kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена различным методам, повышающим познавательную активность учащихся на уроках 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания»

Активизация познавательного интереса на уроках истории и обществознания



Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли.

Сухомлинский В. А.



Проблема развития познавательного интереса учащихся волновала и волнует многие поколения учителей и ученых, каждый педагог-предметник решает ее в своей деятельности. Каждый учитель стремится организовать учебный процесс так, чтобы у учеников были глубокие, прочные знания, чтобы они смогли, если придется, неплохо написать контрольную работу, успешно сдать переводные или вступительные экзамены, победить на предметной олимпиаде. Знания и представления о предмете должны быть системными, научными, не обойтись и без заучивания фактов, дат.

В последнее время в деятельность учителя вошло понятие о ключевых компетентностях. Современному обществу очень не хватает уважительного отношения к истории, нужны компетентные специалисты, активные граждане, способные принимать решения, имеющие собственное мнение, любящие свою страну. Определенная роль здесь принадлежит истории.

Развитие познавательного интереса связано с овладением приемами учебной деятельности и соответствующими им учебными умениями. Это возможно только в процессе активной познавательной деятельности, направленной на усвоение основ исторической науки, развитие умственных способностей и приемов умственной деятельности. Овладение приемами учебной работы и приемами мыслительной деятельности позволяет ориентировать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, добывание знаний.



Прошлое и настоящее вызывает большой интерес у учащихся. Учитель обучает школьников ориентироваться в растущем потоке информации, самостоятельно анализировать важнейшие события мировой политики.

       

Система методов обучения определяется задачами обучения истории. Отсюда следует вывод, что основные методы обучения истории - это методы познания диалектики самого исторического процесса, а именно:

1.познания исторических фактов;

2.изучения хронологии;

3.изучения локальности исторических явлений;

4.формирования основных исторических понятий;

5.изучения причинно-следственных связей;

6.раскрытия закономерностей исторического развития.

С целью развития интереса, повышения активности, развития творческих способностей, формирования умений и навыков, самостоятельности учащихся в усвоении знаний в обучении направлена активность учителя.

Одним из условий влияющих на уровень активности учащихся является эмоциональность обучения: переживание, восхищение, которое испытывает ученик в процессе изучения темы.

Чтобы развивать познавательные интересы учащихся на уроках истории, учителю необходимо специально отбирать содержание материала, формы и методы, приемы и средства обучения для каждой темы.



Можно выделить следующие этапы в работе над повышением познавательного интереса учащихся:

1. Исследование уровня развития учеников, пришедших из начальной школы (первичная диагностика).

2.Работа учителя над тематическим планированием каждого курса истории.

3.Планирование уроков, определение главных целей и задач, оптимальный отбор содержания, форм и методов работы.

4.Анализ результатов конкретных уроков.

5.Анализ результатов деятельности учителя и учеников в целом.

Важно учитывать возрастных и личностных особенностей учащихся, то процесс управления познавательным интересом в основной школе и в старшем звене может выглядеть следующим образом:



Основная школа

Старшие классы

- определенный уровень развития личности, когда ребенок еще не имеет сложившихся взглядов, но уже может ответственно относится к учебной деятельности, предполагает

в области преподавания цель: максимально помочь ребенку не потерять интерес к учебной деятельности, дать ему как можно больше в плане развития его, как ученика, показать ему пример добрых, благородных поступков, а также представлений о том, что нужно осуждать, то есть мировоззренческих ценностей.

- новый уровень развития личности, когда складываются убеждения, жизненные установки, мировоззрение, когда появляется более осознанное отношение к учебе, стремление найти и развить свои интересы, происходит выбор области будущей профессии, требует:

в области преподавания: поставить учащихся в ситуацию, когда им будет важно иметь свое мнение, выбирать и доказывать точку зрения, соглашаться или спорить с чем-то, причем в цивилизованных рамках. Показать исторический процесс более глубоко, так как они уже в их возрасте могут представить, поставить в рамки максимальной работы на уроке, вводить новые формы организации деятельности: семинары, проекты, лабораторные работы, круглые столы.



Формы и методы работы с учащимися не могут быть однообразными, если мы хотим сохранить познавательный интерес. На уроках используются следующие направления:



- работа с учебником (от чтения для поиска ответов на простые познавательные вопросы к самостоятельному изучению большей части параграфа).

- ведение рабочих тетрадей (от домашней работы с ними при обязательной проверке учителем к их самостоятельному ведению).

- в работе с источниками (от анализа исторических источников под руководством учителя к самостоятельному выполнению продуктивных и творческих заданий).

- различные формы организации учеников (от заданий, предложенных учителем к заданиям, выбранным и предложенным учениками, от индивидуальной к групповой работе), (от решения проблемных заданий под руководством учителя к самостоятельной работе над проблемой (предлагают и осуществляют свои пути решения), (от изучения истории только на уроке к участию в различных формах кружковой, поисковой, исследовательской работы).

Повышать качество знаний учащихся немыслимо без педагогического правильного проведения контроля за учебной деятельностью учащихся – важного этапа процесса обучения.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков являются не только определителем уровня усвоения материала, они организуют интерес учащихся по усвоению новых знаний и систематизируют их.

Оценка знаний оказывает на учащихся моральное воздействие. На уроках можно применять разнообразные виды проверки:

-предварительная - для устранения пробелов в знаниях, актуализации имеющихся у учащихся знаний;

-текущая - помогает своевременно установить успехи и недостатки в усвоении материала. Текущая проверка имеет различные формы и способы: проведения письменных контрольных работ, устный опрос, тестирование и т.д.

К настоящему времени в школьной практике проверки знаний сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная контрольная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учеников, отнимающий значительный объем драгоценного времени от  урока. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.

Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно  часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

Итоговую проверку знаний по изучению курса за год или полугодие так же целесообразно проводить с помощью компьютера.

В процессе подготовки итоговой проверки происходит систематизация, углубление, обобщение знаний по всей программе.

Мой педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестовых технологий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.



 Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках истории и обществознания пока преобладают два основных источника информации – учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного, быстро меняющегося мира.

       Поэтому одной из основных задач учителя истории в школе – подвести ученика к пониманию того, что история – это обобщённый опыт человечества, опыт, которым мы должны научиться пользоваться.

Важно, чтобы, узнав что-то новое, подросток задал себе вопросы: что я сегодня узнал? Что это значит для меня лично?  Главное – научить их задумываться о смысле изучаемого содержания, преобразовывать теорию в жизненный опыт. Поэтому задачей до профессионального исторического образования становится не только изучение факторов, явлений и процессов в развитии общества, но также формирование знаний учащихся о самом себе и использование ими социального опыта с целью самостоятельного решения проблем. Главная цель для учителя – достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу  и  обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего  развития личности.

Педагогически правильно организованные проверка и оценка знаний, умений, является мощным средством воспитания учащихся. При этом успешно формируются такие важные нравственные качества, как добросовестное отношение к своей работе, чувство ответственности за результаты труда, активность, дисциплинированность в выполнении задания.

Все выше перечисленное является результатом развития познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания.



В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. На мой взгляд, интерес к изучению истории и обществознания значительно вырос, а главное, учащиеся стали более свободны в своих размышлениях, могут давать оценки, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты – уметь получать и моделировать информацию, создавать и сотрудничать. Меняется общество, неизбежно меняется и образовательный процесс, его технологии. Неизменно остается одно – мы должны подготовить учащихся к успешной жизни, к успешному будущему.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Автор: Рюкина Саргылана Прокопьевна

Дата: 20.03.2017

Номер свидетельства: 401716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС"
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistoriivramkakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "278976"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453175943"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(80) "priemy_i_metody_aktivizatsii_myslitelnoi_deiatelnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "635051"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1690031735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Использование современных технологий на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_sovriemiennykh_tiekhnologhii_na_urokakh_istorii_i_obshchiestvozna"
    ["file_id"] => string(6) "422546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497905145"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Повышение познавательной активности учащихся средствами современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания"
    ["seo_title"] => string(140) "povyshieniiepoznavatielnoiaktivnostiuchashchikhsiasriedstvamisovriemiennykhobrazovatielnykhtiekhnologhiinaurokakhistoriiiobshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "312441"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459342906"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Использование ИКТ технологий на уроках истории и обществознания "
    ["seo_title"] => string(73) "ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "119182"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413362099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства