Презентация на тему "Церковь и государство в XVIIв." Презентация составлена к уроку Церковь и власть к учебнику А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной " История России. Конец XVI - XVIIIв." Презентация содержит схемы, с установлением причинно-следственных связей, определения исторических понятий, краткие биографические справки, репордукции известных художественных произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
высший законосовещательный совет при царе (князе до 1547г.) в Российском государстве в X – начале XVIIIв.
Боярская дума состояла из представителей феодальной аристократии.
законодательство
внутреннее государственное устройство
религия
внешняя политика
Земский собор
высшее сословно-представительское учреждение
Русского государства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян)
для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Соборное уложение 1649 года
свод законов Московского государства,
регулирующих различные области жизни.
Памятник русского права XVII века.
Причины принятия:
к 1649 г. в России существовало множество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу.
Последний сборник - Судебник 1550г. ИванаIV.
Соляной бунт 1648г. Одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.
Смутное время в России
Духовный кризис в обществе
1.авторитет патриаршества:
патриарх Игнатий короновал Лжедмитрия I
патриарх Гермоген - В.Шуйского
патриарх Филарет – ЛжедмитрияII.
2. Церкви и монастыри разграблены и сожжены поляками.
3. Многие священнослужители убиты.
1619 г.
Возвращение митрополита Филарета из плена.
Избрание Филарета патриархом:
1. Укрепил авторитет и
власть царя Михаила
2. Увеличил роль и значение
церкви в жизни
государства
1652г. – избрание Никона новым патриархом России.
Родился в мордовской крестьянской семье
в селе Вельдеманово
близ Нижнего Новгорода
Сельский священник
Монах
Архимандрит Новоспасского монастыря
1652 – 1666г.
Главный вопрос церкви в XVII веке – обновление церковных книг и обрядов:
В русских церковных книгах накопилось много ошибок.
В церковной службе был обычай многоголосия.
Крестились двумя пальцами.
Как исправлять?
Каким образцам следовать?
Древнерусским образцам
Греческим образцам
?
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона:
- «Аллилуйя» во время богослужения произносить трижды, а не дважды.
- Крестные ходы против солнца, а не навстречу.
- Исправление по греческим образцам икон и церковных книг (старые уничтожить)
- Единогласие во время церковной службы
- Крещение тремя пальцами
- Поясные поклоны вместо земных
1654 год– церковный собор одобрил реформу, но предложил провести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
Размолвка царя и патриарха:
Никон предложил Алексею
Михайловичу разделить с
ним власть по примеру царя
Михаила Федоровича и
патриарха Филарета –
“как месяц имеет свет от
солнца”, так и царь
получает власть от
патриарха,
представляющего Бога”.
"Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон"
1658 год– Никон удалился
в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
Протопоп Аввакум (1620-1682) – руководитель старообрядцев, выступил против реформы Никона
Протопоп Аввакум
- Глава старообрядцев.
- Встретил реформы отрицательно,
считая первоосновой веры русские
источники.
- Был сослан в 1653 г. в Сибирь.
- В 1663 г. после кратковременного
возвращение в Москву был отправлен в
Пустозерск, где провел 15 лет в земляной
тюрьме.
- В 1682 г. был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу.
Григорий Мясоедов. "Сожжение протопопа Аввакума“.
Раскольники(старообрядцы) отказывались подчиняться государству, которое поддерживало Никона;
Отказывались платить налоги и выполнять государственные повинности;
Отказывались выполнять повинности в пользу официальной церкви.
Суриков В.И. Боярыня Морозова.
1666-1667г. – церковный собор:
Осудил Никона, лишил его сана патриарха и отправил на вечное заточение в монастырь.
Поддержал церковную реформу.
Проклял всех ее противников (старообрядцев-раскольникови протопопа Аввакума).
Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)
Вывод:
В условиях усилениясамодержавияв России в XVII веке попытки церкви усилить свои позиции после Смуты приводят кконфликтуцерковной и светской власти.
Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.