Образование и наука - Культура Древности и Средневековья
Образование и наука - Культура Древности и Средневековья
Образование и наука - Культура Древности и Средневековья
Система обучения в период раннего средневековья мало чем отличалась от позднеантичной. В V в. Марциан Капелла дал краткое изложение тех предметов, которые преподавались в античной школе и носили название «семи свободных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили их на две части:
1) тривиум (три пути знания): грамматика; риторика, которая рассматривалась как искусство составлять проповеди; диалектика - умение вести беседу, спорить и доказывать справедливость того или иного положения с точки зрения формальной логики;
2) квадривиум (четыре пути знания): геометрия, куда входила и география, давала элементарные сведения об измерении пространств и составлении чертежей; арифметика рассматривалась как знание правил счета и умение толковать символическое значение чисел; астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников; музыка.
В средние века в Западной Европе существовало несколько типов школ. Церковно-монастырские школы готовили клириков. Все образование в них сводилось к изучению молитв и текстов Священного Писания на латинском языке. При монастырях существовали скриптории, где переписывались книги. Запись делалась на пергаменте - специально обработанной телячьей коже. На изготовление одной Библии шло около 300 шкур, поэтому книги стоили очень дорого. В библиотеках книги приковывались к столам цепями.
Школы, созданные при епископских кафедрах, обучали учеников «семи свободным искусствам». В XIII в. из епископских школ иногда возникали университеты. В 1160 г. во Франции был основан Парижский университет, который имел четыре факультета: младший (артистический) и три специальных -медицинский, юридический и богословский. В XIII в. университеты появились и в других странах: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии. В XIV в. были основаны университеты в Чехии (Пражский), Польше (Краковский), Германии (Гейдельбергский, Кельнский, Эрфуртский). В конце XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов. Большинство из них было учреждено с санкции римской курии. Обучение в университетах проходило в форме лекций. Профессора читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера, в которых участвовали профессора. Нередко на них выступали студенты. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке.
В период средневековья наука была подчинена теологии. Считалось, что основные истины уже были даны Богом в Библии, и задача ученых лишь постичь божественный замысел и расшифровать символический смысл Библии. Выше всех наук ставился авторитет Священного Писания и Священного Предания. Все, о чем говорилось в Священном Писании, принималось на веру, которую ставили выше разума. Высказывание раннехристианского епископа Тер-туллиана «верую, потому что абсурдно» на много веков определило суть средневековой науки. Наука ориентировалась не на причинно-следственные связи между вещами, а на иерархические, занималась поиском небесных образцов земных вещей. Познание заключалось в обнаружении связи между вещью и стоящей за ней идеей, а не между вещами самими по себе. Мироздание рассматривалось в свете положений Священного Писания. Вселенная, как и человек, считались творением Бога. Господствовала птолемеевская геоцентрическая теория строения Вселенной. Вселенная представлялась как система концентрических сфер, в центре которой располагалась неподвижная Земля, а вокруг нее вращались Солнце, Луна и планеты; затем следовали неподвижные звезды, а в самой верхней сфере находились Бог и ангелы. Представления о самой Земле были крайне фантастичны.
В условиях средневековья ведущими науками были богословие и философия, а главным авторитетом - Аристотель. Экспериментальная наука в этот период была не достаточно развита. В числе ученых-естествоиспытателей, кроме упоминавшегося уже Роджера Бэкона, можно назвать математиков и астрономов: итальянца Леонардо Фибоначчи Пизанского (XIII в.), занимавшегося алгеброй; француза Леви бен Герсона (XIII-XIV вв.), изобретшего простой секстант; англичанина Джеффри Чосера (XIV в.), работавшего над совершенствованием астрономических приборов; занимавшегося оптикой англичанина Роберта Гроссетеста (XIII в.), энциклопедистов своего времени Бартоломео Англичанина (XIII в.) и Винцента де Бове (XIII в.). Одной из ведущих наук средневековья была алхимия. Алхимики в своей деятельности пытались сочетать эксперимент с «расшифровкой» божественных откровений. Свою задачу алхимик видел в том, чтобы «расколдовать» мир, научиться «видеть» открытия. Химические опыты являлись лишь демонстрацией увиденного в мистическом озарении. Алхимики стремились получить не золото, а принцип его получения.
Более успешно в период средневековья развивалась техника. До середины XVI в. железо получали путем нагревания смешанной с топливом руды в низкой печи или горне. Для лучшей тяги воздух подкачивался с помощью мехов, и в печи происходило прямое восстановление железа. Получаемое железо, содержавшее различные примеси и шлаковые включения, проковывалось, после чего шло в дело. Однако извлечение железа из руды было низким (ниже 50%), производительность печей невысокой, полученный металл не мог использоваться для литья. В середине XIV в. были построены первые доменные печи, устройство которых постоянно совершенствовалось, а производительность росла. В доменную печь закладывались руда, каменный уголь с высоким содержанием углерода и специальные добавки. Содержимое доменной печи продувалось снизу воздухом. Выпускаемый из доменной печи металл получил название чугуна.
В период средневековья стали широко использоваться водяные и ветряные мельницы (точнее, водяные и ветряные колеса), появившиеся примерно в XII в. После изобретения кривошипного механизма водяные колеса стали применяться в металлургии для приведения в действие воздушных мехов, для пилки дров и валяния сукна. В средние века был усовершенствован часовой механизм: появились механические часы, имеющие для хода гири или заводную пружину. Простейшие механические башенные часы были построены в Милане в 1335 г. С XII в. в Европе начали изготавливать бумагу. В 40-х годах XV в. Иоганном Гутенбергом был изобретен ручной печатный станок. Литеры, то есть прямоугольные элементы с рельефным изображением буквы или другого знака изготовлялись методом отливки из типографского сплава. Затем литеры в надлежащем порядке располагались в так называемой наборной кассе, покрывались сверху краской, и с них снимались оттиски на бумагу. Так получались страницы книги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образование и наука - Культура Древности и Средневековья»
Образование и наука - Культура Древности и Средневековья
Система обучения в период раннего средневековья мало чем отличалась от позднеантичной. В V в. Марциан Капелла дал краткое изложение тех предметов, которые преподавались в античной школе и носили название «семи свободных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили их на две части:
1) тривиум (три пути знания): грамматика; риторика, которая рассматривалась как искусство составлять проповеди; диалектика - умение вести беседу, спорить и доказывать справедливость того или иного положения с точки зрения формальной логики;
2) квадривиум (четыре пути знания): геометрия, куда входила и география, давала элементарные сведения об измерении пространств и составлении чертежей; арифметика рассматривалась как знание правил счета и умение толковать символическое значение чисел; астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников; музыка.
В средние века в Западной Европе существовало несколько типов школ. Церковно-монастырские школы готовили клириков. Все образование в них сводилось к изучению молитв и текстов Священного Писания на латинском языке. При монастырях существовали скриптории, где переписывались книги. Запись делалась на пергаменте - специально обработанной телячьей коже. На изготовление одной Библии шло около 300 шкур, поэтому книги стоили очень дорого. В библиотеках книги приковывались к столам цепями.
Школы, созданные при епископских кафедрах, обучали учеников «семи свободным искусствам». В XIII в. из епископских школ иногда возникали университеты. В 1160 г. во Франции был основан Парижский университет, который имел четыре факультета: младший (артистический) и три специальных -медицинский, юридический и богословский. В XIII в. университеты появились и в других странах: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии. В XIV в. были основаны университеты в Чехии (Пражский), Польше (Краковский), Германии (Гейдельбергский, Кельнский, Эрфуртский). В конце XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов. Большинство из них было учреждено с санкции римской курии. Обучение в университетах проходило в форме лекций. Профессора читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера, в которых участвовали профессора. Нередко на них выступали студенты. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке.
В период средневековья наука была подчинена теологии. Считалось, что основные истины уже были даны Богом в Библии, и задача ученых лишь постичь божественный замысел и расшифровать символический смысл Библии. Выше всех наук ставился авторитет Священного Писания и Священного Предания. Все, о чем говорилось в Священном Писании, принималось на веру, которую ставили выше разума. Высказывание раннехристианского епископа Тер-туллиана «верую, потому что абсурдно» на много веков определило суть средневековой науки. Наука ориентировалась не на причинно-следственные связи между вещами, а на иерархические, занималась поиском небесных образцов земных вещей. Познание заключалось в обнаружении связи между вещью и стоящей за ней идеей, а не между вещами самими по себе. Мироздание рассматривалось в свете положений Священного Писания. Вселенная, как и человек, считались творением Бога. Господствовала птолемеевская геоцентрическая теория строения Вселенной. Вселенная представлялась как система концентрических сфер, в центре которой располагалась неподвижная Земля, а вокруг нее вращались Солнце, Луна и планеты; затем следовали неподвижные звезды, а в самой верхней сфере находились Бог и ангелы. Представления о самой Земле были крайне фантастичны.
В условиях средневековья ведущими науками были богословие и философия, а главным авторитетом - Аристотель. Экспериментальная наука в этот период была не достаточно развита. В числе ученых-естествоиспытателей, кроме упоминавшегося уже Роджера Бэкона, можно назвать математиков и астрономов: итальянца Леонардо Фибоначчи Пизанского (XIII в.), занимавшегося алгеброй; француза Леви бен Герсона (XIII-XIV вв.), изобретшего простой секстант; англичанина Джеффри Чосера (XIV в.), работавшего над совершенствованием астрономических приборов; занимавшегося оптикой англичанина Роберта Гроссетеста (XIII в.), энциклопедистов своего времени Бартоломео Англичанина (XIII в.) и Винцента де Бове (XIII в.). Одной из ведущих наук средневековья была алхимия. Алхимики в своей деятельности пытались сочетать эксперимент с «расшифровкой» божественных откровений. Свою задачу алхимик видел в том, чтобы «расколдовать» мир, научиться «видеть» открытия. Химические опыты являлись лишь демонстрацией увиденного в мистическом озарении. Алхимики стремились получить не золото, а принцип его получения.
Более успешно в период средневековья развивалась техника. До середины XVI в. железо получали путем нагревания смешанной с топливом руды в низкой печи или горне. Для лучшей тяги воздух подкачивался с помощью мехов, и в печи происходило прямое восстановление железа. Получаемое железо, содержавшее различные примеси и шлаковые включения, проковывалось, после чего шло в дело. Однако извлечение железа из руды было низким (ниже 50%), производительность печей невысокой, полученный металл не мог использоваться для литья. В середине XIV в. были построены первые доменные печи, устройство которых постоянно совершенствовалось, а производительность росла. В доменную печь закладывались руда, каменный уголь с высоким содержанием углерода и специальные добавки. Содержимое доменной печи продувалось снизу воздухом. Выпускаемый из доменной печи металл получил название чугуна.
В период средневековья стали широко использоваться водяные и ветряные мельницы (точнее, водяные и ветряные колеса), появившиеся примерно в XII в. После изобретения кривошипного механизма водяные колеса стали применяться в металлургии для приведения в действие воздушных мехов, для пилки дров и валяния сукна. В средние века был усовершенствован часовой механизм: появились механические часы, имеющие для хода гири или заводную пружину. Простейшие механические башенные часы были построены в Милане в 1335 г. С XII в. в Европе начали изготавливать бумагу. В 40-х годах XV в. Иоганном Гутенбергом был изобретен ручной печатный станок. Литеры, то есть прямоугольные элементы с рельефным изображением буквы или другого знака изготовлялись методом отливки из типографского сплава. Затем литеры в надлежащем порядке располагались в так называемой наборной кассе, покрывались сверху краской, и с них снимались оттиски на бумагу. Так получались страницы книги.