Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащихся в рамках реализации ученических компетенций»
Исследовательская работа с учащимися как неотъемлемая часть развития компетентностного подхода в обучении (из опыта работы)
В современном мире, в условиях постоянных перемен и в техногенной гонке, система образования начинает внедрять новые концепции, технологии и идеи, которые позволят подготовить из ученика как всесторонне развитую личность так и востребованного специалиста своего времени в будущем. Компетентностный подход является составной частью такой «модернизации». Он предполагает не просто усвоение знаний по разным предметам, а использование знаниевой базы в комплексе. Школа должна не просто научить, а научить учиться, ведь данное умение пригодится ученику на протяжении всей жизни. Американский психолог Дж. Равен, например, ещё в 1984 году в статье «Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие, реализация» выделил 37 видов компетенций, среди которых самоконтроль, адаптивность, критическое мышление, настойчивость, персональная ответственность, планирование и другие. Видом № 15 Дж. Равен определил исследование окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих). Исследовательская работа учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная форма предполагает не только применение на практике, знаний полученных ранее, но и создаёт условия для ситуации нового знаниевого поиска, изучения материала на опережение, осмысления путей выхода из проблемы.
Основой исследования справедливо считать мотивацию. Это то, что вызывает интерес к действию. Учащийся-исследователь должен сам выбирать объект исследования, интересующий его. Но тему может предложить и научный руководитель. Главное условие, в таком случае, правильная мотивация ученика. Во-первых, мотивацией может выступать знаниевая безопасность – изучение нового материала, знание на опережение. Во-вторых, ощущениеуспешности и положительного имиджа учащегося – осознание важности и значимости своего исследования. Это достигается через осознание целей и задач работы, а также внимание учителя, заместителя директора, курирующего научную работу и т.д. Это может быть, например, профессиональная ориентация: предложить тему, связанную с правоведением, если ученику интересна профессия юриста. Важно учитывать увлечения потенциального исследователя, ведь именно ему предстоит основная работа, а педагог должен осуществлять постоянный контроль и общее руководство. Научный руководитель – это куратор проекта, а не создатель.
Под контролем научного руководителя проходит планирование работы над исследованием, определение предмета и объекта, а также сбор материалов. Сам процесс исследования требует длительного времени как со стороны исследователя, так и научного руководителя. Научить ученика грамотно использовать свое время как ресурс – вот одна из ключевых компетенций, востребованных в нашем мире. Вместе с планом исследовательской работы может составляться «Контрольный лист» (на каждую исследовательскую задачу), который не только упорядочит работу, но и устранит неопределенность. (Приложение 1).
Основной этап работы над исследованием предполагает длительную и упорядоченную деятельность по созданию нового знаниевого продукта – исследовательской работы. Здесь важно выделить содержательную сторону – решение исследовательских задач учеником, а также организационное направление – анализ и контроль процесса научным руководителем. Педагог на данном этапе должен чётко работать над технологиями, условиями и методами достижения целей и задач, временными рамками. Особо можно выделить такое направление, как «Требования к исполнителю» с.408. Это скорее категория образовательного менеджмента, однако, она позволяет сосредоточиться на способностях и качествах учащегося, его индивидуальных качествах, новых навыках и знаниях. На данном этапе, после решения каждой исследовательской задачи, нужна промежуточная рефлексия. Самым опасным «подводным камнем» в создании исследовательской работы является утрата интереса к ней. Этот процесс включает в себя шесть стадий: растерянность, раздражение, подсознательные надежды, разочарование, потеря готовности к сотрудничеству, уход. С.413 На первых стадиях потерю интереса легко диагностировать и остановить, прибавив дополнительную мотивацию.
На контрольном этапе написания исследовательской работы важно не только провести соотношение поставленных и выполненных задач, но и провести оценивание деятельности исследователя и научного руководителя. Как форму контроля можно предложить эссе «Мои трудности при написании исследовательской работы» для исследователя. Для научного руководителя на данном этапе важно провести самоанализ своей деятельности. С контрольным этапом тесно связана презентация результатов исследования. Деятельность должна носить продуктивный характер. В ученической исследовательской работе – это обычно выступление и защита своих результатов. На этапе презентации и следует начинать подготовку к представлению исследования на различных конкурсах. Ученик должен научиться с помощью научного руководителя презентовать не только свои знания или новые открытия, но и самого себя. Здесь важны и навыки структуры публичного выступления, ораторского мастерства, психологического комфорта роли ответственного за свою работу лица.
Завершает написание исследования рефлексивный этап. Он подводит итоговую рефлексию, суммирующую промежуточные рефлексии. А также здесь необходимо вернуться к стартовой мотивации как для исследователя, так и для научного руководителя. Важно обозначить для исследователя не только значимость продукта в исследовании, но выделить навыки и компетенции, полученные в ходе работы.
Таким образом, выдержав данные этапы, можно получить не только исследование, но и создать условия для формирования исследовательской компетенции учащихся. Исследовательская и проектная деятельность ставит своей целью с
Приложение 1
Контрольный лист
Задача исследователя
Дата, срок выполнения
Пути решения
Результаты
Отметка о выполнении
Анализ письма лейтенанта А.Смирнова
13 – 18 октября 2014г
1)Прочитать письмо А.Смирнова, главу 1 «Днепровский рубеж» Н.Борисенко;
2)Выделить главные события обороны Могилева летом 1941 года на основе изученных материалов;
3) определить историческую значимость полученной информации;
4) обработка и набор информации;
5)подготовить выступление по теме «Письмо защитника г.Могилева Александра Смирнова».