kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поисково – исследовательский проект по истории Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте представлена информация о целине, о первоцелинниках с. Тимирязева, об основании  села, о людях, которые внесли неоценимый вклад в освоение целинных и залежных земель. О тех, кто в далекие 50 - е годы, покинув обжитые родные места, приехал в неизведанное место, бок о бок трудился, поднимая совхоз. О том, что в нашем поселке выросло 4 поколения первоцелинников: дети, внуки, правнуки. И все они продолжают приумножать богатства нашей  Республики Казахстан.

Рекомендуется в качестве учебного материала для подготовки к урокам истории, во внеклассной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поисково – исследовательский проект по истории Казахстана »


КГУ «Тимирязевская СШ»







Поисково – исследовательский проект

по истории Казахстана

на тему:

«Целина – связь поколений»


Автор: Махмутова Данагуль Ашимовна,

учитель истории.













2014 – 2015 учебный год.

Содержание.

  1. Визитная карточка проекта 3 стр

  2. Защита проекта:

  • Актуальность проекта 5 стр

  • Цели и задачи 6 стр

  • Введение 7 стр

  • Роль первоцелинника Ильясова Е.В 8 стр

  • Исследования 9 стр

  • Выводы 10 стр

  • Заключение 11 стр

  • Источники 12 стр
























Визитная карточка


Автор проекта: Махмутова Данагуль Ашимовна, учитель истории


Учащиеся, занятые в проекте: Оразалина Зере 8 класс

Кукаева Анара 8 класс

Утимисова Кунсулу 8 класс


Регион, в котором находится школа: Костанайская область


Город, в котором находится школа: Сарыкольский район п. Тимирязево


Номер или название школы: КГУ «Тимирязевская средняя школа»


Какова тема Вашего учебного проекта? Целина – связь поколений.


Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

- Привлечь внимание общественности к людям, которые стали символом беззаветного служения родине.

- Оценить вклад первоцелинников в освоении новых земель на примере биографии Ильясова Евгения Васильевича.



Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте? ставите в своем п

1. Изучение воспоминаний родственников

2. Сбор документальных источников в семейном архиве.

3. Социологический опрос среди учащихся

4. Сравнительный анализ полученных фактов.


Основополагающий вопрос: Целина – связь поколений.


Вопросы учебной темы (проблемные): Роль первоцелинника Ильясова Е.В. в освоении целинных и залежных земель


Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта? Едем мы, друзья, в дальние края


Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

  1. Сбор информации о целине.

  2. Сбор информации о первоцелинники Ильясове Е.В.

  3. Интервью с родственниками.

  4. Сочинение учащихся.


Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект? История Казахстана, 9 класс. Результаты освоения целины. Дальнейшее развитие сельского хозяйства.


Предметные области: История, Краеведение.


Возраст учащихся: Старшая школа.


Оформление результатов проекта: Презентация. Сборники. Сценарии.


Аннотация.

В проекте представлена информация о целине, о первоцелинниках с. Тимирязева, об основании села, о людях, которые внесли неоценимый вклад в освоение целинных и залежных земель. О тех, кто в далекие 50 - е годы, покинув обжитые родные места, приехал в неизведанное место, бок о бок трудился, поднимая совхоз. О том, что в нашем поселке выросло 4 поколения первоцелинников: дети, внуки, правнуки. И все они продолжают приумножать богатства нашей Республики Казахстан.

Рекомендуется в качестве учебного материала для подготовки к урокам истории, во внеклассной работе.


Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

I четверть (сентябрь-октябрь)


Техническое оснащение: компьютер, сканер, принтер, цифровая камера, проекционная система.


Материалы на печатной основе:

  1. Справочники, учебник по Истории Казахстана.

  2. Архив Тимирязевской средней школы.

  3. Интервью родственников.

  4. Стародуб В.В. «Сарыколь»


Как будет оцениваться деятельность учащихся? Оценка проводится учителем на основе разработанных критериев.



Ключевые слова: целина, первоцелинник, орденоносец, Орден Ленина, освоение целинных и залежных земель.





... Ковала целина характер,

Была эпохой целина
Не человек ломался - трактор...
Трос разрывался, как струна...
Рафаил Синцов «Целина»


Актуальность:

Стремителен бег времени. В этом году наша страна отмечает 60-летие с начала освоения целинных и залежных земель. История сохранила немало подлинных фактов этого великого подвига народа. Трудная, но счастливая судьба целинного хлеба объединила людей многих братских республик в дружную интернациональную семью.

Подъем целинных и залежных земель и сегодня воспринимается как одна из немногих героических страниц, когда вводились в сельскохозяйственный оборот не только новые земли и создавались новые совхозы, но и образовалась особая группа населения, уже традиционно называемая первоцелинниками. По сути, это -объединение людей разного образа жизни, уровня образования, воспитания, культуры и национального характера, сформировавшееся в относительно короткий исторический период на новом месте жительства без предшествующей истории.

























Цель исследования:

- Привлечь внимание общественности к людям, которые стали символом беззаветного служения родине.

- Оценить вклад первоцелинников в освоении новых земель на примере биографии Ильясова Евгения Васильевича.


Гипотеза: роль каждого человека в судьбе его страны велика и значима.


Новизна: На сегодняшний день существует довольно большое количество исследовательских работ, посвященных первоцелинникам! Однако мы решили изучить эту тему на примере нашего земляка Ильясова Евгения Васильевича в этом, и заключается новизна нашего исследования.

Задачи исследования:

1. Изучение воспоминаний родственников.

2. Сбор документальных источников в семейном архиве.

3. Социологический опрос среди учащихся.

4. Сравнительный анализ полученных фактов.


Практическая значимость: эта работа имеет практический характер: материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, внеклассной работе; напечатаны в районной газете «Сарыколь».
























Введение

Хлеб... Никакому другому продукту люди не воздали столько почести, сколько хлебу. Хлеб – кормилец. Хлеб-батюшка. Хлеб – всему голова. Святой хлеб… Вкус его не сравним ни с чем. Любая пища надоедает, хлеб – никогда! Он на нашем столе круглый год – в праздники и в будни. Кто-то точно заметил: хлеб может с успехом соперничать с золотым запасом, по которому принято определять, богата или бедна страна, каков ее удельный вес среди других государств. И это действительно так. Не нефть, не металл, не залежи урана – Хлеб!

А началось все в 1954 году, когда февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Целину решено было поднимать в Казахстане, в Алтайском крае, Красноярском крае, Новосибирской и Омской областях, Поволжье, Урале, Дальнем Востоке. Цель поднятия целины была накормить хлебом страну. И люди подержали эту идею, потому что стремились забыть тяжелые военные годы и построить новую прекрасную жизнь. Они отнеслись к этому с особым энтузиазмом, с надеждой и верой в светлое будущее.

На призыв партии в первую очередь откликнулась молодежь. И это неудивительно. Это им прежде всего нужна была целина, нужна была закалка характера, уверенность в завтрашнем дне!

Ехали со всех самых отдаленных уголков союзного государства. Мужеству этих людей можно только позавидовать – не каждый согласится покинуть любимый дом ради какой-нибудь глуши, уехать от родных куда-то в неизвестное будущее!

Весну 1954 года иначе не назовешь как героической. Еще на полях лежал снег, а на станции непрерывным потоком прибывала и прибывала новая техника, группа за группой приезжали новоселы, комплектовались бригады. Прибывшие целинники не все имели специальность механизаторов. Но за этим проблема не стала: в райцентре были открыты курсы для подготовки трактористов. Новоселы охотно овладели новой для себя специальностью и охотно практиковались в ней. Такому рвению можно было только позавидовать!

Однако для народа нашей страны целина была не просто освоением новых земель. Это была мечта народа о хорошей, безбедной и беззаботной жизни для себя, но более – для своих детей и внуков. Целина – это целая легенда! Столько историй, песен, стихов сложено о ней.









Люди поднимали целину, а целина поднимала людей.

Целина формировала и закаляла характеры. Людей целинной закалки видно по почерку работы, по хозяйственному отношению к земле. Сколько жизней и судеб она пересекла. Не была исключением и семья Ильясовых.
Глава семьи Ильясов Евгений Васильевич родился 21 октября 1937 года в Чечено-Ингушской ССР, город Грозный. После окончания школы, поступил в училище механизации.

На снимке, первый справа - вот таким приехал на целину Е.В. Ильясов в марте 1956 г. по комсомольской путевке, было ему тогда всего 19 лет.

Первые годы работал на тракторе С-80 , поднимал целину, отдавая делу всю энергию и смекалку. Позднее много лет работал комбайнером, проявляя упорство и настойчивость.

Евгений Васильевич постоянно был лидером в соревновании комбайнеров, обучая этому нелегкому делу молодых механизаторов, показывая личный пример в труде.

Когда стали внедряться прогрессивные формы труда, Евгений Васильевич неоднократно возглавлял отряд в период уборки урожая, занимая постоянно первые места.

Как опытного механизатора, коммуниста и его назначают на должность заведующего МТМ в совхозе. В этой должности он проработал 11 лет до 1982 года. Работал он и шофером автогаража. За добросовестный труд на целине Евгений Васильевич был награжден высшими наградами Родины: «Орденам дружбы народов», двумя «Орденами Ленина», двумя бронзовыми и одной серебряной «Медалями ВДНХ», «Медалью за освоение целинных и залежных земель» , «Юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина». Неоднократно избирался членом Пленума Урицкого райкома партии, был депутатом районного совета, неоднократно избирался депутатом Тимирязевского Сельского совета народных депутатов. Евгений Васильевич постоянно принимал активное участие во всеобуче механизаторов: многих молодых людей обучил профессии механизатора, которые сейчас работают в совхозе. Часто выступал перед учащимися Тимирязевской школы с воспоминаниями и о своей профессии, об отношении к труду.

Жена Валентина Николаевна Ильясова приехала 1958 году. Постоянно работала бухгалтером. Принимала активное участие общественной жизни совхоза.

Активное участие принимала в родительском комитете школы, в женском совете, неоднократно награждалась почетными грамотами за труд и активное участие в общественной жизни.

Воспитала двоих детей. Дочь Светлана закончила Кустанайское медучилище и работает медсестрой в Тимирязевской амбулатории, сын Владимир закончил Кустанайский сельскохозяйственный институт.




Исследование

Нами проведен социологический опрос среди учащихся 8-11 классов «Тимирязевской средней школы» по поводу их отношения к освоению целинных земель и к тем людям, которые в этом участвовали. Цели социологического опроса исходили из исторической актуальности такого глобального мероприятия, которым было освоение новых земель в СССР, Казахстане, Кустанайской области.

Чем интересны представленные данные?

Во-первых, они подтверждают известную истину, что для новых поколений людей актуальными остаются текущие проблемы – сиюминутные проблемы материального, социального и духовного бытия. Имеется ввиду, что такие события в истории интересуют далеко не всех современников.

Как видим, большая часть опрошенных учеников знает и помнит о таком глобальном мероприятии, проходившем в СССР. Однако имеются и те, кому не известно об этом историческом факте, точнее это 12% опрошенных. Может этот факт объясняет то, что опрос мы проводили только среди учащихся, а не среди взрослого населения. Но с другой стороны – очень отрадно, что Целина оценивается ребятами положительно. В основном учащиеся, которые участвовали в опросе считают это событие важным и нужным. Нынешняя молодежь, видят в целине позитивный результат. А это крайне важно в деле исторического воспитания, уже их детей и внуков.

О последствиях целинной эпопеи, хотелось бы сказать, что, во-первых, среди учащихся преобладают позитивные мнения об итогах целинной кампании в СССР. То есть целина, по мнению большинства опрошенных, принесла гораздо больше пользы, нежели вреда. Во-вторых, нынешняя молодёжь в преобладающем большинстве, считает, что труд первоцелинников одинаково ценен, как для государства, так и для его экономики, и для нас, и наших близких.


















Выводы

В своей исследовательской работе мы пришла к однозначному выводу: то, что сделали для нас те, кто участвовал в этом великом и нелёгком деле заслуживают уважения и внимания со стороны общества. И с этим согласились ребята, участвующие в опросе, 96,5 % считают, что мы должны учиться у этих людей стойкости, мужеству, человечности и помнить этот трудовой подвиг народа!

Упорство, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность – вот главные качества целинного характера, характера, закаленного нашей историей, настоящим трудовым подвигом нашего народа – поднятием целины.

Целина – это не только великая идея партии, но и мечта о светлом будущем для своих детей и внуков – то есть для нас!

































Заключение

Целинник был таким же первооткрывателем, как и космонавт.
Ученые спорят о том, нужна ли была целина? Кто-то утверждал, что в процессе этой кампании был поврежден не один гектар земли. В 1958 году началось беспорядочное распахивание земель. Тогда было повреждено несколько тысяч гектаров земли. Однако благодаря этой кампании страна была досыта накормлена хлебом, уровень экономики и культуры резко возрос. Это – подвиг, уходящий в века, это – прошлое наших отцов и дедов, а для нас, детей – это уже страница истории.

«Дорогу осилит идущий», – гласит восточная пословица.

Целинная эпопея на этой земле еще раз показала всему миру благороднейшие нравственные качества советских людей. Она стала символом беззаветного служения Родине, великим свершением социалистической эпохи.

Пусть же и дальше, словно морской прибой, катится родной казахстанской степью золотая пшеничная волна, пусть не иссякает хлебный поток на счастье людям.

Слава, покорителям целины!

Это эпоха засух и наводнений, эпоха требований от природы невозможного, это эпоха, которая до сих пор у нас за окном. 

Законы человеческого бытия говорят: чтобы понять куда идешь, оглянись назад, вдумайся, от какой точки отсчета начинается твоя биография, какова судьба твоих предков, куда уходят корни, питающие наше становление, нашу судьбу.

Сегодняшней молодежи желаем верить в свои силы, много трудиться и понимать значимость своего труда для себя и страны. Будь то целинные времена или нынешние, ваш труд одинаково ценен для государства и его экономики, для вас и ваших близких.


















Источники:

  1. Документальный архив Тимирязевской средней школы.

  2. Семейный архив Ильясова Е.В.

  3. Стародуб В.В. «Сарыколь».

  4. Интернет ресурсы.

  5. Справочники.

  6. Учебник по истории Казахстана, 9 класс.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Поисково – исследовательский проект по истории Казахстана

Автор: Махмутова Данагуль Ашимовна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок по истории  Казахстана на тему "ГУЛАГ - пять букв  смерти" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-gulag-piat-bukv-smierti"
    ["file_id"] => string(6) "215740"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432789263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок по истории Казахстана на тему: "Гулаг - пять букв смерти" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-gulagh-piat-bukv-smierti"
    ["file_id"] => string(6) "215770"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432793764"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Поисково – исследовательский проект по истории Казахстана на тему: «Целина – связь поколений» "
    ["seo_title"] => string(94) "poiskovo-issliedovatiel-skii-proiekt-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-tsielina-sviaz-pokolienii"
    ["file_id"] => string(6) "128616"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415541379"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока по истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "154374"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421154384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Творческий отчет учителя истории Аленовой К.Е."
    ["seo_title"] => string(54) "tvorchieskii-otchiet-uchitielia-istorii-alienovoi-k-ie"
    ["file_id"] => string(6) "287364"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454481133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства