Просмотр содержимого документа
«Портфолио учителя- результат его деятельности»
Выступление на заседании мо учителей истории и географии
«Портфолио учителя- результат его деятельности»
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио- есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».
Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.
Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения.
Структура портфолио.
В этом разделе фиксируются:
фамилия, имя, отчество, год рождения;
образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. "Результаты педагогической деятельности"
В этот раздел помещаются:
материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
контрольных срезов знаний;
участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;
результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
наличия медалистов;
поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел 3. "Научно-методическая деятельность"
В этот раздел входят:
материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
методические технологии обучения детей с проблемами развития;
материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
отчетные материалы по:
участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
участию в методических и предметных неделях;
организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
проведению научных исследований;
разработке авторских программ;
написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»
В этот раздел входят:
список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
программы кружков и факультативов;
другие документы.
Раздел 5. "Учебно-материальная база"
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
аудио и видеопособия;
наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
измерители качества обученности учащихся;
другие документы по желанию учителя.
Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.
Личный план профессионального самообразования
Отзыв педагогического коллектива о работе учителя
Представление информации в портфолио
Для того чтобы всё разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объёмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:
Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога;
Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников;
Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания;
Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.
Примерный перечень документов для включения в портфолио:
Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
Целесообразным представляется поместить в портфолио три рода материалов, традиционно присутствующих в личных папках педагога:
дипломы, сертификаты, грамоты и подобные документы;
работы как учеников, так и учителя, представленные в виде текстов, печатных изданий, фотографий, видеозаписей и т.д.;
отзывы и самооценку в виде экземпляров анкет, письменных рецензий и экспертиз, собственных аналитических записок, резюме.