Духовно-нравственное развитие молодежи есть первостепенной важности задача современного воспитания.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«молодежь и нравственность »
старший преподаватель
кафедры ГПД канд истор наук
Бичиева И.С.
Молодежь и нравственность
Характер организации современного воспитательного процесса, в том числе и нравственности определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие молодежи есть первостепенной важности задача современного воспитания.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри него. Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства. Ценности создают общество и нацию из социальных, этнических, конфессиональных групп. «В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие здесь может быть только добровольным. Но именно поэтому так важно его достижение по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи развития, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян. Одна из основных причин того, что реформы у нас идут так медленно и трудно, заключается именно в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации» .
Ценности задают вектор и определяют эффективность модернизации общества. «Убежден, — подчеркивает В.В.Путин, — что достижение необходимой динамики роста — проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества» .
Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны в целом и Кабардино-Балкарии в частности. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности. Духовно-нравственное развитие гражданина есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.
1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.
2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.
Носителями ценностей и традиций являются социальные группы, а также этнические и религиозные сообщества. Соответственно, задача духовно-нравственного развития гражданина России может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих российское общество социальных групп, в те этнические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране, а также в те, которые имеют общероссийское и мировое значение.
Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия молодым человеком ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».
Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Нельзя стать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.
Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.
Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент Д.А.Медведев отметил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой — человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять человеческое в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
В истории отечественной педагогики можно найти указания на источники человечности. Само слово «воспитание (вос-питание)» восходит к значению «духовное питание», «питание человека из духовного источника» . В досоветскую эпоху православие и другие традиционные российские религии были важнейшими источниками духовно-нравственного развития человека. В XVIII в. появляются новые: государство, Отечество, Россия. В советский период В.А.Сухомлинский с гуманистических позиций подошел к проблеме нравственного воспитания человека. «Я усматриваю очень важную воспитательную задачу в том, — утверждал он, — чтобы привести каждого ребенка к неисчерпаемым источникам мысли, к которым бы он, став подростком, юношей, зрелым человеком, отцом детей возвращался бы потом всю жизнь. Этими источниками я считаю природу, труд, моральную красоту человеческого поведения, книгу и творчество» .
В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий». В качестве важнейших национальных приоритетов были названы ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. Был определен также характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем».
Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:
1. ПАТРИОТИЗМ
Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
Любовь к России;
Любовь к своему народу;
Любовь к своей малой родине;
Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
В нашей стране коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать как возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, как поддержку (социальную, педагогическую, духовную и т.д.), которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:
Свобода личная и национальная;
Доверие на всех уровнях общества;
Справедливость;
Милосердие;
Доброта;
Честь и честность;
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что функционирующие сегодня подсистемы современного общества обеспечивают стабильность в обществе, воспитывают духовно-нравственные начала гармоничной личности. Задачей же государства является направляющая функция, предоставление достоверной, объективной информации, открытый диалог, помощь в поиске выбора ценностей и принципов, которые формируют личность.