kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Наследие предков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа. этнокультурные особенности калмыцкой семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«наследие предков»

Введение.


«Спасибо судьбе, что позволила мне

Родиться в степи на верблюжьей спине,

И душу калмыка дала, и в нее –

Вложила мне русское сердце мое».

Х. Сян-Белгин


В этом году Калмыкия отмечает знаменательное событие – 400-летие добровольного вхождения калмыков в состав Российского государства. 400 лет судьба калмыцкого народа неразрывно связана с русским. Однако столь продолжительная и тесная взаимосвязь двух народов не лишила калмыков собственной государственности, индивидуальности. В составе Российского государства калмыки сохранили свои нравы, обычаи, традиции, неповторимую культуру, язык, религию.

Народ без традиций, что дерево без корней, он теряет свою особенность. Калмыки – народ сильный, имеющий богатое духовное и культурное наследие, которое бережно хранят старики и передают их новому поколению. Одной из важных составных частей великого наследия предков являются семейные отношения. Одному человеку прожить нелегко.

Семья – это наше главное богатство: это наша опора, наша крепость, наш тыл, наша защита. Недаром пословица молвится: «когда семья вместе, то и душа на месте». Калмыцкая семья имеет свои этнокультурные особенности. Обычаи, характерные для калмыцкой семьи, - это сватовство, свадьба, взаимоотношения членов семьи, почитание старших, воспитание детей.

Историко-этнографическое исследование семьи у калмыков в 19 – начале 20 вв. – одна из актуальных задач этнографической науки. После добровольного вхождения в состав Русского государства, с усилением связей России с Калмыцкой степью, возрастает интерес к быту, характеру и нравам, обычаям и обрядам калмыцкого народа. Калмыки привлекали русских ученых и путешественников, прежде всего, необычным этническим разнообразием и своей судьбой, забросившей их в Восточную Европу из степей Центральной Азии. Наиболее подробно сведения о семье и браке у калмыков представлены в трудах русских ученых П.И. Небольсина и А.И. Житецкого.

Люди не вечны, они рождаются и умирают, но остается и живет дух наших предков, их быт, культура, обычаи, язык. Все это живет в нас, молодых наследниках национального достояния. Наша всеобщая задача – не потерять ни единой капли драгоценного этнокультурного наследия наших предков.

Выбор темы моей работы не случаен. Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). Даже государство осознает значимость семьи как первичной ячейки общества. Например, 2008 год в России был объявлен Годом Семьи. Все начинается с семьи…

Конец 20 – начало 21 вв. – тяжелый период в жизни России и в жизни Калмыкии: перестройка, падение нравов, переоценка ценностей. Проблема заключается в том, что именно сейчас весьма актуально сохранить и приумножить значимость семьи как первичной ячейки общества, государства, жизни.

Цель данной работы – рассмотреть форму и структуру калмыцкой семьи, внутрисемейные отношения, преобразования семейных отношений калмыков в составе Российского государства. Основные методы, которые я использовала при написании работы, - чтение и анализ трудов ученых о семье у калмыков, сравнение, обобщение. Мною проанализированы труды Д.Д. Шалхакова «Семья и брак у калмыков», С.З. Ользеевой «Калмыцкие народные традиции», У.Э. Эрдниева «Калмыки», Очерки истории Калмыцкой АССР под рук. Н.В. Устюгова. Также в пределах своей школы - Цаганаманской гимназии я провела социологическое исследование – анонимное анкетирование учащихся старших классов с целью – определить позицию молодежи к поднятой мною проблеме.





1. Этнокультурные особенности

калмыцкой семьи.


Вопрос о преобладающих формах семьи и ее структуре у скотоводческих народов в 19 – начале 20 вв. до сих пор вызывает дискуссии. Существуют разные точки зрения: 1) характерна вплоть до 20 в. большая патриархальная семья (Б.Кожемуратов, Л.Крадер); 2) на ранних этапах - большая патриархальная семья, затем она сменяется по мере развития кочевого хозяйства малой семьей (С.М. Абрамзон, Н.А. Кисляков); 3)для раннего периода истории кочевников характерна малая семья, которую затем сменяет большая (А.М. Хазанов).

«В 19 – начале 20 века многие группы кочевых калмыков переходят на оседлость. При этом не только не возникали большие семьи, а наоборот, разрушались тесные связи, которые существовали между родителями и их женатыми детьми, характерные для калмыков, живущих в условиях кочевого скотоводческого быта. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные в год интенсивного обоседления калмыков.

Улусы:

Средний состав семьи (%)

Уменьшение размера семьи в 1926г. по сравнению с 1909г. в %

1909г.

1926г

Багацохуровский

5,8

4,13

28,8

Икицохуровский

6,1

4,49

26,4

Малодербетовский

5,2

4,44

14,6

Манычский

6

4,96

17,4

Хошеутовский

5,1

3,91

23,3

Яндыко-Мочажный

4,5

3,82

15,1

Эркетеневский

5,4

3,7

31,5


Семья у кочевых калмыков-скотоводов была малой и состояла из родителей и детей. Как правило, семья родителей жила в своей кибитке. Семьи женатых сыновей кочевали поблизости, также имея свое хозяйство, включая скот. Группа таких хозяйств (хотон) вместе выпасала скот, оказывала друг другу помощь, совместно принимала участие в семейных событиях и торжествах».1

Привязанность к семейно-родственной группе нашла широкое отражение в калмыцких пословицах, например:

1. Плоха девушка, забывшая родственников.

Плох юноша, забывший свой род.

2. Хорошая ткань не изнашивается,

Хорошие родственники не забываются.

Таким образом, у кочевых калмыков-скотоводов в 19 – начале 20 вв. господствующей формой семьи была малая моногамная семья2, входившая в семейно-родственные группы. Наряду с малой моногамной семьей у калмыков встречались и большие семьи, состоящие из представителей трех поколений: родителей, детей и внуков. Во главе семьи обычно стоял отец – старик, очень редко – мать. Если он (она) потерял трудоспособность, то всем хозяйством и общественной жизнью руководил старший сын. Все остальные члены семьи должны были подчиняться ему как главе семьи и беспрекословно выполнять все его распоряжения. Однако он не обладал всей полнотой власти. Он регулировал семейные дела, распределял работу между членами своей семьи. Все важные вопросы решались сообща.

Домашним хозяйством руководила мать, затем жена старшего брата. Мать помогала снохам в уходе за детьми, в обработке сырья (кожи, шерсти) и шитье одежды, а девочки помогали родителям и женам братьев. Женщины выполняли всю домашнюю работу: варили пищу, доили коров, носили воду, шили одежду, обрабатывали шкуры и шерсть, летом занимались заготовкой кизяка, переработкой молочных продуктов.

Замужество калмычки коренным образом изменяло ее бытовое и правовое положение. Она сразу становилась чужой для прежнего рода. Особенно тяжелым было положение младшей снохи. Она должна была вставать раньше всех, выполнять самую тяжелую работу, вынуждена была соблюдать самые унизительные в патриархальной семье обычаи и обязанности. Она последней уходила из большой кибитки домой на ночной отдых. Такое тяжелое положение младших снох часто служило поводом для раздела общего имущества. Братья, желавшие отделиться, причиной раздела указывали на ссоры снох, не желавших уживаться в одной большой семье. Смерть родителей, которые цементировали патриархальную семью, также часто служила поводом для ее дробления. Бывали случаи отделения женатых сыновей и при жизни родителей. Последние оставались жить в семье одного из сыновей. Дележу подлежали скот, основные орудия производства, утварь и прочее домашнее имущество, все, что считалось достоянием большой отцовской семьи. Личная собственность – одежда, обувь, головные уборы, предметы украшения, мелкое домашнее имущество, приобретенное при вступлении в брак – не делилась. Каждая семейная пара имела свою кибитку, которая также не подлежала дележу. Большая кибитка отходила родителям или сыну, с которым они оставались.

Несмотря на то, что калмычка находилась в полном подчинении у мужчины и под его контролем, в отличие от других народов Кавказа, она пользовалась известной свободой и самостоятельностью в домашнем хозяйстве и быту. П. Небольсин пишет: «у калмыков права женщин уравновешены и в том и в другом случае с правами мужчины». Далее: «мужчина, хотя бы это был владелец улуса, заметив, что встретившаяся ему женщина желает сойти со своего коня, должен сам спешиться и помочь ей соскочить с седла. Женщина, жена или дочь, сама угощает почетных гостей»3. В своей домашней жизни, равно и в отношениях к жене, калмыки далеко не деспотичны и в дела жен не любят вмешиваться. Калмыки всячески избегают ссор с женами, и заводить их с женщиной, хотя бы с женой, считали ниже своего достоинства. Однако И.Житецкий писал следующее: «В руках женщин, кроме хлопот о пище, тепле и воспитании детей, сосредоточены, за незначительным исключением, еще и весь ремесленный труд – калмыцкие женщины делают белье и всякую одежду, ткут тесьму для кибиток и украшений для себя, плетут веревки, канаты из конского волоса и верблюжьей шерсти и шнурки из шелка, делают кошмы для кибиток, выделывают меха для одежды и кожу для посуды, обуви, сбруи. У калмыков женщина – обитатель своей кибитки. Замужняя женщина может ночевать лишь в кибитке своего мужа, она вольна отлучаться от кибитки настолько далеко, чтобы успеть вернуться в нее на ночлег и спать на назначенном обычаем ей месте».4 Ю.Лыткин с горечью писал, что калмыцкая женщина – это служанка, терпеливо и безропотно выполняющая всю тяжелую работу в домашнем хозяйстве.5 Обычное право не разрешало калмыку бить свою жену, но в повседневной жизни это правило нарушалось. Таким образом, положение замужней женщины у калмыков было весьма тяжелым. Какой бы тяжелой замужняя жизнь ни была, калмычка не вправе вернуться к родному дому. Именно поэтому в родной семье с самого детства к девочке относились с особой заботой и лаской, обучали домашнему мастерству, учили беспрекословно подчиняться своему мужу. Так наши предки как бы психологически подготавливали дочь к тяжелой жизни замужней женщины. Дочь у калмыков – подарок судьбы, потому что именно дочь сближает и роднит семьи.

Хорошей женой у калмыков считалась женщина безропотная, способная молча переносить все тяготы кочевого быта. При родственниках мужа (хадм) калмычка должна была быть полностью одетой и обутой, не обнажать при них ноги и голову. Калмычка никогда не ела с мужем, не говоря уже о хадм. Снохе нельзя было называть хадм по именам, вместо их имен она дает им собственные названия (хадмху нерн). Жена в кругу хадм занимает своеобразное положение – она и член семьи, и чужая одновременно. Чуждость подчеркивается в форме различных избеганий и запретов. Бездетную жену по истечении 7 лет ожидал развод.

За супружескую жизнь большинство калмычек рожало до 10-12 детей, из которых в живых оставалось не более 3-4. Никаких средств предупреждения беременности не применяли. Многодетность считалась одним из важных условий счастливой семейной жизни. Сын для калмыка – хранитель семейных традиций и продолжатель рода. В течение 3-4 дней новорожденного ребенка кормили курдючным салом. «Подобная практика питания младенцев, - замечал У.Душан, - являлась одной из основных причин высокой детской смертности в калмыцкой степи в прошлом. В основном дети умирали в первые годы жизни от заболеваний желудочно-кишечного тракта».6 Только на пятый день ребенка кормили грудным молоком. Мать кормила своего ребенка до тех пор, пока не родит следующего.

В калмыцкой семье счет родства велся по отцу, наследниками которого являлись только жены и сыновья. Однако в 19 – начале 20 вв. у калмыков существовала система особых отношений между дядей со стороны матери (нахцха) и его племянников, получившая в этнографической науке название аванкулата.7 Отношения нахцха и племенников строились на прочной основе и отличались теплотой и близостью. Племянник, если даже он был уже взрослым человеком, обязан был почитать нахцха как старшего родственника еще с пеленок. Об этом свидетельствует и фольклор калмыков:

  1. начало воды – родник,

начало человека нахцха.

  1. зесин сән зеврдг уга, /хорошая медь не ржавеет, племянник и дядя

зе нахцх хойр мартгд уга. /материнской линии не забывают друг друга.

Ф.Энгельс отмечал: «Решающее значение имеет одно место у Тацита, где говорится, что брат матери смотрит на своего племянника как на сына; некоторые даже считают кровные узы, связывающие дядю с материнской стороны и племянника, более священными и тесными, чем связь между отцом и сыном…»8

С 7-8 лет отец обучал сына умению ориентироваться в степи, находить более выгодные места для пастбища, водопоя и отдыха скота, способности самостоятельно преодолевать трудности кочевого быта, т.е. вырабатывать в мальчике необходимые для кочевого скотовода качества – твердость духа, удаль, ловкость. К 10-11 годам подросток по-настоящему приобщался к труду и становился хорошим помощником отцу: самостоятельно пас скот, приручал неуков9 (необъезженных лошадей), мог стойко переносить холод и зной, другие лишения, которыми была богата жизнь кочевого калмыка-скотовода. Нередко родители бедняки отдавали своих детей к богатым сородичам на работу. С горечью А.Амур-Санан вспоминал о своем детстве: «Все мое раннее детство, отрочество и юность сотканы из воспоминаний и обид. Восьмилетним ребенком меня отдали в пастухи… Трудно было 8-летнему мальчику одному в степи пасти целое стадо – свыше 50 голов коров. Коровы были моими детскими товарищами. Нередко я жаловался им на свою горькую жизнь, на побои и голод».10

Таким образом, жизнь кочевых калмыков (женщин и мужчин, девочек и мальчиков) была очень тяжелой. Но калмыки всегда были сильны духом и благоразумны. Они не позволяли себе слабость, не разрешали себе плакать. Калмыки гордо встречали все тяготы их судьбы. Иначе они не смогли бы вынести годы суровых испытаний – высокая детская смертность в степи, ссылка, Сибирь. Калмыки – народ высланный, но не сломленный.

Обычай обязывал как мужчину, так и женщину оказывать искреннее почтение и внимание старшим по возрасту и положению, держать себя при старших корректно, не вмешиваться в их разговоры. Строго осуждались развязность при обращении к старшим. Ни один молодой человек не осмеливался попросить у старших прикурить, тем более выпить, не садился до тех пор, пока старший не скажет: садись. Я.П. Дуброва отмечала, что «в отношениях между собой старики пользуются большим почетом и уважением – молодежь безгласна пред ними. «Стар человек» - лицо, застрахованное от оскорбления. Однако молодые люди могли находиться в общественных местах, свободно появляться там, где считали нужным, сидеть и слушать разговор старших, участвовать в сходках, высказывать свое мнение, если это необходимо.

Дети воспитывались в духе уважения и беспрекословного подчинения родителям и старшим. Почтительное, уважительное отношение к старшим по возрасту или в роду – это не только обычай, но и непреложный закон, которого калмыки придерживались из поколения в поколение. Этот обычай дети впитывали с молоком матери, потому что весь уклад, все правила в доме были наглядно связаны с этим обычаем. Дети с малых лет видели, как родители относились к старикам: первую чашку чая, первую пиалу шөлүна, горячее мясо, свежие борцоки подносили старикам. И, подрастая, дети знали, что о себе можно позаботиться только тогда, когда старики и сыты, и одеты, и ни в чем не нуждаются. В калмыцких пословицах заложена вековая мудрость почитания старших:

- старшего надо уважать на целую сажень, младшего – на вершок.

- если говорит старший, младшему надо молчать.

- человек богат старшими, а шуба воротником.

- уважая сильного, ты подобен кошке, уважая слабого, ты подобен барсу.

- тот спокоен и богат, у кого есть старший брат.

- если старших почитаешь, жизнь достойную познаешь.

2. Преобразования семейных отношений калмыков

в составе Российского государства


За годы Советской власти в калмыцкой степи произошла подлинная культурная революция. Все силы были брошены на ликвидацию неграмотности.11 Возникли - национальная печать, литература и искусство, наука, выросли национальные кадры интеллигенции – учителя, врачи, инженерно-технические работники, писатели и поэты, музыканты, художники и др. Глубокие социально-экономические преобразования, рост грамотности и образованности способствовали формированию новых семейных отношений, изживанию патриархальных традиций в семейном быту калмыков, раскрепощению и установлению полного равноправия женщин. Исчезли запреты и избегания для женщин. «Советская власть, - отмечал В.И. Ленин, - первая и единственная в мире уничтожила все старые буржуазные, подлые законы, ставящие женщину в неравноправное положение с мужчиной, дающее привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отношений к детям».12 Процесс сватовства и свадьбы утратил свой сложный и обременительный характер, в выборе жениха и невесты главная роль принадлежит им самим.

Однако до сих пор сохранились национальные семейные обычаи и традиции, отвечающие принципам Российского права и не умаляющие достоинство человека, и в то же время, сохраняющие этнокультурные особенности калмыцкой семьи. Например, свадебные обряды, почитание старших, обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, верование. До сих пор встречается обычай одаривать свиты жениха и невесты, родственная взаимопомощь, обильное угощение, пиршество. Изменился брачный возраст в сторону увеличения. Калмыцкие семьи в основном своем составе – чисто национальные, однако и межнациональные браки – тоже не редкость.

Современная калмыцкая семья – малая и строится на основе подлинного равенства мужа и жены, взаимного уважения и взаимопонимания членов семьи, терпимости друг к другу, придерживается обычаев своих предков, воспитывая в детях уважение и почитание старших, поддерживая национальные обычаи, традиции и религию. Она приобрела общероссийские черты и отражает современные этнокультурные процессы в нашей стране, в которой национальные особенности органически сочетаются с интернациональными, общероссийскими чертами и традициями.

Время гонений и ссылки в далекой Сибири, время «перестройки» конца 90-х гг. прошлого века нанесло огромный урон калмыцкой семье как отдельному институту общественных отношений. Произошла потеря нравов, языка, культуры и религии. Сейчас руководство республики осознает значимость этой потери. Так в 1993 году Президент К.Н. Улюмджинов Калмыкии издал Указ «О языках». Теперь у нас есть свой национальный праздник – 21 февраля День Калмыцкого языка. В республике была открыта национальная школа Алтн Һасн. Многие школы республики имеют классы с изучением углубленной национальной программы. Например, в нашей гимназии имеются 3 национальных класса – 1 класс под руководством Пюрвеевой С.Н., 2 класс под руководством – Бадмараевой С.Н., 4 класс под руководством Манджиевой Г.М. Учащиеся этих классов изучают не только калмыцкий язык и литературу, но и знакомятся с калмыцким фольклором, имеют национальные костюмы, периодически показывают свои национальные умения. Учащиеся 5-9 классов гимназии изучают Историю и культуру родного края13. В гимназии имеются два укомплектованных национальной атрибутикой кабинета калмыцкого языка и литературы. На уроках педагоги гимназии обязательно используют регионально-национальные компоненты, знакомят с традициями и обычаями нашего народа. Ежегодно в гимназии проводится национальная калмыцкая неделя. В нашем селе Цаган Амане, да и в России, успехом пользуется местный танцевальный ансамбль «Иджилин Айс» под руководством Манджиева С.У. В его состав входят учащиеся гимназии. В Цаганаманских МДОУ «Алтн Булг» и «Байр» то же введена национальная система воспитания. Маленькие дети еще в садике впитывают любовь к традициям и обычаям, религии и языку наших предков.

3. Семья как высшая духовная ценность.


Все начинается с семьи…

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые трели…

Все начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть…

Умение сострадать и сложность в жизни видеть…

Все начинается с семьи…

Семья в настоящее время выполняет различные функции: общения, организации быта и ведения хозяйства, поддержания физических и духовных сил, создания условий полноценного развития каждого члена семьи, организации досуга, создания условий для профессиональной деятельности, продолжения рода – рождения и воспитания детей.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий… - он там свой.

Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

В России семья признана как одна из высших ценностей государства, что закреплено ст.7 Конституции РФ, где сказано: Россия есть социальное государство, политика которого направлена на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Отличительной чертой российской семьи всегда была множественность поколений и многодетность. Многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. В современной же России многодетная семья – крайне редкое явление. В бешенном ритме жизни по схеме «дом-работа-дом» молодые родители не в состоянии уделить достаточного количества времени на построение теплых и доверительных отношений с собственными детьми, нет времени и на привитие духовных ценностей детям, современная молодая семья подразумевает собой постоянное отсутствие родителей дома, занятых на работе. Чем дальше расстояние, отделяющее стариков от молодых, тем слабее нить, связывающая бабушек, дедушек и внуков. Так в современном мире постепенно теряется авторитет стариков и взаимосвязь поколений. Следовательно, теряются духовные ценности такие, как: уважение, терпимость, понимание, забота, трудолюбие, взаимовыручка, которые воспитывались в большой советской семье. А как необходимо сейчас подростку, малышу знать и чувствовать внимание, заботу, поддержку, доверие со стороны взрослых в доме Молодая семья жаждет, как воздуха, самостоятельности во всем14, как этого сильно не хватает ребенку в современной России…

«…Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце-матери – сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И. Кочеткова: «Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Именно любовь родителей друг к другу, а не только любовь к детям». И В.А. Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни»15.

Заключение.


Создание духовной, эмоциональной основы личности - есть цель и смысл семейного воспитания. Семья, в моем понимании, - это семь «я»16, группа родных и близких людей разного возраста, которым можно доверить себя, это маленькая ячейка, состоящая из любви, понимания, терпимости, добра и взаимовыручки. Семья должна быть у КАЖДОГО ребенка!

Время гонений и ссылки в далекой Сибири, время «перестройки» конца 90-х гг. прошлого века нанесло огромный урон калмыцкой семье как отдельному институту общественных отношений. Конечно же, приятно осознавать, что власти России и Калмыкии способствуют восстановлению этой потери, однако, на мой взгляд, в первую очередь все должно начинаться с семьи. В семье дети должны с «молоком матери» впитывать любовь и уважение к традициям и обычаям нашего великого народа. Для решения выделенной мною проблемы необходимо проводить чаще мероприятия местного уровня с национальными компонентами, воспитывая молодых родителей – «детей перестройки» - в духе патриотизма и любви к малой Родине.

Поставленная цель, на мой взгляд, достигнута. В работе раскрыта форма и структура калмыцкой семьи, внутрисемейные отношения, преобразования семейных отношений калмыков в составе Российского государства

Добровольное вхождение калмыков в состав России положительно сказалось на жизни калмыков. Они обрели родину, государственность, обоседлились, из кочевников превратились в высоко развитых в культурном и экономическом отношениях полноправных граждан великой многонациональной России. Семья, свадебная обрядность, почитание старших, взаимоотношения членов семьи, верование и в настоящее время остаются ценными обычаями каждой современной калмыцкой семьи. Мы стараемся хранить великое наследие наших предков. И пытаемся его приумножить.




Приложение № 1



Калмыцкая семья конца XIX века.

В.Ф. Тимм











Приложение № 2.



Обучение неука.










Приложение № 5


Мини ээҗ

Евдокия Цебековна Салдысова

С внуками




















Приложение № 3

Социологическое исследование. Анонимное анкетирование учащихся 8-11 классов МОУ «Цаганаманская гимназия». Опрошено 118 человек.



  1. сколько детей в вашей семье?

Ответ: В современной калмыцкой семье, как показали результаты моего исследования, в основном 2-3


  1. живут ли с вами вместе бабушка и /или дедушка?

Ответ: по результатам исследования современная калмыцкая семья малая, т.е. ее состав – родители и дети.


  1. если нет, как часто вы встречаетесь с ними?

Варианты ответа: 1 раз в месс., 2-3 раза в месяц, чаще, реже 1 раза

Ответ: В современной калмыцкой семье, как показали результаты моего исследования внуки часто видятся с бабушками и дедушками, более 3-х раз в месяц, что, конечно же, очень радует.


  1. как вы относитесь к старшему поколению, старикам?


- уважительно

- безразлично

- почтенно

- пренебрежительно

- свой вариант ответа.

Ответ: Современная калмыцкая молодежь к старикам относится уважительно – так показали результаты опроса.


  1. как вы относитесь к этнокультурным особенностям калмыцкой семьи?


Почитание старших, ответственность мужа за семью, послушание жены мужу и ответственность жены за домашний уют, уважение нахцха, свадебные обряды, верование, национальные праздники, воспитание детей в духе беспрекословного уважения и послушания родителей и стариков.

Ответ: Современная калмыцкая молодежь к обычаям относится уважительно – так показали результаты опроса.


1 Д.Д. Шалхаков. Семья и брак у калмыков. Э.1982г.с.36-37

2 См.прил прил. № 1

3 См. У.Э. Эрдниев. Калмыки. Э.1985г.с.181

4 Житецкий И. Астраханские калмыки…

5 Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков.с.40

6 Душан У. Обычаи и обряды…, с.22

7 Нефедьев Н. Подробные сведения.., с.195

8 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства, с.141

9 См.прил № 2

10 А.Амур-Санан. Мудрешкин сын, с.8-9

11 Прим.: в прошлом среди калмыцкого населения было 93% неграмотных. Учить грамоте своих детей могли позволить себе только богатые калмыки.

12 С.65 Д.Шалхаков. Семья и брак у калмыков.1982.

13 См.прил.№ 3

14 См. прил. № 5

15 Афанасьев Т.М. Семья.М.1985г.с.126-127

16 См. прил. № 4

16




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Наследие предков"

Автор: Андреева Ольга Васильевна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 355121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Актовый урок "Золотое наследие русской старины" по теме "Причастие""
    ["seo_title"] => string(62) "aktovyiurokzolotoienasliediierusskoistarinypotiemieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "282423"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453703399"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект актового урока "Золотое наследие русской старины" по теме "Причастие""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiektaktovoghourokazolotoienasliediierusskoistarinypotiemieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "282434"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453704699"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Воспитательное мероприятие "Как жили наши предки" "
    ["seo_title"] => string(55) "vospitatiel-noie-mieropriiatiie-kak-zhili-nashi-priedki"
    ["file_id"] => string(6) "207413"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430463846"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по самопознанию в 3 классе "Культурное наследие народа""
    ["seo_title"] => string(54) "urokposamopoznaniiuv3klassiekulturnoienasliediienaroda"
    ["file_id"] => string(6) "316648"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460130498"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Презентация по теме "Археологические исследования в рамках программы "Культурное наследие" "
    ["seo_title"] => string(106) "priezientatsiia-po-tiemie-arkhieologhichieskiie-issliedovaniia-v-ramkakh-proghrammy-kul-turnoie-nasliediie"
    ["file_id"] => string(6) "102231"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402489151"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства