Организация учебной деятельности одаренного ребенка на уроках истории
Организация учебной деятельности одаренного ребенка на уроках истории
В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться больших результатов в работе с одаренными детьми на уроках истории. Материал базируется на опыте работы учителя истории и обществознания Муталлаповой Э.З.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Направление работы с одаренными детьми на уроке.
3.Применение активных и интерактивных форм и методов работы.
4. Использование информационно-коммуникативных технологий.
5.План работы учителя истории.
6. Практические результаты работы.
7. Практическая значимость работы.
8. Перспективы работы с одаренными детьми.
9.Список используемой литературы.
10. Приложения.
Опыт работы адресован тем, кто понимает, что работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов, кому небезразлично, что случится с ребенком, проявляющим признаки общей одаренности, после того, как он перешагнет порог школы. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющего мира, породившего идею организации целенаправленнного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребонок- это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Моя принципиальная позиция заключается в том, что одаренные дети есть везде. Проблема в том что не всегда одаренность адекватно оценивается учителем. Считаю, что у этой категории детей возникает ряд проблем, поэтому, выстраивая учебный процесс, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня.
2. Они критически относятся своим результатам, у них низкая самооценка.
3. Они ставят перед собой нереальные цели.
4.Одаренный ребенок более уязвим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация учебной деятельности одаренного ребенка на уроках истории »
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Актанышского муниципального района РТ
Организация учебной деятельности одаренного ребенка на уроках истории
Автор: Муталлапова Энзе Заетовна,
учитель истории и обществознания
Актаныш - 2015
Таланты создать нельзя, но можно
создать культуру, то есть почву, на
которой растут и процветают
таланты.
Нейгауз
Организация учебной деятельности одаренного ребенка
на уроках истории
Краткая аннотация
В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться наибольших результатов в работе с одаренными детьми на уроках истории. Материал базируется на опыте работы учителя истории и обществознания Муталлаповой Э.З.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Направления работы с одаренными детьми на уроке. 3. Применение активных и интерактивных форм и методов обучения.
Опыт моей работы адресован тем, кто понимает, что работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, кому небезразлично, что случится с ребенком, проявляющим признаки общей одаренности, после того, как он перешагнет порог школы.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость.
Моя принципиальная позиция заключается в том, что одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность адекватно оценивается учителем.
Считаю, что у этой категории детей возникает ряд проблем, поэтому, выстраивая учебный процесс, следует учитывать следующие особенности:
Проблемы
Особенности
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 2. Одаренным детям нравятся сложные задания и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 3. Они отвергают стандартные требования учебного процесса, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 4. Их волнуют вопросы философского характера.
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 4. Одаренный ребенок более уязвим. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Новизна работы заключается в подходе – в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью обучающихся.
Цель учебной деятельности - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
- совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;
-формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;
-создание условий для формирования умений и навыков работы с олимпиадными заданиями; - расширение информационного пространства в области истории.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке.
Работу с одарёнными детьми я веду по нескольким направлениям.
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания. Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Подготовительный этап работы «Мониторинг одаренности».
Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося.
Формирование групп детей по уровню достижений.
Методы диагностики:
- информационно-комментирующий (беседа, анкета);
- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;
- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.
Определение уровней достижений ученика по истории и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный. (Приложение №1).
2.Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали? Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним начинаю ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов. Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Для одарённых детей разрабатываю задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: текстом учебника, картами, документами, иллюстрациями.
Остановлюсь на этом подробнее.
Формы работы на уроке
1). Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом.
- картинный план. Достоинством приема составления картинных планов (по сравнению с простыми и развернутыми) является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.
Пример: картинный план «Чумной бунт в Москве в 1771году» в 7 классе.
1.Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и ее окрестности.
2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…
- стереотипный план. Составляя стереотипный план, учащиеся получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостное представление о прошлом.
Пример: стереотипный план «Время обитания человека умелого» в 10 классе.
1. «Адам» рода человеческого жил примерно 2,5-1,5 млн. лет назад.
2. По археологической периодизации время его обитания - верхний палеолит.
3. Внешний вид и образ жизни человека умелого:
а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой;
б) предполагаемый вес «первочеловеков» около 30 кг;
в) объем мозга достигал 430-530 куб. см;
г) человек умелый жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.
2) Многоуровневый анализ исторических документов.
Обычно при работе с документами встречаются задания, которые направлены на чтение и выборочный пересказ источника. В основе моей работы лежит идея многоуровневого анализа документа. Проиллюстрирую это на примере работы с документом «Походы Святослава» из «Повести временных лет» в 10 классе.
Уровни анализа
Вопросы для анализа
1.Атрибуция (паспортизация) документа.
1. К какому виду источников относится документ?
2. Сколько примерно веков и лет разделяет поход Святослава и летописный рассказ об этом?
2. Работа с информацией, которая заложена в тексте.
1. С какими народами воевал Святослав в 971 году?
2. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе?
3. Аксиологический уровень.
1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?
4. Критический уровень.
1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава.
2. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте.
5.Праксеологический уровень.
1. Что нового помог узнать вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами?
3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения
План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.
Пример:
1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?
2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.
Пример: Вопросы и задания к репродукции картины С.В.Иванова «На сторожевой границе Московского государства», история, 10 класс.
1. По пейзажу, теням людей, лошадей и деревьев попробуйте определить, какая часть границы Московского государства – западная, южная или восточная - изображена художником.
2. Вспомните, какие опасности угрожали Московскому государству именно с этой стороны границы в 16-17 веках.
3. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Российского государства?
4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 16-17 в.в.? Почему вы так думаете?
4) Формирование хронологических знаний и умений
На уроке использую следующие виды работы:
А) Определение века и тысячелетия.
В течение минуты просмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку, к одному тысячелетию:
1584-1684 1302-1399
1000-1001 1299-1200
1600-1501 100-7
1899-189 189-200
Б) Задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий:
Монголы вторглись на Русь в… году и обложили ее данью. В … г. они захватили и разорили Киев, но в …г. татары ушли из южной Руси и основали ханство Золотую Орду.
В) Задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:
- определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:
1761-1762, 1762-1796, 1796-1801…
Г) Задания на формирование умений решать хронологические задачи:
В 70-м году до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его убрали и перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги?
1) 1936 лет; 2) 2076 лет; 3) 1970 лет.
5) Работа с картой на уроке
Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:
А) Творческие образные задания:
Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».
Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….
В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:
- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.
Г) Игры по картографии: по названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, техасы).
6)Прием «Особое задание» Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
7) Прием «Энциклопедист» Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.
8) Применение интерактивных форм работы
А)Прием«Молодойучитель» Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока. Б)Методпроектов Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь шире использовать на уроках метод проектов. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность и расширять их знания по предмету. Так, например, при изучении темы «Коллективизация сельского хозяйства» в 9 классе две ученицы разработали проект «Коллективизация- трагедия крестьянина-труженика?» и др.
В) Самостоятельная работа с информационным текстом
Эту работу выстраиваю в 3 этапа.
1.Вызов:
-мозговой штурм;
- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.
Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно. (Приложение №2)
Г) Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров. Считаю, что кластер позволяет проявить ученикам индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблему. Предлагаю вниманию коллег кластер, который составлен группой учащихся в 10 классе при изучении темы «Изменение условий развития народов Евразии». (Приложение №3)
Д) Прием «Лесенка»
Пример: история 10 класс.
Составить иерархию ценностей и аргументировано представить свою позицию
А) первобытного человека
Б) античного
В) средневекового
Г) человека нового времени
Д) современного человека.
9) Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий
При работе с одаренными детьми я веду тематический контроль по следующей схеме:
Фамилия имя ученика
Понятия и термины
Хронология
Творческие задания
Самост. работа
Устные ответы
Письмен. работы
Итоговая работа (зачетная для 10-11 класса)
1.
2.
3.
Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Я убедилась, что данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшению результатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.
10)Проведение зачетов
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При чём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят самооценку деятельности на уроке. Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории я вижу в дифференциации домашнего задания.
Прием «три уровня домашнего задания»
Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
Использование нформационно-коммуникационных технологий
В педагогической практике работы с одаренными детьми особое место уделяю ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории основываются на повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
В учебном процессе использую следующие варианты работы:
Одаренные дети на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучают новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы (например, тестирование по теме «Социальная стратификация Российского общества в начале 20 века»).
Использование материалов мультимедийной продукции для творческой работы учащихся над рефератом или проектом и лабораторно-практических занятий («Программы политических партий России в конце 20 века»).
Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников. («Первая русская революция», «Политические партии», «Социальная стратификация общества»).
Частое обращение вместе с детьми к электронной базе данных: «Персоналии», «Словарь», «Статистика», «Родословная Романовых» для создания тематических и игровых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для индивидуальной работы.
Создание заданий и презентаций учащимися к урокам: («Эпоха Смутного времени», «Первые Романовы» «Либеральные реформы XIX века» - работа по части С, при подготовке к ЕГЭ), докладов и рефератов.
Составление презентаций учителем вместе с учениками в программе Power Point, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории.
Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории позволяет мне стимулировать мотивацию учения, познавательный интерес учащихся. В результате возрастает эффективность самостоятельной работы, самообразование учащегося, экономится время за счет ускорения процесса отбора и систематизации информации. Работая с одаренными детьми, составляю план работы для себя.
План работы учителя
№
Содержание работы
Сроки
1.
Выявление одаренных детей.
Постоянно.
2.
Создание и пополнение банка данных одаренных детей по предмету.
В течение года.
3.
Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося. Диагностика успешности ребенка.
Постоянно.
4.
Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными детьми.
В течение года.
5.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
В течение года.
6.
Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям.
В течение года.
7.
Составление плана массовых мероприятий с одаренными детьми.
Сентябрь.
Создание банка творческих работ учащихся.
В течение года.
8.
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.
Постоянно.
9.
Подготовка педагогических характеристик на каждого ребенка, составление индивидуальной программы работы с ребенком.
В теч. года.
Сентябрь.
Самообразование педагога
1.
Изучение методической и научно-популярной литературы.
Постоянно.
2.
Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся.
Постоянно.
3.
Участие в работе методических объединений (ШМО, РМО). Обмен мнениями по вопросам работы с одаренными детьми.
В течение года.
4.
Участие в профессиональных конкурсах, семинарах.
В течение года.
5.
Обмен опытом работы с одаренными детьми на ШМО.
Май.
Работа с родителями одаренных детей
1.
Тестирование «Способности ребенка. Как их распознать?»
Сентябрь
2.
Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка».
Октябрь.
3.
Родительское собрание «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка».
Ноябрь.
4.
Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных детей.
Постоянно.
5.
Индивидуальная работа с родителями (по запросам).
В течение года.
6.
Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.
В течение года.
Практические результаты работы
1. Создала информационный банк данных «Одаренные дети».
2. Увеличилось количество детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные способности.
3. Увеличилось число участников школьного тура олимпиад по истории и обществознанию.
4. Вырос интерес учащихся к занятиям творческой, поисково-исследовательской работой.
5. Расширился диапазон мероприятий по предмету (урочная и внеурочная деятельность) для расширения творческих способностей учащихся.
6. Отмечается удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.
7. Повысилась профессиональная компетентность по актуальным вопросам педагогики одаренности.
8. Все дети из числа одаренных используют ИКТ для самостоятельной творческой работы (презентация нового материала, выступления на научно-практических конференциях, оформление исследовательских работ, проектов).
Достижения учащихся в 2011-2012 и в 2012-2013 уч. г.
Ф.И. уч-ся
класс
год
Уровень участия
мероприятие
результат
Хаертдинова Зульфия
8
9
2011-2012
2012-2013
Муниципальный
Олимпиада по истории
Призер
Муниципальный
Олимпиада по МХК
Победитель
Республиканский
Олимпиада по МХК
8 место
Международный
Международная Олимпиада по истории (на английском языке) «Russian History»
Победитель
Хаертдинова Гульфия
9
11
10
2011-2012
2014-2015
2012-2013
Муниципальный
Олимпиада по истории
Призер
Республиканский
Олимпиада по истории
Призер
Межрегиональный
Поволжская межрегиональная олимпиада "Будущее большой химии" по истории, КНИТУ
Призер
Международный
Международная Олимпиада по истории (на английском языке) «Russian History»
Победитель
Агълямова Алия
9
2012-2013
Международный
Международная Олимпиада по истории (на английском языке) «Russian History»
Победитель
Агултдинова Гузель
10
9
10
2012-2013
2011-2012
2012-2013
Межрегиональный
Поволжская межрегиональная олимпиада "Будущее большой химии" по истории, КНИТУ
Призер
Международный
Международный историко-краеведческий конкурс "Морской венок славы" г.Санкт-Петербург
Диплом активного участника
Международный
Международная
Олимпиада по истории (на английском языке) «Russian History»
Победитель
Ахматнабиева Лейла
10
2011-2012
Муниципальный
Олимпиада по экономике
Призер
Башаров Амир
9
2011-2012
Межрегиональный
Поволжская межрегиональная олимпиада "Будущее большой химии" по истории, КНИТУ
Призер
Зиннатуллина Марьянна
9
10
2011-2012
2012-2013
Межрегиональный
Поволжская межрегиональная олимпиада "Будущее большой химии" по истории, КНИТУ
Победитель
Призер
Валиахметов Данияр
9
2012-2013
Межрегиональный
Поволжская межрегиональная олимпиада "Будущее большой химии" по истории, КНИТУ
Призер
Валиханов Ильсур
9
2011-2012
Муниципальный
Олимпиада по истории
Призер
Разетдинова Сюмбель
9
2011-2012
Муниципальный
Олимпиада по МХК
Призер
10
2012-2013
Межрегиональный
Поволжская межрегиональная олимпиада "Будущее большой химии" по истории, КНИТУ
Призер
Кашфиев Ильдар
10
2012-2013
Межрегиональный
Поволжская межрегиональная олимпиада "Будущее большой химии" по истории, КНИТУ
Призер
Гильманов Айдар, Газизов Ильназ, Мурзин Алмаз
10
2011-2012
Республиканский
Конкурс проектных работ по реализации программы "Основы лидерства" - "Свой мир мы строим сами"
3 место
Гильманов Айдар
10
2012-2013
Межрегиональный
Поволжская межрегиональная олимпиада "Будущее большой химии" по истории, КНИТУ
Призер
Муниципальный
Олимпиада по МХК
Победитель
Республиканский
Олимпиада по МХК
8 место
Муталлапова Гузель
7
2013-2014
Муниципальный
Конкурс сочинений «Нет коррупции!»
1 место
Международный
Международная Олимпиада по истории (на английском языке) «Russian History»
Победитель
Практическая значимость работы
1. Опыт работы с одаренными детьми на уроках истории представлен мною на районном методическом объединении учителей истории в августе 2014 года.
2. Представленный материал рекомендую коллегам для использования на уроках, при подготовке к олимпиадам и итоговой аттестации учащихся.
Перспективы работы с одаренными детьми
1. Разработка уроков, тем, курсов, дополнительных мероприятий совместно с учителями разных предметов и других специалистов вне школы.
2. Разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей.
Список используемой литературы и источников
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. М., «Первое сентября», 2010. 2. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007. 3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006. 4. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
Приложение № 1
«Диагностика внутреннего развития учащегося»
(Проводится совместно с психологом).
1. Интеллектуальные и творческие способности:
- развитие познавательных процессов и учебных навыков (общий уровень; динамика развития в ходе деятельности; произвольность познавательных процессов);
- уровень интеллекта;
- экспериментальное мышление;
- языковая личность и рефлексивные способности;
- общий уровень креативности, проявление креативности в проблемной ситуации.
2. Мотивационно-личностные характеристики:
- мотивация и познавательная активность;
- стремление к успеху, избегание неудач;
- настойчивость в достижении цели;
- способность к преодолению трудностей;
- самостоятельность в процессе познания и принятия решений;
- осознанность жизненного пути и жизненные перспективы;
- самооценка, саморегуляция;
- эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности;
- тревожность.
3. Экспертиза развития исследовательских способностей:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы (версии);
- давать определения понятиям;
- способность классифицировать;
- наблюдать;
- умение структурировать материал;
- делать выводы и умозаключения;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Приложение №2
История 8 класс
Тема: «Ошибка тысячелетия»- Отечественная война 1812 года (фрагмент урока)
Самостоятельная работа с текстом
1.Вызов (мозговой штурм - «В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. О чем идет речь?», составление кластера «Ошибка тысячелетия», описание примеров кластера «Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами – воспоминания участников Отечественной войны 1812 года)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
3. Рефлексия (возвращение к кластеру) - Ребята, вы успешно справились с поставленной задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Отечественной войны 1812 года. Это позволит по-новому взглянуть на события, которые произошли 200 лет назад. Но вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока «Ошибка тысячелетия» - Отечественная война 1812 г.?!» и попытаемся ответить на поставленные вопросы: для кого Отечественная война 1812 г. была ошибкой? В чем заключалась ошибка? Какое значение имеет Отечественная война 1812 г. для будущих поколений?
(Исправляются неверные предположения в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации)
Кластер «Германцы и Римская империя» 10класс. (Приложение № 3)