Просмотр содержимого документа
«Мое видение школьного исторического образования.»
Мое видение
школьного исторического
образования
Учитель истории
Юртаев Г.Р.
Мое видение школьного исторического образования.
«Земной свой путь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу»,- а ведь все так хорошо начиналось! Первые уроки… они меня слушают, они меня понимают! Затем поиск новых форм, приемов, методов. Никаких ограничений- любые программы, концепции, технологии.. Свобода!!! И что? В итоге ощущения, как у лягушки, которая попала в крынку с молоком. Только два пути: либо захлебнуться, либо попытаться выбраться, сбив масло. Вот и у учителя сейчас только два пути- либо захлебнуться, либо сбить « своё масло», свою опору. Древние полагали, что Земля держится на нескольких опорах ( слонах, черепахах и.т.д.) вот и я попытаюсь найти эти опоры, отметив сам для себя на ряд вопросов.
Итак, вопрос первый: « Для чего необходимо преподавать историю в школе?». На мой взгляд, во- первых, история- прекрасное средство развития личности на основе знаний прошлого. Она позволяет развить способность критически анализировать прошлое, умение делать собственные выводы на основе самостоятельной работы с историческими источниками. Во- вторых, изучение истории дает возможность получить знания- сведения, помогающие ориентироваться в национальной и мировой культуре. В- третьих, занятия историей способствуют формированию так называемого историзма, т.е. способности понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.
Вопрос второй: « Что изучать?». Не так давно главным предметом изучения были экономические, классовые отношения, но всё это ушло в небытие. А что должны изучать на уроках истории сейчас? На мой взгляд, предметом изучения на уроках истории должен стать человек, а не безликие массы людей, подчиняющиеся историческим законам и закономерностям. Вспомним себя в школе. Всегда было интереснее узнавать о мыслях, действиях, ,например, Юлия Цезаря, а не галльского легиона. Поэтому следует уделять повышенное внимание историческим личностям. Вопрос- третий: «Если одна из целей, стоящих перед историей,- развитие исторического мышления ( историзма ),то, как его развивать?».
Первый этап- элементарный курс (3-5 классы). На этой ступени происходит создание образных представлений на эмоционально- нравственном уровне. Основной задачей курса является развитие интереса к истории и воспитание уважения к прошлому. Изучение истории на данном этапе, на мой взгляд, должно ограничиться знакомством с крупнейшими событиями мировой истории, выдающимися личностями, бытом, образом жизни людей прошлого.
Второй этап- систематический курс всеобщей и отечественной истории(6-9 классы). На этой ступени, во- первых, знания приводятся в хроно- пространственную систему; во- вторых, формируется понимание истории как цепи событий и деяний исторических лиц, в результате которых меняется мир; в- третьих, развивается аналитическое мышление, умение выявить причинно- следственные связи, определить главные и второстепенные факторы развития. Особое внимание уделяется развитию понятийного аппарата, характерного для соответствующей эпохи. Центр тяжести смещается в сторону политической истории и истории культуры. На мой взгляд, именно здесь следует формировать систематическое представление о мировой истории как о целостном, хотя и противоречивом процессе, развивающемся в столкновении личных, национальных, социальных, классовых и других интересов, которые заслуживают отдельного анализа.
Важнейшей задачей является формирования у учащихся осознания самоценности культуры каждого народа или эпохи. Так если содержание курсов достаточно сложно для восприятия из-за обилия фактического, терминологического и понятийного материала, то эффективным средством организации деятельности может стать опорный конспект.
Третий этап-10-11 классы. Целью этапа является формирование исторического мышления. Изучение истории здесь, на мой взгляд, следует строить на достигнутых к этому времени результатах развития личности учащихся ( формирования образного и логического мышления, умения выделять причинно- следственные связи и т.д.), что позволяет раскрыться интеллектуальному потенциалу старших школьников, проявить самостоятельность мышления через постановку и решение исторических проблем.
Ученик сам формулирует проблемы, предлагает обоснованные варианты решения, оперируя приемами исторического познания. На этом этапе проблемность должна стать
основным элементом исторических и обществоведческих курсов и определять как содержание, так и способы обучения.
Вопрос четвертый: « Как воспитывать историей?» Не секрет, что на историю как на школьный предмет возлагались и возлагаются задачи нравственного воспитания личности, формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности. Да, нравственное развитие школьника, воспитание его историей идет через эмоциональное к ней отношение, сопереживание людям прошлого, через усвоение идеалов и нравственных ценностей, выработанных человечеством, а также с помощью ситуаций нравственного выбора. Однако часто наши целевые установки в воспитательной сфере получают противоположное содержание. Задаваясь целью воспитать всесторонне развитого человека, мы нередко получаем в итоге маловера, циника.
В чем же дело? По-видимому, воспитание должно определяться не учебником, а личностью учителя, его человеческой самоценностью. Учитель должен вызвать у учащихся те чувства, которые есть у него, которыми он « болеет», свои идеалы он должен попытаться передать ученикам. Но нужно не навязывать школьникам готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм.
При этом следует признать за учеником право на собственное мнение, право на оценку исторических событий и деяний, и наконец, право отстаивать свою точку зрения споре с учителем.
В первые годы своей работы когда еще не было достаточного опыта работы
Основной формой урока был урок комбинированный. Предполагающий опрос в различной форме и объяснение нового материала. С развитием информационных технологий как в ходе опроса так и в ходе объяснения нового материала мы стали шире применять компьютер, интерактивную доску и т.д. Благо, что программным обеспечением проблем нет. Однако со временем я постепенно начал понимать, что без изменения форм организации работы, без привлечения современного материала, без доверия к личности ученика успеха в изучении добиться трудно. И тогда я выработал свою методику работы основанную на анализе учебных возможностей
каждого класса и даже одного ученика, а также основанную на использовании современных учебно - методических комплексов.
Суть ее в том, что в 5-7 классах у учащихся в основном образное мышление,
много эмоций и здесь очень эффективны игровые формы уроков.
Например в 5 классе урок в форме передачи «Счатливый случай», для
внеклассных мероприятий в форме передачи «Поле чудес» и т д.
В 8- 9 классах мы уже формируем хроно- пространственную систему понимания истории, развиваем умение выявлять причинно- следственные связи исторических событий дополняем понятийный аппарат. Здесь объем
исторического материала возрастает поэтому формы работы меняются в зависимости от возрастных особенностей класса и конкретного ученика.
Я применяю в этих классах групповые формы работы, а также дифференцированный подход. Так как в 8-9 классах уже явно видны сильные и слабые ученики то и карточки различным уровнем сложности. К сожалению материал 9 класса очень сложен для понимания учащихся
по возрастным особенностям поэтому приходится упрощать его.
В 10- 11 классах ситуация иная. Учащиеся уже по своим возрастным психологическим уровням другие. И здесь главное органично развивать то, что было сделано в 5-9 классах. Формы работы здесь коренным образом меняются по двум причинам. Первое это подготовка к ЕГЭ, что требует не только дополнительных занятий но и приспособление к специфике заданий ЕГЭ. И второе это сам материал 10-11 классов, особенно 11 класса (советский период) который совершенно иначе трактуется иногда в различных учебниках. Поэтому в 10- 11 классах основными формами
работы становятся уже уроки- лекции, семинары, дискуссии, уроки-суды.
Это дает возможность учащимся самим добывая знания глубоко анализировать материал и корректировать его. Учитель в данном случае по большому счету выступает в качестве «консультанта» на уроке тем более,
что информацию учащиеся могут добыть без проблем. И здесь учитель
в основном конкретизирует материал помогает аутентично и объективно истолковать его. Таким образом, использование различных форм организации урока помогает полностью раскрыться творческому потенциалу учащихся.