Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Мое видение школьного исторического образования".»
Мое видение
школьного исторического
образования
Учитель истории
Юртаев Г.Р.
Мое видение школьного исторического образования.
«Земной свой путь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу»,- а ведь все так хорошо начиналось! Первые уроки… они меня слушают, они меня понимают! Затем поиск новых форм, приемов, методов. Никаких ограничений- любые программы, концепции, технологии.. Свобода!!! И что? В итоге ощущения, как у лягушки, которая попала в крынку с молоком. Только два пути: либо захлебнуться, либо попытаться выбраться, сбив масло. Вот и у учителя сейчас только два пути- либо захлебнуться, либо сбить « своё масло», свою опору. Древние полагали, что Земля держится на нескольких опорах ( слонах, черепахах и.т.д.) вот и я попытаюсь найти эти опоры, отметив сам для себя на ряд вопросов.
Итак, вопрос первый: « Для чего необходимо преподавать историю в школе?». На мой взгляд, во- первых, история- прекрасное средство развития личности на основе знаний прошлого. Она позволяет развить способность критически анализировать прошлое, умение делать собственные выводы на основе самостоятельной работы с историческими источниками. Во- вторых, изучение истории дает возможность получить знания- сведения, помогающие ориентироваться в национальной и мировой культуре. В- третьих, занятия историей способствуют формированию так называемого историзма, т.е. способности понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.
Вопрос второй: « Что изучать?». Не так давно главным предметом изучения были экономические, классовые отношения, но всё это ушло в небытие. А что должны изучать на уроках истории сейчас? На мой взгляд, предметом изучения на уроках истории должен стать человек, а не безликие массы людей, подчиняющиеся историческим законам и закономерностям. Вспомним себя в школе. Всегда было интереснее узнавать о мыслях, действиях, ,например, Юлия Цезаря, а не галльского легиона. Поэтому следует уделять повышенное внимание историческим личностям. Вопрос- третий: «Если одна из целей, стоящих перед историей,- развитие исторического мышления ( историзма ),то, как его развивать?».
Первый этап- элементарный курс (3-5 классы). На этой ступени происходит создание образных представлений на эмоционально- нравственном уровне. Основной задачей курса является развитие интереса к истории и воспитание уважения к прошлому. Изучение истории на данном этапе, на мой взгляд, должно ограничиться знакомством с крупнейшими событиями мировой истории, выдающимися личностями, бытом, образом жизни людей прошлого.
Второй этап- систематический курс всеобщей и отечественной истории(6-9 классы). На этой ступени, во- первых, знания приводятся в хроно- пространственную систему; во- вторых, формируется понимание истории как цепи событий и деяний исторических лиц, в результате которых меняется мир; в- третьих, развивается аналитическое мышление, умение выявить причинно- следственные связи, определить главные и второстепенные факторы развития. Особое внимание уделяется развитию понятийного аппарата, характерного для соответствующей эпохи. Центр тяжести смещается в сторону политической истории и истории культуры. На мой взгляд, именно здесь следует формировать систематическое представление о мировой истории как о целостном, хотя и противоречивом процессе, развивающемся в столкновении личных, национальных, социальных, классовых и других интересов, которые заслуживают отдельного анализа.
Важнейшей задачей является формирования у учащихся осознания самоценности культуры каждого народа или эпохи. Так если содержание курсов достаточно сложно для восприятия из-за обилия фактического, терминологического и понятийного материала, то эффективным средством организации деятельности может стать опорный конспект.
Третий этап-10-11 классы. Целью этапа является формирование исторического мышления. Изучение истории здесь, на мой взгляд, следует строить на достигнутых к этому времени результатах развития личности учащихся ( формирования образного и логического мышления, умения выделять причинно- следственные связи и т.д.), что позволяет раскрыться интеллектуальному потенциалу старших школьников, проявить самостоятельность мышления через постановку и решение исторических проблем.
Ученик сам формулирует проблемы, предлагает обоснованные варианты решения, оперируя приемами исторического познания. На этом этапе проблемность должна стать
основным элементом исторических и обществоведческих курсов и определять как содержание, так и способы обучения.
Вопрос четвертый: « Как воспитывать историей?» Не секрет, что на историю как на школьный предмет возлагались и возлагаются задачи нравственного воспитания личности, формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности. Да, нравственное развитие школьника, воспитание его историей идет через эмоциональное к ней отношение, сопереживание людям прошлого, через усвоение идеалов и нравственных ценностей, выработанных человечеством, а также с помощью ситуаций нравственного выбора. Однако часто наши целевые установки в воспитательной сфере получают противоположное содержание. Задаваясь целью воспитать всесторонне развитого человека, мы нередко получаем в итоге маловера, циника.
В чем же дело? По-видимому, воспитание должно определяться не учебником, а личностью учителя, его человеческой самоценностью. Учитель должен вызвать у учащихся те чувства, которые есть у него, которыми он « болеет», свои идеалы он должен попытаться передать ученикам. Но нужно не навязывать школьникам готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм.
При этом следует признать за учеником право на собственное мнение, право на оценку исторических событий и деяний, и наконец, право отстаивать свою точку зрения споре с учителем.
В первые годы своей работы когда еще не было достаточного опыта работы
Основной формой урока был урок комбинированный. Предполагающий опрос в различной форме и объяснение нового материала. С развитием информационных технологий как в ходе опроса так и в ходе объяснения нового материала мы стали шире применять компьютер, интерактивную доску и т.д. Благо, что программным обеспечением проблем нет. Однако со временем я постепенно начал понимать, что без изменения форм организации работы, без привлечения современного материала, без доверия к личности ученика успеха в изучении добиться трудно. И тогда я выработал свою методику работы основанную на анализе учебных возможностей
каждого класса и даже одного ученика, а также основанную на использовании современных учебно - методических комплексов.
Суть ее в том, что в 5-7 классах у учащихся в основном образное мышление,
много эмоций и здесь очень эффективны игровые формы уроков.
Например в 5 классе урок в форме передачи «Счатливый случай», для
внеклассных мероприятий в форме передачи «Поле чудес» и т д.
В 8- 9 классах мы уже формируем хроно- пространственную систему понимания истории, развиваем умение выявлять причинно- следственные связи исторических событий дополняем понятийный аппарат. Здесь объем
исторического материала возрастает поэтому формы работы меняются в зависимости от возрастных особенностей класса и конкретного ученика.
Я применяю в этих классах групповые формы работы, а также дифференцированный подход. Так как в 8-9 классах уже явно видны сильные и слабые ученики то и карточки различным уровнем сложности. К сожалению материал 9 класса очень сложен для понимания учащихся
по возрастным особенностям поэтому приходится упрощать его.
В 10- 11 классах ситуация иная. Учащиеся уже по своим возрастным психологическим уровням другие. И здесь главное органично развивать то, что было сделано в 5-9 классах. Формы работы здесь коренным образом меняются по двум причинам. Первое это подготовка к ЕГЭ, что требует не только дополнительных занятий но и приспособление к специфике заданий ЕГЭ. И второе это сам материал 10-11 классов, особенно 11 класса (советский период) который совершенно иначе трактуется иногда в различных учебниках. Поэтому в 10- 11 классах основными формами
работы становятся уже уроки- лекции, семинары, дискуссии, уроки-суды.
Это дает возможность учащимся самим добывая знания глубоко анализировать материал и корректировать его. Учитель в данном случае по большому счету выступает в качестве «консультанта» на уроке тем более,
что информацию учащиеся могут добыть без проблем. И здесь учитель
в основном конкретизирует материал помогает аутентично и объективно истолковать его. Таким образом, использование различных форм организации урока помогает полностью раскрыться творческому потенциалу учащихся.