ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. доклад
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. доклад
Данный доклад посвящен проблеме организации работы с одаренными обучающими и теми, кто проявляет повышенный интерес к получению знаний по определенным предметам. Изложены не только теоретические основы вопроса, но и приемы, методы работы в данном направлении. Материал носит практическую направленность и вызовет интерес учителей-предметников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данный доклад посвящен проблеме организации работы с одаренными обучающими и теми, кто проявляет повышенный интерес к получению знаний по определенным предметам. Изложены не только теоретические основы вопроса, но и приемы, методы работы в данном направлении. Материал носит практическую направленность и вызовет интерес учителей-предметников.
Стаж моей педагогической деятельности в МБОУ «Графовская СОШ» 28 лет, в качестве учителя истории я работаю 6 лет. Особое внимание в своей работе я уделяю не только работе со слабыми учениками - своевременно провожу занятия по ликвидации выявленных пробелов в знаниях обучающихся, но и работе с сильными учениками. Как известно, устойчивый интерес к истории начинает формироваться в 14 – 15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса всерьёз начал заниматься историей, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся –и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями.
2. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе:
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Главный вопрос, возникающий в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?
Я начинаю работать над этой проблемой ещё при написании рабочей программы и календарно-тематического плана. Я продумываю место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределяю время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры.
Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями.
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории предоставляет дифференциация домашнего задания:
- прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень – это творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн;
- прием «особое задание»: сильные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности;
- прием «энциклопедист»: предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок
- прием «молодой учитель»: ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.
Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается макет и компьютерная презентация.
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через элективные занятия, детские творческие объединения, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», предметные викторины. Огромное значение придаю подготовке к предметным олимпиадам.
Большая часть ребят хорошо владеют компьютером. Компьютер является безотказным универсальным средством в развитии заинтересованности ребят в обучении Опыт моей работы показал, что у обучающихся, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки.
Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов. Ребята стараются самостоятельно применять проектор.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке истории позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлеченными ПК; изменяется, особенно у пяти - семиклассников, отношение к ПК как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности; появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
Поэтому в своей деятельности я использую различные формы работы с одаренными детьми:
Уроки обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения.
• Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
• Урок-зачет. Одна из форм организации проверки знаний, умений, навыков.
• Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, открытками).
Огромный интерес представляют уроки обобщения и в форме игры:
• кроссворды,
• ребусы,
• викторины,
•дидактические игры: «Экскурсия», «Восхождение на пик Знаний» (тема: Древний Восток), путешествие «По семи чудесам света»;
• ролевые игры – интервью с историческими героями;
• урок-дискуссия (круглый стол) «Реформы и реформаторы в России в начале ХХ века». 11 класс.
На уроках я также стараюсь использовать и другие формы, помогающие лучше усваивать материал:
• «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагается обсудить проблему перед всем классом.
• «Мозговой штурм» - Методика используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.
• «Синквейн» - метод работы с понятиями.
Метод проектного обучения используется в преподавании уже с 6 класса – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, умение декламировать, эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать оформительские и изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры» (6-9 классы), игры «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы».
В центре педагогического процесса, как правило, разновозрастная группа детей. Это способствует индивидуализации процесса обучения, расширяет социальную практику ребенка, дает дополнительный опыт общения, открывая новые возможности развития учеников путем взаимообучения, при взаимодействии среднего и старшего звена.
Пребывание в одной группе детей разного возраста, требует выработки особого стиля взаимоотношений, требовательности к старшим и снисходительности к младшим, сочетание «поисковости» в общении друг с другом. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом и перед учителем, требуют повышенной концентрации внимания и работоспособности.
Ребятам приходится работать и с печатными источниками, составлять синквейны, отвечать на вопросы и выполнять различные задания как интеллектуального, так и прикладного содержания, а старшеклассники выступают в роли организаторов при проведении игр и внеклассных мероприятий. Учитель направляет творческую работу учащихся, вводит их в игру, координирует деятельность.
Литература
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2010
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2011.
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. №1. С.40.
5. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания//