Появление в настоящее время все новой компьютерной техники дало возможность преподавателям сделать урок разнообразнее, интереснее. Я применяю компьютерную технику при проведении интегрированных уроков, что дает возможность охватить широкий диапазон знаний из разных областей, тем самым способствовать всестороннему развитию личности, углубленному знанию. Такие уроки неповторимы, надолго остаются в памяти учащихся.
Интегрированный урок позволяет учащимся воспринимать картину мира в единстве и многообразии одновременно. Для совершенствования образования школьников, их художественно-эстетического развития большое значение имеет проведение интегрированных уроков, на которых соединяются сведения из исторических, литературоведческих наук, искусствознания, философии, лингвистики. Это способствует формированию личности, хорошо ориентирующейся в культурном окружении. Интегрированные уроки делают процесс интересным, представляют возможности выбора различных форм и видов индивидуальной творческой деятельности вплоть до воображаемого погружения в ту или иную эпоху. Интеграция представляет собой рассмотрение предмета изучения – будь то образ эпохи, вызвавшей к жизни то или иное литературное произведение, историческое лицо, художественный образ, культурное направление и т. д. – в единстве и целостности, при сопоставлении точек различных видов искусства. На интегрированных уроках сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом. Иногда в педагогический практике интегрированный урок носит условное название «урок – панорама», так как он предусматривает освещение предмета или образа с позицией различных наук или видов художественного творчества. Например: в разработке урока «Образ Екатерины II глазами историков, художников и писателей XVIII – XIX веков» анализируется образ Российской императрицы, который неоднократно возникал в литературных произведениях, освещался во многих исторических сочинениях, привлекал внимание деятелей изобразительного искусства разных времен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеграция на уроках истории »
Представление собственного инновационного педагогического опыта.
Появление в настоящее время все новой компьютерной техники дало возможность преподавателям сделать урок разнообразнее, интереснее. Я применяю компьютерную технику при проведении интегрированных уроков, что дает возможность охватить широкий диапазон знаний из разных областей, тем самым способствовать всестороннему развитию личности, углубленному знанию. Такие уроки неповторимы, надолго остаются в памяти учащихся.
Интегрированный урок позволяет учащимся воспринимать картину мира в единстве и многообразии одновременно. Для совершенствования образования школьников, их художественно-эстетического развития большое значение имеет проведение интегрированных уроков, на которых соединяются сведения из исторических, литературоведческих наук, искусствознания, философии, лингвистики. Это способствует формированию личности, хорошо ориентирующейся в культурном окружении. Интегрированные уроки делают процесс интересным, представляют возможности выбора различных форм и видов индивидуальной творческой деятельности вплоть до воображаемого погружения в ту или иную эпоху. Интеграция представляет собой рассмотрение предмета изучения – будь то образ эпохи, вызвавшей к жизни то или иное литературное произведение, историческое лицо, художественный образ, культурное направление и т. д. – в единстве и целостности, при сопоставлении точек различных видов искусства. На интегрированных уроках сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом. Иногда в педагогический практике интегрированный урок носит условное название «урок – панорама», так как он предусматривает освещение предмета или образа с позицией различных наук или видов художественного творчества. Например: в разработке урока «Образ Екатерины II глазами историков, художников и писателей XVIII – XIX веков» анализируется образ Российской императрицы, который неоднократно возникал в литературных произведениях, освещался во многих исторических сочинениях, привлекал внимание деятелей изобразительного искусства разных времен.
Возможен и другой способ построения интегрированного урока, который назовем центрическим. При таком способе сведения из источников, принадлежащим разным научным дисциплинам и видам художественного творчества, группируются вокруг самого предмета обсуждения. Основная цель такой группировки – сопоставить эти сведения между собой, выявить общность и различия в подходах к эпохе, государственному деятелю или другому историческому лицу. Например: при комментировании текста поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», выразительно исполняемого чтецами, «историк» обращает внимание на даты, события, имена, реалии крестьянских реформ 1861 года, отношение к ней представителей различных общественных направлений. Литературовед комментирует при этом художественные приемы выражения авторской позиции, раскрывает роль приемов создания.
Интегрированный урок представляет собой синтетическое единство четырех основных видов деятельности: познавательной, ценностно–ориентационной, преобразовательной и коммуникативной. Для успешной организации деятельности учащихся на интегрированном уроке необходимо установление подлинно диалогических отношений. При котором собеседники нуждаются в друг друге, каждый внимателен к слову другого.
Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению». Это пытаюсь делать и я на своих уроках. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.
Художественная литература служит для учащегося одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одновременно эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Вы спросите: «Почему?» Да потому что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.
Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащихся всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых образах и конкретных ситуациях. Остановимся на конкретном примере. На уроке мы говорим о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника, как мне кажется, сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, я зачитываю отрывок повести Бориса Васильева « В списках не значился» о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Ну, как здесь обойтись без примера? Есть ряд петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического блага России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.
Я использую пространную цитату описательного или повествовательного характера. Примерами таких уроков могут быть: восьмой класс «Бородинское сражение, чтение отрывка из «Войны и мира» Л. Н. Толстого; девятый класс «Русско-японская война» и цитата из романа. А. Степанова «Порт – Артур и т. д.»
Это оживляет внутреннюю наглядность изложения, обогащает восприятие исторического материала, облегчает его осмысливание учащимися.
На повторительно–обобщающих уроках учащиеся получают отрывок из литературного произведения. И по нему они должны назвать события или исторического деятеля. И рассказать все, что им известно об этом событии.
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я зачитываю отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина.
Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
Произведения написанные современниками описываемых явлений и событий являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Яркими примерами таких произведений являются «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Колчака. Или «Сказание о Мамаевом побоище», посвященное Куликовской битве. Иные произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала.
Так, например, на уроке в седьмом классе по теме «Полтавская битва», описывая решающий момент сражения, я всегда цитирую Пушкина. Этот отрывок очень органично вплетается в рассказ, и от этого урок, несомненно, выигрывает, «… идея, воплощенная в персонажи, доступнее для разумения». О. Бальзак
Эстетическое отношение к уроку можно привить с помощью искусства, которое на протяжении всей истории человечества формировало у людей чувство прекрасного.
Проблему эстетического восприятия на уроках истории призваны решать наглядные пособия. Это позволяет развивать у учащихся чувство прекрасного, образную фантазию, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать. Наглядное обучение является незаменимым способом создания у школьников четких, исторически правдивых представлений о прошлом. Наглядность служит опорой глубокого понимания сущности исторических событий и явлений, эффективным способом формирования важнейших исторических понятий и способствует эстетическому развитию школьников.
Я провожу уроки с использованием компьютерной техники и широко использую «интерактивные наглядности». Наглядное обучение формирует эстетические взгляды и чувства учащихся. Так в 5 классе неизгладимый след у школьников оставляет знакомство с произведениями античной скульптуры и архитектуры. Ученики представляют свои аппликации древних сосудов. В 6 классе ученики с большим интересом узнают о замечательных произведениях искусства эпохи Возрождения. В 7 и последующих классах они с увлечением изучают впечатляющие памятники отечественного и зарубежного искусства. В результате эмоциональных переживаний и наглядного изучения памятников прошлого ученики проникаются чувством прекрасного и вместе с тем приобретают умение разбираться в произведениях искусства.
Проведены интегрированные уроки на следующие темы: «Русское зарубежье», «Советский тыл в годы войны», «И грянул бой, полтавский бой…», «Отечественная война 1812 года», «Оттепель в духовной жизни», «Дворянство в произведении Д.И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина», «Сталинградская битва», «Правовые основы брака и семьи», мероприятие «История в стихах».
Если человек умеет видеть определенную тему – проблему – концепцию – мир в одновременном сопряжении различных их аспектов и оперирует уровнями мышления, - это наивысшая степень интеграции, позволяющая ему представить мир как целостную картину бытия.
Академик Ландау говорил, что человек в процессе познания природы может оторваться от своего воображения, он может открыть и осознавать даже то, что ему не под силу представить.
Теория и методика обучения географии, а, следовательно, и учебный предмет, теорию и историю географии пользуются разными средствами постижения, различными способами мышления. Если представить содержательность интеграции во взаимодействии всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопредложение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.
Таким образом, интеграция – это объединение частей в единое целое. На уроке географии – это объединение различных предметов и объединение усилий разных сторон в целях географического развития учащихся. Интегрированные уроки по географии могут проводиться на нескольких уровнях: межпредметном (учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели и т.д.) и внутрипредметном. Исследователь А.Б. Ланцова выделяет и другие возможные уровни интеграции: взаимодействие учителя географии с сотрудниками научных учреждений.Таким образом, возможности интеграции как способа организации урока географии безграничны.
Окружающий ребенка мир расчленен, раздроблен на части и предметы. У подростка не остается сил и времени на постижение географии, способов взаимодействия с миром и людьми. Нужна модернизация урока – как основной формы обучения в школе. Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог, и т.д. Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати, начиная с 80-х годов, и до сих пор вопрос интеграции в обучении является одним из часто поднимаемых в методических журналах.
Итак, очевидно, что интеграция предметов в современной школе – одно из направлений в активном поиске новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.
В современной школе по-прежнему очень важная сторона географического образования связана с механизмами передачи и обретения знаний. Учителя-географа, в своем большинстве уповающие на репродуктивные методы обучения – «выслушай (прочитай) – запомни, воспроизведи» часто жалуются на «плохую память своих подопечных», не подозревая, что по законам мышления и памяти «готовая» информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для понимания объекта изучения. На основании практического опыта ученые, физиологи и психологи утверждают: чтобы возникло подлинное знание, необходимо сознание, то есть глубокое понимание сути. Получающий информацию из вторых рук и тем самым освобожденный от необходимости думать самостоятельно, он неизбежно впадает в состояние духовной лености. Поэтому именно сегодня как никогда требуется привлечение новых подходов в преподавании географии. В организации урока географии интеграция является одним из способов пробуждения подлинного интереса к географическим текстам, к истории, способов формирования у подростков собственного мировоззрения.
Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицее.
При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хорошей «знаниевой» базой, был способен успешно реализовывать свои таланты, в том социуме и времени, в котором он живет, был конкурентно способным на рынке труда.
Образовательный процесс должен быть ориентирован на признание ценностей современного общества с учетом индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса; на социализацию подрастающей личности; на систематическое обновление содержания образования; на поиск эффективных методов в обучении способствующих формированию гармонично развитой личности, стремящейся к саморазвитию. Наиболее благоприятной является исследовательская среда, обладающая свойствами саморазвития, самоуправления, учитывающая аксиологическую и исследовательскую составляющие во взаимодействии с образовательным процессом, способствующей формированию ключевых компетентностей лицеиста. Исследование на основе интеграционного подхода в преподавании географии, будет способствовать формированию информационно-познавательной, ценностно-нормативной, коммуникативной компетенции. Интеграция в современном образовательном пространстве является средством достижения ключевых компетенций лицеистов.
Согласно словарю иностранных языков “интеграция” (от лaт.integratio – восстановление, восполнение) означает объединение в целом каких-либо частей.1
Реформирование народного образования стимулирует активные поиски совершенствования форм и методов обучения.
Анализ различных форм учебных занятий показывает, что интегральный урок отличается от других, прежде всего спецификой учебного материала, который на нём рассматривается.
Предметом анализа на интегральных уроках, или в учебно-исследовательских работах выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах.
Традиционный путь изучения таких объектов состоит в том, что учитель, раскрывая содержание учебного материала, использует научную информацию из других учебных дисциплин, реализуя, таким образом, межпредметные связи.
В сфере содержания образования идея интеграции закономерно связана с процессами интеграции – дифференциации, происходящими в науке. Закономерно, что деятельность интеграции – дифференциации в процессе конструирования содержания образования должна определяться принципом соответствия содержания образования общим законам развития.
География, по выражению И. Канта, – наука особая, её нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам.
В отличие от науки хронологической т. е. временной – истории, география – наука хорологическая, (т. е. пространственная). Этим она отличается от всех других дисциплин.
Именно уникальная природа географии должна определять, цели географического образования в основной школе, формировать у учащихся правильные пространственные представления о природных, социальных, экономических системах разного ранга (от планетарных до локальных) на трёх уровнях (глобальном, региональном и локальном). При этом каждый курс географии должен решать свои задачи.
Область географического значения комплексна. Она интегрирует биологические, геологические, экономические, социальные, политические и другие науки, и именно поэтому география сегодня не имеет чётко очерченных границ.2
Многие школьные предметы интегрируют свои составляющие, в географии это сделать до сих пор не удаётся. Физическая география больше тяготеет к естественным дисциплинам, а экономическая и социальная – считает себя в большой степени гуманитарной, в результате чего содержание физической географии всё больше “перетекает” в естествознание, а экономической и социальной – в исторические дисциплины. Для выполнения этой цели содержание целесообразно строить с позиций единства географии в логике взаимодействия и взаимообусловленности земного и человеческого начал нашей планеты.
Такой подход позволяет интегрировать содержание ветвей географии на уровне создания комплексных курсов, методической основой конструирования которых являются традиционные понятия, законы, методы географической науки. Такие понятия, как географическая оболочка, географическая среда, географическая зона, географический комплекс являются интегрированными. Они характеризуют определённые связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов на определённой территории.
На протяжении нескольких последних лет, учителями активно осуществляется интеграция дисциплин естественнонаучного и гуманитарного цикла в рамках апробированных интегрированных спецкурсов «Человек и Человечество», «Экология и Мы», реализуемая через проведение учебных конференций, круглых столов, ток-шоу, семинаров, комплексных игр, с применением мультимедиа технологий.
Данные уроки строятся на введения в учебный процесс комплексных проблемных учебных заданий мировоззренческого содержания, дающего представление о комплексности значительной части проблем, с которыми сталкивается человечество и каждый человек; отражающих интеграционные процессы в современной науке; соответствующих принципам соответствия содержания образования общим принципам развития, с целью создания первоначальной целостности на этапе введения нового материала способствующей создать мотивацию для освоения, усвоения и присвоения данного фрагмента содержания, формирующих ключевые компетенции у учащихся.
Важно, что сама формулировка проблемы определяет объём и структуру учебного материала, то есть отбирается только тот материал, который “работает” на решение данной проблемы. В силу комплексности проблемы к её решению привлекаются учащиеся, обладающие коммуникативными, информационно-познавательными компетенциями, сформировавшимися в процессе изучения различных предметов.
Итак, интеграция на уроках географии, есть инновационное средство формирования ключевых компетенций, опирающаяся на ряд требований:
- необходимо осознать основания для интеграции, для этого следует описать структуру взаимодействия учителя и учащихся на каждом из этапов и обосновать необходимость взаимодополнения данных способов взаимодействия;
- интеграция может быть самоцелью только в одном случае: если учитель ставит задачей усвоение специфического содержания, которое заложено в самой проблеме (теме), в этом случае учитель должен подобрать материал, адекватный избранной форме;
- в учебной деятельности интеграции должна определяться содержанием учебного материала и способствовать формированию ключевых компетенций;
Список используемой литературы
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. \\ Школьные технологии.-2004.-№5.
2. Современный словарь иностранных слов - СПб., 2001
3. Сиротин В. И. “Природопользование” М.: Просвещение, 2005 с.3
4. Смоктунович Т. Л. “География культуры” М.: Просвещение, 2004 с.6
5. [email protected] – Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
Выступление на методическом объединении учителей истории, географии»