kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Графические органайзеры на уроках истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Графические органайзеры применяются как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную фукции, применяются как носители информции, для поддержки деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«"Графические органайзеры на уроках истории"»



Методическое руководство

Графические органайзеры на уроках истории















Пояснительная записка

Графические органайзеры – это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение. Или, изъясняясь языком определений – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они играют все большую роль в процессе организованного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании.


Графические организаторы являются наилучшим способом, позволяющим учащимся организовать свои мысли, постигать информацию с помощью визуализации и обеспечивать структуру для краткосрочной и долговременной памяти. 


Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований.



 Показателями эффективности применения данного материала из моего опыта работы стали:



  1. Улучшение запоминания информации – в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.

  2. Улучшение понимания прочитанного.

  3. Растет успеваемость, в том числе у учащихся, имеющих трудности в обучении.

  4. Улучшаются навыки критического мышления.







Каждый педагог определяет для себя – чему он будет учить своих питомцев. Можно учить конкретным знаниям, выдавая необходимую информацию, а можно пойти другим путём. Работая в школе в течении 10 лет, я преподавала историю и общественные дисциплины в классах с разными способностями, с разным уровнем подготовленности. И с самого начала своей педагогической практики я поняла, что можно «достучаться» до каждого ребёнка, только для этого нужно использовать не традиционные приёмы, а новые технологии. Об этих технологиях я узнавала на курсах повышения квалификации, из педагогических  журналов и книг, из опыта работы своих коллег. Но чаще других использую на своих уроках приёмы из технологии развития критического мышления.

         Проблеме «чему учить детей» не всегда уделяют центральное место в психолого-педагогической литературе и дискуссиях. В итоге мы довольно часто сталкиваемся с такой ситуацией: после обучения в школе (училище, вузе и др.) выпускник не умеет самостоятельно мыслить, не видит не только оригинального, но и даже общего, как в типовых, так и неординарных ситуациях, объектах и явлениях. Наконец, он не может отстоять собственную точку зрения.
Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому невозможно дать ученикам такой учебный материал, такую информацию, которая оказалась бы актуальной и профессионально востребованной ими на протяжении всей жизни. И это понятно: нельзя же предугадать дальнейшие направления и достижения научно-технического прогресса, выбор профессионального жизненного пути ученика. Можно научить учащихся работать по определенным технологиям сегодня, а завтра они устаревают и на смену им придут новые. Можно заставить учащихся выучить все даты и понятия, но он никогда не поймёт взаимосвязи исторических процессов. Намного продуктивнее, решила я, научить учащихся пользоваться словарём, справочником, сформировать у них способность анализировать источник и находить общий принцип каких-либо событий, их основную идею. Такое обучение является конкретной реализацией известного положения, сформулированного лауреатом Нобелевской премии Максом Лауэ: «Образование есть то, что остается у человека, когда все выученное им забыто».

Не секрет, что конкретные знания часто не только остаются невостребованными, но к тому же еще и не развивают у ученика мыслительных способностей. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция. 

      Новизна данного опыта состоит в том, что известные приёмы я использую при работе с различными текстами на уроках истории и во внеурочной деятельности.

       Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.        
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. 

Задача научить школьников:
-         выделять причинно-следственные связи;
-         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
-         отвергать ненужную или неверную информацию;
-         понимать, как различные части информации связаны между собой;
-         выделять ошибки в рассуждениях;
-         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
-         избегать категоричности в утверждениях;
-         быть честным в своих рассуждениях;
-         определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
-         выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
-         уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
-         подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
-         отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5)  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 

Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.На своих уроках я часто предлагаю учащимся работу с разными по типу и стилям текстами. Например, служебные доклады, воспоминания, летописи, законодательные акты, и конечно же тексты параграфов учебника. Это помогает им вспомнить, что известно по изучаемому вопросу, делать предположения, задавать вопросы. Учащиеся учатся анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, критически мыслить. Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроках истории.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.




- Инсерт (активное чтение с маркировкой)

Приём  ИНСЕРТ  помогает  ученикам читать текст источника более внимательно, способствует  лучшему запоминанию материала. Этот приём осуществляется в несколько этапов. 

1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.

2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. 

3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: 

 «V» (то, что уже известно)  

знак «-» (то, что противоречит представлению)       

знак «+» (то, что является интересным и неожиданным) 

 «?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) 

-Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. 

Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: 

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. 



- Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. 
Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.    Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве: 

1) инструмента для понимания сложной информации; 

2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности 

Существуют определённые правила написания синквейна: 

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы

1. Тамерлан
2.жестокий, хромоногий
3.завоёвывает, убивает, разрушает
4.Жестокость-проявление своего недостатка убожества
5. тиран

- Прием «РАФТ» (по К.Санте). Название представляет собой сокращение:

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица, а от  имени исторического персонажа (король, крестьянин, революционер и т.д.). Затем выбираем, для кого будем писать, и определяем стиль создаваемого текста. Это может быть письмо, заметка в газету, жалоба чиновнику и т.д.

Р(оль) – Чингизхан А(удитория) - подданные Ф(орма) - составление плана Т(ема) - о походе на Русь Киевскую

На своих уроках я часто предлагаю учащимся работу с разными по типу и стилям текстами. Например, служебные доклады, воспоминания, летописи, законодательные акты, и конечно же тексты параграфов учебника. Это помогает им вспомнить, что известно по изучаемому вопросу, делать предположения, задавать вопросы. Учащиеся учатся анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, критически мыслить. Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроках истории.

Графические (синоним – визуальныеорганайзеры представляют собой инструментарий письменной коммуникации, использующий графическую нотацию для репрезентации знаний, концепций, идей, а также взаимосвязей и отношений между ними . Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований.

Основные типы визуальных органайзеров:

1. Последовательные органайзеры (sequential organizers) используются для представления информации, которая может быть выстроена в последовательность или соотнесена с временной шкалой:

        шкалы времени отражают события в хронологическом порядке;

        цикличные диаграммы показывают отдельную итерацию цикла – упорядоченную серию событий, повторяющихся в том же самом порядке.

2. Графические органайзеры сравнения и сопоставления (compare/contrastorganizers) применяются для идентификации сходств и различий между двумя или более категориями объектов:

        диаграммы Венна показывают все возможные логические взаимосвязи между конечным набором множеств; Например: Просветители Казахстана 18 века: Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев

Алтынсарин Абай

Костанайская обл Семипалат. обл

Воспитывался у деда богатый отец

Сирота богатая семья

Педагог помогал биям

Открыл школы(и для дев.) переводил Пушина, Лермонтова

Киргизская хрестоматия Слова Назидания – 45

Знал языки детей выучил в русской школе

Умер в 48 лет пошел против рода

Умерли сыновья

Преследовался законом

Против культовых обрядов

Умер в 60 лет

Общее

Имя Ибрагим

Училисть в русских школах

Знание русского языка-залог процветания

Забота о будущем поколении

Поэты, просветители,переводчики

Призыв к дружбе с русскими

Против самодержавия

Против патриархальных отношений



        T-диаграммы отражают две стороны вопроса, например аргументы «за» и «против», плюсы и минусы, факты и мнения;

3. Иерархические органайзеры (hierarchical organizers) позволяют упорядочить сущности (объекты, элементы, значения, понятия) по уровням на основе их рангов и / или свойств. К иерархическим визуальным органайзерам относятся:

        треугольные (пирамидальные) диаграммы, в которых высота уровня (слоя) представляет его статус в иерархии, а ширина – количество принадлежащих этому уровню элементов;

        деревья, используемые для представления структур и классификаций по нескольким основаниям.

4. Концептуальные органайзеры (conceptual organizers) раскрывают смысл концепта или множества концептов, ключевые идеи в изучаемой теме, позволяя визуализировать поддерживающие их основания (факты, характеристики, описания):

        ментальные карты (интеллект-карты) сфокусированы на одной центральной идее, которая детализируется посредством радиальной иерархии и древовидных структур, состоящих из категорий, связанных с этой идеей;



5. Графические органайзеры данных (data representation organizers) – графики, сетки, таблицы – предназначены для визуального представления количественных данных в схематической форме.

Основные задачи, решаемые в образовательном процессе посредством создания и использования визуальных органайзеров (дидактические функции органайзеров как средства обучения):

        актуализация априорных знаний обучающихся, построение взаимосвязей с новой информацией;

        поддержка процессов приобретения знаний и образования смыслов обучающимися (классификации, генерализации, агрегирования информации, выявления различных типов ассоциаций и др.);

        развитие навыков критического мышления и активизация когнитивных процессов высокого порядка – анализ, оценивание, создание

        документирование результатов образовательной деятельности, оценивание достижений обучающихся (входной, промежуточный, выходной контроль).

Заключение
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Мои уроки с использованием этих приёмов доказали, что это действительно так. Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах:

 Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
























Список литературы Интернет-ресурсы

1. Валеева Н.Г. Жанрово – стилистические характеристики научных текстов //www.trpub.ru/valeeva-har-text.html.

2. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ruhtm
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г. 

5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.

 6.  Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г. 

7. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?»  газета «Русский язык» №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm

8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г.

9. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Журнал  «Директор школы» №1 2002 г. 

10. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2

11. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4

12. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ruhtm

13. Нетрадиционные уроки по истории России 20 века. Автор - составитель Корнева Т.А. Издательство «Учитель». Волгоград. 2002г.

14. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г.

15. Плигин А. Чему и как учить – классика и современность. // Журнал народное образование №8. 2008 г.

16. Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 10-11 классы, Москва, Просвещение, 2007 год.

17.  Технологии развития критического мышления в ВУЗе: перспективы для школьного образования в 21 веке. Материалы конференции. Н.-Новгород.2001 г. 

 18. Фёдоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия.// Инновации в образовании. 2007. №4. 

19. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство «Питер», 2000













Приложение






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Графические органайзеры на уроках истории"

Автор: Шитикова Оксана Николаевна

Дата: 16.03.2018

Номер свидетельства: 462152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок по русскому языку Тема: М.Скребцова сказка «Сердце матери»"
    ["seo_title"] => string(68) "urok_po_russkomu_iazyku_tiema_m_skriebtsova_skazka_sierdtsie_matieri"
    ["file_id"] => string(6) "392504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487240472"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Разработка урока литературы по теме "Сердце матери""
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_uroka_litieratury_po_tiemie_sierdtsie_matieri"
    ["file_id"] => string(6) "454252"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517563116"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства