kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

_Отечественная война 1812 года_.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых героических страниц отечественной истории

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала (ФИО)

Селиванова Татьяна Николаевна.

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Преподаватель истории и обществознания

Образовательное учреждение

ГБПОУ ЧТПрИС.

Название материала

«Отечественная война 1812 года»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

Презентация, текстовый документ

Цели,

Задачи материала

Цель урока: Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых героических страниц отечественной истории;

Задачи урока:

Образовательные:

-создать условия для рассмотрения причин и особенностей Отечественной войны 1812 года

-способствовать изучению основных событий войны

-формировать целостный образ Отечественной войны 1812 г.

Развивающие:

- развивать навыки работы с историческими документами, с картой,

- умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы,

Воспитательные:

воспитывать у обучающихся чувства гордости, патриотизма, веры и любви к своему народу, к Родине


Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года

2. http://patrio.ru/

3.http://www.chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/65_let_pobed/nagrady_velikojj_otechestvennojj_vojjny/

Урок разработан в рамках деятельностного подхода.

Его принципиально важным моментом является вовлеченность участников в процесс, ходе которого обучающиеся не просто выполняют предписанные задания , а напротив , самостоятельно ставят доступные им цели и самостоятельно же их реализуют. Это -главное.

Большое значение на данном уроке имеет качество психологического сопровождения. Деятельностный подход требует от обучающихся

умения понимать этапы работы, планировать их, оценивать результат, соотносить с целью, сотрудничать и многое другое.

Очень важным моментом является то что обучающийся не вызубрил, а сам пробовал, делал, ошибался, исправлял, открывал, находил.

В качестве научной методологической базы положен принцип, составляющий основу исторической герменевтики: главное работа с текстом, причем не с текстом в классическом его понимании, а с любым памятником культуры ( на данном уроке одним из вариантов текста являются средства наглядности), понимаемым как «текст».

Деятельность обучающихся должна претерпевать существенные изменения. В связи с переходом на новые ФГОС преподаватель должен формировать профессиональные компетенции. Для предмета история это достаточно сложная задача. Но современному обществу нужны «новые люди». Не только знающие факты , но и умеющие практически использовать полученную информацию. В основе преподавания уроков «по новому» лежит не репродуктивный подход, когда обучающиеся воспроизводят то , что говорит преподаватель, а деятельностный во главу всего ставится самостоятельная деятельность обучающихся и получение практических значений. Это первоочередная, но не единственная задача на уроке истории. Не стоит забывать и том, что история формирует ценностные ориентиры, гуманизм, патриотизм. ( На данном уроке на примере героизма и мужества русских солдат и генералов. Простых крестьян ушедших в леса и наносящих непоправимый вред французской армии).

Особенности преподавания урока в соответствии с новыми ФГОС.

Сегодня в мире и в России меняется смысл и сущность исторического образования.

Поэтому педагог в своей работе выделяет несколько направлений.

1.Познание истории через что то более близкое, понятное каждому обучающемуся. Иными словами по принципу действия: «Мы в истории, история в нас».

Приходится преподавать историю страны и мира, актуализируя историческую память обучающихся, т.е. чаще обращать внимание учащихся на историю семьи, края, их понимание истории и личный опыт.

В рамках курса истории России в техникуме существует необходимость получения личностно- значимых знаний. На уроке « Отечественная война 1812г.» в дополнение к материалу учебника включаю и краеведческий материал. Подчеркиваем значимость Сибирских полков

2. В условиях необходимости формирования профессиональных компетенций обращать внимание на практическую значимость полученного материала. На данном уроке обязательно узнаем о любимое блюде Наполеона (яичница с беконом), какие кондитерские изделия появились после Отечественной воны 1812г. ( торт «Наполеон» и Бородинский хлеб), а также обучающиеся узнают, откуда пошло название пункта приема пищи «Бистро».

В соответствии с тенденциями времени и требованиями рынка изменяется и процесс преподавания истории.

Перед началом работы педагог задает себе вопрос.

Зачем?- это целепологание; что- содержание, как- средство и формы , т.е. организация технологии среды.

Целеполагание- это опережающее представление о цели, организации и результате.



Цель урока первоначально педагог определяет для себя, а в дальнейшем согласует её с обучающимися.

Основные направления целепологания (по В.В. Шогану):

1.Образовательное (время, пространство, события, понятия, нравственные поступки).

На данном уроке узнать о ключевых событиях в ходе Отечественной войны 1812 года. Определить роль Бородинского сражения в ходе войны. Сформулировать у учащихся понимание глубокого и народного характера Отечественной войны. Определить роль Сибирских полков в ходе войны. Узнать о героизме и мужестве ..

2.Развивающее

Способствовать развитию интереса к предмету .Воспитывать у обучающихся чувство гордости за нашу славную историю на примерах героизма и храбрости русских воинов, их готовности стоять на смерть, защищая Родину. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на земле.

3.Смысловое

Тотальный смысл жизни России в устремленности к соборности-

это путь к духовному мироотношению, а следовательно, это смысл всех исторических этапов, смысл жизни отдельной исторической персоны (на данном уроке персоналиями выступают великие полководцы Кутузов М., др). и смысл жизни каждого русского сегодня. Русский духовный коллективизм (поднятие всего народа на борьбу с французами ,

создание партизанских отрядов) глубинная отраженность каждого в каждом во имя совершенствования мира и себя.

4.Действенно- практическое

Опережающее представление об исторических ситуациях, событиях в котрых условно участвуют обучающиеся. Это то, что дает возможность чувствовать, мыслить. Актуальность обогощается историей, а история понимается через актуальность. На данном уроке обязательно фрагментарно увязываю историю с профессией повара- кондитера. Обязательно узнаем о любимое блюде Наполеона (яичница с беконом),какие кондитерские изделия появились после Отечественной воны 1812г. ( торт «Наполеон» и Бородинский хлеб).

5.Рефлексивное.

Опережающее представление о таких условиях исторического образования, при которых возникает акт рефлексии, самоанализа на уроке.

Дифференцированное домашнее задание.(Ответить на вопросы после параграфа всем, написать эссе на тему «Пожар Москвы- триумф России».)

Наглядные средства обучения

  1. Сюжетные типологические картины (слайды №1.2.3,4).

  2. Исторические карты (слайды 7,9,11,14,20)

  1. Локальная схема (слайд 8,10,12,17,18)

  2. Наглядно-практические средства исторического действия-

видеофильмы (слайды 5 и 6,13,15,)

  1. Музыка- как практическое художественно историческое средство наглядности (М.Глинка «Гимн русскому воинству»).

Современный урок по моему мнению. Урок сочетает в себе все компоненты инновационной деятельности: компетентносная, деятельностная, личностно- ориентированная, дифференцированная, с использованием ИКТ как преподавателем, так и обучающимися.



РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ПЕРЕХОДУ НА ФГОС





Просмотр содержимого документа
«урок отечественная война 1812г»

Тема: Отечественная война 1812 года.


Цель: организовать и активизировать деятельность обучающихся на успешное усвоение данной темы.


Задачи:

Образовательные: сформировать у обучающихся понимание глубоко народного характера Отечественной войны 1812 года: рассказать о ходе, героической обороне российского населения. Ознакомить с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения изучаемой эпохи, чтобы осознавали лучшие традиции русского военного искусства.

Развивающие: развивать историческое мышление, показав на конкретных событиях Отечественной войны 1812 года зависимость военных действий от экономического и политического развития воюющих сторон, от характера войны. Развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа, чувства высокого патриотизма.


Основные понятия: Стратегия, тактика, континентальная блокада, партизанское движение.


Основные даты и события:
      12 июня 1812 г. — начало Отечественной войны.
      2-6 августа 1812 г. — сражение под Смоленском.

8 августа 1812 г. — назначение главнокомандующим М.И.Кутузова
      26 августа 1812 г. — Бородинское сражение.
      2 сентября – 2 октября 1812 г. — пребывание Наполеона в Москве.
      12 октября 1812 г. — сражение под Малоярославцем.
      14 -16 декабря 1812 г. — разгром остатков «великой армии» при Березине.
      25 декабря 1812 г. — окончание Отечественной войны.


Оборудование: В.В. Артемов: История Отечества.С древнейших времен до наших дней, В.В.Буганов: История России,к17-19вв. презентация «Отечественная война 1812 года».


Ход урока.


1. Объявление темы урока.

Обратите, пожалуйста, внимание на экран. (слайд 1)

На экране помещен хлеб «Бородинский» зачитайте и ответьте с какими событиями связано это событие и что оно означает.

Слайд№2 торт «Наполеон» откуда пошло такое названии .

Слайд№3 Слайд№4

Глядя на эти изображения подумайте и ответьте какое историческое событие их объединяет? Этому событию посвящены произведения М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстова, создан художественный фильм, в честь этого события сооружен храм Христа Спасителя в Москве, памятник в Смоленске, две триумфальные арки, портретами участников этого события украшен один из залов Эрмитажа в Санкт – Петербурге, одному из главных героев поставлен памятник у стен Казанского собора, где покоится его прах, в его честь создан орден, которым награждали в ХХ в. лучших полководцев в войне с фашистской Германией.

- Тема нашего урока «Отечественная война 1812 года» (слайд №5)(слайд№6)

2. Изучение нового материала.

План изучения нового материала: (на доске).

1. Причины войны 1812 года. Обострение русско-французских отношений.

2. Цели воюющих сторон. Характер войны.

3. Вторжение Наполеона в Россию.

4. Бородинское сражение.

5. Совет в Филях и оставление Москвы.

6. Отступление и гибель «Великой армии».


  1. Причины войны 1812 года. Обострение русско-французских отношений.

Проверка выполнения домашнего задания.

Беседа с обучающимися по вопросам:

- Какова была международная ситуация в Европе в начале ХIХ века?

- Каковы основные направления, цели внешней политики России в начале ХIХ века?

- Как развивались русско-французские отношения в начале ХIХ века?

- Какие противоречия существовали между Россией и Францией?

В результате длительных войн вне сферы французского влияния в Европе оставались лишь Англия со Швецией и — частично — Россия.

Наполеон стремился подорвать экономическую базу могущества своего главного соперника — Англии — и втянул европейские государства в Континентальную блокаду, которая должна была прекратить ввоз британских изделий, обеспечив преимущество французским товарам.
Наиболее негативно блокада сказалась на России, которая зависела не только от английского импорта, но широко экспортировала в эту страну свое сырье. Именно здесь блокада постоянно нарушалась, как по неспособности правительства ее осуществлять, так и при прямом его попустительстве. В то же время Наполеон не торопился предоставить России преимущества в экспансии на Балканском полуострове, которые он обещал при заключении Тильзитского мира.
Русское дворянство, которое продавало Англии лес и пеньку, потребовало от правительства разрыва мирного договора с Францией.
Таким образом, стремление освободиться от французского влияния, прежде всего отвечало экономическим интересам русского дворянства — господствующего класса России.
Франция же, со своей стороны, используя как предлог нарушение Россией Тильзитских соглашений, стала готовиться к войне.
Наполеон стремился полностью подчинить русскую экономическую политику своим интересам, сделав союзное правительство орудием борьбы с Англией.
Это означало ограничение российского суверенитета, как это уже произошло с Австрией, Пруссией и другими странами.


У вас на столе лежат опорные карточки, по которым мы будем работать в течение урока. (Приложение 1).


Используя знания, полученные на предыдущих уроках и только что повторенный материал, выполните задание № 1.

Отметьте причины отечественной войны 1812 года.

(фронтальная беседа)

  1. Стремление Наполеона I установить мировую гегемонию.

  2. Планы России по восстановлению старых порядков в Европе.

  3. Обострение противоречий между Россией и Францией, вызванное:

— несоблюдением Россией континентальной блокады;

— поддержкой Наполеоном планов воссоздания Речи Посполитой;

— потерей Россией из-за Франции прежнего влияния в Европе;

— подстрекательством Францией Турции и Ирана к войне с Россией;

— личная неприязнь между Александром I и Наполеоном;

— недовольство русского дворянства внешней политикой царя.

К этому можно добавить: — неудачное сватовство Наполеона к сестре Александра I;

— «Ольденбургское дело» - сестра Александра I была замужем за герцогом Ольденбургским, герцогство которого Наполеон объявил территорией Франции, что было своего рода пощечиной Александру.

Таким образом, мы можем сделать вывод :

столкновение Франции и России было неизбежным.

Итак, мы с вами выделили причины войны, а теперь давайте проследим за основными событиями.


  1. Цели воюющих сторон. Характер войны.

В 1810 г. Наполеон заявил: «Через 5 лет я буду господином мира. Остается одна Россия, но я раздавлю ее».

К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном. Многие из них не хотели участвовать в боях, что отрицательно сказывалось на боевом духе всей армии. В поход на Россию Наполеон взял 640 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники: Л.Н. Даву, М. Ней, И. Мюрат.

Наполеон был уверен в скорой победе.( слайд№7)

Русская армия имела 590 тысяч человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тысяч человек. Почему? Потому что на юге продолжалась война с Турцией. И только за три месяца до начала войны удалось подписать мирный договор с Турцией, но эти войска не могли принять участие в сражениях, они очень устали.

Итак, Франция поставила перед собой определенные цели и армия Наполеона начала наступление.

12 июля 1812 года армия Наполеона перешла через реку Неман, тем самым ознаменовав начало Отечественной войны ( слайд№6).

Возникает новый вопрос: как вы думаете, какой характер носила война для России и для Франции?

Предполагаемый ответ: Отечественная война 1812 года была оборонительной для России и наступательной для Франции.


  1. Вторжение Наполеона в Россию.

Русские войска, расположенные на западном фронте, составляли 240 тысяч человек и состояли из трех армий, далеко стоящих друг от друга.

1-ая армия защищала Петербургское направление, ее возглавлял Барклай-де Толли.

2-я армия во главе с Багратионом прикрывала Московское направление.

3-я армия, возглавляемая А.П. Тормасовым, защищала Киевское направление.

Рижское направление защищал 38-тысячный корпус Н.Н. Эссена. (слайд№8), (слайд№9)

Вначале главнокомандующим русской армией был император Александр I, он находился при штабе армии Барклая – де Толли. Чуть позже главнокомандующим был назначен Барклай-де Толи.

Наполеон рассчитывал разбить наши армии поодиночке.

- Ребята, как вы думаете, при такой расстановке сил можно ли было остановить противника? Нет

- Что же надо было сделать в первую очередь, чтобы иметь возможность противостоять врагу?

Предполагаемый ответ: Чтобы иметь такую возможность, надо было объединить все русские вооруженные силы.

Опытные русские генералы разгадали план неприятеля – Барклай-де-Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Именно поэтому было принято решение вести отступление, изнуряя противника и лишая его возможности пополнить продовольственные и боевые запасы(слайд№10)

Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились.


Хорошо! А теперь посмотрите в свои опорные карточки на задание №2.

Сгруппируйте цифры положений, относящиеся к русской и французской армиям накануне войны 1812 года.

На выполнение задания отводится 2 минуты, после чего мы совместно его проверим


РУССКАЯ АРМИЯ ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ


2 5 6 7 10 1 3 4 8 9


1.Численност армии – 640 тысяч человек

2.Численность армии – 240 тысяч

3.В стране создана массовая армия

4.Всеобщая воинская повинность.

5.Рекрутская система наборов.

6.Служба в армии продолжалась 25 лет

7.Не было в запасе людей, обученных военному делу.

8.Армия оснащена новейшим оружием.

9.В армию включены силы побежденных стран.

10. Армия разделена к началу боевых действий на три части.


Война приближалась к Смоленской земле, где планировалось соединение армий Барклая де Толли и Багратиона. Император встретился в Смоленске с местным дворянством, призвал его вооружаться и вооружать крестьян. Александр I обратился к смоленскому епископу Иринею с предписанием, в котором узаконил партизанскую войну.

А она уже разгорелась, еще до царских указов и наносила огромный урон вражеской армии. И если Неман перешло 640-тысячное французское войско, то к Смоленску подошло уже 200 тысяч французских солдат. Все население страны объединилось ради спасения Родины. Каждый старался помочь, чем только мог.

Дворянство занялось формированием ополчения, купечество только в Москве собрало 2,5 миллиона рублей, а городской глава отдал половину своего состояния на защиту Отечества.

Отступление русских войск продолжалось вплоть до 22 июля 1812 года.

22 июля 1812 года 1-я армия Барклая-де-Толли и 2-я армия Багратиона воссоединились под

Смоленском. Командование русских войск решилось дать сражение французской армии. Успех

французов был предопределен. Смоленск не был оснащен оборонительными сооружениями.

Русские войска уступали по численности французским войскам. Наступление армии Наполеона

началось 2 августа. Русские войска поддерживали смоленские части ополченцев. Это было

кровопролитное сражение, от Смоленска остались лишь обугленные руины. 6 августа 1-я и 2-я

армии оставили Смоленск и возобновили отступление к Москве. (слайд 11,слайд№12)

После сдачи Смоленска стал снижаться боевой дух русской армии. И Александр I

был вынужден назначить 8 августа главнокомандующим Михаила Илларионовича Кутузова.

(слайд 13)


Давайте заслушаем историческую справку об этом человеке: (сообщение обучающегося )(слайд№13)

М.И. Кутузов – ученик Суворова, участвовал в штурме Измаила. Во время боя был ранен в глаз.

- Он – главнокомандующий русской армией на юге в войне с Турцией.

  • Талантлив не только как полководец, но и как дипломат, потому сумел склонить Турцию к подписанию мира на выгодных для России условиях.

  • Он известен как обаятельный человек и отличный рассказчик. С дамами беседовал по-французски, а в разговорах с крестьянами и солдатами употреблял простой и красочный русский язык.

Объяснение преподавателя .

Эти качества делали Кутузова очень популярными в народе и в армии. В него верили, с ним связывали надежды на лучшее. Но царь недолюбливал его, однако, вынужден был уступить общественному мнению и ближайшему своему окружению.

Узнав, что Смоленск оставлен, Кутузов с огорчением сказал: “Ключ к Москве взят”.

17 августа у села Царево Займище Кутузов прибыл в армию, возродив у бойцов надежду и боевой дух. Но армия вынуждена была продолжить отступление, т, к, надо было навести порядок в армии и соединиться с подходящими резервами. Улучшить снабжение и подтянуть дисциплину.

В конце августа численный перевес еще был на стороне французов. Но Кутузов знал,

что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию.

Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино на

Новой Смоленской дороге в 110 км от Москвы. К югу от села в 5 км. Была деревня Утица –

на Старой Смоленской дороге. Развернувшись между ними на холмистой местности,

русская армия преградила неприятелю путь на Москву. Здесь и было решено дать

неприятелю генеральное сражение.


4. Бородинское сражение.

А о том, как оно происходило нам расскажет … обучающийся , получивший опережающее задание).

А вы, ребята, внимательно слушая рассказ и работая по схеме битвы, заполните соответствующими номерами клеточки в задании №3 вашей опорной карточке.


Сгруппируйте русские войска по местам их расположения в Бородинском бою.


Левый фланг центр правый фланг


1.Первая армия (Барклай-де Толли)

2.Вторая армия (Багратион)

3. Корпус Раевского

4.Корпус Тучкова

5.Шевардинский редут.

6. Штаб-квартира Кутузова.


Рассказ обучающегося: Французы подошли к деревне Шевардино 23 августа, но были остановлены. 24 – они штурмовали Шевардинский редут. (слайд 14)

Небольшой отряд под командованием генерала Горчакова храбро отражал атаки во много раз превосходящих сил противника. А в это время на Бородинском поле русские солдаты возводили укрепления.

В центре на Курганной высоте разместилась артиллерийская батарея, принадлежащая корпусу генерала Раевского. На левом фланге у села Семеновское – ключевой пункт обороны – Багратионовы флеши, на правом фланге – армия Барклая-де Толли.

Бородинская битва началась в 5.30 ч утра 26 августа 1812 года.

Наполеон пытался отбросить русских от Старой Смоленской дороги, но близ Утицы французов остановили. Тогда они обрушили основной удар на Багратионовы флеши, их штурмовали 6 часов. Багратион был смертельно ранен. К полудню французы заняли эти укрепления, но русская конница не дала врагу прорваться. В это же время несколько атак пришлось отбивать батарее Раевского, а в тылу у французов оказалась русская кавалерия под командованием атамана Платова и генерала Уварова. Около 2-х часов дня французы вытеснили батарею Раевского с ее позиций. Но снова контратака русской кавалерии спасла положение. Путь на Москву оставался закрыт. День закончился по грохот артиллерии, а с наступлением темноты Наполеон приказал своим солдатам оставить ряд захваченных пунктов. В этом бою он потерял 58,5 тысяч солдат. Русских погибло 44 тысячи. У нашей армии был небольшой численный перевес в количестве пушек, но погибло 23 генерала, тысячи офицеров, в том числе Багратион. Наполеон не рискнул ввести в бой свой последний резерв. Утром 27 августа Кутузов тоже приказал армии отступать с поля боя.


5. Совет в Филях и оставление Москвы.

Бородинский бой нанес огромный урон армии Наполеона, и русские отстояли свои позиции, но 1 сентября в д. Фили под Москвой состоялся военный совет. (слайд 16)

На нем было принято непростое решение: оставить Москву, сохранив при этом армии и подготовившись к последующим битвам.

Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно ….

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою… -

писал А.С.Пушкин. (слайд 17-18 )


Входя в опустелую Москву, наполеоновские воины надеялись отдохнуть на теплых квартирах. Но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву и обрывки бумаг.

2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. (слайд 18)

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.


6. Отступление и гибель «Великой армии».

Не дождавшись предложения о заключении мира, 7 октября Наполеон покинул Москву.

Кутузов, расположившись в местечке Тарутино под Москвой, перекрыл французской армии на еще неразоренную дорогу на Калугу, и заставил их отступать по старой Смоленской дороге, где села были сожжены и разграблены.

Наполеоновские войска преследовала русская армия, со всех сторон теснили партизаны. От бескормицы падали лошади французской кавалерии, голодали солдаты. Да еще в это время начались сильные холода. Одетые легко французы замерзали и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти. (слайд 19-№20)

Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. А жалкие ее остатки в середине декабря перешли Неман, откуда начинали свой поход.

6 января 1813 года Александр I издает манифест об окончании войны.

3.Рефлексия

Кто же они герои Отечественной войны 1812 года?

Предполагаемый ответ: Это талантливые военачальники: Н.Н. Раевский, А.П.Ермолов, П.И.Багратион, Д.В.Давыдов и многие другие.

Но прежде всего – это народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне уничтожали или прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.

Французы жаловались, что русские воюют “неправильно”: неожиданно нападают на обозы с продовольствием, забирают оружие и скрываются в лесах.

Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: “Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вам сим именем”( слайд№21.

Молодцы, ребята! Мы очень плодотворно сегодня поработали.


Домашнее задание: п. 4, письменно ответить на вопрос «Каково было значение Отечественной войны 1812 года?»


Просмотр содержимого презентации
«Тема _Отечественная война 1812 года_.»

Существует не подтвержденная источниками легенда о том, что бородинский хлеб впервые был испечён монахинями женского Спасо-Бородинского монастыря , основанного на месте Бородинской битвы (отсюда и название) вдовой генерала Александра Тучкова. Якобы, возле монастыря была построена своя пекарня, где впервые был разработан рецепт поминального хлеба — чёрный, с кориандром (символ картечи). Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году русских
  • Существует не подтвержденная источниками легенда о том, что бородинский хлеб впервые был испечён монахинями женского Спасо-Бородинского монастыря , основанного на месте Бородинской битвы (отсюда и название) вдовой генерала Александра Тучкова. Якобы, возле монастыря была построена своя пекарня, где впервые был разработан рецепт поминального хлеба — чёрный, с кориандром (символ картечи). Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году русских
В России название нередко связывают с приготовлением этого пирожного во время широкого празднования 100-летия изгнания Наполеона Бонапарта из России [1] . К этому юбилею появился целый ряд напитков и кушаний, оформленных по-праздничному. Появилось и новое пирожное — слоёное с кремом, изготовленное в виде треугольника, в котором предполагалось видеть знаменитую шляпу Наполеона. Пирожное быстро получило название «Наполеон» и всеобщее признание. Это название сохранилось до наших дней, хотя по форме пирожное стало прямоугольным
  • В России название нередко связывают с приготовлением этого пирожного во время широкого празднования 100-летия изгнания Наполеона Бонапарта из России [1] . К этому юбилею появился целый ряд напитков и кушаний, оформленных по-праздничному. Появилось и новое пирожное — слоёное с кремом, изготовленное в виде треугольника, в котором предполагалось видеть знаменитую шляпу Наполеона. Пирожное быстро получило название «Наполеон» и всеобщее признание. Это название сохранилось до наших дней, хотя по форме пирожное стало прямоугольным
Орден Кутузова  I степени  Орден Кутузова  II степени Орден Кутузова III степени

Орден Кутузова

I степени

Орден Кутузова

II степени

Орден Кутузова

III степени

Эпиграф: Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? А.С. Пушкин

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

А.С. Пушкин

Цель урока : Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых героических страниц отечественной истории;

Задачи урока:

Образовательные:

-создать условия для рассмотрения причин и особенностей Отечественной войны 1812 года

-способствовать изучению основных событий войны

-формировать целостный образ Отечественной войны 1812 г.

Развивающие:

- развивать навыки работы с историческими документами, с картой,

- умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы,

Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувства гордости, патриотизма, веры и любви к своему народу, к Родине

В истории есть такие события о которых рассказ длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим. Тема урока – Отечественная война 1812 года. Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свой Родины, встал весь российский народ перед лицом, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.

Французская армия: Российская армия:

Французская армия:

Российская армия:

  • ½ - французы, ½ - воины покоренных народов Европы – армия «двунадесяти языков»
  • Всеобщая воинская повинность
  • ЦЕЛИ: захватническая и грабительская
  • Рекрутская система комплектования, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии.
  • ЦЕЛИ: защита свободы и независимости
Сооружен в 1912 году по проекту военного инженера П.А. Воронцова - Вельяминова. Расположен на высоком холме в центре деревни Горки на главном наблюдательном пункте полководца. С вершины холма хорошо просматривается позиция русских войск в день сражения.            Обелиск из красного гранита венчает бронзовый парящий орел, держащий в когтях золоченый лавровый венок - символ победы. На лицевой грани золотом сверкает меч, направленный острием вверх, - грозное предупреждение завоевателям. Ниже - ниша с бронзовым барельефом, на котором изображен М.И. Кутузов, отдающий приказ своим сподвижникам. Над барельефом - слова из донесения полководца Александру I о результатах Бородинского сражения: « Неприятель отражен на всех пунктах ». На тыльной стороне памятника текст: « Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов руководил войсками в сражении при с. Бородине 26 августа 1812 года ». 1.Барклай де Толли 110 000 II .Багратион 49 000 Великая Армия 600 тыс.чел. III .Тормасов 45 000

Сооружен в 1912 году по проекту военного инженера П.А. Воронцова - Вельяминова. Расположен на высоком холме в центре деревни Горки на главном наблюдательном пункте полководца. С вершины холма хорошо просматривается позиция русских войск в день сражения.            Обелиск из красного гранита венчает бронзовый парящий орел, держащий в когтях золоченый лавровый венок - символ победы. На лицевой грани золотом сверкает меч, направленный острием вверх, - грозное предупреждение завоевателям. Ниже - ниша с бронзовым барельефом, на котором изображен М.И. Кутузов, отдающий приказ своим сподвижникам. Над барельефом - слова из донесения полководца Александру I о результатах Бородинского сражения: « Неприятель отражен на всех пунктах ». На тыльной стороне памятника текст: « Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов руководил войсками в сражении при с. Бородине 26 августа 1812 года ».

1.Барклай де Толли

110 000

II .Багратион

49 000

Великая

Армия

600 тыс.чел.

III .Тормасов

45 000

1-ая армия под командованием военного министра Барклая де Толли вдоль реки Неман; 2-ая армия под командованием Багратиона располагалась южнее, в Белоруссии 3-я армия под командование Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.
  • 1-ая армия под командованием военного министра Барклая де Толли вдоль реки Неман;
  • 2-ая армия под командованием Багратиона располагалась южнее, в Белоруссии
  • 3-я армия под командование Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.
Под Смоленском развернулось ожесточенное сражение. Французы, потеряв 20000 солдат, заняли город только тогда ,когда русское командование сочло его дальнейшую оборону бессмысленной и отдало приказ возобновить отступление .

Под Смоленском развернулось ожесточенное сражение. Французы, потеряв 20000 солдат, заняли город только тогда ,когда русское командование сочло его дальнейшую оборону бессмысленной и отдало приказ возобновить отступление .

8 августа 1812 года   М.И. Кутузов был назначен главнокомандующий русской армии .

8 августа 1812 года

М.И. Кутузов был назначен главнокомандующий русской армии .

22 августа 1812г. русская армия развернулась вдоль р.Колочи у с.Бородино под Можайском, примерно в 125км от Москвы. В русской армии насчитывалось – 120 тыс. человек и 600 орудий. У Наполеона -135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий

22 августа 1812г. русская армия развернулась вдоль р.Колочи у с.Бородино под Можайском, примерно в 125км от Москвы. В русской армии насчитывалось – 120 тыс. человек и 600 орудий. У Наполеона -135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий

русская армия оставила Москву.
  • русская армия оставила Москву.

Захват Москвы (сентябрь 1812 г.) Пожар Москвы

Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.   А.С. Пушкин

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

А.С. Пушкин

Кутузов создав видимость отступления по Рязанской дороге, перешёл на Калужскую дорогу – к селу Тарутино, закрыв тульские оружейные заводы.
  • Кутузов создав видимость отступления по Рязанской дороге, перешёл на Калужскую дорогу – к селу Тарутино, закрыв тульские оружейные заводы.

А. Сеславин

Д Давыдов

В. Кожина

Г. Курин

«Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем»  Из приказа фельдмаршала М. И. Кутузова

«Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем»

Из приказа фельдмаршала М. И. Кутузова

В единении сила Руси    Сергий Радонежский А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей! А.Никитин

В единении сила Руси

Сергий Радонежский

А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей! А.Никитин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
_Отечественная война 1812 года_.

Автор: Селиванова Татьяна Николаевна

Дата: 23.03.2017

Номер свидетельства: 402566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Историко-литературная игра  «Великая Отечественная война: год за годом». "
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko-litieraturnaia-ighra-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-ghod-za-ghodom"
    ["file_id"] => string(6) "151990"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420795749"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Историко – познавательное мероприятие "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ГОД ЗА ГОДОМ""
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko_poznavatelnoe_meropriiatie_velikaia_otechestvennaia_voina_god_za_godom"
    ["file_id"] => string(6) "489148"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544072869"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "классный час «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(75) "klassnyi-chas-moi-rodstvienniki-uchastniki-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "191363"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427297592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Герой Великой Отечественной войны -  летчик-штурмовик Талгат Бегельдинов". "
    ["seo_title"] => string(82) "gieroi-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-lietchik-shturmovik-talghat-bieghiel-dinov"
    ["file_id"] => string(6) "212511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431863628"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Какое участие принимали животные в годы Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(78) "kakoie-uchastiie-prinimali-zhivotnyie-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "201136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428993658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства