kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Дети и война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого,  что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне  нашими  бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики   почти ничего не  знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети  и  война  – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в  наших бабушках и дедушках  стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает  нашему  поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, посвящена наша исследовательская работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Дети и война" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное».











Конкурс исследовательских творческих работ

«Саратовская область. Год 1945-й»

Номинация: «ДЕТИ ВОЙНЫ»



Работу выполнили:

Искалиев Евгений

Байгалиев Руслан.

МОУ «СОШ с. Запрудное».

Руководитель:

Искалиева

Ольга Вячеславовна





2015 уч.год.

Исследовательская работа

« Дети войны»

 Цель: 
 Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких. 
Задачи:

1.  Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2.  Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках. 
Обоснование выбора темы.

Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого,  что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне  нашими  бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики   почти ничего не  знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети  и  война  – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в  наших бабушках и дедушках  стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает  нашему  поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, посвящена наша исследовательская работа

«Дети войны». 

Участники исследовательской работы:
обучающиеся  МОУ «СОШ с. Запрудное» Искалиев Евгений 9класс, Байгалиев Руслан 7 класс, учитель истории Искалиева Ольга Вячеславовна.
Принципы исследовательской работы: 
Решение проблем: 
- Почему нельзя забывать прошлое?

- Какой след оставила война в твоей семье?

- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

- Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

- Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

- Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?

 

 

 

 

Искалиева (Бакаур) Валентина Халиевна



Моя бабушка, Искалиева (Бакаур) Валентина Халиевна , родилась в 1935 году, с. Вольный Питерского района Саратовской области (в настоящее время этого села нет, но осталось только людское кладбище, недалеко от п. Борец), а  через 6 лет началась Великая  Отечественная война, которая  оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье. 

Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел  мой отец Бакаур Хали (отчество у него не было), мы  остались вчетвером: мама -  Бакаур Мария, я и две младшие сестры – Галя и Нина. В 1942 году в дом принесли похоронку о том, что отец погиб. Вся тяжесть легла на плечи мамы. В то время с работой не считались, женщины выполняли любую работу, чтобы прокормить своих детей. Мама работала конюхом в бригаде. Кушать практически ничего не было, я с соседскими девчонками (скрываясь от местной власти т.е тайком) ходила в поле, для того чтобы собрать колос. Этот колос прятали всюду: за пазуху, в карманы, в обувь. Как то весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли  копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые  плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели. 

На скотном дворе у нас была одна корова, мама собирала молоко и сдавала государству. Нам ничего не доставалось.

В 1943 году, вспоминает бабушка, пошла в школу, в первый класс. Носить было нечего, с сестрой по очереди носили верхнюю одежду и обувь. Закончила только 2 класса пошла работать дояркой, так как мама сильно заболела. Надо было как-то выживать. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя, чтобы прокормись больную мать и двух младших сестер».

У моей бабушки не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. На быках отправляли молоко в районный центр, в ручную грузили солому, зерно носили на горбу. Работали в резиновых сапогах, которые промокали так, что не просыхали до следующего утра, от работы варежки быстро приходили в кусок лохмотьев. Самой войны  бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху.

 Так она проработала дояркой в бригаде до Победы! С приходом новой советской власти бабушку не раз награждали ценными подарками, денежной премией. Самый главный подарок, считает бабушка, в послевоенное время это была поездка на выставку ВДНХ в г. Москву (как лучший труженик животноводства).

В 1956 году вышла замуж, родила 5 детей. С дедушкой бабуля жила в мире и согласии, но в 1982 году дедуля умер, коварная болезнь оказалась сильнее. Одна воспитывала детей: учила, провожала в армию, встречала, всем сыграла свадьбы. Сейчас у моей бабушки 12 внуков и 7 правнуков. В праздники и выходные дни вы все с большим удовольствием собираемся у неё в доме.

В 1995 году в «Книге памяти» (том 6), со слезами на глазах бабушка увидела запись о своем отце, которую хранит «как зеницу ока». Слова благодарности бабушка говорит каждый год, в День Победы 9 мая, создателям этой книги. «Небольшая запись в книге напоминает мне память о погибшем отце», - говорит бабуля.

В этом году, моей дорогой бабушке, исполнится 80 лет. Она для меня образец мужества, стойкости, образец для подражания, на таких людей хочется быть похожим. Пусть живет долго, долго, в наше мирное время!


Искалиев Евгений, обучающийся 9 класса МОУ «СОШ с. Запрудное».










 

                                


Яцук (Похилько) Людмила Александровна.


Моя прабабушка родилась 3 марта 1925 года. Родители умерли рано, и маленькая девочка в 1933 году (тогда ей исполнилось 8 лет) попала в детский дом г. Борисполь Киевской области.

Из воспоминаний прабабушки: «В 14 лет меня отправили на самостоятельную работу в Новобухский район Николаевской области. Работали в поле: косили сено, вязали снопы, сеяли, пахали. Через два года началась война, на это время мне исполнилось 16 лет. Немцы захватили поселок и всех молодых людей строем повели на вокзал, погрузили в вагоны (в которых перевозили скот) и увезли на рабскую работу в Германию. Через 7 суток были в Германии. Там нас фашисты сортировали как товар, скот, отбирали тех, кто был покрепче в теле, спрашивали кто, что умеет делать.

Меня послали работать на завод в г. Вагенс (механический цех) по выпуску автомобилей. На заводе работали люди разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, поляки, французы, итальянцы. Численность рабочих составляла 7 тысяч человек.

На работу ходили строем, под конвоем. Лагерь был обнесен двойной колючей проволокой, охранных вышек было 6 точек, каждый час немцы делали обход с собаками и вели перекличку. Спали на двухъярусных койках, матрасы были набиты соломой.

Каждый день подъем был в 600 часов, работу начинали в 630 часов и заканчивали в 1830 часов. Кормили 3 раза в день: утром 0,5л.суп брюквенный, в обед 0,75л суп брюквенный, вечером 300 грамм черного хлеба. Пробыла там 4 года. О том как шла война, мы ничего не знали. Но страшные воспоминания остались в моей памяти навсегда.

Освободили нас наши русские солдаты 12 апреля 1945 года.

После освобождения попала в совхоз «Орошаемый» Питерского района Саратовской области в августе 1945 года».

В 1996 году прабабушка получила удостоверение о том, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (см. приложение1).

Огромное спасибо нашему государству, правительству, что не оставили без внимания этих несчастных «детей войны». Их труд, в фашистских лагерях, был оплачен в виде компенсации немецкими марками (см. приложение 2).

К большому сожалению моей прабабушки, на данный момент, нет в живых. Умерла она в 2004 году. Наша семья всегда помнит о ней. На её могиле, 9 мая, всегда красуются алые тюльпаны.

Я горжусь своей прабабушкой! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На её долю в самое прекрасное время жизни – детство, упал тяжелый груз войны. За это ей огромное спасибо! Низкий поклон! И вечная память!


Байгалиев Руслан, обучающийся 7 класса МОУ «СОШ с. Запрудное».

Михайленко (Киреева) Зинаида Алексеевна.

 

                                                    

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Когда началась война моей бабушке Михайленко (Киреева) Зинаиде Алексеевне было всего лишь один год от роду. Родилась она 13 июня 1940 года в с. Алексашкино Питерского района Саратовской области. Самой войны  бабушка не видела, но в детской памяти остались некоторые воспоминания. Маленькое детское сердце узнало голод, разруху, горе.

        Вот что она рассказывает ( из воспоминаний её бабушки Агеевой Анны Григорьевна) : «Моя мама, Киреева Клавдия Петровна, работала трактористкой, папу, Киреева Алексея Яковлевича, призвали на фронт, и мы с мамой, бабушкой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми  тяжелыми  для меня и моей сестры. Мать работала с утра до поздней ночи. Продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало».

        «Единственное, что врезалось в детскую память, - говорит бабушка, когда почтальон в 1943 году принесла похоронку. Бабушка заставила нас с сестрой забраться на русскую печь. В доме собрались соседи, родственники, все плакали, кто то приговаривал «проклятая война», кто говорил «судьба такая», а мама лежала на койке, повернутая к стене, и горько плакала . После похоронки отца, приехали люди из сельского совета, и сообщили что государство будет выделять пайки раз в месяц, как вдове погибшего солдата. Получали 0.5 сахара, 0,5 масло и 1кг крупы, тогда для нас это был большой праздник. Бабушка Анна (мамина мать) сама шила нам одежду, мы с сестрой помогали ей по хозяйству: заготавливали дрова, кололи их колуном (он был очень тяжелый), с колодца носили воду, стирать ходили на речку «Салянка».

В основном нашим воспитанием занималась бабушка, так как мама работала с утра до ночи. Она у нас была грамотная, по ночам с лампадкой читала «толстовские книжки». Вот так и жили» -закончила свой рассказ бабушка, смахнув рукой слезу.

Шли годы, бабушка росла, взрослела. Окончила 10 классов, получила педагогическое образование. Вышла замуж, родила двоих детей. Всю свою сознательную жизнь проработала воспитателем в детском саду. Сейчас она на заслуженном отдыхе, имеет статус «Ветеран труда Саратовской области». Но каждый год, 9 мая, бабуля вспоминает этот день со слезами на глазах. Память о погибшем отце напоминает ей «Книга памяти» (см.приложение1).

В 2015 году 13 июня, моей бабушке исполнится 75 лет. Я желаю ей крепкого здоровья, семейного благополучия и мирного неба над головой!

Искалиев Артур, 18 лет студент Саратовского технического университета им. Ю.А. Гагарина.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исследовательская работа "Дети и война"

Автор: Искалиева Ольга Вячеславовна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) ""Дети войны" "
    ["seo_title"] => string(11) "dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "125634"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415023884"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация к научно-исследовательской работе "Дети войны""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-k-nauchno-issliedovatiel-skoi-rabotie-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "175168"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424246032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Информационно -исследовательский проект "Дети блокады Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionno_issliedovatiel_skii_proiekt_dieti_blokady_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "365780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480873418"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Проектно-исследовательская работа "Защитники Родины в моей семье" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-zashchitniki-rodiny-v-moiei-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "115124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411842029"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Исследовательская работа "Приближая час Победы!" "
    ["seo_title"] => string(52) "issliedovatiel-skaia-rabota-priblizhaia-chas-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "202308"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429206957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства