ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА СТ-ЦЫ КАЛИНИНСКОЙ Обобщение педагогического опыта учителя истории Романовой Наталии Анатольевны «Интерактивное обучение на уроках истории» Ст.Калининская 2024 год 1 Раздел. 1.1. Сведения об авторе: Романова Наталия Анатольевна Образование Высшее Стаж педагогической работы 24 года (с 1990 г.) Квалификационная категория Первая по должности «учитель» 1.2. Основная идея опыта. Я уверена, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности, наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений. Наличие в ребенке внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель опыта – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствует современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Поэтому, основная идея данного опыта – это разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника, что стало возможным при использовании интерактивного обучения. 1.3. Новизна опыта. Безусловно, для учителя-практика данная технология просто находка, так как это не только один из интереснейших подходов в обучении, но и огромнейший ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках. Кроме того, оно основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Опыт по своему характеру новаторский. Вырабатывался в течение всей педагогической работы автора. Ранее не было добротных методических пособий и достаточной информации о данной технологии в России т.к. только в последнее десятилетие стали появляться научные эксперименты и исследования в области интерактивных методов. 1.4. Научность опыта. Данные наработки разрабатывались в соответствии с основными положениями педагогического сотрудничества, психологии детского и подросткового возраста и методики преподавания предмета. При планировании своей работы я использую основную способность интерактивного обучения- диалоговое обучение, при котором диалог строится на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д. 1.5. Результативность опыта. Я считаю, что с использованием в своей работе технологии интерактивного обучения, у меня появилась возможность усилить прежде всего мотивацию обучения у учащихся, появилась возможность формировать ключевые компетентности на своих уроках. В этом для меня заключается успешность преподавания истории и обществознания. За этим будущее. Сегодня это востребовано обществом и даёт позитивные результаты. В результате работы учителя у учеников формируется познавательный интерес к получению знаний по истории и обществознанию. Происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок получает не только систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной. 1.7. Репрезентативность опыта. Данный опыт доступен в освоении. Его можно применять в любой школе района. Необходимо овладеть методами данной технологии и творчески подходить к планированию каждого отдельно взятого урока или мероприятия. И кроме этого интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. 1.8. Оптимальность опыта. Интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”. Я думаю, что это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”. Считаю, что сегодня интерактивное обучение как никакая другая технология способствует овладению учеником всеми 7 ключевыми компетентностями: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетентностью личностного самосовершенствования и профильной. Применение данного опыта позволяет учащимся быстрее адаптироваться к постоянному исследованию программного материала, привыкают мыслить творчески, искать нужную информацию самостоятельно и не ждать готовых ответов на вопросы. Это является главным, к чему мы должны стремиться при работе с детьми. Данный опыт позволяет работать в соответствии с нормативами санитарно-гигиенических норм, не отражаясь на здоровье учащихся, позволяет разгрузить учащихся от выполнения объемных домашних заданий. 1.9. Системность опыта. Интерактивные методы обучения используются не только на уроках истории и обществознания, но и во внеурочной деятельности. При планировании работы с учащимися я опираюсь на их владение технологией и знания, полученные в средних классах, что позволяет сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. В старших классах происходит совершенствование методики. Постоянное использование интерактивного обучения в работе превращает учителя в консультанта, организатора – фасилитатора, информатора – эксперта. 2 Раздел 2.1. Актуальность. В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования: • произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах • возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования • усилено внимание изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории Исходя из этих особенностей времени у меня сложилась своя система преподавания истории и обществознания в школе. В процессе применения интерактивного обучения на уроках истории и обществознания происходит формирование политических и социальных компетенций. Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию. Я уверена, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности, наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений. Воспитание творческой личности – основная задача современной системы образования. В познавательной сфере творческие способности или креативность определяются в контексте общих интеллектуальных способностей и проявляются в ходе решения творческих задач, участия в проектах, конкурсах, олимпиадах, в отношениях с окружающим миром, в поведении человека и выстраивании взаимоотношений и т.д. Интерактивное обучение, безусловно способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”, “вспоминать то, что, кажется совсем не знали” (из анкет учащихся). Интерактивное обучение — это именно такая форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Преподавание истории и обществознания с использованием интерактивного обучения способствует также и формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся. Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами: • Развитием массовых коммуникаций и манипулятивных технологий • Возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых • Использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах • Освоением информационных “джунглей” Интернета. 2.2. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Я предлагаю очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. В своей практике использую следующие интерактивные формы обучения: • создание ситуации выбора • проблемно-познавательные, логические задания • ролевые игры • беседа исторического лица • сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинения стихов • редактирование параграфов учебника от конкретного исторического лица • лото • тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками • соотнеси • закончи предложение • дискуссия, диспут, дебаты • узнай историческое лицо • современные информационные технологии обучения. В данной работе я покажу как на своих уроках использую эти формы. Создание ситуации выбора. В 11 классе по истории России по теме: “Большевики берут власть” можно предложить вопрос: “На чьей стороне выступили бы вы, если бы жили в октябре 1917 года? В какую партию вошли? Почему?” (работа может идти в группах: октябристы, трудовики, монархисты.) Проблемно-познавательные, логические задания. Познавательные задачи, я уверена, в значительной мере способствуют развитию способности ученика к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию статистических и иных методов познания, т.е. овладению учебно-познавательной компетентностью. - Что бы случилось, если бы? - Что ты имеешь в виду? - Если она права, то, как повлиять на… Ролевые игры. Способствуют овладению учащимися социально-трудовой компетентностью. Они позволяют не только овладеть знаниями и опытом, но и выполнять различные роли, заставляют выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Ценностно-смысловая компетентность обеспечивает механизм самоопределения учащихся в различных ситуациях. Причём данную форму интерактивного обучения я часто использую на своих уроках. Беседа исторического лица. В 6 классе по истории России в параграфе 18 по теме “Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва” происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися я ставлю задачу – восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы. Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов. Этот вид работы я использую при подготовке домашнего задания. Темы: “Если бы я был Петром 1, стал бы прорубать окно в Европу?”, “ Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как…”. Ребята с интересом пишут сочинения-рассуждения по теме: “Я – свидетель.. (событий)”, письма на Родину: “Я солдат, участник русско-польской войны”. Пример с урока: “Здравствуйте, дорогие мои родители! С земным поклоном к Вам сын Ярослав. Простите, что обстоятельства не позволил долгое время написать письмо. Как много я хочу рассказать. Вчера было массированное наступление наших войск на Юго-Западном фронте, в Галиции, против Австро-Венгрии. Наступление было названо “Брусиловским прорывом”, по имени командующего нашей армии выдающегося генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Никогда не видел я более смелого, мужественного, умного человека, который, несмотря на свой чин, относится ко всем одинаково и всегда поддерживает в трудную минуту. Этот прорыв поставил Австро – Венгрию на грань военной и политической катастрофы. Фронт мы прорвали на протяжении 34 километров, глубина прорыва доходила от 79 до 120 километров. Командующие говорят, что целью России в первой мировой войне является укрепление позиции на Балканах и обеспечение благоприятного для России режима в черноморских проливах. Может оно так и есть, но ходят слухи, что руководство нашей страны просто хочет захватить польские земли Австрии и Германии. К сожалению, здесь не всё так хорошо. Многие товарищи мои погибли при битве с врагом. Микитка, соседский сын, получил серьёзное ранение, что еле выжил. Винтовок и боеприпасов на всех не хватает. Мы совершаем специальные вылазки на передовую, собираем оружие убитых товарищей. В общем, на войне, как на войне. Интересно, как у вас дела. Очень скучаю. Часто по ночам вижу родной дом, коня Бурку. Мечтаю поскорей встать за плуг, чтобы обрабатывать поля. Я всегда мечтал сделать что-нибудь на благо России. Это у меня получилось. Если выживу, будет, что рассказать. Не волнуйтесь за меня, дорогие, я Вас очень люблю. Снова трубят тревогу. Значит опять в бой за победу, за Родину, за царя. До свидания, ваш Ярослав”. На уроках материалы сочинений, писем зачитываются детьми, иногда их анализ выливается в дискуссию. Выбираются оппоненты, они дополняют, развивают мысль, могут и не согласиться с рассуждением, возразить и представить свою точку зрения по проблеме. Бывает, что в ходе дискуссии точка зрения отдельного ученика меняется. Всех благодарю за работу. Тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками. Пример текста-ловушки “Мамай”: “Хан Мамай был встревожен, давно ожидаемое посольство литовское, почему – то задержалось в Рязани. Опять этот хитрый ноймен Олег ибн Василий плетёт козни. Рязанцам нельзя доверять. Не зря Батый назвал Рязань “злым городом”. Наконец янычары сообщили хану: “Прибыли послы”. Переговоры о военном союзе шли успешно, но об этом узнал московских монах Сергий и всё расстроил. За три дня без пищи он дошёл пешком из Москвы в Рязань и немедленно закрыл все храмы в городе. Нойону Олегу пригрозил отлучить от церкви, заставлял публично отречься от дружбы с язычником Мамаем”. Данную форму использую на урока повторения, обобщения знаний. Соотнеси. Соотнеси деятеля и событие. Это достаточно просто и дети всегда с радостью воспринимают такие задания. Закончи предложение. А вот пример из урока истории Росси в 7 классе: “Образование и культура в XVII веке”. “XVII век стал веком ...Были открыты сибирские и дальневосточные земли не только для России, но и для…Сибирский казак …начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера России. Он предпринял попытку пройти на реку Анадырь морем, но не смог, так как…В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыл пролив…Русский землепроходец …впервые проник в бассейн реки…Он был первым, кто совершил плавание по…” Дискуссия, диспут, дебаты Безусловно, все эти интерактивные формы обучения требуют значительного интеллектуального обучения, включают умственные процессы, позволяют решать различные проблемы, что характерно для ключевых компетенций. Я хочу более подробно остановиться на уроках-дебатах. Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества. Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки. Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс. Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам. Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку. Основные элементы дебатов Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности. 1. Сначала я предлагаю детям тему дебатов. Она должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения. Например, на уроке обществознания: «Легализация наркотиков». 2. Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы. 3. Отрицающая сторона пытается убедить их в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки. 4. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной. 5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию. Аргументы и доказательства ребята находят в Интернете, библиотеках, в СМИ. 6. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента. Основные этапы проведения дебатов 1. Подготовительный (за неделю до проведения дебатов): - я формирую команды (3-6 человек); - бейджики для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг; - формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и так далее «за» и «против» предложенного тезиса; - правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов. 2. Проведение дебатов - жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды); - строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию; - критерии оценки. 3. Заключительный - вопросы для анализа дебатов; - рефлексия (письменно). Также в последнее время все большую популярность приобретает технология критического мышления. Вот несколько приемов по данной технологии, которые я использую. Ассоциативный ряд. К теме или конкретному понятию урока я выписываю в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме. Я часто даю задание составить синквейн на уроках обществознания. Дети знакомы с правилами его составления: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке я оцениваю, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала. Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер. Например, при изучении темы “Культура России XVII века” учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием использовался при изучении темы “Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного”. В ходе работы я выяснила, что учащиеся хорошо помнят внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное внимание было сосредоточено на изучение внутренней политики, а высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек зрения на деятельность Ивана Грозного. Очень любят учащиеся прием “ключевые слова”. Например, при изучении личности Екатерины II я предлагаю слова: Потемкин, 1729, Фике, переворот, исчо, писательница. Используя данные слова, нужно было составить мини-текст. У детей возникла масса вопросов, особенно со словом “исчо”. Ещё один интересный прием, который я предлагаю: “верные-неверные утверждения”. При изучении личности Екатерины II были предложены утверждения: • До брака она была принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская • Священник ее матери сказал: “Вашу дочь ожидает великое будущее, я вижу на ее лбу 3 короны” • Она была племянницей Петра I • Екатерина отомстила Румянцеву за то, что он не хотел присягать бабе • С будущим мужем познакомилась, когда он допивал вино из рюмок за гостями • Любила своего мужа и была счастлива в браке Данный прием вызывает много вопросов у детей, что показывает высокий познавательный интерес. Когда необходимо дать оценку деятельности исторической личности использую прием “плюс-минус-вопрос”. По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова. На стадии рефлексии я возвращаю детей к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе. 2.3. Педагогическая технология. В результате проб и ошибок в своей работе, несмотря на все то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися. Рассматривая применение интерактивной педагогической технологии на уроках истории и обществознания, следует отметить в первую очередь, что это новаторская технология, которая наиболее полно обеспечивает решение проблем современного исторического образования. Во вторых, предполагает использование компьютера и интернета на уроке и при подготовки к нему |