Задание С4 предполагает анализ исторической ситуации. Оно проверяет умения выпускников анализировать историческую ситуацию, выявлять существенные для понимания ситуации исторические факты и явления, интерпретировать исторический материал, выявлять альтернативы развития событий, явлений, процессов, определять их причинно-следственные связи.
Для экзаменационных испытаний предложены ситуации, в которых решались вопросы, связанные с историческим выбором пути дальнейшего развития.
Максимальный балл за работу – 4.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм работы с заданием ЕГЭ С4 по истории »
ЕГЭ 2014 ИСТОРИЯ. ТРЕНИНГ ЗАДАНИЕ С4
Задание С4 предполагает анализ исторической ситуации. Оно проверяет умения выпускников анализировать историческую ситуацию, выявлять существенные для понимания ситуации исторические факты и явления, интерпретировать исторический материал, выявлять альтернативы развития событий, явлений, процессов, определять их причинно-следственные связи.
Для экзаменационных испытаний предложены ситуации, в которых решались вопросы, связанные с историческим выбором пути дальнейшего развития.
Максимальный балл за работу – 4.
Оцениваются следующие элементы ответа:
1. Влияние альтернативности исторических ситуаций, разных позиций участников событий. Другими словами оцениваются характеристики позиций участников сложных поворотных исторических событий; разные возможности (альтернативы) развития исторической ситуации.
2. Указание, чем завершились события, и объяснение того, почему они завершились именно таким образом.
Как правило, в заданиях такого типа надо назвать:
• несколько общих положений (направлений внутренней или внешней политики, задач или проблем, стоящих перед страной, и т.д.);
• привести несколько конкретных фактов или позиций, относящихся к этой политике или какому-то одному направлению, задаче и т.д.
Часто абитуриент даёт ответ только на какой-то один момент – либо называет общие положения (направления, задачи и т.д.), либо ограничивается конкретными фактами и так далее, т. е. обычная невнимательность.
Как правильно построить ответ:
Надо очень внимательно прочитать задание и понять, что от Вас хотят.
Вспомнить период, деятелей, важные события и результаты.
Дать ответ на обе части задания.
Ответ по структуре должен соответствовать вопросу.
То есть, если сначала требуется назвать, например, основные направления (стороны) политики военного коммунизма – то Вы начинаете именно с них, а затем приводите факты (примеры), относящиеся к одному (если так требуется) или всем направлениям.
Например,
Основные стороны:
- централизация управления,
- продовольственная диктатура и социалистическое землеустройство в деревне,
- милитаризация труда,
- свёртывание товарно-денежных отношений
- огосударствление народного хозяйства.
Факты (примеры):
• относящиеся к централизации управления – создание главков (главных комитетов) для управления народным хозяйством («главкизм»),
• ревкомы вместо советов на местах и комбеды в деревне,
• свёртывание рабочей демократии на предприятиях (принцип единоначалия).
Обратите внимание – если надо привести 3 позиции или факта – Вы должны привести не менее трёх (можно больше). Даже если Вы вспомнили только 2 задачи или только 2 факта (примера мероприятий) – постарайтесь сформулировать и 3-ю позицию. Пусть она, эта задача, окажется похожей на 1-ю или 2-ю – главное избежать буквального повторения.
ВЫВОД:
• Задание С4 – задание на понимание исторического контекста
• В нем могут быть 2-3 элемента ответа
• Ответ должен соответствовать структуре вопроса
• Допускаются ответы в виде тезисов или развернутые ответы
• ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ ЗАДАНИЕ !!!
Разберём пример
С4. Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в каждом из них.
Пошаговые действия:
Надо очень внимательно прочитать задание и понять, что от Вас хотят.
Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в каждом из них.
2. Вспомнить период, деятелей, важные события и результаты.
Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в каждом из них.
Что же происходило в страна в октябре 1917 года?
1.Первая мировая война, голод, разруха, кризисы Временного правительства, демонстрации, требования народа «Хлеба!», «Долой, войну!», октябрьская революция, большевики взяли власть под демократическими лозунгами, «Фабрики-рабочим, землю – крестьянам!», программа эсеров «социализация земли» и т.д.
2.Персоналии: В.И. Ленин, А.Ф. Керенский, Л.Д. Троцкий и т.д.
4.Нищая деревня, безземельные крестьяне – основная масса населения страны (солдаты).
Дать ответ на обе части задания. При этом ПОМНИМ:
- ответ по структуре должен соответствовать вопросу.
- надо привести 2 декрета и 3 положения по каждому декрету.
Ответ записываем аккуратным и чётким подчерком, выделяя элементы ответа
ОТВЕТ
Декреты:
– Декрет о мире
- Декрет о земле
2. Основные положения
Декрет о мире: а) немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире, т.е. о немедленном мире без аннексий и контрибуций; б) отмена тайной дипломатии; в) немедленное перемирие в I мировой войне.
Декрет о земле: а) конфискация помещичьих земель и имений; б) переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов; в) отмена права частной собственности; г) запрет применения наемного труда.
Попробуйте выполнить задание самостоятельно
С4. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай IIнаотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В.И. Лениным большевики в марте 1918 года заключили с Германией тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого.
Почему В.И. Ленин пошел на то, на что не согласился Николай II? (Приведите три объяснения). Каковы были последствия подписания Брестского мира? (Укажите не менее трёх последствий).
ОТВЕТ
Объяснения:
Ленин и большевики, в отличие от Николая II, не несли ответственности за начало войны и были более свободны в отношении условий её завершения.
Большевики должны были выполнить своё обещание о заключении мира, данное в 1917 г., иначе, как и Временное правительство могли бы потерять власть.
К 1918 году произошел полный развал армии, которая не способна была воевать дальше.
Нарастала усталость населения от войны.
Ленин ожидал, что в Германии вскоре произойдет социалистическая революция, в результате которой несправедливые условия мира будут отменены.
2. Последствия подписания Брестского мира:
Потеряны большие экономически развитые территории (Украина, Прибалтика, часть Белоруссии и т.д.).
Резкая критика всех политических сил как справа, так и слева. Выход левых эсеров из состава правительства. Восстание левых эсеров в июле 1918 года в Москве.
Брестский мир стал одной из причин Гражданской войны
Падение международного авторитета Советской России.
Примеры ЗАДАНИЯ С4
1.В начале 60-х гг. XVI в. Иван Грозный отказывается от проведения реформ и в 1565 г. учреждает опричнину. Чем можно объяснить подобный поворот во внутренней политике Ивана IV? (Приведите три объяснения). Могут быть приведены следующие объяснения:
1) разногласия Ивана Грозного и участников Избранной рады по внешнеполитическим вопросам;
2) стремление Ивана Грозного к неограниченному самовластию;
3) необходимость пополнения казны для продолжения войны;
4) стремление власти спасти свой авторитет, для чего неудачи в Ливонской войне стали объясняться предательством и кознями бояр.
2.Время Ивана IV Грозного известно жестокими казнями и произволом опричников царя. Но в то же время были проведены преобразования, которые способствовали утверждению законности, местного самоуправления, порядка в финансах, сословного представительства. Назовите не менее трёх таких преобразований и дайте краткое описание каждого из них.
Могут быть перечислены следующие преобразования:
— В 1549 г. был созван Земский Собор — первый выборный сословно-представительный орган власти.
— В 1550 г. был принят Судебник, который усилил централизацию страны.
— В 1556 г. были отменены кормления и власть на местах перешла к выборным представителям, а не назначаемым из центра лиц.
Могут быть перечислены и другие преобразования.
3.В 1601 году из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 года он вторгся в пределы России, имея всего около четырех тысяч казаков и поляков. В 1605 году он взошел на трон. Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть? Приведите три объяснения.
— многие считали его законным наследником престола, "природным царем";
— служилые люди и казачество надеялись получить от него льготы и привилегии;
— учитывая настроения народных масс, войска казаков, часть воевод перешли на сторону Лжедмитрия.
4.Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) расположение города на берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные;
2) расположение на берегу (особенно высоком) реки делало город менее уязвимым для врагов в случае штурма;
3) город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными.
5.Процесс объединения земель в единое Русское государство сопровождался драматической борьбой за лидерство между отдельными политическими центрами Северо-Восточной Руси в первой трети XIV в. и закончился веком позже превращением Москвы в столицу объединённых русских земель.
Какие причины обусловили возвышение Москвы в XIV в.? Приведите не менее 3-х объяснений. Назовите не менее двух московских князей XIV в., сыгравших значительную роль в возвышении Москвы.
Могут быть приведены следующие причины возвышения Москвы:
- удобное географическое положение, обеспечивавшее приток крестьянского населения и торгово-ремесленного люда из других земель;
- энергичная политическая и военная деятельность московских князей, нацеленная на обеспечение лидерства Москвы среди других городов Руси;
- превращение Москвы в духовно-религиозный центр русских земель;
- победа объединённого русского войска под предводительством Московского князя Дмитрия Ивановича над ордынцами в Куликовской битве.
Могут быть названы следующие князья:
- Юрий Данилович
- Иван Данилович Калита
- Дмитрий Иванович Донской
6.Во второй половине XV - первой трети XVI в. на карте Восточной Европы возникло централизованное Русское государство - государство «всея Руси» с центром в Москве. Объясните, почему именно Москва стала центром объединения государства (приведите три объяснения).
- умелая политика московских князей и их личные качества как «собирателей земли русской»;
- поддержка церковью объединительной политики московских князей и перенос в Москву центра Русской православной церкви;
- передача Москве права сбора ордынской дани с русских земель.
7.Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
Могут быть приведены следующие объяснения:
- при выборе религии решающую роль сыграли прочные связи Руси с Византией;
- Византия была самым развитым обществом того времени, наследницей античной цивилизации, что предопределило выбор религии, исповедуемой византийцами;
8.В XVIII веке в России правили два великих императора — Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения).
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) политика просвещенного абсолютизма, проводимая Екатериной II, способствовала укреплению самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления;
2) в стране оживилась общественная жизнь;
3) усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права;
4) дворянство освободилось от обязательной службы и превратилось в привилегированное сословие;
5) экономическая политика была направлена на укрепление помещичьего хозяйства и свободу предпринимательства;
9.В первой четверти XVIII в. Россия проводила активную внешнюю политику. Объясните, чем были обусловлены основные задачи внешней политики России в первой четверти XVIII в. (приведите три объяснения).
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и военной изоляции;
3) укрепление безопасности границ с целью улучшить стратегическое положение России.
10.Этот император царствовал около полугода. Он вывел Россию из войны, в которой было одержано несколько побед. Не успев короноваться, император был свергнут своей супругой и вскоре убит. Обряд коронования над его прахом был произведён более чем через 30 лет при перезахоронении. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите название войны, из которой Россия вышла при этом императоре. Укажите причину, по которой был совершён небывалый обряд коронования праха императора.
Пояснение.
1) император — Пётр III;
2) война — Семилетняя;
3) причина, например:
− неприязненные отношения между Павлом I и его матерью Екатериной II стали причиной особого почитания Павлом своего отца Петра III, свергнутого с престола Екатериной, и стремления «восстановить справедливость» в отношении отца, который не успел короноваться; это стало причиной решения о совершении обряда коронования праха Петра III;
− устроив коронацию праха Петра III, Павел продемонстрировал изменение политического курса, проводившегося Екатериной II, которая свергла Петра III;
− устроив коронацию праха Петра III, Павел стремился морально наказать живых виновников свержения и смерти отца.
11. 2 марта 1917 года император Николай II подписал документ, в котором отрекался от престола за себя и за сына в пользу старшего брата — великого князя Михаила Александровича. Укажите и кратко поясните не менее двух причин отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 года.
Могут быть приведены следующие позиции (причины с краткими пояснениями):
1) военные неудачи и кризис снабжения армии (привели в начале 1917 г. к нарастанию протестных настроений в обществе, активизации антимонархических и оппозиционных сил, падению
престижа царской власти и лично царя);
2) император был лишён достоверной информации о ситуации в Петрограде после 23 февраля 1917 г. (он не мог адекватно оценить политический риск и последствия принимаемых им решений в изоляции от центра власти и правительства, а недееспособность оставшихся верными императора частей и соединений и стремительное распространение забастовки сделали невозможным возвращение Николая II в Петроград);
3) Николай II особенно доверял командующим фронтами, поэтому в критической обстановке он запросил их мнение о положении в стране (командующие фронтами убеждали императора, что отречение от престола будет единственным способом предотвратить разрастание беспорядков и гражданскую войну в России).
12. В начале января 1905 года «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном принял решение о подаче петиции царю, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите три причины недовольства рабочих своим положением.
Могут быть приведены следующие причины:
— низкая заработная плата;
— продолжительный рабочий день;
— бесправие рабочих;
— тяжелые бытовые условия;
— тяготы, вызванные промышленным кризисом и русско-японской войной;
13. В период правления Александра I в России были созданы военные поселения. Укажите одну любую цель, которую преследовали создатели военных поселений. Почему эта мера вызвала сопротивление у населения? (Укажите любые две причины.)
Могут быть приведены следующие цели:
- экономия денег государства на содержание армии
Могут быть указаны следующие причины:
- государственные крестьяне противились превращению их в военных поселян
- жизнь в военных поселениях была очень тяжелой, так как всеми делами заправлял воинский начальник, часто применявший меры физического воздействия.
14.Совместное выступление Северного и Южного обществ декабристов было запланировано на лето 1826 г. Однако затем планы участников тайных организаций изменились, выступления произошли раньше намеченного срока и потерпели неудачу. Назовите одну причину отказа декабристов от первоначальных планов. Укажите любые две причины неудачи их выступлений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) причина отказа от первоначальных планов, например: — благоприятная обстановка для выступления, сложившаяся после смерти Александра I из-за неясности вопроса наследования престола; — раскрытие заговора властями и угроза арестов;
2) причины неудачи выступлений, например: — верность большинства армии императору Николаю I; — неявка диктатора С.П. Трубецкого на Сенатскую площадь; — нарушение первоначального плана восстания на Сенатской площади из-за ранней присяги Сената.