kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку истории для 10 класса на тему "Культура Киевской Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к уроку истории в 10 классе. Раздел программы: Русь в ІХ - начале ХІІ вв. Тема урока: "Культура Киевской Руси"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории для 10 класса на тему "Культура Киевской Руси"»

История России 10 класс ШЕВЧЕНКО Александр Афанасьевич, учитель истории ГБОУ города Севастополя «Гимназия № 10»

История России

10 класс

ШЕВЧЕНКО

Александр Афанасьевич,

учитель истории

ГБОУ города Севастополя «Гимназия № 10»

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ РЕМЕСЛА АРХИТЕКТУРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛЕТОПИСАНИЕ ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦІЯ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ МУЗЫКА И ТЕАТР

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

РЕМЕСЛА

АРХИТЕКТУРА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ЛЕТОПИСАНИЕ

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦІЯ

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

МУЗЫКА И ТЕАТР

РЕМЕСЛА

РЕМЕСЛА

  • Только в Киеве насчитывалось более 60 ремесленных профессий
  • Русские доспехи и оружие славились далеко за пределами Руси
  • Кузнечное дело считалось занятием почетным и даже колдовским
  • Развивались гончарство, ткачество, обработка кожи, резьба по камню и дереву
  • Высокохудожественные изделия русских мастеров-ювелиров ценились далеко за пределами Руси
АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

  • На протяжении веков у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, формировалась национальная традиция градостроительства
  • Длительное время в качестве главного строительного материала использовалась древесина, имевшаяся в достатке
  • Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом к каменному и кирпичному строительству
  • После принятия христианства началось сооружение храмов, представлявших собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских храмов
АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

  • В конце Х в. на центральной площади Киева была возведена церковь Успения Богородицы
  • В народе ее прозвали Десятинной церковью
  • Князь Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов
  • Церковь была до основания разрушена в 1240 г., когда в Киев ворвались орды Батыя
АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

  • 1037 г. – строительство Софийского собора в Киеве
  • Построен при княжении Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами
  • Представляет собой грандиозную крестово-купольное сооружение с 13-ю куполами (символ Христа и 12 апостолов), окруженную с трех сторон открытыми галереями
  • Мозаики и фрески поражают целым миром разнообразных образов – как религиозного, так и светского характера
АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

  • Киево-Печерская лавра – памятник архитектуры мирового значения
  • Основан в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием
  • Первым игуменом монастыря стал преподобный Варлаам Печерский, бывший боярин
  • В 1058 г. Варлаам построил над пещерой деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы
  • Сооружение главного собора – Успенской церкви – было важным этапом в развитии киевской архитектуры
  • С нее началось распространение однокупольных храмов – основного типа храмов периода феодальной раздробленности
АРХИТЕКТУРА Рубеж ХІ – ХІІ вв. – строительство Златоверхого Михайловского собора Вторая половина ХІ в. – сооружение собора Дмитровского монастыря Конец ХІ в. – строительство собора Выдубицкого монастыря Начало ХІІ в. – сооружение собора Печерского монастыря

АРХИТЕКТУРА

Рубеж ХІ – ХІІ вв. – строительство Златоверхого Михайловского собора

Вторая половина ХІ в. – сооружение собора Дмитровского монастыря

Конец ХІ в. – строительство собора Выдубицкого монастыря

Начало ХІІ в. – сооружение собора Печерского монастыря

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • Фреска это роспись водяными красками по сырой штукатурке
  • Ими покрывались стены православных храмов
  • Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения красок
  • Всю композицию необходимо было выполнить на протяжении одного дня
  • Краска хорошо впитывается, не осыпается и не выцветает
  • Благодаря прекрасным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • Мозаика – сложный вид искусства не только в художественном, но и в технологическом плане
  • Мозаичные изображения выкладывались из смальты
  • Смальта – это кубики специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии и был утрачен во время монголо-татарского ига
  • Цветовая гамма смальты насчитывала огромное количество оттенков
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • В прямой связи с принятием христианства находилось возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства
  • Иконы писались на досках
  • Доску покрывали особым грунтом, потом наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке
  • Темы, композиции, цветовая гамма подчинялись суровым правилам – канону
  • В канонических изображениях нет реализма, их символика очень сложная
  • Мастера умели, не порывая с каноном, наделять свои произведения индивидуальными чертами, наполняли свои изделия настоящими чувствами
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • Появление книжной миниатюры совпадает с появлением древнейших письменных памятников
  • Рукопись с цветными иллюстрациями называлась «лицевой»
  • Кроме сюжетных иллюстраций, книги богато орнаментировались
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

  • Издревле Русь развивала устную традицию
  • Наиболее известными были имена исполнители исторического эпоса Боян и Митуса
  • Народные песни и сказания широко использовались летописцами
  • Со времен Киевской Руси в славянском фольклоре сохранились колядки
  • Вершиной устного народного творчества стал героический былинный эпос
  • Любили на Руси и сказки – волшебные рассказы, героями которых становились, как правило, русичи-богатыри, защищавшие честь Русской земли
ЛЕТОПИСАНИЕ

ЛЕТОПИСАНИЕ

  • «Летопись Аскольда» – первая известная летопись (80-е гг. ІХ в.)
  • Летопись о деяниях Владимира Великого (конец Х в.) – первая попытка обобщить историю Руси
  • Древнейший Киевский свод (1037 – 1039) – летопись, созданная при Софийском соборе
  • Печерский свод (70-е гг. ХІ в.) – самостоятельная летопись, созданная игуменом Никоном
  • «Повесть временных лет» (1113 г.) – летописный свод, созданный при Печерском монастыре Нестором
  • Киевская летопись (конец ХІІ в.) – летопись, составленная игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем
  • Галицко-Волынская летопись (середина ХІІІ в.) – главный источник для изучения истории Юго-Западной Руси
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

  • Письменность у восточных славян появилась приблизительно еще в первой половине ІХ в.
  • В «Житии» славянского просветителя Кирилла сохранилось сказание о том, что он видел в 860 г. в крымском Херсонесе (Корсуне) книги, писаные «русскими письменами»
  • Эти же «русские письмена» упоминают и арабские писатели Х в.
  • Лингвисты, анализируя тексты договоров русских князей с Византией 911, 944 и 971 гг., считают, что они были составлены на двух языках – греческом и древнерусском
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

  • Еще в 60-х – 70-х гг. ІХ в. византийский император Михаил ІІІ отправил к славянам двух братьев-священников из Фессалоник (Солуни) – Константина (в монашестве – Кирилл) и Мефодия. Несмотря на преследования германского духовенства, заинтересованного в распространении латинского языка среди славян, братья проповедовали христианство в Моравии и других славянских землях на старославянском языке. Они составили славянский алфавит и перевели на старославянский язык Евангелие
  • К началу ХІ в. на Руси использовались две системы письма – кириллица, базировавшаяся на греческом алфавите, и глаголица – разработанная Кириллом фонетическая система, которая была менее популярна
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

  • В 1951 г. археологи нашли первые берестяные грамоты, свидетельствующие о значительном распространении письменности в Киевской Руси
  • Сегодня на восточнославянских землях их находят в Чернигове, Новгороде, Пскове, Смоленске, Полоцке, Витебске, Киеве и других городах
  • Среди авторов берестяных грамот – простые горожане, торговцы и ремесленники, женщины и даже дети
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИ ЦИЯ Древнерусская литература имела определенное преимущество перед католическим Западом и мусульманским Востоком: она развивалась на родном языке Существовали параллельно два типа литературного языка: церковнославянский и близкий к просторечью древнерусский Письменная литература опиралась на два важнейших источника – устное народное творчество и христианскую традицию  По мере утверждения христианства большую роль начинает играть переводная литература Со временем на Руси появились оригинальные произведения , сформировались основные литературные жанры:  - философско-богословская публицистика  - поучения  - житийная (апографическая) литература  - «Прологи» и «Минеи» – краткие своды жизненных правил  - «Пчелы» – сборники «золотых мыслей», заимствованных из других источников

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИ ЦИЯ

  • Древнерусская литература имела определенное преимущество перед католическим Западом и мусульманским Востоком: она развивалась на родном языке
  • Существовали параллельно два типа литературного языка: церковнославянский и близкий к просторечью древнерусский
  • Письменная литература опиралась на два важнейших источника – устное народное творчество и христианскую традицию
  • По мере утверждения христианства большую роль начинает играть переводная литература
  • Со временем на Руси появились оригинальные произведения , сформировались основные литературные жанры:

- философско-богословская публицистика

- поучения

- житийная (апографическая) литература

- «Прологи» и «Минеи» – краткие своды жизненных правил

- «Пчелы» – сборники «золотых мыслей», заимствованных из других источников

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

  • «Слово о полку Ігореве» – вершина художественного творчества древнерусского периода
  • Широко представлены народная символика, мифология, обычаи
  • Формулируются основные моральные требования, выдвигаемые к борцам против кочевников
  • Утверждается рыцарское благородство защитников государства
  • Проходит мысль о необходимости единства русских земель
  • Тонким лиризмом овеян образ Ярославны
  • Яркое свидетельство того, что и после политического раздробления страны в литературе продолжалось и углублялось развитие традиций та идей, заложенных на этапе единой Киевской Руси
ОБРАЗОВАНИЕ Первые государственные школы (для детей знати) созданы во время княжения Владимира Великого Обязательное обучение (для молодежи из княжеских и боярских семей) было введено Ярославом Владимировичем (Мудрым) На Руси существовали школы двух видов:  - при монастырях готовили церковнослужителей (чтение, письмо, пение, богословие)  - школы «высшего типа» давали кроме того знания по философии, риторике, грамматике

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Первые государственные школы (для детей знати) созданы во время княжения Владимира Великого
  • Обязательное обучение (для молодежи из княжеских и боярских семей) было введено Ярославом Владимировичем (Мудрым)
  • На Руси существовали школы двух видов:

- при монастырях готовили церковнослужителей (чтение, письмо, пение, богословие)

- школы «высшего типа» давали кроме того знания по философии, риторике, грамматике

  • Но самым распространенным оставалось индивидуальное обучение
  • В 1086 г. Анна Всеволодовна (внучка Ярослава Мудрого) основала в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу
  • Князья, бояре, дружинники (не говоря уже о книжниках) владели иностранными и древними языками
  • Важную роль в развитии образования играли библиотеки (первую открыл Ярослав Мудрый в 1037 г.)
  • Было организовано переписывание книг, благодаря чему книжный фонд на Руси составлял самое малое130 – 140 тис. томов
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

  • В период Киевской Руси начался процесс выделения науки в отдельную отрасль духовной культуры
  • Очень важными были связи с Византией – главной охранительницей античного наследия почти утраченного в Западной Европе
  • Чаще всего ученые были одновременно и религиозными деятелями
  • Металлургия, кузнечное и ювелирное дело требовали знаний по металловедению
  • Для возведения сооружений необходимы были знания по математике , для торговли – по арифметике
  • Издревле русские путешественники, паломники, купцы, монахи проявляли интерес к географическим знаниям
  • Первыми медиками на Руси были знахари, ведуны, волхвы, колдуны, против которых выступало духовенство. Но в Х – ХІІ в. место знахаря занимает лечец , или лекарь
  • Итогом накопления данных в разных отраслях знаний стало создание энциклопедий . Первой энциклопедией на Руси стал “Изборник” митрополита Иллариона (1073 г.)
ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ РУСИ

ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ РУСИ

  • Открытость миру, активное заимствование и использование достижений других народов, что выражалось в употреблении греческого и латинского языков, широкой переводческой деятельности образовательных центров
  • Четко прослеживается европейская ориентация, привязанная к христианским ценностям
  • В образовании наряду с доминирующими церковными существовали сильные светские компоненты
  • Высокий уровень историко-летописной, религиозно-философской мысли
  • Постепенное развитие научно-естественных знаний
МУЗЫКА И ТЕАТР НА ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДЯХ, В ДЕРЕВНЯХ, КНЯЖЕСКИХ ДВОРАХ, ЧАСТО ВЫСТУПАЛИ МУЗЫКАНТЫ И АКТЕРЫ – ПЕВЦЫ, СКОМОРОХИ, АКРОБАТЫ, ФОКУСНИКИ, ЖОНГЛЕРЫ БОЛЬШОЙ ПОЧЕТ И СЛАВУ ПРИОБРЕЛ ЗНАМЕНИТЫЙ МУЗЫКАНТ. ПОЭТ И ПЕВЕЦ БОЯН, ЖИВШИЙ ПРИ ДВОРЕ СВЯТОСЛАВА ЯРОСЛАВИЧА И  СЛАВИВШИЙ ПОДВИГИ КНЯЗЕЙ И ДРУЖИННИКОВ

МУЗЫКА И ТЕАТР

НА ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДЯХ, В ДЕРЕВНЯХ, КНЯЖЕСКИХ ДВОРАХ, ЧАСТО ВЫСТУПАЛИ МУЗЫКАНТЫ И АКТЕРЫ – ПЕВЦЫ, СКОМОРОХИ, АКРОБАТЫ, ФОКУСНИКИ, ЖОНГЛЕРЫ

БОЛЬШОЙ ПОЧЕТ И СЛАВУ ПРИОБРЕЛ ЗНАМЕНИТЫЙ МУЗЫКАНТ. ПОЭТ И ПЕВЕЦ БОЯН, ЖИВШИЙ ПРИ ДВОРЕ СВЯТОСЛАВА ЯРОСЛАВИЧА И СЛАВИВШИЙ ПОДВИГИ КНЯЗЕЙ И ДРУЖИННИКОВ

МУЗЫКА И ТЕАТР

МУЗЫКА И ТЕАТР

  • Музыка делилась на:
  • церковную – исполнялась в храмах церковными музыкантами и певцами
  • светскую – носила развлекательный или бытовой характер
  • Военную – сопровождала княжеские дружины в походах и во время битв
  • Музыка сопровождала разные обряды, календарные праздники
  • Музыкальные инструменты Руси – рог, трубы, гусли, свирели
  • С принятием христианства распространилось хоровое пение, стала известна нотная система


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку истории для 10 класса на тему "Культура Киевской Руси"

Автор: Шевченко Александр Афанасьевич

Дата: 22.01.2018

Номер свидетельства: 451683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Музыка Древней Руси, презентация для урока "
    ["seo_title"] => string(48) "muzyka-drievniei-rusi-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "127715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415365603"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Музыка Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(21) "muzyka-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "127691"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415362677"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок в рамках технологии критического мышления -Культура Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-v-ramkakh-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-kul-tura-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "173546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424006646"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Интерактивные методические приемы на уроке истории по теме: "Принятие христианства" "
    ["seo_title"] => string(93) "intieraktivnyie-mietodichieskiie-priiemy-na-urokie-istorii-po-tiemie-priniatiie-khristianstva"
    ["file_id"] => string(6) "216198"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432898572"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конспект урока по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(24) "konspiekt-uroka-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "135772"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416982823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства