Работа с текстом, как способ формирования информационной компетенции и критического мышления
Работа с текстом, как способ формирования информационной компетенции и критического мышления
Данная презентация показывает возможные формы работы с историческим источником на уроке истории, содержит примеры заданий по ФГОС. Материал был представлен в форме мастер-класса на городском методическом дне. и рассматривает следующие приёмы работы
В 5 -8 классах хорошо использовать методы, к которым учащиеся привыкают в начальной школе, например:
1. Хочу поделиться (учащиеся работают с разными текстами, дополняя полученную информацию, в результате складывается целостная картина)
2. Кто, что понял ( работая с одним текстом, учащиеся дополняют ответы друг-друга. )
3. Свободный микрофон (возможность высказать любые мысли на заданную тему, что позволяет научиться аргументировать свою позицию )
4. Письменная дискуссия ( проводится по принципу снежного кома. Особенно интересна на уроках обществознания: первый учащийся пишет мысли по тексту, второй свои мысли, третий сои мысли и обобщение первых двух и тд. Таким образом. Учащиеся учатся обобщать мысли других. Систематизировать и аргументированнно критиковать их, постигая алгоритм дискуссии)
5. Хочу спросить (кладись мудрости. Во время изучения темы, учащиеся складывают в специальную коробочку вопросы проблемного характера, а на обобщающем уроке, или в конце урока на этапе рефлексии отвечают на них. )
Наряду с этим, вводятся новые формы:
- восстановление отрывков в хронологической последовательности;
- решение тестовых заданий на основе работы с первоисточником;
- определение жанровости (например, отрывки из “Слова…”, “Жития…”, “Повести временных лет”);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом, как способ формирования информационной компетенции и критического мышления »
Работа с источником как способ формирования информационной компетенции и критического мышления
Немного теории:
Что же такое текст?:
1. Всякая записанная речь, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них.
2. Внутренне организованная последовательность отрывков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.
Ожегов. Толковый словарь
Соответствовать целям и задачам обучения;
Отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
Быть органически связанным с программным материалом;
Быть доступным и интересным по содержанию и объему;
Обладать научными и литературными достоинствами
Рекомендуемые формы работы с текстом
1. Хочу поделиться (учащиеся работают с разными текстами, дополняя полученную информацию, в результате складывается целостная картина)
2. Кто, что понял ( работая с одним текстом, учащиеся дополняют ответы друг-друга. )
3. Свободный микрофон (возможность высказать любые мысли на заданную тему, что позволяет научиться аргументировать свою позицию )
4. Письменная дискуссия ( проводится по принципу снежного кома. Особенно интересна на уроках обществознания: первый учащийся пишет мысли по тексту, второй свои мысли , третий сои мысли и обобщение первых двух и тд. Таким образом. Учащиеся учатся обобщать мысли других. Систематизировать и аргументированнно критиковать их, постигая алгоритм дискуссии)
5. Хочу спросить (кладись мудрости. Во время изучения темы, учащиеся складывают в специальную коробочку вопросы проблемного характера, а на обобщающем уроке, или в конце урока на этапе рефлексии отвечают на них. )
Наряду с этим, вводятся новые формы:
восстановление отрывков в хронологической последовательности;
решение тестовых заданий на основе работы с первоисточником;
определение жанровости (например, отрывки из “Слова…”, “Жития…”, “Повести временных лет”);
Рекомендуемые формы работы с текстом
- восстановление отрывков в хронологической последовательности;
- решение тестовых заданий на основе работы с первоисточником;
- определение жанровости (например, отрывки из “Слова…”, “Жития…”, “Повести временных лет”);
- восстановление последовательности отрывков, используя карту или схему (например, этапы нашествия монголов на Русь);
- составление (или решение) кроссворда по предлагаемому тексту
Батыево нашествие на Русь
Прочитайте два высказывания, характеризующие Русь в ХIII веке:
"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!..";
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...".
А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».
Объясните слова поэта.
6 класс Нашествие Батыя
Прочтите отрывок :
«В этот год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоёвывать Рязанскую землю, и пленили её до Пронска, и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город, и князя убили. А пленных одних распинали. Других расстреливали стрелами. Много святых церквей предали они огню и монастыри сожгли, и сёла, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары подошли к Коломне, и была битва великая…… А татары подошли к Москве; в туже зиму взяли Татары Москву…… Пленив Владимир, пошли эти окаянные на великого князя Георгия. Часть татар пошла к Ростову, другая часть к Ярославлю, а иные на Волгу: в Городец, и пленили они все земли на Волге до самого Галича Мерского; а другие пошли на Переславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города, вплоть до Торжка Взяли они в один месяц 14 городов, не считая слобод и погостов. »
Выполните задания:
Определите жанр
Озаглавьте текст
Выделите синим цветом последствия монгольского нашествия для власти на Руси, красным для хозяйства и культуры.
Рязань, Городец, Москва, Торжок, Новгород, Ярославль, Владимир , Переславль
Выберите лишнее и объясните причины
Расставьте по хронологии
Прочитайте, как описывает Нашествие Батыя Н. Кончаловская в книге « Наша древняя столица»
Составьте рассказ
о завоевании
Рязани от имени жителя
Рязани и от имени
война хана Батыя.
Дайте совет русским князьям накануне нашествия Батыя
Прочитай те отрывок из стихотворения.
О завоевании какого города оно повествует.
В чём причины неудач русских в борьбе с Батыем .
Найдите последствия нашествия Батыя на Русь
5.Оцените поступок Евпатия Коловрата и его дружины.
6. Почему Батый отдал тело Евпатия и отпустил его людей?
Работа с источником как способ формирования информационной компетенции и критического мышления