: периодической печатью , научной и научно- популярной литературой , интернет ресурсами .Учащиеся знакомятся со способами отбора , обобщения и хранения материалов периодической печати . Материал периодики можно использовать по следующим направлениям : в изложении учителя на всех этапах урока , при самостоятельной работе учащихся по комментированию газетных сообщений , содержащих документальный материал , в качестве источника знаний, при постановке познавательных задач на социально- правовую ориентацию учащихся .Можно дать задание : найти в периодической печати информацию , факты , примеры , иллюстрирующие конституцию Республики Казахстан .Следующим этапом в работе с периодической печатью является подготовка учащимися докладов , сообщений , презентации по определенной тематике .Изучение истории тесно связано с литературой .Исходя из содержания урока можно подобрать поэтические строки или цитату из художественного произведения в качестве эпиграфа , а также использовать в качестве проблемно- познавательной задачи .Так , при изучении темы :

« Материальная и духовная культура Казахстана » используются слова Казтуган – жырау « Степная земля бесконечна как время …», при изучении темы « Уголовное право » в 9 классе слова В.Жуковского « О совесть , наших дел закон и обвинитель , свидетель и судья !» , при изучений темы « Россия времен Петра I » для характеристики Петра I из произведения А.С. Пушкина « Выходит Петр , лик его ужасен , движения быстры .Он прекрасен …».Использование поэтических строк позволяет внести определенный эмоциональный настрой , учащиеся получают задание : Объяснить почему взяты именно эти слова?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Познавательные задачи на уроках истории

Автор: Киздикпаева Гуляим Самаркановна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314831

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(92) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "264122"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659642"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(94) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii-1"
    ["file_id"] => string(6) "264123"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659649"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "СБОРНИК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ИСТОРИИ РОССИИ   ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ"
    ["seo_title"] => string(83) "sbornikpoznavatielnykhzadachpoistoriirossiidliapriepodavatielieiiobuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "261529"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1449152564"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока истории в 5 классе по теме "Искусство Древнего Египта" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-istorii-v-5-klassie-po-tiemie-iskusstvo-drievniegho-ieghipta"
    ["file_id"] => string(6) "141591"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418141915"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Педагогические условия повышения эффективности обучения истории "
    ["seo_title"] => string(77) "piedaghoghichieskiie-usloviia-povyshieniia-effiektivnosti-obuchieniia-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "142071"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418223061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства