«…Если народ помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Поэтому концептуально важным является обоснование необходимости и возможности проектирования воспитательной деятельности, основанной на традициях русского народа и принципов православной педагогики. «…Если народ помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Поэтому концептуально важным является обоснование необходимости и возможности проектирования воспитательной деятельности, основанной на традициях русского народа и принципов православной педагогики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Духовно - нравственное воспитание обучающихся"»
Обобщение опыта работы внеурочной деятельности
Анчиковой Риммы Пантелеймоновны
по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей» .
«…Если народ помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Поэтому концептуально важным является обоснование необходимости и возможности проектирования воспитательной деятельности, основанной на традициях русского народа и принципов православной педагогики.
Школа должна воспитывать национальное достоинство у подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и другие.
Если принять во внимание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество с учётом знаний национальной культуры . развитие его способности жить в нём достойно, формирование системы ценностных отношений ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека , имеющего свои корни.
Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребёнка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «я» на том уровне развития. которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого меняется и методика работы с детьми. Которая теперь ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребёнка с учётом новых технологий в воспитании.
Поэтому необходимо создать все условия для личностного развития и самосовершенствования с идеалом свободной , жизнелюбивой, талантливой личности.
«Опасная и роковая вещь - лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям» (Серафим Роуза)
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются вне супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Одним из направлений школы является духовно-нравственное воспитание детей. Мною разработаны программы по внеурочной деятельности «Юный краевед», по кружку « Культура чувашского народа» , где большое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию, которую я реализую на кружковых занятиях с детьми младшего и среднего возраста.
При разработке концепции программы я опиралась на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированного Ш. А. Амонашвили: «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли, мечтания – чувства прекрасного, стремления к самопознанию, чувства доброты и сострадания, радости и восхищения. »
Поэтому главной целью программ является создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им.
Программы построены в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения они предполагает использование богатого опыта русского православия.
Программы созданы в соответствии с концепцией модернизации Российского образования ,с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания учащихся любви к Отечеству , национального достоинства , интереса к культурно – историческим традициям русского и других народов страны.
С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу , но и к другим народам, к их истории , особенностям их национальной культуры , традициям. Национальная культура – это исторический образ народа , уважаемый , ценимый. Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определённый набор нравственных ценностей , которые принято называть общечеловеческими: милосердие , доброту , терпимость, сострадание , любовь к ближнему и т.д. Это то , что является фундаментом интеграции национальных культур .
Целью данных программ является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному наследию.
Программы рассчитаны на 34 часа в год и предусматривает ознакомление учащихся общеобразовательных школ с преподаванием на русском языке с основными сведениями об истории формирования ,расселения ,национальной одежде ,ремёслах , домашнем хозяйстве, быте ,играх, обрядах, праздниках ,национальной кухне и выдающихся людях русского и других народов Поволжья.
Образовательно-воспитательные задачи:
-знакомство с историей, традициями и обычаями ,праздниками, одеждой и кухней русского и других народов, осознание собственной национальной принадлежности;
-воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимание и миролюбия, закладке основ нравственности;
-привитие чувства гражданственности.
Цели:
--повысить мотивацию к изучению родного языка;
-расширить и углубить знания учащихся во всех видах речевой деятельности (чтение, говорение, письмо);
-способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
-воспитывать у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.
Формы проведения занятий:
-практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок, исполнение песен, танцев и т.д.);
-исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений , мини-рефератов, презентаций , пословиц, поговорок, элементов праздника, иллюстраций и т.д.);
-краеведческая работа (посещение музеев, пополнение экспонатов в краеведческой копилке);
-заочные путешествия по городам-столицам соседних регионов;
-беседа о гимне, флаге, гимне республики.
Учитывая возрастные особенности детей школьного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:
-формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни своего народа;
-возражать православные народные традиции;
-знакомить с историей православия;
-помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;
-знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;
-повышать познавательную активность;
-воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Человек любой национальности не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом порождающем личность.
Я включила в программу следующие разделы:
1. Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.
Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.
2. Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.
Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа
3. Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который зачастую приравнивается к произведениям искусства;
4. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, с чувашским орнаментом тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.
5. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники, часы развлечения, традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники.??????? Как: «Сытник», «Город мастеров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.
6. Использование народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.
7. Знакомство детей с притчами, главами книги «Детская библия» несёт в себе духовное начало. Христианские заповеди: не убий, люби ближнего своего, не лги, неси добро людям , не наносит вреда, в них основы нравственности.
Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств. И побудило меня к составлению данной программы .
Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей: формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.
1. Блок.
«В гостях у природы» (экологическое)
Приметы, пословицы, поговорки.
2. Блок.
«История древней Руси» (патриотическое воспитание)
Культура, обычаи и традиции русского народа.
3. Блок.
«Знакомство с православной литературой»
Легенды, библейские рассказы, притчи, были и т. д.
Для реализации программы я использую методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы использую во время:
• Чтения рассказов
• Экскурсий в музеи
• Наблюдений
• Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов
• Экскурсий
Словесные методы в процессе:
• Чтения литературных произведений
• Чтения стихотворений детьми, воспитателем
• Бесед, обобщающих рассказов
• Загадывание загадок
• Рассматривание наглядного материала
• Разбора житейских ситуаций
• Проведение викторин, досугов
Практический метод использую при :
• Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек)
• Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей
Использую следующие формы работы с детьми:
• Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания
• Все виды художественно творческой деятельности детей
• Проведение совместных праздников
• Экскурсий, целевых прогулок
• Организация выставок
• Творческие вечера
Таким образом в программе прослеживается несколько направлений:
1. Духовно – образовательное (занятия, беседы)
2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Особое внимание уделяю работе с родителями:
Апробированы следующие формы работы с родителями:
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы
• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)
• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье
• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы, оформление альбома
• Индивидуальная работа с детьми
• Совместные праздники
Работая по программе «Духовно-нравственное воспитание», мы убедились, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
В настоящее время я продолжаю разрабатывать наглядные пособия, приобретать литературу. Посещаю курсы, встречаюсь с интересными людьми, большую помощь мне оказывает наш учитель музыки, он же мой брат. Леонтьев Анатолий Пантелеймонович играет на различных музыкальных инструментах, проводим все праздники совмесно. В школе организован музыкальный оркестр, в своё время мы заняли второе место на фестивале « Чаваш ачи, сасуна пар!»
Чтобы программа выполнялась я создала предметно-развивающую среду: в методическом кабинете создан уголок народного творчества, где собраны образцы народно-прикладного искусства, разные виды росписи, глиняные, деревянные игрушки, куклы в русских народных костюмах. В нашей школе организован музей , где хранятся все наши поделки, в школе есть чувашские русские народные костюмы, в которых наши дети выступают на концертах. Музей способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Провожу диагностику усвоения детьми знаний об истории и культуре русского народа
Главный результат, на который весь наш коллектив надеется, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Хочется добавить, что духовно-нравственное воспитание требует гибкого, тонкого подхода. И закончу своё выступление словами Н. И. Пирогова:
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира.
Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».