Управление образования администрации Новосибирского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
«Красноглинная основная общеобразовательная школа №7»
Межшкольная научно-практическая конференция
«Российская история и культура»
Секция: История государства Российского
Дорога жизни
Автор:
Григоревская Яна, 5 класс
МБОУ «Красноглинная ООШ №7»
Научный руководитель:
Маркевцева Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
с. Красноглинное
Содержание
I. Введение. ………………………………………………………………… с.3
II. «Дорога жизни» - единственное связующее звено между Большой Землёй и блокадным Ленинградом. …................................................................................с.4
70 лет со дня снятия блокады Ленинграда………………………………с.4
Дорога Жизни — пульс осаждённого города……………………………с.5
Ледовая «Дорога жизни» - хорошо организованная автомагистраль…с.10
Мемориальный комплекс «Дорога жизни»……………………………..с.13
III. Вывод. …………………………………………………………..…………с.16
IV. Список литературы. ……………………………………………………..с.17
I.Введение
Давно отгремела Великая Отечественная война. Но ее отголоски слышны до сих пор. Более 27 миллионов жизней унесла она. Нет ни одной семьи, которую бы она обошла стороной. Один из основных ударов фашисты направили на Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.
В этом году наша страна отметила 70-летие со дня снятия блокады Ленинграда. В нашем классе прошел классный час, посвященный этой знаменательной дате. Нам рассказали о мужестве и героизме защитников города на Неве. Ни голод и холод, ни артиллерийские обстрелы, ни налеты вражеской авиации не смогли сломить высокий боевой дух ленинградцев. Даже в тех тяжелейших условиях город жил и боролся.
…Есть одна дорога, которая ведет из Петербурга в сторону Ладожского озера и упирается в ворота какой-то безвестной воинской части. Эта дорога не имеет номера, но у нее есть имя, которое знают все ленинградцы. Она называется Дорогой Жизни.
До войны в город по множеству железнодорожных линий и веток каждый день прибывала не одна тысяча вагонов с всякими грузами. По рекам и каналам шли в Ленинград пароходы и баржи – с дровами, углем, нефтью, мукой, крупой и многим другим. Линии передач несли электрическую энергию со станций, расположенных на Волхове, Свири, в верховьях Невы. Теперь все эти пути были перехвачены врагом. Огромный поток грузов сразу иссяк.
Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но это была капля в море. Взять нужное число самолетов было негде. Решили создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. Враг стоял на южном и северном его берегах, но западное и восточное побережье оставались в наших руках. Значит, существовал и путь по воде – узкая полоса между вражескими армиями. Прежде этот путь мало использовался. Ладожское озеро суровое и бурное, судов, пригодных для плаванья по нему было немного. Баржи водили по каналам, в обход озера, но теперь и каналы попали в руки врага.
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру.
Мне захотелось больше узнать о дороге, которую ленинградцы назвали «Дорогой жизни», о великом подвиге ленинградцев. Эта тема близка и потому, что и мои деды и прадеды, как свою боль, принимали весь ужас блокады Ленинграда. Под Ленинградом сражались представители всех национальностей, проявившие беспримерную храбрость и массовый героизм. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.
Актуальность исследования
Значение «Дороги жизни» - Ладожской трассы - в деле освобождения осажденного Ленинграда. Проект поможет заинтересовать одноклассников в изучении темы "Оборона Ленинграда".
Цель исследования
Выяснение роли "Дороги жизни" в истории ленинградской блокады, значение мемориального комплекса.
Задачи
Узнать какова роль дороги жизни в истории блокадного Ленинграда.
Проанализировать, чем стала Дорога Жизни для жителей блокадного Ленинграда и людей, которые хотят сохранить историческую память.
Методы исследования
изучение литературы, для ответа на заданные вопросы;
сбор информации о Дороге Жизни через Ладожское озеро;
подведение итогов
II. «Дорога жизни» - единственное связующее звено между Большой Землёй и блокадным Ленинградом
70 лет со дня снятия блокады Ленинграда
Девчонка в ушанке спокойно и строго
На каменной стеле флажок подняла.
Отсюда в бессмертье уходит Дорога,
Что жизнь Ленинграду в блокаду спасла.
А. Молчанов
В 2014 году исполнилось 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Она длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности…
За годы блокады погибло, по различным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.
Дорога Жизни — пульс осаждённого города
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик – сырьем и топливом.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней.
С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру.
12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам — баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. Но поздней осенью озеро замерзло и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку.
Наступил ноябрь, Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов.
Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание.
Движение судов прекратилось и начались перевозки.
20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.
И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом.
По Дороге жизни в основном ездили по ночам, без включенных фар. Было холодно, но закрывать дверцу кабины не разрешалось, чтобы, в случае необходимости, можно было выпрыгнуть. Постоянные бомбежки разбивали лед. Двигались медленно, без паники, без лишнего шума. На подножке с фонарем в руке стоял сопровождающий, указывая дорогу водителю и обозначая дистанцию.
Обратно вывозили раненых и детей, голодных, легких как пушинки, с землистым цветом лица, провалившимися глазами, беспомощных и доверчивых.
Казалось самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения.
Но в начале и перевозки по озеру давали ничтожно мало в сравнении с тем, сколько было нужно.
22 ноября колонна вернулась, оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза.
25 ноября завезли только 70 тонн, на другой день - 150 тонн. 30 ноября наступило потепление, удалось перевезти только 62 тонны.
Несмотря на все усилия, удалось завезти с 23 ноября по 1 декабря было перевезено около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков.
Продовольствия в городе оставалось мало военным советом было принято решение передать имеющиеся запасы продуктов у моряков на снабжение населения.
Военный совет произвёл некоторые преобразования в управлении автоколоннами (подчинил все машины непосредственно начальнику дороги).
22 декабря через озеро доставили 700 тонн продовольствия, на следующий день на 100 тонн больше.
25 декабря произошло первое повышение норм выдачи хлеба. Военный совет фронта решил увеличить паёк всем ленинградцам: рабочим на 100 граммов в день, остальным - на 75 граммов. Нелегко было принять такое решение. Малейший затор, сбой в перевозках, и муки бы не хватило. Но и ждать было невозможно. Голод косил людей.
Когда открылись булочные, горожане, стоявшие в очередях у их дверей, еще не знали о прибавке. Они получили её неожиданно. Многие женщины и дети плакали от радости. Еще 75 граммов хлеба, в общем - то крохотный кусочек, который легко сжать в кулаке. В блокадную пору он был бесценен. Он давал людям надежду на спасение от голодной смерти, на то, что их близкие и они сами будут жить.
Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из целлюлозы, жмыхи, соевой муки, ячменной мучки (отход), применяли даже обойную пыль.
24 января вводятся новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов.
11 февраля паёк снова был увеличен (Приложение)
Зимняя дорога с каждым днём становилась всё более оживлённой.
Но слишком велика была нужда в продовольствии, в горючем, в боеприпасах для фронта. Надо было возить больше, много больше, возить быстрее, много быстрее!
«Ледовая дорога» - хорошо организованная автомагистраль.
К середине зимы «Ледовая дорога» была хорошо организованной автомагистралью, обеспечивавшей водителям уверенную езду на большой скорости. Трассу обслуживали 350 регулировщиков, в задачу которых входило рассредоточение машин, указание направления движения, наблюдение за сохранностью льда и другие обязанности. Эта работа требовала самоотверженности и мужества, так как её требовалось вести при любых условиях – лютых морозах, леденящих ветрах, пурге, артобстрелах и налётах вражеской авиации. В начале было выставлено 20 регулировочных постов, а затем их число увеличили до 45 и даже 75 (на каждые 300 – 400 м один человек). Кроме этого выставлялись маячные фонари с синими стёклами – вначале на каждые 450 – 500 м, а затем на 150 – 200 м. В помощь этой службе была оборудована козёлками, указателями направления движения, местонахождение заправочных станций, пунктов забора воды и техпомощи, питательных и обогревательных пунктов, картами – схемами на перекрёстках и поворотах.
В дополнение к этому на дороге была организованна диспетчерская служба, обеспеченная телефонной связью.
Все эти меры давали хорошую возможность регулировать поток автотранспорта на дороге и вполне надёжно обеспечивали нормальное движение автомашин по указанным маршрутам.
Большую помощь «Дороге жизни» оказали ленинградские авторемонтные заводы №1 и №2, наладившие метод агрегатного ремонта машин. Созданные ими на обоих берегах Ладоги филиалы за время работы ледовой дороги отремонтировали более 5300 машин.
Работники Ледовой дороги ежедневно проводили большую работу по поддержанию её в проезжем состоянии, расчищали пути и прокладывали новые и с риском для жизни строили через трещины деревянные мостики. Только от снега было очищено 3200 км путей, из них вручную, в основном на грунтовых участках, - около 1550 км и с помощью дорожной техники по льду Ладожского озера – 1650км. Если иметь ввиду протяжённость ледовой дороги в 30 км, то выходит, что она очищалась 55 раз.
Военно-автомобильная дорога имела надёжную оборону. Наземную охрану осуществлял специально сформированный отдельный стрелковый 384-й полк под командованием полковника А. Королёва.
Противовоздушная оборона ледовой трассы осуществлялась зенитными средствами и истребительной авиацией. Героические защитники ледовой дороги своими самоотверженными действиями парализовали все попытки противника сорвать перевозки и нанесли ему значительные потери.
Военно-автомобильная дорога Ленинградского фронта со всё возраставшей интенсивностью работала до последней возможности. За три недели до апреля 1942 года по ней было перевезено в Ленинград более 87 тыс.т грузов. В середине апреля в связи с повышением температуры воздуха толщина льда быстро уменьшилась, на его поверхности появилась вода, местами доходила до 0,5 м. Особенно опасным стали скрытые водой трещины. Но работники трассы стремились продлить работу дороги.
С 16 по 21 апреля автомашины двигались по сплошной воде. С 15 апреля с трассы были сняты автобусы, с 19 апреля – автоцистерны, а с 20 апреля все автомашины ЗИС-5, так как только за один этот день провалилось под лёд около 80 машин. Вечером был издан приказ по войскам Ленинградского фронта о закрытии движения автотранспорта через Ладожское озеро с 12.00 до 22.00ч. С этого времени автомашины и другие транспортные средства допускались на ледовую трассу только по специальным разовым пропускам, которые выдавались с разрешения начальника военно-автомобильной дороги генерала А.М. Шилова и начальника ледового участка дороги капитана II ранга М.А. Нефёдова. Завершающим днём работы ледовой дороги было 23 апреля. В этот день на западный берег Шлиссельбургской губы было доставлено 64т лука, который до 5-го км от восточного берега был переброшен на машинах, затем на лошадях и с 1-го км от западного берега – на руках.
Прошла зима, лёд растаял, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера.
За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419т различных грузов, из которых 262 419т - продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов к моменту окончания работы ледовой дороги составило 66 930т.
Ледовая дорога так же сыграла важную роль в эвакуации населения города. Это была очень сложная задача. Эвакуации из Ленинграда подлежали несамодеятельная часть населения, а так же рабочие эвакуируемых заводов, учреждений, научные работники и др.
Массовая эвакуация началась во второй половине января 1942г., после того как Государственный Комитет Обороны 22 января 1942г. принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда.
Мемориальный комплекс «Дорога жизни»
Теперь на берегу Ладожского озера в Ленинградской области в поселке Осиновец находится музей "Дорога жизни".
Станция "Осиновец" служила важным железнодорожным узлом в годы блокады Ленинграда. Вдоль железнодорожного пути от Петербурга до станции установлены памятные километровые столбы. У вокзала стоит памятник-паровоз, работавший на дороге жизни в 1941 - 1944 годах.
На площадке перед музеем «Дорога жизни» расположились автомобиль ГАЗ-АА (поднят в 1947г. со дна Ладожского озера), ЗИС-5 и другие, транспортный самолёт Ли-2, катер типа МО-4, самоходный тендер, буксирный пароход "Ижорец" №8, зенитные, полевые и корабельные орудия.
От Ржевки до Ладоги по Дороге Жизни установлено 45 памятных столбов.
Из памятников, сооруженных на легендарной трассе, особенно сильное впечатление оставляет монумент в память о детях, погибших в годы блокады, "Цветок жизни".
На невысоком искусственном холме недалеко от «Цветка жизни» установлены гранитные "страницы" знаменитого дневника Тани Савичевой. Танин дневник стал символом ленинградской блокады. Эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа обвиняющего фашизм.
Возле памятника «Цветок жизни » высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.
Вначале немецкие военные и подумать не могли, что зимой через Ладогу можно перевезти провизию и оружие. Уже 26 ноября фашисты на облет территории добавили самолетов, бомбежка ледового пути велась и днем и ночью. Атаки врагов отбивали летчики, базировавшиеся на аэродроме Приютино. Рядом на бетонной стеле вырезали надпись: «Здесь, на этом поле, в 1941-1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские летчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу жизни». В их честь стоит мемориал «Балтийские крылья».
Недалеко от города Всеволожска (Ленинградская область), там, где сходились две дороги, ведущие к Ладоге, расположился памятник «Румболовская гора». Композиция памятника проста и выразительна: огромные металлические листья дуба и лавра символизирует Жизнь и Славу. У основания обелиска – стела со стихами Ольги Бергольц
Возле деревни Корнево установлен памятник "Катюша". Во время войны здесь находилась одна из зенитных батарей, защищавших Дорогу жизни от вражеских самолетов. Надпись на гранитной стене гласит:
1941—1943
Эти грозные годы запомни!
Здесь проходила Дорога Жизни
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава!
Сегодня у Вагановского спуска к Ладожскому озеру высится монумент "Разорванное кольцо". Две белые полуарки словно повторили свод высокого неба. За ними - озерная даль. На бетоне - след протектора. Кажется, только что последняя машина ушла на тот берег. Авторы памятника дополнили композицию железобетонными шарами, имитирующими прожекторные установки, и 85-миллиметровым зенитным орудием. Напоминая о годах Великой Отечественной войны, оно несет теперь вахту славы.
III.Вывод
В результате своего исследования я выяснила, что транспортную магистраль, проходящую во времена Отечественной войны через Ладожское озеро, недаром назвали «дорогой жизни». Ведь в период с начала сентября 1941 года и по самый 1943 год она служила единственным связующим звеном между Большой Землёй и блокадным Ленинградом, обеспечивая голодающее население города провиантом.
Я узнала, что у мемориального комплекса всегда живые цветы и множество людей. Это подтверждение тому, что годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг. Каждое новое поколение стремиться отдать свою дань преклонения перед легендарным подвигом ленинградцев, которые стояли насмерть в самом точном, буквальным значением этих слов; смерть они безоговорочно предпочитали бесславию, рабству.
Приложение
Нормы снабжения (в граммах)
| Рабочие и трудящиеся | Служащие | Иждивенцы | Дети до 12 лет |
Мясо с июля по сентябрь с сентября до января1942 | 2200 1500 | 1200 800 | 600 400 | 600 400 |
Крупа и макароны с июля по сентябрь с сентября до января1942 | 2000 1500 | 1500 1000 | 1000 600 | 1200 1200 |
Жиры с июля по сентябрь с сентября по ноябрь с ноября по январь 1942 | 800 950 600 | 400 500 250 | 200 300 200 | 400 500 500 |
Сахар и кондитерские изделия с сентября по ноябрь с ноября по январь1942 | 2000 1500 | 1700 1000 | 1500 800 | 1700 1200 |
Хлеб 11 сентября 1 октября 13 ноября 20 ноября | 500 400 300 250 | 300 200 150 125 | 250 200 150 125 | 300 200 150 125 |
Список литературы
Д.В. Павлов, «Ленинград в блокаде», Ленинград в блокаде / Д. В. Павлов. - [6-е изд.испр. и доп.]. - [Ленинград] : Лениздат, 1985. - 237, [1] с
Ради тебя, Ленинград! Издание: Чечин О.И. Ради тебя, Ленинград! Из летописи "Дороги жизни". М., Молодая гвардия, 1977.
http://www.letopis.info/themes/roads/doroga_jizni.html
http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/doroga-zhizni7.html
http://blokada.otrok.ru/cont.php?y=1&s=zd
http://www.softmixer.com/2013/01/blog-post_27.html
9