Просмотр содержимого документа
«Проблемы современного мира »
Проблемы современного мира
урок – дискуссия.(Методическая разработка заключительного урока по курсу всеобщей истории( 2 учебных часа)
Цели и задачи урока:
1.Обобщение итогов развития мировой цивилизации к концу ХХ века.
2. Выявление глобальных проблем, стоящих перед жителями планеты Земля сегодня.
3.Предложение возможных вариантов решения этих проблем сегодня.
Средства обучения.
1.Компьютерная презентация.
2. Учебник: А. А. Улунян, Е.Ю. Сергеева. Новейшая история зарубежных стран. Учебник для 11 класса. М. «Просвещение» 2012 г.
О.В. Кишенкова, М.В. Короткова. История для любознательных. Задачник. М. Издательский дом «Дрофа».
Раздаточный материал для выполнения творческого задания: современные газеты, иллюстрированные журналы, лист ватмана, фломастеры.
Форма проведения:
Урок-дискуссия с элементами моделирования.
Данная форма урока дает возможность развития следующих умений и навыков:
активизация мыслительной деятельности учащихся;
развитие устной речи;
формирование коммуникативных умений (аргументированному отстаиваниию своей позиции, проявлению толерантности, терпимости к альтернативной точке зрения, умению выслушивать оппонента)
Этапы урока:
1. Организационный момент:
- деление учащихся на группы
-объяснение правил работы в группе
- определение роли модератора (он меняется с каждым новым раундом обсуждения)
- определение регламента обсуждения вопроса и выступления модератора каждой группы
Как работать в группе
Обсуждение проблемы в группе – 3 минуты
Результат обсуждения – высказывание от группы – 3 минуты
Право ОСОБОГО МНЕНИЯ – после выступления всех групп
Роль модератора в группе
Ведет обсуждение в группе
Фиксирует идеи
Резюмирует
Выступает от группы по окончании обсуждения
NB! Модератор меняется с каждым раундом
( каждому из членов группы дается возможность быть организатором обсуждения и спикером)
2.Работа в группах.
Обсуждение предложенных вопросов и выступление модератора каждой группы по очереди.(Важно, чтобы вопросы вызывали интерес, имели тему для обсуждения и предполагали неоднозначность решения).
Роль учителя на данном этапе:
- наблюдение за работой групп;
- оказание помощи в формулировании идей
- регулирование споров
Вопрос № 1
Существует ряд типологий глобальных проблем, стоящих перед человечеством сегодня. Одну из них предлагает российский ученый Б.Н. Савченко: Безопасность, развитие, сохранение естественных основ существования, справедливость, взаимопонимание между различными культурами.
Прокомментируйте предложенную типологию. Предложите свой выбор глобальных проблем.
Вопрос № 2
Итогом второй мировой войны считается становление «биполярной системы мира», в котором господствовали США и СССР. Их противостояние, как мы знаем, определяло всю международную обстановку на протяжении нескольких десятков лет ХХ века.
Каким сегодня становится мир? Одно-, дву-, многополярным или вырисовывается какая-то другая модель в международном взаимодействии? Какое место в современном мире вы бы отвели России?
Вопрос № 3
В мировой системе координат после второй мировой войны выделялась ось противостояния «Восток-Запад». Сегодня всё больше говорят о противостоянии оси «Север- Юг».
Что подразумевается под этими понятиями?
Какие проблемы и противоречия лежат в основе такого деления?
Насколько опасным является такого рода противостояние?
Вопрос № 4
Существует множество характеристик современного общества: «постиндустриальное», «информационное», «общество благосостояния для всех»
Согласны ли вы с такой терминологией? На какие особенности указывают эти названия? Можно ли распространить эти характеристики на все страны? Можно ли утверждать, что современная эпоха качественно отличается от предшествующих? Ответ обоснуйте.
Вопрос № 5
Основоположник теории «информационного общества» Олвин Тоффлер считает, что главным богатством сегодня является информация. Появился новый класс «инфособственников»; вместо «синих воротничков» (рабочих) – «белые воротнички» (операторы, программисты и т.д.). На базе развития ИНТЕРНЕТА начинается деурбанизация, исход людей в «электронные деревни».
Зачем человеку ехать на работу, когда у него дома есть компьютер, подключенный к единой сети? Изменится ли в связи с этим характер общения между людьми? Уйдут ли в прошлое старые социальные конфликты? Что будет объединять общество, граждан одного государства? Будет ли в таком обществе место принципиально новым социальным противоречиям? Каким?
Вопрос № 6
При переходе к технологическому производству меняется и сам человек. Вырождается ли он, если машина все больше вытесняет его из сферы труда, или, наоборот, даёт возможности к безграничному совершенствованию?
Сформулируйте своё мнение по проблеме.
Вопрос № 7
На вопрос, какое общество вы строите, мэр Сеула ответил: «Мы этого не знаем, у нас все обуты, одеты, накормлены, у всех есть машины, крепки наши традиции, семья». Патриарх китайских реформ Дэн Сяопин на вопрос, какому строю- социалистическому или капиталистическому - он отдаёт предпочтение, ответил: «Какая разница, какого цвета кошка, черного или белого, важно, чтобы она ловила мышей».
Прокомментируйте эти слова восточных политиков. Порассуждайте о целенаправленности использования понятий «социализм» и «капитализм» применительно к современному миру. Какие критерии, по вашему мнению, должны быть использованы для характеристики сегодняшнего общества и государства?
Вопрос № 8
Почему жители Голландии – страны с одним из самых высоких в Европе уровнем жизни – опасаются, что сегодня среди них не найдется человека, готового закупорить своей рукой отверстие в дамбе, чтобы не дать морю поглотить свою страну.
(Такой эпизод был в 50-х годах ХХ века. Памятник Великому Гражданину поставлен у входа на выставку «Голландия в миниатюре» в Гааге)
Вопрос № 9
В 60-70-е годы популярными представителями молодого поколения были ХИППИ. Сегодня им на смену приходят ЯППИ ( молодые профессионалы, аккуратно одетые и причёсанные, стремящиеся добиться успеха в жизни, вполне консервативные в вопросах морали и семьи).
Что вы думаете об этой метаморфозе? Кто вам ближе по духу – бунтующий, ищущий себя длинноволосый и неопрятный ХИППИ или прагматичный и лощеный ЯППИ?
3. Проектная деятельность:
Изобразите модель современного общества, используя материалы на столах.(лист ватмана, фломастеры, иллюстрированные журналы, газеты)-на подготовку - 15 минут.
Представление своих проектов по группам /5 мин. на каждое выступление/