kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Цель, задачи, моя работа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хохловская средняя школа

Смоленского района Смоленской области















Формирование функциональной грамотности

на уроках истории и обществознания

Из опыта работы











Учитель истории и обществознания

Кучукова С.А.





2022год

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу: подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности. 

Под функциональной грамотностью  понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

 Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.  

Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня — подготовить учащихся к адаптации в современном мире.

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности  в системе общего образования.                          Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию  функциональной грамотности , так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ. Институтом стратегии развития образования  разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Данные работы, составленные по аналогии с заданиями международного исследования PISA, непривычны для российских школьников. В них проверяется не столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. К сожалению, задания такого типа практически отсутствуют в действующих учебниках.  Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием функциональной грамотности  и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании системы методического сопровождения деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности.

1. Цель опыта

Создание условий формирования функциональной грамотности  учащихся на уроках истории и обществознания с применением действующего на данный момент  программно-методического обеспечения.

 

2. Задачи опыта

1.      Поделиться опытом работы  применения  методов и приёмов на уроках истории и обществознания, которые способствуют  формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся

2.   Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.

3.  Сформировать методическую копилку учителя истории и обществознания  по  формированию функциональной грамотности.

 

3. Длительность работы  над опытом

Работая учителем истории и обществознания в  школе, я пришла  к выводу о том, что современный учитель - это человек, постоянно ищущий что-то новое, совмещающий в своей работе общепринятые методики с новыми образовательными технологиями и инновационными подходами.

 

Таким образом, работа над данным опытом должна проходить в три этапа:

 

1 этап. Подготовительный этап - изучение теоретического материала и методики работы, прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности  на уроках истории и обществознания; прогнозирование результатов; корректировка дальнейшей работы.

2этап. Практическая  реализация - разработка системы  использования заданий    различных типов по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление, направленных на  формирование функциональной грамотности  на уроках истории и обществознания.

3этап. Обобщающий этап - оценка деятельности, внедрение в практику преподавания, развитие профессиональной компетентности, распространение опыта по  формированию функциональной грамотности  обучающихся.

Таким образом, я только «в начале пути».

4. Ведущая идея опыта

Ведущая идея опыта состоит в изучении развития современного образования  по  формированию функциональной грамотности  обучающихся. Согласно новым стандартам, процесс обучения должен стать практико-ориентированным, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Современное образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно сегодня без функциональной грамотности.

 









Пример 1.

Формирование функциональной грамотности на уроке истории «Ассирийская держава» в 5 классе. Урок проводится в рамках реализации рабочей программы по учебному предмету «История России. Всеобщая история. 5-9 классы». Раздел «История Древнего мира».

Это урок открытия новых знаний, комбинированный, состоящий из следующих этапов: организационного, актуализации и мотивации, формулирования темы и цели, открытия нового знания, закрепления, рефлексии, оценивания, домашнего задания.

Первое задание - на формирование читательской грамотности, которая выражается в таких читательских умениях, как поиск информации и извлечение (найти и извлечь); сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать); размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).

Задание 1. Прочтите текст и ответьте на вопрос «Почему Ассирия вызывала всеобщую ненависть, а ее столицу Ниневию называли «логовищем львов» и «городом крови»?

Летопись ассирийского царя (Из надписи на камне).

«Я - Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов. Я нанёс поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошёл. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, всё, что там было, я забрал как добычу. 200 тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить».

Данное задание предлагается обучающимся на этапе открытия нового знания, а именно в пункте «Ассирийское войско». Обучающиеся обычно быстро отвечают, цитируя текст, что ассирийский царь жестоко поступал с побежденными, проливая кровь, его армию и его самого сравнивают со львами.

Второе задание формирует математическую грамотность.  Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, предполагает способность решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию.

Задание 2. Посчитайте, сколько лет и веков назад произошла гибель Ассирии? Условия для решения этой задачи приводятся в материале урока. Ответ: 2021+612= 2633 года назад, 27 веков.

Задачу я предлагаю решить на последнем этапе открытия нового знания в пункте «Культура Ассирии». Задача достаточно простая, вызывает интерес у всех ребят, особенно тех, кто больше склонен к точным наукам. Она способствует формированию интереса к истории.

Третье задание формирует естественнонаучную грамотность, то есть способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, для принятия соответствующих решений.

Задание 3. Вам уже известно, что в Египте, Вавилонском царстве, Финикии использовались медь и бронза – металлы, которые трудно было получить. Они были не прочны и дорого стояли. А какой более дешевый и прочный металл вы бы предложили использовать в Древнем мире? Ответ: железо.

Это задание используется в основной части урока, первом пункте «Природные условия». Задание формирует не только естественнонаучную грамотность, но и креативное мышление, актуализирует общий кругозор ребят.

Четвертое задание направлено на формирование креативного мышления. Оно является опережающим, дается накануне урока нескольким учащимся.

Задание 4. Подготовьте небольшой рассказ с использованием 1-2 собственных рисунков на тему «Оснащение ассирийского войска». Выступающие выходят к доске и, прикрепив рисунки к доске, делают сообщение. Класс задает несколько уточняющих вопросов.

Это задание используется в основной части урока, втором пункте «Ассирийское войско».

Пятое задание формирует финансовую грамотность и дается по приведенному выше тексту «Летопись ассирийского царя (Из надписи на камне)».

Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопрос «За счет чего формировались доходы Ассирийской державы? Как вы думаете, постоянны ли были эти доходы?»

Обучающиеся без труда называют источник доходов (все полученное в ходе войн), говорят, что он не постоянен.

На формирование глобальных компетенций направлено мое шестое задание, предлагаемое в конце урока на этапе закрепления и подведения итогов.

Задание 6. Предположите, какое значение имело для развития человечества существование Ассирийской державы? Приведите факт в подтверждение своего мнения.

Таким образом, данные задания способствуют формированию функциональной грамотности на уроках истории в 5 классе, которая является важным показателем качества современного образования. Кроме того, они способствуют повышению интереса к предмету в частности и образовательному процессу в целом.





Пример 2. Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие.

Наиболее эффективными приемами работы с учебным текстом можно выделить следующие:

1.  Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).

Пример приема «Корзина» на уроке истории в 6 классе. Тема «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»: можно предложить обучающимся высказать, что такое «Инквизиция», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.

2.  Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).

Пример синквейна на уроке истории в 6 классе. Тема «Столетняя война»:

1) Жанна д; Арк;

2) отважная, неординарная;

3) сожгли, реабилитировали, канонировали;

4) главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;

4) Орлеанская дева.

3.  Приём «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод.

Пример приема «До-после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы»:

В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце «После»  перечисляет все причины и делает вывод.

4. Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.

5. Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы.

6. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).

7. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.

8. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).

9. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия?

Пример. Тема урока истории в 7 классе «Церковный раскол». Можно предложить обучающимся задать толстый и тонкий вопросы.

Тонкий вопрос: Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?

Толстый вопрос: Какие причины церковного раскола можете назвать?

Вопросы оцениваются по критериям: самые сложные, самые интересные, оригинальные.

10. Прием «Оценка текста» (предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа).

Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» обучающимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:

·                        Какие разделы встречаются в тексте?

·                        Какие слова выделены курсивом?

·                        Почему они так выделены?

·                        Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?

·                        Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

Таким образом, данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учеников.

 

Пример 3. Обществознание

СТРАХОВАНИЕ МОТОЦИКЛА В прошлом году Степан застраховал мотоцикл в страховой компании «БИ-страхование». Полис страхования покрывает ущерб от несчастных случаев и кражи мотоцикла.

Вопрос 1: Степан планирует продлить страховку в компании «БИ-Страхование» в этом году. При этом некоторые факторы, которые могут повлиять на страхование мотоцикла, изменились.

Каким образом каждый из факторов, указанных в таблице может повлиять на стоимость страхового полиса мотоцикла Степана в этом году?

Для каждого из факторов обведите «Увеличит затраты», «Снизит стоимость страховки» или «Не повлияет на стоимость

СТРАХОВАНИЕ МОТОЦИКЛА: ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС

1 Ответ принимается полностью

Три ответа в следующем порядке: Увеличит затраты. Не повлияет на стоимость. Увеличит затраты.

2. Ответ не принимается

Другие ответы. ИЛИ Ответ отсутствует.



При формировании функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника.

Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Автор: Кучукова Светлана Александровна

Дата: 10.03.2023

Номер свидетельства: 627263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_istorii_i_obsh"
    ["file_id"] => string(6) "634467"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1687818658"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznanii_3"
    ["file_id"] => string(6) "653588"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719259578"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznanii_2"
    ["file_id"] => string(6) "627970"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1679341061"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания""
    ["seo_title"] => string(79) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "605595"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1650806246"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства