kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по формированию функциональной грамотности на уроках итсории в 10 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Васюков А.В.

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №8

Россия, городской округ Щёлково



Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

Ключевые слова: функциональная грамотность, функции уроков истории и обществознания, средства формирования функциональной грамотности.

Актуальность

Развитие и формирование функциональной грамотности является одной из наиболее актуальных тем современности. Перед российской системой образования стоит чёткая задача - подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными не только внутри страны, но и на международной арене.

Развитие функциональной грамотности помогает людям использовать запас имеющийся информации, применять его на практике и решать сложные жизненные задачи. Основанием является реальная грамотность людей и широта их знаний о мире, способствует мыслить независимо от массовой культуры.

Непосредственно формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства В.В. Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить всесторонне развитую, гармоничную, мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным и востребованным.

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Введение

Центральным понятием выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.

Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Цели и задачи

Цель заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития функциональной грамотности.

Задачи:

1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.

2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.

3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.

4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.



Основная часть

Выделяют следующие направления функциональной грамотности являются:

  • Читательская грамотность;

  • Математическая грамотность;

  • Естественнонаучная грамотность;

  • Финансовая грамотность;

  • Глобальные компетенции;

  • Креативное мышление.

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.

Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • коммуникативная

  • информационная

  • деятельная.

Формирование функциональной грамотности является одной из главных задач педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Важное место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

Каждый урок необходимо выстраивать со следующими подходами к обучению: обучение критическому мышлению, оценивание обучения, использование ИКТ. Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:

  1. Воспроизводство атмосферы сотрудничества на уроках.

  2. Применение приемов развития критического мышления в системе.

  3. Использование таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.

  4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.

  5. Применение самооценивания и взаимооценивания.

  6. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

Можно выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

  • ценностно-ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;

  • компьютерная, включает в себя поиск информации в сети Интернет; пользование электронной почтой; создание и распечатывание текстов; работа с электронными таблицами; использование графических редакторов;

  • коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

  • социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

  • культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.

  • Правовая и общественно - политическая, отстаивание своих прав и интересов; объяснение различий в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснение различий между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализирование и сравнивнение предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

  • функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.

  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.





Пример разработки комплексного задания по истории.

Класс: 10 класс.

Название раздела: «Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.»

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.» изучается в курсе «История России». 10 класс - учебник «История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2021».

Характеристика задания:

Название задания

«Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.»

Класс

10 класс

Доминирующая грамотность

Читательская грамотность

Содержательная область оценки

«Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.»

Компетентностная область оценки

Поиск, интеграция и интерпретация исторической информации в источниках разного типа,
применение исторических знаний

Контекст

Множественный (личный, образовательный)

Тип текста

Множественный (составной)

Уровень сложности задания

Средний

Формат ответа

Задания с развернутым ответом

Объект оценки

Использование информации из текста для решения практических задач с привлечением фоновых знаний

Система оценивания

Каждое задание оценивается отдельно.
5-балльная система оценки

Время, необходимое для выполнения задания

1 урок



Комплексное задание

«Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.» (9 заданий)

Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

ЛЕНИНСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

В 1913 будущий глава первого социалистического государства В.И. Ленин, будучи унитаристом, как Маркс и Энгельс, писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло - на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство - он стал яростным сторонником федерализма, правда, на этапе перехода  «к полному единству «Лозунгу  «единой и неделимой России «, исповедовавшемуся лидерами белого движения, был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений…

Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной - вторых…

Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 - начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.

Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и  «триумфального шествия « советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики - РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три - в Закавказье...

С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919  «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом « был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны…

Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.

После снятия блокады Антанты РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина — с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом, военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.

ЧЕТЫРЕ РЕСПУБЛИКИ ВМЕСТО ОДНОЙ ИМПЕРИИ

К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на момент проведения Генуэзской конференции в 1922 г. - и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, - построение социализма на территории, находящейся  «в капиталистическом окружении».

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

Единого мнения по вопросу о принципах создания союзного государства не было. Среди целого ряда предложений выделялись два: включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии (предложение Сталина) и создание федерации равноправных республик. Проект И.В. Сталина  «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был одобрен ЦК компартий Азербайджана и Армении. Пленум ЦК компартии Грузии признал его преждевременным, а ЦК компартии Белоруссии высказался за сохранение существующих договорных отношений между БССР и РСФСР. Украинские большевики воздержались от обсуждения сталинского проекта. Тем не менее план автономизации был одобрен на заседании комиссии ЦК РКП(б) 23-24 сентября 1922 г.

В.И. Ленин, не участвовавший в обсуждении проекта, после ознакомления с представленными ему материалами отверг идею автономизации и высказался за образование союза республик. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонациональной страны он считал Советскую Социалистическую Федерацию.

Новый проект комиссии ЦК РКП(б) был окончательно утвержден на пленуме ЦК 6 октября 1922 г.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

5 - 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял в качестве отправного варианта план В.И. Ленина, однако это не привело к прекращению борьбы в партии по вопросам национальной политики. Хотя проект  «автономизации» был отклонен, он все же пользовался определенной поддержкой ряда руководящих работников как в центре, так и на местах. И.В. Сталин и Л.Б. Каменев призывали проявить стойкость против  «национального либерализма Ильича» и фактически оставить прежний вариант.

Вместе с тем усиливаются сепаратистские тенденции в республиках, что проявилось в так называемом  «грузинском инциденте «, когда партийные руководители Грузии потребовали вхождения ее в состав будущего государства как самостоятельной республики, а не как части Закавказской Федерации. В ответ на это руководитель Закавказского крайкома Г.К. Орджоникидзе пришел в ярость и обозвал их  «шовинистической гнилью «, а когда один из членов ЦК компартии Грузии назвал его  «сталинским ишаком «, еще и крепко поколотил последнего. В знак протеста против нажима Москвы в отставку подал весь ЦК компартии Грузии.

Комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, созданная в Москве для разбирательства этого «инцидента», оправдала действия Г.К. Орджоникидзе и осудила грузинский ЦК. Такое решение вызвало возмущение В.И. Ленина. Здесь следует напомнить, что в октябре 1922 г. после болезни он хотя и приступил к работе, но все же по состоянию здоровья не мог полностью контролировать ситуацию. В день образования СССР, будучи прикованным к постели, он диктует свое письмо «К вопросу о национальностях или об автономизации», которое начинает со слов: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик».



ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Российская Социалистическая  Федеративная  Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая  Федеративная  Советская Республика (ЗССР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий Союзный  договор об объединении в одно союзное государство –  «Союз Советских Социалистических Республик»…

1. Ведению  Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:          

а) представительство Союза в международных  сношениях;                               б) изменение внешних границ Союза;                  

в) заключение  договоров о приеме в состав Союза новых республик;              г) объявление войны и заключение мира;             

д) заключение внешних государственных займов;      

е) ратификация международных договоров;            

ж) установление систем внешней и внутренней  торговли;                            

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;                                                 

и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;                                              

к) установление основ  организации  вооруженных  сил Союза Советских Социалистических Республик;           

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических  Республик,  установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;     м) установление общих начал землеустройства и землепользования,  а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;                  н) общее союзное законодательство о переселениях;  

о) установление основ судоустройства и судопроизводства а также гражданское и уголовное союзное законодательство;                                                   

п) установление основных законов о труде;          

р) установление общих начал народного просвещения; 

с) установление общих мер в области охраны народного здравия;

т) установление системы мер и весов;               

у) организация общесоюзной статистики;             

ф) основное  законодательство  в  области   союзного гражданства в отношении прав иностранцев;             

х) право общей амнистии;                           

ц) отмена  нарушающих  Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.        

2. Верховным  органом  власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза  Советских  Социалистических Республик,  а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.                   

3. Съезд  Советов  Союз  Советских  Социалистических Республик составляется из представителей городских  Советов  по  расчету  1  депутат  на  25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету  1 депутат на 125000 жителей.                            

4. Делегаты  на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских  съездах Советов.

…11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных  Комиссаров Союза  Советских  Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего, в составе:       

   Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,     

   Заместителей Председателя, 

   Народного Комиссара по Иностранным делам,   

   Народного Комиссара по Военным и Морским делам,    

   Народного Комиссара Внешней Торговли,  

   Народного Комиссара Путей Сообщения,  

   Народного Комиссара Почт и Телеграфов,  

   Народного Комиссара Рабоче-Крестьянской Инспекции. 

   Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,   

   Народного Комиссара Труда, 

   Народного Комиссара Продовольствия,  

   Народного Комиссара Финансов.

…13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся  в  исполнение  непосредственно на всей территории Союза.

…22. Союз  Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.   

23. Столицей Союза Советских  Социалистических  Республик является город Москва.

…26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза. 

Съезды Советов в документах.  1917-1936. т. III. М., 1960

ЛЕНИН ВО ГЛАВЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

1917, ночь с 26 на 27 октября. Избирается II Всероссийским съездом Советов главой советского правительства - Председателем Совета Народных Комиссаров.

1918, начало июля. V Всероссийский съезд Советов принимает Конституцию РСФСР, в которой уточнен статус поста Председателя Совнаркома, который занимает В.И.Ленин. 30 ноября. На пленарном заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утверждается Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, Совету предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны на ее оборону. Председателем Совета утверждается В.И.Ленин.

1920, апрель. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО) РСФСР под председательством В.И.Ленина.

1923, 6 июля. Сессия ЦИК избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома СССР. 7 июля. Сессия ВЦИК РСФСР избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома РСФСР. 17 июля. Создается Совет Труда и Обороны при Совнаркоме СССР под председательством В.И.Ленина.

Источники:

  • Энциклопедический словарь

  • Президентская библиотека

  • Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. 2001

  • Сайт Великая страна СССР























Задание №1. Воспользуйтесь текстом и картой СССР в 1922-1924 гг. Укажите первые четыре республики, подписавшие союзный договор, их столицы а также место, дату и год проведения I Всесоюзного съезда Советов.



Ответ: РСФСР,УССР,БССР,ЗСФСР. Москва, Киев, Минск, Ереван, Тбилиси, Баку. г. Москва 30 декабря 1922 г.





Задание №2. Объясните в чем разница между проектом «Автономизации» и «Федерализации»

Проекты объединения СССР

Проект В.И. Ленина

«федерализация»

Проект И.В. Сталина

«автономизация»





Ответ:

Проекты объединения СССР

Проект В.И. Ленина

«федерализация»

Проект И.В. Сталина

«автономизация»

соединение всех республик на равноправной основе с сохранением атрибутов государственности и суверенитета, за исключением вопросов, передаваемых в ведение Центра

вхождение в состав РСФСР всех остальных республик на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета














Задание №3. С помощью текста определите последовательность событий.

  1. Сессия ЦИК избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома СССР. 7 июля. Сессия ВЦИК РСФСР избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома РСФСР. 17 июля. Создается Совет Труда и Обороны при Совнаркоме СССР под председательством В.И.Ленина. 

  2. Всероссийский съезд Советов принимает Конституцию РСФСР, в которой уточнен статус поста Председателя Совнаркома, который занимает В.И.Ленин. 30 ноября. На пленарном заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утверждается Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, Совету предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны на ее оборону. Председателем Совета утверждается В.И.Ленин.

  3. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО) РСФСР под председательством В.И.Ленина.

  4. Избирается II Всероссийским съездом Советов главой советского правительства - Председателем Совета Народных Комиссаров.

Ответ: 4-2-3-1



















Задание №4. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Чему посвящена марка? Какой памятник изображен на марке? В каком стране и в каком городе он расположен? Решите задачу, используя информацию на марке. Какое событие мы будем отмечать 30 декабря 2022 г.?

Ответ: Марка посвящена 60-летию со дня образования СССР. «Воин-освободитель», Германия, Берлин.

Вычисления:

2022 - 1982 = 40

60+40= 100

В 2022 году мы будем отмечаться 100 лет со дня образования СССР.





Задание №5. Решите исторические ребусы, воспользовавшись текстом и знаниями по истории ХIХ века.

Название проекта объединения страны предложенного И.В. Сталиным

Название политики, учитывающую национальную специфику.

Высший орган власти по Конституции 1924 г.

Независимость государства

Ответ: Автономизация, коренизация, Всесоюзный съезд Советов, суверенитет.

Задание №6. Воспользуйтесь текстом и выскажите свое мнение, как Вы оцениваете образование единого Советского государства, в чем его историческое значение? Дайте развернутый ответ.

Задание №7. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Перед Вами герб СССР. Подобные гербы были у каждой республики, входящей в состав Советского союза.

Сколько республик входило в состав Советского союза? Какие символы являлись объединяющими и что они обозначают?

Ответ: Судя по гербу в состав Советского союза входили 15 республик. Объединяющими элементами является серп и молот которые обозначают союз рабочих и крестьян.

Задание №8. Советским государственным деятелем посвящено огромное количество памятников, площадей, улиц на территории России, бывших советских республик и стран мира.

Вспомните, в каких городах Вы были вместе с родителями или одноклассниками, где находятся памятники, улицы, посвященные советским деятелям? Есть ли такие в вашем городе. Назовите их.

Какие места, связанные с данными людьми, Вы хотели бы посетить?

Спланируйте рациональный онлайн-экскурсионный маршрут для школьников, позволяющий познакомиться с историей советских государственных деятелей.

Задание №9 (Домашнее задание). Посетите музей «Страна Советов» (адрес: г. Москва, ул. Самокатная, д.4, строение 34, вход с торца. Территория завода кристалл https://stranasovetov.ru) и напишите эссе на тему: «Что значит для человека ХХI века Советский союз»?



Вывод

Функциональная грамотность это цель и результат образования. 

Формирование функциональной грамотности обязательное условие работы учителя. Эту задачу необходимо решать преодолевая сложности и риски.  Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».



Библиографический список

  • Е. В. Фаламеева,И. Ю. ТархановаФормирование социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации 2020

  • П.И.ФроловаК вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике 2016

  • Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51. 

  • Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 162-172. 

  • Кудрявцева,Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории / Т. Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время : научно-методический журнал. - 2020. - № 2 Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования функциональной грамотности / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые педагогические исследования : сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 14-16. 

13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Автор: Васюков Андрей Владимирович

Дата: 20.03.2023

Номер свидетельства: 627970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznanii_1"
    ["file_id"] => string(6) "627263"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1678447907"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_istorii_i_obsh"
    ["file_id"] => string(6) "634467"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1687818658"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания""
    ["seo_title"] => string(79) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "605595"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1650806246"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства