Педагогика сотрудничества как инструмент для формирования метапредметных результатов учащихся
Педагогика сотрудничества как инструмент для формирования метапредметных результатов учащихся
По планете уверенной поступью шагает ХХI век, неся радость и горе, новые ценности и идеалы. В мире меняются взгляды на общество, меняется
и совершенствуется наша школа. Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества, гораздо в большей степени заинтересовано в
том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современный ученик должен не просто обладать определенной суммой знаний, а уметь грамотно работать с информацией, собирать необходимые для решения проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогика сотрудничества как инструмент для формирования метапредметных результатов учащихся»
Айзвирт Елена Рихардовна
Учитель истории и обществознания
МАОУ «Лицей № 1» г. Березники
Педагогика сотрудничества как инструмент для формирования метапредметных результатов учащихся
По планете уверенной поступью шагает ХХI век, неся радость и горе, новые ценности и идеалы. В мире меняются взгляды на общество, меняется
и совершенствуется наша школа. Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества, гораздо в большей степени заинтересовано в
том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современный ученик должен не просто обладать определенной суммой знаний, а уметь грамотно работать с информацией, собирать необходимые для решения проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать выводы.
Важнейшей задачей современной системы образования становится
формирование универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012) «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека общества, государства, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Данное определение раскрывает три ключевых аспекта понятия образования: образование как ценность, как процесс и как результат. Образовательная модель представлена на рис.1.
Система взаимодействия субъектов и материальных средств
Общественное благо и ценность
Современное образование
Результат воспитания и развития человека
Единый процесс
Рис.1. Образовательная модель современной российской школы
В целом образовательный процесс – это сложная система взаимоотношений всех субъектов этого процесса; его сущность заключается, прежде всего, в целенаправленном взаимодействии педагога и воспитанников направленное на решение образовательных воспитательных и развивающих задач. Взаимодействие участников педагогического процесса может быть:
Субъектно-объектное взаимодействие – идут с предметом к детям;
Субъектно-субъектное взаимодействие – идут с детьми к предмету, то есть сотрудничество.
Педагогика сотрудничества позволяет:
сохранить ребенку индивидуальность;
выявить его потребности;
помочь в нравственном развитии.
Современная педагогика сотрудничества – это синтез базовых теорий педагогического процесса, общая черта которых, гуманистическая ориентированность. Включает теории:прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, экзистенциализм, бихевиоризм (рис.2).
Экзистенциализм – условия для свободного развития
Прагматизм - практическая польза
Педагогика сотрудничества
Экзистенциализм – условия для свободного развития
Неотомизм - утверждает христианские и общечеловеческие ценности
Наиболее приемлемой и удачной технологией для реализации педагогики сотрудничества представляется метод проектов. Метод проектов неслучайно относят к технологиям ХХI века: он формирует умения человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям постиндустриального общества. Важной особенностью метода проектов следует признать возможность достичь значимых метапредметных и личностных результатов. В основе метапредметности лежит мыследеятельная прагматичная педагогика. Учитель – ученик – партнеры: они сотрудничают. «Мета» означает более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному восприятию мира. В Лицее № 1 города Березники реализуется в течение последних трех лет проект «Калейдоскоп судеб».
Изначально проект замышлялся как экспериментальная площадка сообщества по интересам, выражения творческого потенциала и гражданских инициатив учащихся лицея. Основная идея проекта – формирование системы ценностей, установок поведения, нравственных качеств, обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества через призму судеб реальных людей. В ходе реализации проекта сложилось проектно - лицейское сообщество историков - кластер (англ. cluster –«гвоздь, пучок, скопление»). Кластер юных историков стал организационной, инновационной формой объединения учеников и учителей сначала только истории, а затем некоторых других предметных кафедр лицея. Основа организационной структуры кластера создавалась по аналогии со структурой университетско - школьного кластера ВШЭ (Володина Г.Е., Оболонская А.В. Ратт Т.А. «Университетско – школьный кластер - инновационная форма совершенствования профессиональной компетенции учителей и предметных компетенций учащихся»). Заимствованы следующие структурные элементы (рис.3).
проектная группа - кластер;
предметные кафедры;
мониторинговая группа;
объеденные контактная и веб-группы.
Проектная группа (учащиеся 10-11 классов)
Преподаватели предметных кафедр истории, информатики, английского языка
Объединенные контактная и веб-группа
Мониторинговая группа
Специальный тематический сайт http://berezniki.16mb.com/
Рис.3 Организационная структура кластера «Калейдоскоп судеб»
Проектную группу составляют учащиеся 10 – 11 классов, учителя истории, обществознания, информатики, иностранного языка. Результатом совместной работы стал тематический сайт, посвященный родному городу Березники (http://berezniki.16mb.com/),который включает разделы «Флора фауна», «Этнография и экология», «Места исторические», «Калейдоскоп судеб». Страница «Калейдоскоп судеб» повествует о судьбах березниковцев, вершивших историю. В основе всех работ – аналитический, экспериментальный, поисковый опыт. Специальный тематический сайт отражает основные направления работы проектной группы, но не обеспечивает пока системного взаимодействия всех его участников. Система взаимодействия в стадии осмысления. Для создания слаженной системы - это очевидно, к проекту нужно привлечь учащихся продвинутых в области информатики. Опыт совместной работы мы имеем. В рамках проекта «Калейдоскоп судеб» разработан мини - проект» Современный путеводитель». Проектной группой из пяти человек, в которую вошли лицеисты, продвинутые в области истории, информатики и английского языка, создан путеводитель по городу Березники, его электронный аналог, осуществлен перевод на английский язык. В рамках проекта сотрудничали не только ученик - преподаватель, но и преподаватель- преподаватель. Проект объединил преподавателей трех кафедр - общественных наук, информатики, английского языка. Каждый ученик был прикреплен к тьютору из числа преподавателей кафедр. Преподаватель информатики курировал техническое оформление путеводителя и создание электронного аналога, преподаватель английского – перевод, преподаватель истории отслеживал содержание. Заседание кафедр обсудило, откорректировало и утвердило проект. В результате взаимодействия кафедр оформились направления совместной работы.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (в очном и Веб - формате).
Организация профессиональных взаимодействий учителей
предметников на семинарах, заседаниях кафедр.
Ознакомление с мониторинговыми технологиями.
Активность деятельности кластера подводится мониторингом. К сожалению, мониторинговые исследования не пробрели системный характер. Мониторинговые технологии осваиваются мониторинговой группой, которая представлена лицеистами. В перспективе мониторинг будет под контролем кафедры преподавателей информатики. Проводиться он будет не только в очной форме, но в Веб-формате, размещаться на сайте. Новизна проекта «Калейдоскоп судеб» состоит в том, что он стал частью лицейского телекоммуникативного проекта – что требует глубокой интеграции знаний как педагогов, так и учащихся. Возможно, эта особенность проекта обеспечивает стойкий интерес к нему (табл.1).
Таблица 1
Участники инновационного образовательного проекта
«Калейдоскоп судеб»
Количество
2012
2013
2014
2015
Учащиеся 8-9 классы
3
10
6
2
Учащиеся 10-11 классы
-
-
10
15
Преподавателей
1
2
3
4
В настоящее время готовится к изданию брошюра «Калейдоскоп судеб»- это яркие истории судеб березниковцев. Новый проект требует глубокой интеграции педагогов различных кафедр, сотрудничества с журналистами. Поле для сотрудничества обозначено: к проекту привлечены преподаватели литературы, налажен контакт с журналистами и предпринимателями города. Истории судеб березниковцев будут печататься в городской газете «На волне» (редактор Владимир Потехин). Для издания брошюры будут выделены средства предпринимателем Мшецян.
Действующий проект «Калейдоскоп судеб» позволил сформировать метапредметные умения его участников и достичь определенных результатов в проектной деятельности (табл.2).
Таблица 2
Метапредметные умения и результаты участников проекта
Подготовлена подборка статей о судьбах березниковцев для публикации;
Познавательные умения (работа с информацией, учебными моделями, выполнение логических операция);
сформировано сетевое сообщество(http://idevermore.16mb.com) на базе социального сетевого сервиса (Косикова Л.);
успешно представлены на всероссийских конкурсах учебно-исследовательские работы, посвященные судьбам березниковцев http://berezniki.16mb.com/(Балкин И., Танкеева Е.);
Регулятивные умения (управлять своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность самостоятельность)
создан самостоятельный проект «Путеводитель по городу» (Тетерлев Д.); Электронный аналог (Веселов Д.), перевод на английский язык (Григорьева У.) http://berezniki.16mb.com/;
Успешное выступление в рамках значимого проекта «Город-бизнес-НКО», поддержанного Президентом РФ. Выступление отмечено доктором педагогических наук, директором АНО ДИМСИ С.В. Тетерским, август 2015. Контактная группа установила сотрудничество с журналистами и предпринимателями города.
Таким образом, педагогика сотрудничества обеспечивает метапредметные и личностные результаты, а также целостность педагогического процесса. Позволяет решить задачи образования и воспитания, обогащает учащегося личным опытом, создает условия для творчества, гармонизирует и педагогизирует окружающую среду. Учитель работает не только с индивидуальными трассами учащихся, но и выстраивает между ними коллективное взаимодействие.
Источники
Володина Г.Е., Оболонская А.В., Ратт Т.А. «Университетско-школьный кластер-инновационная форма совершенствования профессиональной компетентности учителей и предметных компетенций учащихся» // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ- Пермь, 2013.
Громыко Ю.В. Метапредмет, «Знак»- М., 2001.
Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект/Росс. Акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Профессиональная педагогика: категории, понятия, денифиниции: сб. науч. тр. Вып. 4/ Федер. Агенство: Рос. гос проф-пед. ин-т; Рос. Акад. образования, 2006.
Словарь – справочник по педагогике Мижериков В. А., под редакцией П.и. Пидкасистого, М. 2004.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: матер. Х Междунар. образов. форума. В 2-х ч. (Белгород, 24-26 окт. 2006 г.) / БелГУ, МПГУ, МАНПО; отв.ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Ч. 1. С. 24-29.