Методические указания к выполнению внеаудиторных самостоятельных работа для обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторных самостоятельных работа для обучающихся
В содержание комплекта входит введение, пояснительная записка, общие положения, перечень самостоятельных работ. Приложение с методическими рекомендациями и критериями оценивания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Кульченко В.И., преподаватель высшей категории, Таганрогский филиал ГБПОУ РО «Донской строительный колледж»
Акулова М.Ю., преподаватель ГБПОУ РО «ТМехК», высшей категории, председатель ЦМК общих гуманитарного и социально-экономического цикла
Введение
Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы прежде всего на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучающихся, в том числе и их внеаудиторной работой.
Переход на компетентностную модель образования, введение системы непрерывного образования "через всю жизнь" предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.Превращение обучающегося из объекта педагогического воздействия в активно действующего субъекта образовательного процесса, выстраивающего своё образование совместно с преподавателем, является необходимым условием достижения им соответствующих компетенций.Более того, внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося направлена не только на достижение учебных целей -обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.
Предметно и содержательно внеаудиторная самостоятельная работа регламентирована государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения, основной профессиональной образовательной программой по специальности,нормативно – правовыми документами федерального и локального уровней.
Методологическую основу внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций самостоятельного труда специалиста, необходимых как для самообразования,так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры.
Пояснительная записка
1. Сущность и характеристики внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, внеаудиторная самостоятельная работа являетсяодним из видов учебных занятий, выполняемым обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Функции внеаудиторной самостоятельной работы:
- информационно – обучающая;
- развивающая;
- ориентирующая;
- стимулирующая;
- воспитывающая.
Цели внеаудиторной самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую,
справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа является формой организации учебно–познавательной деятельности, средством активизации процесса обучения,видом познавательной деятельности обучающихся, системой педагогическихусловий, обеспечивающих управление познавательной деятельностью.
Признаки внеаудиторной самостоятельной работы:
- наличие конкретной цели и задания;
- чёткая форма выраженности результата работы;
- определение формы контроля работы;
- определение критериев оценивания результатов работы;
- обязательность выполнения работы каждым обучающимся.
Внеаудиторная самостоятельная работа по Истории выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно - исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на поставленные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование) подготовка сообщений; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссворд и др.;
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме
1.Методические рекомендации по составлению таблицы.
Внимательно прочитать текст или соответствующий параграф учебника.
Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений, дат (и прочего).
Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.
Форма контроля и критерии оценки.
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.
«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры указаны, верно, примеры соответствуют определениям, термины записаны понятно и правильно, даты соответствуют.
«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.
«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.
«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные, даты не соответствуют.
1.Методические рекомендации по выполнению схем, сравнительных и тезисных таблиц
Одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является создание схем или таблиц по изученному материалу по изучаемой дисциплине.
Преподавателем обеспечивается формирование кроме списка литературы, как основной и дополнительной, иных источников самостоятельной работы обучающихся(например, Интернет-ресурсы).
Преподавателем прилагаются образцы и рекомендации по созданию различных схем, а также методика формирования сравнительного анализа при составлении таблицы. Данный метод определяется как частично поисковый, т.е. часть материала по созданию схем определяется преподавателем, а другая часть материала подбирается самим обучающимся.
Обучающийся, применяя рекомендации, рассматривает выявленный научно-практический и учебный материал с позиции анализа для формирования определенной схемы или таблицы. Кроме этого данный метод является репродуктивным способствующим формированию монологического
высказывания обучающегося определяющего основные моменты, принципы испособы, послужившие основанием для формирования схемы или таблицы, а в дальнейшем для ее представления или защиты.
Самостоятельно и индивидуально каждый из обучающихся выявляет на основе анализа теоретического материала необходимые и достаточные для заполнения сравнительной таблицы сведения.
Педагогическая ценность подобной работы заключается в обеспечении развития мышления, самостоятельности и активности обучающихся, при максимальной индивидуализации задания, с учетом их психофизиологических особенностей.
Работа каждого из обучающихся оценивается преподавателем с позиции логического и образного мышления.
Для самостоятельной работы используется также другой вид создания таблиц на основе сравнительного анализа, когда для осуществления самостоятельной работы имеются только объекты сравнения, а выявление сходства и различия определяется самим обучающимся. Используя учебно-практическое пособие по дисциплине, литературу, рекомендованную преподавателем, обучающийся выявляет характерные признаки, черты или видыдающие возможность рассмотреть объекты как схожие с одной стороны, и различные, с другой.
В качестве выполнения внеаудиторной самостоятельной работы используется и заполнение тезисных таблиц.
Тезисные таблицы предпочтительны по той причине, что они не только дают впоследствии возможность восстановить содержание и главные моменты изучаемого учебного материала, выделить в нем главное, но также обеспечивают возможность определения их взаимосвязи друг с другом, или сравнения. При этом главные моменты усваиваются намного быстрее, нежели в конспектах. Кроме того, при желании эти главные моменты могут быть поставлены в виде ключевых вопросов для развёрнутого ответа на них своими словами. Наконец, тезисная таблица – самая простая в составлении, что немаловажно в условиях дефицита времени.
Заполнение пропусков в схемах, или самостоятельное составление схем также являются одним из видов внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся. Эти виды работ можно также определять как частично-исследовательские, способствующие развитию самостоятельного мышления и возможности применения творческой инициативы при анализе теоретического материала.
Завершение выполнения таких видов внеаудиторной самостоятельной работы как – отчет, оформленная схема, заполненная таблица, рассматривается преподавателем как контроль полученных им знаний.
Для получения оценки преподавателем определяются соответствующие критерии:
- выполнение работы на уровне распознавания: знакомство –низкое
качество;
- выполнение работы на уровне запоминания: чтение, пересказ,
воспроизведение изученного материала через схему, таблицу, но в полной
мере не может воспользоваться результатами своей работы -
удовлетворительное качество;
- выполнение работы на уровне понимания:обучающийся используя
краткую запись в схеме или таблице способен осуществить процесс
нахождения существенных признаков, связи исследуемых объектов, выделение из всей массы несущественного и случайного, установления сходства и различий, а в конечном итоге сопоставление полученной информации с имеющимися знаниями – хорошее качество;
- использование полученных знаний при выполнении иных заданий по теме, решение типовых практических задач или тестов, творческое применение полученных знаний - отличное качество.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающегося с компьютером
Сегодня, в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, которые используются для самостоятельной работы.
Даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться обучающемуся.
Обучающимся в образовательном процессе не всегда удается использовать необходимую литературу, что может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах. Помимо этого, информация может быть разбросана по разным источникам, что затрудняет доступ к ней. В этомслучае может помочь сеть Интернет.
Обучающийся получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные Интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также формируют умения самостоятельно принимать решения.
Стоит учесть существенный недостаток работы с Интернет-ресурсами – недостоверность некоторой информации, наличие которой может зависеть от владельца ресурса (государственная или коммерческая организация, частное лицо). Но этот недостаток активизирует самостоятельную работу обучающихся,которая заключается в анализе и переосмыслении полученного материала,для определения уровня его достоверности.
Информационные технологии используются обучающимися в самостоятельной работе для более глубокого изучения программ дисциплин, для написания рефератов.
Умение учиться самостоятельно приобретается с использованием электронных учебно-методических материалов, образовательных баз данных, компьютерных обучающих программ, тестирующих систем.
Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий.
Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал обучающихся, повысить их производительность труда ипри этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебнойдисциплины «История России». Приобретается в этом случае умение учиться самостоятельно.
Интернет информацию можно разделить на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты).
Наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми обучающиеся, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам. В некоторых электронных библиотеках можно найти редкие книги и документы, наличие которых в электронном варианте значительно помогает при подготовке к занятиям и при написании реферата.
Ярким примером такой библиотеки может служить «Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова» (http://www.hist.msu.ru/ER/index.html), в которой можно найти большое количество текстов исторических источников и книг по отечественной и зарубежной истории. Все материалы доступны для скачивания.
Большое значение имеют Интернет-ресурсы, содержащие курсы лекцийпо истории. Наиболее полная коллекция на сайте Олега Ланцова (http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm). Здесь полные тексты лекций Ключевского В.О., Соловьева С.М., Карамзина Н.М. и др. На этом же сайте множество исторических источников, учебная литература и ссылки на другие ресурсы.
Незаменимы в самостоятельной работе современные портальные системы, которые сочетают в себе все необходимое. Примером такой портальной системы может служить Исторический Портал (http://www.history.perm.ru), посвященный не только истории, но и другим
наукам – Культурологии, Истории искусств, Основам философии,
Политологии и Праву (и др.).Этот Интернет-ресурс состоит из нескольких разделов – новости, статьи,файлы, опросы, форум, ссылки. На Историческом портале обучающиеся могут найти не только текстовый материал (новости, статьи), но и мультимедийные файлы по истории (компьютерные презентации; аудио-, видео- ифотоматериалы, карты), которые делают процесс изучения болееинтересным.
В файловом архиве есть и электронная библиотека, содержащая книги и источники в электронном виде.
Интернет дает пользователям возможность высказать свое мнение. Таким образом, принимая участие в проводимых на портале опросах, скачивая файлы, читая новости и статьи, пользователь может оставить свой комментарий в любом разделе, а система рейтинга позволяет оценивать новости, файлы и ссылки. Наиболее интересующие проблемы можно обсудить на Историческом форуме. Тематический каталог ссылок содержит список интересных и полезных Интернет-ресурсов.
Самый известный Исторический портал – History.ru – История России:
XX век (http://www.history.ru). На портале можно найти статьи, новости, файлы, ссылки. Есть возможность добавлять свои материалы и создавать комментарии к уже размещенным материалам.
Портал принадлежит мультимедиа издательству «Клио Софт»,
специализирующемуся на разработке и издании мультимедийных учебников
истории.
Другим порталом является – Historic.Ru: Всемирная история
(http://www.historic.ru). Портал предназначен для людей увлекающихся и изучающих историю. Здесь есть библиотека с книгами, ведется тематическая новостная
лента.
Среди сайтов исторической направленности хотелось бы выделить: сайт«Всемирная история» (http://www.world-history.ru), где размещены статьи из разнообразных книг по истории и открыта рубрика «Этот день» (основные события в истории); а также Сайт «Всемирная история в лицах»
(http://www.rulers.narod.ru) – особенность этого сайта заключается в том, что
основной упор сделан на статьи о жизни конкретных людей, оказавших свое
влияние на ход истории.
Сайты периодических изданий не менее популярны среди пользователейсети Интернет, и могут быть полезны для самостоятельной работы студентов.Одни из них издаются только в электронном варианте, другие – и вэлектронном, и в бумажном. Известный многим журнал «Вокруг света»имеет свою электронную версию, разработанную Группой компаний «Вокруг света» (www.vokrugsveta.ru). На этом сайте не только архив номеров журнала«Вокруг света», но и рубрика «Хронограф», рассказывающая об основных событиях в истории.
Все вышеперечисленные Интернет-ресурсы и другие, подобные им,
позволяют самостоятельно работать с информацией ипредоставляют широкие возможности при изучении предмета Истории.
3. Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе - прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, изложенное в жанре критики, публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы.
Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета изучения. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чём - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.
Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать выводы.
Структура эссе:
1. Титульный лист.
2. Введение: изложение обоснования выбора темы. Важно грамотно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе исследования.
3. Основная часть: предполагает изложение аргументации,анализ, исходя из имеющихся данных, позиций по проблеме. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основеследующих категорий:
- причина - следствие;
- общее - особенное;
- форма - содержание;
- часть - целое;
- постоянство - изменчивость.
4. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное материалом. Совершено необходимый способ построения эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения.
Названия подзаголовков свидетельствуют о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
5. Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с
указанием области ее применения. Методы, рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное авторское утверждение.
Заключение может содержать такой важный,дополняющий эссе элемент, как указание области примененияисследования.
Критерии оценки эссе:
Критерий
Требования к обучающемуся
Знание ипонимание
теоретического
материала.
определяет рассматриваемые понятия чётко и полно, приводя соответствующие примеры;
используемые понятия соответствуют теме;
самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка
информации
грамотно применяет категории анализа;
умело использует приёмы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
способен объяснить альтернативные взгляды на
рассматриваемую проблему и прийти к заключению;
диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации);
обоснованно интерпретирует текстовую
информацию с помощью графиков и диаграмм;
даёт личную оценку проблеме.
Построение
суждений
ясность и чёткость изложения;
логика структурирования доказательств;
выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной
аргументацией;
приводятся различные точки зрения и их личная
оценка;
общая форма изложения полученных результатов и их интерпретация соответствуют жанру проблемной научной статьи.
Оформление
работы
работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
соблюдение лексических, фразеологических,
грамматических и стилистических норм
русского литературного языка;
оформление текста с полным соблюдением правил
русской орфографии и пунктуации;
соответствие формальным требованиям.
4. Индивидуальная самостоятельная работа в виде решениязадач, проблемных ситуаций
Задача — это цель, заданная в определенных условиях, решение
задачи — процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для
этого средств.
Решение задачи фактически сводится к использованию сформированного мыслительного действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления называют репродуктивным.
Проблема - вид интеллектуальных задач, характеризующийся
отсутствием готовых средств решения.
Алгоритм решения проблемной ситуации:
1.Внимательно прочитать задание.
2. Проанализировать условие задания и выделить в нем все известные признаки исторической ситуации (даты, место, событие, люди, последствия, источники информации о ней).
3. Указать, сколько способов решения проблемы требуется привести в результате анализа данной исторической ситуации.
4.Выделить ключевое (важнейшее) для этой ситуации событие и попытаться мысленно представить создавшееся в связи с ним положение (проблемную ситуацию).
5. На основе анализа представленных в задании данных и собственных знаний сформулировать пути решения, возможные в контексте данной ситуации.
6.Проверить, все ли данные в условии использованы для выполнения задания.
7.Представить, как на вопрос о причинах (поражения или победы), мотивах выбора и т.д., — поставленный в задании, могли ответить действующие в этой ситуации лица («голос из прошлого»). Кратко сформулировать эти ответы.
8.Проверить, соответствует ли их содержание проблематике задания в целом
5. Методические рекомендации по подготовке изащите сообщений, созданию мультимедиапрезентаций
Сообщение представляет собой развёрнутоеизложение определённой темы.
Этапы подготовки сообщения
1. Определение цели.
2. Подбор необходимого материала
3. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников
главного.
4. Составление плана, распределение собранного материала внеобходимой логической последовательности.
5.Запоминание текста, подготовки тезисов выступления.
Критерии оценки сообщения
Сообщение выполняется на листах формата А4.
«Отлично» выставляется в случае, когда объем сообщения составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема, информация взята из нескольких источников, сообщение написано грамотно, без ошибок.
При защите сообщения обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем сообщения составляет 4-5 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема, информация взята из нескольких источников, сообщение написано грамотно.
При защите сообщенияобучающийся продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда объем составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, сообщение написано с ошибками.
При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы.
«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений.
При защите сообщенияобучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
Методические рекомендации по подготовке мультимедиапрезентаций
1. Иллюстрационный материалслайд-презентации должен соответствовать предложенной теме;
2. Количество иллюстрационного материала слайд-презентациидолжно быть достаточным, но не чрезмерным;
3. В ходе работы по подготовке слайд-презентации, обучающийся демонстрирует умение ориентироваться в материале;
Общие правила оформления презентации
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.
Титульный лист
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
3. Логотип (по желанию).
Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании.
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится
3. Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1. Форматируется по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
4. После двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы!
Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру.
6. В таблицах – по усмотрению автора.
7. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика
1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек).
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
6. Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки.
Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию
Критерии оценки презентации
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности.
«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
6. Методические рекомендации по подготовке и защите реферата
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.
Структура реферата:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы). Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
Список литературы.
В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников.
Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.
Требования к содержанию реферата
Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
─ не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
─ при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
─ каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
─ при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.
Требования к оформлению реферата
Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.
Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным): набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 14 шрифтом; заголовки следует выделять полужирным; межстрочный интервал полуторный; разрешается интервал между абзацами; отступ в абзацах 1-2 см.; поле левое 2,5 см., остальные 2 см.; нумерация страницы снизу или сверху по середине листа; объем реферата 10-15 страниц.
Критерии оценки.
«Отлично» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-15 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата продемонстрировано хорошее знание материала работы, приведены соответствующие доводы, но не даны полные развернутые ответы на вопросы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта неполностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы. «Неудовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 5 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
7. Методические рекомендации по написанию биографического очерка
1. Приступив к написанию, укажите годы жизни исторической личности.
2. Перечислите основные события, происходившие в стране и в мире в то время, а также опишите деятельность и основные достижения исторической личности.
3. Опишите раннюю биографию исторического деятеля, расскажите о его социальном происхождении, личных качествах, особенностях характера, жизненных позициях и убеждениях.
4. Поразмышляйте над методами достижения целей и степени успешности исторической личности, укажите причины неудачи или успеха.
5. Объясните, какие цели преследовал исторический деятель.
6. Подведите итог, расскажите о результатах и последствиях его действий.
Критерии оценивания биографического очерка
1. Точное указание дат и хронологии событий.
2. Отсутствие фактических ошибок, при описании событий и результатов деятельности исторической личности.
3. Логическое и последовательное изложение материала.
4. Аргументирование изложенных фактов.
Перечень видов самостоятельных работ учебной дисциплины ОДБ.04 История
№
Наименование разделов
Форма контроля
Количество часов
Вид самостоятель-
ной работы
2
Цивилизация Древнего Мира.
Творческая
3
Презентация
4
От Древней Руси к Российскому государству
Письменный аргументированный ответ
2
Письменный ответ
Самостоятельная работа №2.
Письменный ответ
1
Письменный ответ
Самостоятельная работа №3
Письменная
6
Написание реферата
Самостоятельная работа №4
Творческо-практическая
3
Презентация
Самостоятельная работа №5
Письменная
2
Эссе
5
Россия в 16-17 веках от великого княжества к царству
Письменная
2
Сообщение
6
Страны Запада и Востока в XV-XVIII веках
Письменная
2
Сообщение
Самостоятельная работа №2
Письменная
1
Заполнение таблицы
7
Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи
Письменная
2
Исторический портрет
Самостоятельная работа №2.
Письменная
2
Эссе
Самостоятельная работа №3
Письменная
6
Реферат
8
Становление индустриальной цивилизации
Письменная
2
Эссе
10
Российская империя в XIX веке.
Письменная
2
Эссе
Самостоятельная работа №2
Письменная
1
Заполнение сравнительной таблицы
Самостоятельная работа №3
Письменная
2
Сообщение
11
От новой истории к новейшей
Письменная
2
Биографический очерк
Самостоятельная работа №2
Письменная
6
Реферат
Самостоятельная работа №3
Письменная
6
Реферат
Самостоятельная работа №4
Письменная
6
Реферат
12
Между мировыми войнами
Письменная
1
Заполнение таблицы
Самостоятельная работа №2
Письменная
3
Эссе
Самостоятельная работа №3
Письменная
6
Реферат
13
Вторая мировая война. Великая отечественная война.
Письменная
2
Биографический очерк
Самостоятельная работа №2
Письменная
2
Заполнение таблицы
14
Мир во второй половине XX-начале XXI века.
Письменная
3
Сообщение
15
Апогей и кризис Советской системы 1945-1991 годы.
Творческая
3
Презентация
16
Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков.
Письменная
2
Сообщение
Самостоятельная работа №2
Письменная
2
Сообщение
Самостоятельная работа №3
Письменная
2
Сообщение
Раздел №2. Цивилизации Древнего мира.
Цель работы: показать и продемонстрировать достижения древних греков и римлян, оставивших глубочайший след во всех областях культуры. Привести примеры современного использования их достижений.
Задание. Подготовить электронную презентацию на тему Вклад древних греков и римлян в мировую культуру.
Порядок выполнения
1. Вспомнить ранее изученную информацию.
2. Найти в дополнительных источниках новую информацию о достижениях древних греков и римлян.
3.Составить план.
4.Написать текст согласно рекомендациям по подготовке сообщений и оформлению презентаций.
5. Подобрать слайды к тексту.
6. Проанализировать достижения, дать им оценку, выделить их значение для современного мира.
Форма контроля: творческая.
Вид работы: презентация.
Время выполнения: 3 часа.
Литература:
1. Кравченко А.И. Культурология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
2. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971.
3. Лурье С.А. История Греции. С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993.
4. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.
5. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. - М., Высшая школа , 1990.
6. Винничук Л.И. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. - М.,1988.
7. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1994.
Интернет источники: http://allrefs.net/c11/3yf7b/p5/
Цель работы: показать и продемонстрировать культуру и религию Древнего Востока.
Задание. Подготовить электронную презентацию на тему: Культура и религия Древнего Востока.
Порядок выполнения
1. Вспомнить ранее изученную информацию.
2. Найти в дополнительных источниках новую информацию.
3.Составить план.
4.Написать текст согласно рекомендациям по подготовке сообщений и оформлению презентаций.
5. Подобрать слайды к тексту.
6. Проанализировать достижения, дать им оценку, выделить их значение для современного мира.
Форма контроля: творческая.
Вид работы: презентация.
Время выполнения: 3 часа.
Литература:
1. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М; 1990 2. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М; 1979 3. Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская литература // История мировой литературы, т.1. М; 1983 4. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. М; 1961 5. Васильев Л.С. История религии Востока.-М.,1998. 6. Вейнберг И.П. Человек в культуре Ближнего Востока. М; 1987 7. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М; 1991 8. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М; 1994 9. Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб; 1998 10. Ерасов Б.С. Культура,религия и цивилизация на Востоке.-М.,1990. 11. История Древнего Востока. Т.1. Месопотамия. М; 1983 12. История культуры народов мира: Ассирия; Вавилон; Персия: Первые сверхдержавы: Обычаи и нравы; Костюм; Украшения и др. - 144 с. 13. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М; 1983 14. Культурология:Учебное пособие./Под ред.А.А.Радугина.-М.,2001. 15. Мировая культура Египет Вавилон Ассирия Олма-Пресс 2000 16. Мифологии древнего мира. М; 1977 17. Поэзия и проза Древнего Востока. М; 1973 (БВЛ) 18. Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. -М: Центрполиграф, 2004.-234с 19. Силичев Д.А. Культурология:Учебное пособие.-М.,1998. 20. Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М; 1992 21. Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003 22. История Древнего Востока./Под ред. В.И.Кузищина.-М., «Высшая Школа» 2003 23. Столяров Д. Ю., Кортунов В.В. Культура древних цивилизаций
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству.
Самостоятельная работа №1.
Цель работы: охарактеризовать Норманнскую, Центристскую, Славянскую теории возникновения государства у восточных славян. Выделить и аргументировано доказать выбранную теорию.
Задание. Какие точки зрения происхождения Древнерусского государства остаются дискуссионными. Охарактеризуйте различные точки зрения на данный вопрос.
Порядок выполнения
1. Рассмотреть теории происхождения Древнерусского государства.
2. Охарактеризовать их.
3. Доказать выбранную теорию.
Форма контроля: письменный аргументированный ответ.
Вид работы: письменный ответ.
Время выполнения: 2 часа.
Литература:
1.Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина СПб.,2010
2.Бушуев С.В.История государства Российского :историко-библиографические очерки.9-16в. М.,1991г
3.Данилов А.А. История России М.,2001г
4.История России с древнейших времен до конца 17в/отв редактор Сахаров А.Н.,- М.,1996г
5.Тихомиров Н.М. Древняя Русь. М.,1975г
6.Шульгин. Культура Руси 9-20 век М.,1996
7.Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах М.,2007
2. В. Малявин. ЖЗЛ. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.
3. Переломов Л.С. Слово Конфуция. — М., 1992.
4. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. — М.,1972.
5. Александер Симпкинс, Аннелен Симпкинс "Конфуцианство" Издательство: София Год издания: 2006
6.Конфуцианство, даосизм от А до Я Издательство: Восток-Запад Год издания: 2007
7. Переломов Л.С. "Конфуцианство и современный стратегический курс КНР" Издательство: Изд.ЛКИ Год издания: 2007
8. А. С. Мартынов "Конфуцианство. Этапы развития. Конфуций. "Лунь юй"" Издательство: Востоковедение Год издания: 2006
Интернет источники: http://www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file4376/view36167/page2.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфуцианство
Раздел 4. История России с древнейших времён до конца 17 века.
Самостоятельная работа №1.
Цель работы: охарактеризовать Норманнскую, Центристскую, Славянскую теории возникновения государства у восточных славян. Выделить и аргументировано доказать выбранную теорию.
Задание. Какие точки зрения происхождения Древнерусского государства остаются дискуссионными. Охарактеризуйте различные точки зрения на данный вопрос.
Порядок выполнения
1. Рассмотреть теории происхождения Древнерусского государства.
2. Охарактеризовать их.
3. Доказать выбранную теорию.
Форма контроля: письменный аргументированный ответ.
Вид работы: письменный ответ.
Время выполнения: 1 час.
Литература:
1.Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина СПб.,2010
2.Бушуев С.В.История государства Российского :историко-библиографические очерки.9-16в. М.,1991г
3.Данилов А.А. История России М.,2001г
4.История России с древнейших времен до конца 17в/отв редактор Сахаров А.Н.,- М.,1996г
5.Тихомиров Н.М. Древняя Русь. М.,1975г
6.Шульгин. Культура Руси 9-20 век М.,1996
7.Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах М.,2007
Цель: умение систематизировать свои знания, соотносить исторических деятелей с их трудами, творениями, знания исторических дат и времени.
Задание. Заполнить таблицу деятели просвещения (не менее 5) где указаны Деятели. Годы жизни. Основные творения.
Порядок выполнения
1. Внимательно изучить информацию.
2. Начертить таблицу.
3. Заполнить таблицу необходимым содержимым.
Форма контроля: письменная.
Вид работы: заполнение таблицы.
Время выполнения: 1 час.
Литература:
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.
2.Б. И. Краснобаев "Очерки истории русской культуры" М., 1987г.
3. В.В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков История часть 1. Москва «Академия» 2012 §40
Интернет источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EF%EE%F5%E0_%CF%F0%EE%F1%E2
Раздел 7. Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи.
Самостоятельная работа №1.
Цель: умение дать оценку жизни и деятельности российским императорам.
Задание. Составить по плану (алгоритму) исторические портреты российских императоров Анна Ивановны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I.
Порядок выполнения
1. Отбор необходимой информации.
2. Работа по алгоритму.
3. Собственная оценка.
Форма контроля: письменная.
Вид работы: исторический портрет.
Алгоритм характеристики императора
1. Время жизни
2. Титул положения
3. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика
-в экономической сфере (цель, мероприятие, результат)
- в социальной сфере
-в политической сфере
- в культуре
4. Результаты деятельности
- чего добился
- как оценивают (наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остаётся неоценимым по достоинству); позиции современников, потомков, учёных
Время выполнения: 2 часа.
Литература:
1) Арсланов Р. А., Киров В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. История России с древнейших времен до ХХ века, -М.: Норма, 2001
2) Миненко Н. А. История России с древнейших времен до второй половины XIX века, -Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1995
3) Ключевский В. О. Курс общей истории, -М.: Наука, 1994
4) Алхазашвилли Д. М. Борьба за наследие Петра Великого, -М.: Гардарики, 2002
5) Чеджемов С. Ю. Из истории формирования основ конституционного строя в России, -Владикавказ: Из-во ВГУ, 1997
6) Прокопович Ф. П. Краткая повесть о смерти Петра Великого, -Санкт-Петербург: Питер, 1991
Цель: развитие творческого мышлении, самостоятельное изложение собственных мыслей.
Задание. Написать историческое эссе об одном из сражений периода русско-турецких войн 18 века в составе Российской империи.
Порядок выполнения
1. Повторение материала по данной теме.
2. Мысленно представить время и событие этого периода.
3. Выбрать сражение.
4. Проанализировать значение этого сражения, его итоги, высказав собственное мнение.
Форма контроля: письменная.
Вид работы: историческое эссе.
Время выполнения: 2 часа.
Литература:
1. Горинов М.М., Ляшенко Л.М. История России, часть I. От Древней Руси к императорской России (IX – XVIII вв.). М., Общество “Знание” России, 2004.
2. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: Издательство АСТ, 2006.
3. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебн. Для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Высш. Шк.,2002.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.А. Основы курса истории России: Учеб. пособие – М.: Простор, 2005.
5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории / “КРИСТАЛЛ” СПб. 2000.
6. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч.2 История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+, 2001.
Цель: Умение систематизировать свои знания, излагать необходимый материал, выделять главное и ориентироваться в историческом времени, знать деятельность российских императоров.
Задание. Составить сравнительную таблицу по темам Реформы и контрреформы России 19 века.
Порядок выполнения
1.Разобраться с чьим именем в 19 веке связаны реформы и с чьим именем контрреформы.
2. Подготовить материал для заполнения таблицы.
3. Дать краткую характеристику реформ с указанием дат.
4. Дать краткую характеристику контрреформ с указанием дат.
5. Подвести сравнительный итог.
Форма контроля: письменная.
Вид работы: заполнение таблицы.
Время выполнения: 1 час.
Литература:
1. В.В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков История часть 1. Москва «Академия» 2012 §58.
2. История России с древности до наших дней . Под ред. М. Н. Зуева, 1994.
3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века, 1993.
Цель: Развитие частично исследовательских, творческих умений.
Задание. Подготовить реферат по выбору из двух тем:
Последний русский император.
П.А. Столыпин государственный деятель.
Порядок выполнения
1. Выбор темы.
2. Показать их роль в истории нашего государства.
3. Выбрать необходимый материал.
4. Написать реферат по плану.
5. Проанализировать причины гибели этих людей.
6. Высказать своё отношение к ним.
Форма контроля: письменная.
Вид работы: реферат.
Время выполнения: 6 часов.
Литература:
1.А. Боханов «Император Николай II», Москва 1998г.
2.А. Боханов «Николай II», Москва 2000 г.
3. Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А.Столыпине Л., 1990. 4. Витте С.Ю. Воспоминания. Мемуары. Т.1. Минск; М.,2001. 5. Гефтер М.Я. Крах помещичьего закона. Детская энциклопедия. Изд.: АПН РСФСР. М., 1961. 6. Зеньковский А.В. Правда о Столыпине. Нью-Йорк, 1956. 7. Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М.,1992 8. Ленин В.И. Столыпин и революция // Полн. собр. соч. Т. 20. 9. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Жукова Л.А. Россия в ХХ веке. Учебник Х-XI кл. М.: Просвещение,2002. 9. Могилевский К.И., Соловьев К.А. П.А.Столыпин: личность и реформы.-Калининград: Терра Балтика,2007. 10. Розанов В.В. Историческая роль Столыпина // Наш современник. 1991. №3. 11. Столыпин А.П. Столыпин. 1862-1911. М., 1991. 12. Столыпин П.А. Мысли о России. М.: РОССПЭН, 2006.
Самостоятельная работа №3.
Цель: Развитие частично исследовательских, творческих умений.
Задание. Написать реферат Герои Первой Мировой войны.
Порядок выполнения
1. Выделить ярких представителей этой войны, их роль в войне.
Цель: формирование самостоятельного мышления, развитие частично-исследовательских умений.
Задание. Написать сообщение Противостояние двух систем.
Порядок выполнения
1.Дать характеристику социалистической системе.
2.Дать характеристику капиталистической системе.
3. Проанализировать причины противостояния.
Форма контроля: письменная.
Вид работы: сообщение.
Время выполнения: 3 часа.
Литература:
1. В.В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков История часть 2. Москва «Академия» 2012 §86.
2.Энциклопедия для детей. Т.5, часть 3. Москва ”Аванта+”. 1995. 3.Хроника человечества./ Сост. Бодо Харенберг. - М, 1996. 4.Кредер А.А. Новейшая история. ХХ век: Учебник для основной школы. - 3-е изд. - М, 1996. 5.Боффа Д. История Советского Союза. Т.2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв. 1941-1964 гг. - М, 1994. 6.Верт Н. История советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. - 2-е изд. - М.: Прогресс-Академия, 1994. 7.История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.
Раздел 15. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 годы.
Самостоятельная работа №1.
Цель: развитие творческого мышления.
Задание. Подготовить презентацию на тему Распад СССР.
Порядок выполнения
1.Сбор информации по теме.
2. Составление плана.
3. Подбор слайдов.
4. Подведение итогов, выводов.
Форма контроля: творческая работа.
Вид работы: презентация.
Время выполнения: 3 часа.
Литература:
1. В.В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков История часть 2. Москва «Академия» 2012 §97.
2.Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России 1917-2004. – СПб., 2006. 3.Верт Н. История советского государства 1900-1995.- М.: Прогресс-академия, 2000. 4.Гумилёв Л. Н. От Руси к России. – М.: Прогресс, 1999. 5.Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России. ХХ век. - М.: Новый учебник, 2001. 6.Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, ХХ век. – М., 1995.
7.Дмитренко В. П., Есаков В. П., Шестаков В. А. История отечества. ХХ век. – М.: Дрофа. 2001.
8.Долуцкий И. И. Отечественная история. ХХ век. - М.: Мнемозина, 2002.
Статья «Новое глобальное сопротивление» http://svetlov2004.narod.ru/Antiglobalism.htm
Статья «История глобализации» – http://chg-info.com
Самостоятельная работа №2.
Цель: формирование самостоятельного мышления, развитие частично-исследовательских умений.
Задание. Подготовить сообщение Глобальные проблемы современного мира.
Порядок выполнения
1. Сбор информации по теме.
2. Составление плана.
3. Проанализировать причины появления глобальных проблем.
4. Рассмотреть существующие глобальные проблемы.
Форма контроля: письменная.
Вид работы: сообщение.
Время выполнения: 2 часа.
Литература:
1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Самостоятельная работа №3.
Цель: формирование самостоятельного мышления, развитие частично-исследовательских умений.
Задание. Написать сообщение Возвращение Крыма.
Порядок выполнения
1. Сбор информации по теме.
2. Составление плана.
3. Проанализировать причины потери Крыма и присоединения.
4. Рассмотреть положение Крыма в данный период.
Форма контроля: письменная.
Вид работы: сообщение.
Время выполнения: 2 часа.
Литература:
1. Конституция Автономной Республики Крым. 2. Андреев А. «История Крыма» Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997 г. 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 4. Г. Мамыко. «Леонид Грач. Биографический очерк о нынешнем Председателе Верховной Рады АР Крым» 5. Данные фонда “Москва-Крым” www.moscow-crimea.ru 6. Интернет-ресурсы (касающиеся темы исследования): · www.crimea.edu · www.rada.kiev.ua · www.grach.crimea.ua
[1] Г. Мамыко. «Леонид Грач. Биографический очерк о нынешнем Председателе Верховной Рады АР Крым» [2] Г. Мамыко. «Леонид Грач. Биографический очерк о нынешнем Председателе Верховной Рады АР Крым» [3] Андреев А. «История Крыма» Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997 г.