Формирование коммуникативной компетенции через использование проектной деятельности учащихся
Формирование коммуникативной компетенции через использование проектной деятельности учащихся
Современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции через использование проектной деятельности учащихся»
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Петрищева Наталия Петровна,
учитель истории ииобществознания
МБОУ СОШ № 7
города Мичуринск Тамбовской области
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. [5]
В настоящее время в педагогическом процессе становится актуальным использование проектных и исследовательских методов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний.
В основе проектного обучения лежит метод творческих проектов, включение обучающихся в проектную деятельность.
Проектная деятельность школьников – форма учебно-познавательной активности школьников, которая заключается в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон образовательного процесса. Эта деятельность является средством развития личности школьника. [4]
Проектная деятельность школьников несет в себе все свойства деятельности в целом и поэтому обладает основными признаками и структурой всей человеческой деятельности. Она ставит ученика перед необходимостью синтезировать полученные в школе знания в конкретном творческом проекте, реализующем функции предмета деятельности. Действия же, связанные с корректировкой собственной деятельности, ее осмыслением для представления другим людям, осуществляет процесс распредмечивания деятельности, разделение знаний, полученных в ходе работы. [4]
Исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Дети учатся мыслить и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. [3]
Исследование как метод и как самостоятельная технология используются как на уроках, так и во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. [2]
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. [1]
Любой проект мы начинается с изучения теоретического материала. Затем выделяются проблемы, ставятся цели и задачи исследования. Далее формулируется гипотеза, выбирается методика исследования. Учитель должен обсудить с учениками, как и где найти источники информации по теме исследования. Цель: задать верное направление поиска информации, заинтересовать своей идеей как можно больше ребят. Учитель должен убедить ребят, что в их возрасте уже можно что-либо изменить самим в своей школе, в районе. Обязательно должны быть проведены самостоятельные исследования, использован максимально творческий подход. Учащиеся находят, описывают, суммируют информацию, решают проблему, делают соответствующие выводы. Роль учителя – помочь и проконсультировать учеников, вооружить информацией, источником. [2]
Проектная методика на уроках русского языка и литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. [6]
Проведённая работа по использованию метода проектов показала эффективность предложенной методики, которая включает активную самостоятельную работу учащихся.
В данной работе, исходя из цели, рассмотрено, как влияет проектная деятельность на качество образования. Для этого была изучена теория и практика осуществления проектной деятельности в образовательном процессе, как используется метод проектирования на уроках русского языка и литературы. Из вышесказанного видим, что обращение к проектной методике в образовательном процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Актуальность применения метода определяется повышением проектирования в образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся. Накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы языка, ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Список литературы
1. Ахметова, М.Н. Проектная культура будущего учите-ля / М.Н. Ахметова // Школьные технологии. - 2004. - №4. - С.210-216.
2. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9–2004, с. 12–15.
3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
4. Колесов, А. В. Использование проектных технологий в современном образовании // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 3. - С. 23-26.ова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42
5. Пахомова, Н. Ю. Проектная деятельность учащихся: с чего начать? // Школьные технологии. - 2007. - № 6. - С. 117-123.
6. Романовская, И. Б. Метод проектов в образовательном процессе // Завуч. - 2007. - № 1. - С. 118-143 .