kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Духовно - нравственное воспитание обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «…Если народ помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Поэтому концептуально важным является обоснование необходимости и возможности проектирования воспитательной деятельности, основанной на традициях русского  народа и принципов православной педагогики. «…Если народ помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Поэтому концептуально важным является обоснование необходимости и возможности проектирования воспитательной деятельности, основанной на традициях русского  народа и принципов православной педагогики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Духовно - нравственное воспитание обучающихся"»



Обобщение опыта работы внеурочной деятельности

Анчиковой Риммы Пантелеймоновны

по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей» .


«…Если народ помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Поэтому концептуально важным является обоснование необходимости и возможности проектирования воспитательной деятельности, основанной на традициях русского народа и принципов православной педагогики.

Школа должна воспитывать национальное достоинство у подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и другие.

Если принять во внимание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество с учётом знаний национальной культуры . развитие его способности жить в нём достойно, формирование системы ценностных отношений ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека , имеющего свои корни.

Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребёнка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «я» на том уровне развития. которого он достиг в своей жизни.

Исходя из этого меняется и методика работы с детьми. Которая теперь ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребёнка с учётом новых технологий в воспитании.

Поэтому необходимо создать все условия для личностного развития и самосовершенствования с идеалом свободной , жизнелюбивой, талантливой личности.

«Опасная и роковая вещь - лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям» (Серафим Роуза)

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются вне супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.


Одним из направлений школы является духовно-нравственное воспитание детей. Мною разработаны программы по внеурочной деятельности «Юный краевед», по кружку « Культура чувашского народа» , где большое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию, которую я реализую на кружковых занятиях с детьми младшего и среднего возраста.

При разработке концепции программы я опиралась на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированного Ш. А. Амонашвили: «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли, мечтания – чувства прекрасного, стремления к самопознанию, чувства доброты и сострадания, радости и восхищения. »

Поэтому главной целью программ является создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им.



Программы построены в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения они предполагает использование богатого опыта русского православия.

Программы созданы в соответствии с концепцией модернизации Российского образования ,с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания учащихся любви к Отечеству , национального достоинства , интереса к культурно – историческим традициям русского и других народов страны.

С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу , но и к другим народам, к их истории , особенностям их национальной культуры , традициям. Национальная культура – это исторический образ народа , уважаемый , ценимый. Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определённый набор нравственных ценностей , которые принято называть общечеловеческими: милосердие , доброту , терпимость, сострадание , любовь к ближнему и т.д. Это то , что является фундаментом интеграции национальных культур .

Целью данных программ является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному наследию.

Программы рассчитаны на 34 часа в год и предусматривает ознакомление учащихся общеобразовательных школ с преподаванием на русском языке с основными сведениями об истории формирования ,расселения ,национальной одежде ,ремёслах , домашнем хозяйстве, быте ,играх, обрядах, праздниках ,национальной кухне и выдающихся людях русского и других народов Поволжья.

Образовательно-воспитательные задачи:

-знакомство с историей, традициями и обычаями ,праздниками, одеждой и кухней русского и других народов, осознание собственной национальной принадлежности;

-воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимание и миролюбия, закладке основ нравственности;

-привитие чувства гражданственности.

Цели:

--повысить мотивацию к изучению родного языка;

-расширить и углубить знания учащихся во всех видах речевой деятельности (чтение, говорение, письмо);

-способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

-воспитывать у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

Формы проведения занятий:

-практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок, исполнение песен, танцев и т.д.);

-исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений , мини-рефератов, презентаций , пословиц, поговорок, элементов праздника, иллюстраций и т.д.);

-краеведческая работа (посещение музеев, пополнение экспонатов в краеведческой копилке);

-заочные путешествия по городам-столицам соседних регионов;

-беседа о гимне, флаге, гимне республики.


Учитывая возрастные особенности детей школьного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:


-формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни своего народа;


-возражать православные народные традиции;


-знакомить с историей православия;


-помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;


-знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;


-повышать познавательную активность;


-воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.


Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Человек любой национальности не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом порождающем личность.


Я включила в программу следующие разделы:


1. Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.


Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.


2. Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.


Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа


3. Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который зачастую приравнивается к произведениям искусства;


4. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, с чувашским орнаментом тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.


5. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники, часы развлечения, традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники.??????? Как: «Сытник», «Город мастеров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.


6. Использование народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.


7. Знакомство детей с притчами, главами книги «Детская библия» несёт в себе духовное начало. Христианские заповеди: не убий, люби ближнего своего, не лги, неси добро людям , не наносит вреда, в них основы нравственности.


Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств. И побудило меня к составлению данной программы .


Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей: формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.


1. Блок.


«В гостях у природы» (экологическое)


Приметы, пословицы, поговорки.


2. Блок.


«История древней Руси» (патриотическое воспитание)


Культура, обычаи и традиции русского народа.


3. Блок.


«Знакомство с православной литературой»


Легенды, библейские рассказы, притчи, были и т. д.


Для реализации программы я использую методы: наглядные, словесные, практические.


Наглядные методы использую во время:


• Чтения рассказов


• Экскурсий в музеи


• Наблюдений


• Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов


• Экскурсий


Словесные методы в процессе:


• Чтения литературных произведений


• Чтения стихотворений детьми, воспитателем


• Бесед, обобщающих рассказов


• Загадывание загадок


• Рассматривание наглядного материала


• Разбора житейских ситуаций


• Проведение викторин, досугов


Практический метод использую при :


• Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек)


• Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей


Использую следующие формы работы с детьми:


• Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания


• Все виды художественно творческой деятельности детей


• Проведение совместных праздников


• Экскурсий, целевых прогулок


• Организация выставок


• Творческие вечера


Таким образом в программе прослеживается несколько направлений:


1. Духовно – образовательное (занятия, беседы)


2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)


3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты)


4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)


Особое внимание уделяю работе с родителями:


Апробированы следующие формы работы с родителями:


• Родительские собрания на духовно-нравственные темы


• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса


• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)


• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье



• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы, оформление альбома


• Индивидуальная работа с детьми


• Совместные праздники


Работая по программе «Духовно-нравственное воспитание», мы убедились, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

В настоящее время я продолжаю разрабатывать наглядные пособия, приобретать литературу. Посещаю курсы, встречаюсь с интересными людьми, большую помощь мне оказывает наш учитель музыки, он же мой брат. Леонтьев Анатолий Пантелеймонович играет на различных музыкальных инструментах, проводим все праздники совмесно. В школе организован музыкальный оркестр, в своё время мы заняли второе место на фестивале « Чаваш ачи, сасуна пар!»

Чтобы программа выполнялась я создала предметно-развивающую среду: в методическом кабинете создан уголок народного творчества, где собраны образцы народно-прикладного искусства, разные виды росписи, глиняные, деревянные игрушки, куклы в русских народных костюмах. В нашей школе организован музей , где хранятся все наши поделки, в школе есть чувашские русские народные костюмы, в которых наши дети выступают на концертах. Музей способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Провожу диагностику усвоения детьми знаний об истории и культуре русского народа

Главный результат, на который весь наш коллектив надеется, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Хочется добавить, что духовно-нравственное воспитание требует гибкого, тонкого подхода. И закончу своё выступление словами Н. И. Пирогова:

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира.

Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации "Духовно - нравственное воспитание обучающихся"

Автор: Анчикова Римма Пантелеймоновна

Дата: 24.11.2021

Номер свидетельства: 592495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся как ключевое требование ФГОС "
    ["seo_title"] => string(97) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-i-razvitiie-uchashchikhsia-kak-kliuchievoie-triebovaniie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "108861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403883364"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Эффективность музыкального обучения и воспитания детей через интегративные связи дополнительного и общего образования "
    ["seo_title"] => string(139) "effiektivnost-muzykal-nogho-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-chieriez-intieghrativnyie-sviazi-dopolnitiel-nogho-i-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "230433"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442143205"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Программа  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления « Здоровячок» "
    ["seo_title"] => string(95) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-sportivno-ozdorovitiel-nogho-napravlieniia-zdoroviachok"
    ["file_id"] => string(6) "175083"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424228162"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "ПрограМма воспитания и социализации 5-9 классы"
    ["seo_title"] => string(49) "programma_vospitaniia_i_sotsializatsii_5_9_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "525375"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572743182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства