Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сакские племена на территории Казахстана" »
В середине 19 века русский путешественник Левшин, впервые оказавшись в центральной части Великой степи – современном Казахстане, был поражен величием и спокойствием открывшегося его взору пространства. Вглядываясь с вершины древнего кургана в безбрежную даль цветущей степи, куда уходил караван, он спросил у пожилой женщины: - Почему вы кочуете? - Человек должен двигаться, потому что Солнце, месяц, звезды, животные, рыбы – все движется, только земля и мертвые остаются на месте. Этот ответ пожилой женщины русскому путешественнику в какой-то мере дает ключ к пониманию мировоззрения степных народов, истоков их культуры и искусства. Обитатели бескрайних просторов Великой степи тысячелетиями создавали и шлифовали свою самобытную и богатую культуру, внося вклад в культуру всего человечества. Немало тайн и загадок прошлого хранят древние курганы и бескрайняя степь.
Железный век делиться на два периода:
Схема: «Железный век»
Железный век
VIIIвек до н. э. -VIвек н. э.
В этот период укрепляются родоплеменные отношения. Роды объединяются в племена, а племена в союзы племен.
Схема: «Общественное устройство людей»
К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов. На основе этих племенных союзов возникали государства.
Сегодня большинство ученных считают, что родоначальниками казахов являются племена саков, о которых сегодня пойдет речь.
5
Саки – древние племена, населявшие территорию Казахстана и Среднюю Азию в І тысячелетие до н .э.
Ученым известны 2 группы древних текстов, содержащих сведения о саках.
Судя по древним источникам, в Греции, Римской империи, Персии, Египте, Индии хорошо знали кочевников , населявших степи Казахстана.
5
Саки имели отношения со многими древними цивилизациями. Источники по-разному называют древних жителей Казахстана.
Персы называли жителей Степи- саками . (Слово «сак» , по сведениям персов, означало «великие мужи» , а иногда «Туры с резвыми конями» .)
Греки величали их – «Азиатскими скифами»
Геродот в своем труде «История» (430-425гг. д о н.э.) утверждает, что «персы всех скифов называют саками» .
« По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов», - писал Геродот.
Геродот (484-425гг. до н.э.) – называл саков массагетами.
Греческий географ Страбон отмечал «саки вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сражении они носят золотые пояса и головные повязки» .
Страбон писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам» .
В древнегреческих источниках кочевниках так же называют – дай (даи) .
Согласно греческим источникам саки «к врагам – беспощадны, к друзьям - верны» .
Греки считали саков самым справедливым и честным народом среди всех известных им.
5
Ученые раздели сакские племена на 3 основные группы и установили места расселения древних жителей Казахстана.
Работа по таблице: «Состав сакских племен»
Группа сакских племен
Другое название
Саки - тиграхауда
Территория расселения
«носящие остроконечные шапки»
Саки – парадарайя
Саки - хаомаварга
«заморские саки»
Жетысу (Семиречье), подножье Тянь-Шаня, среднее течение Сырдарьи
Приаралье и низовья Сырдарьи. (Северное Причерноморье, Северный и Центральный Казахстан, низовья Амударьи)
«изготавливали напиток хаома»
Долина реки Мургаб (река в Туркмении и в Афганистане)
Работа по карте: «Расселение сакских племен»
Сакское время – это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзу. Происходит формирование государства. Сакское общество в основном состояло из 3 групп.
Работа по таблице: «Внутренний состав сакского общества»
Группа
Особенности
1. Войны
Цвет одежды
на индоиранском языке назывались «ратайши» («колесничие»)
2. Жрецы
Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы
красная и
желто-красная
3. Скотоводы и земледельцы
белая
«восьминогие», т.к. пахали землю плугом с помощью запряженных в них 2 –х быков
желтая и синяя
Сакское общество жило в период распада первобытного строя и формирования военной демократии. Члены племени на собрании выбирали вождей, которые выполняли ряд функций и обладали большой властью.
Работа по схеме: «Функции сакских вождей»
Сакские вожди
Регулировали вопросы
землепользования и кочевок
Заключали союзы
Следили за обеспеченностью
людей продуктами и оружием
Решали споры между
родами и племенами
Возглавляли войска
Вели переговоры
Решали вопросы войны
и мира
Регулировали отношения
внутри рода
Отправляли послов
Власть вождей передавалась
по наследству их сыновьям
Верховный правитель сакского племенного союза носил титул: царь .
Царь считался посредником между небом и землей.
В сакском обществе цари избирались из сословия воинов .
Государственные дела решались на народном собрании.
Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. У саков женщины часто были правителями. До нас дошли имена сакских цариц – Томирис и Зарины.
Царица Томирис
(570—520 гг. до н. э.)
Царица Зарина
( 558–518 гг. до н. э.)
В древних источниках мы находим такие сведения:«Если сакский юноша пожелает женится на понравившейся девушке, то он должен сперва помериться с ней силой. Если юноша не одолеет девушку, то становиться ее рабом. Только в случае победы юноши девушка становиться его женой».
Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали обычно вокруг водных источников – от колодца к колодцу, от озера к озеру. У саков были распространены 4 вида жилища.
Работа по схеме: «Жилище саков »
ЖИЛИЩЕ САКОВ
Куйме (дом - кибитка) на колесах
Деревянные
жилища,
покрытые кошмой
Дома из саманных кирпичей
Юрта
на зимовках
на зимних стойбищах
использовалась постоянно
использовался во время охоты или воин
12
Основным хозяйственным занятием саков было скотоводство.
Выращивали лошадей , коров, овец, верблюдов.
Огромное значение саки придавали развитию коневодства и овцеводства.
Саки выращивали курдючную и тонкорунную породу овец.
Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли двухгорбых верблюдов.
Саки мало держали крупный рогатый скот.
Часть саков занимались земледелием.
12
Высокого уровня развития у саков достигли ремесла. Мастера – ремесленники изготовляли для членов общины все необходимые вещи. Ювелиры плавили золото и серебро и заливали их в формы украшений . В ювелирном искусстве широко применяли способ обкладки листовым золотом украшений и изделий, вырезанных из дерева.
Начиная сVIIIв. до н.э. в степных районах Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль». Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений. Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни». Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды зверей и животных: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
«Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма, согласно которому каждый чело-век имеет предком какого-либо зверя. Во-вторых, изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.
12
По представлениям саков мир состоял из трех составляющих – небесный мир, подземный мир и земной мир .
Одной из главных черт религиозного поклонения саков была вера в помощь духов предков . В связи с этим умерших хоронили на родовых кладбищах, с ними в могилу помещали предметы и имущество, «необходимые» потусторонней жизни. Потому что верили, что умершие продолжат жить в подземном мире с частью своего имущества и предметами, которыми они пользовались при жизни.
Саки хорошо были знакомы с технологией бальзамирования.
В погребениях саков часто находят красную краску – символ огня и солнца.
Среди саков был широко распространен обычай жертвоприношения коня солнечному божеству.
Оседлые саки поклонялись духам огня и земли.
Кочевые саки – духам огня, божествам солнца и войны
12
Персия при КиреІ стала могущественной державой
519г.до.н.э. – вторжение персидского царя Дария І. Борьбу саков возглавил вождь Скунха , но потерпел поражение.
336г.до н.э. – царем Македонии стал Александр (в восточных источниках Ескендир Зулкарнай ) – завоевал Грецию, Персию начал вторжение в Среднюю Азию.
Известен подвиг сакского пастуха Ширака , который обманом завел персов в пустыню, откуда вернулись лишь часть войска во главе с царем
Вторжение войск Кира на земли саков в 530г. до н.э.
Борьбу против Греко-македонских войск возглавил сак Спитамен .
Почти 3 года он вел партизанскую войну.
Дарий І вынужден был вернуться в Персию, но часть территории саков осталась под властью персов.
Сын Томирис – Спаргапис попал в плен и погиб
Жившие за Сырдарьей кочевые племена не были покорены, сакские племена преградили греко-македонскому войску путь на восток. Поход Александра окончился неудачей.
По условиям мирного договора, саки должны были поставлять своих воинов в персидское войско.
Томирис мстит за сына, заманила Кира в ущелье
Победа саков, Кир убит (обезглавлен, голова в бурдюке с кровью отправлена в Персию )
Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонский битве с греками в 490 г.до н.э.
Саки участвовали в войнах с Египтом и Грецией на стороне Персии
На Сырдарье Александр приказал построить город Александрия Эсхата (Крайняя)
О сражении Томирис с Киром писал римский историк Помпей Трог и греческий историк Геродот
12
«Золотой человек». Среди всех сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы, расположенные в 50 км к востоку от Алматы, на равнине у подножья гор Алатау. Здесь более 40 курганов . Самый знаменитый из них - Иссыкский курган. Он был сооружен в V — IV веках до н.э. Его диаметр 60 м, а высота 6 м.
Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось нетронутым и хорошо сохранилось.
Погребение сложено из тянь-шаньской ели прямоугольником и похоже на маленький домик. Его внутренние размеры: длина 2 м 90 см, ширина 1 м 50 см, высота 1,5 метра. Дно погребения было застлано тесно пригнанными 10 досками. Сверху погребение было покрыто полотном, украшенным золотыми заклепками. Только после этого в могилу поместили покойника, одетого с головы до ног в одежду, обшитую золотыми пластинами и украшениями.
Внутри кургана в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека, одетого в роскошный наряд, при полном вооружении. 4 тысячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, горного козла, птиц покрывали одежду знатного сака . По их расположению был реконструирован головной убор - высокий конусообразный, а также шаровары, сапоги.
12
Одежда сака дополнялась украшениями: золотыми спиральными бляхами с изображениями барса на концах, двумя маленькими перстнями, наборным поясом из блях в виде бегущего оленя. При погребении было инкрустированное золотом оружие - меч, кинжал, а также камча и матерчатая сума. Головной убор, кафтан и обувь обшиты золотыми бляхами. Его одежда напоминает сверкающий при солнечном и лунном свете чешуйчатый панцирь.
По определению антропологов, похороненный в Иссыкском кургане молодой человек - царевич 17-18 лет . По богатству и обилию найденных золотых предметов данное захоронение молодого царевича получило название «Золотого человека». «Золотой человек» является уникальным образцом сакской культуры, носители которой были дальними предками казахского народа.
Среди посуды из глины, дерева, металла особый интерес ученых вызвала серебряная чаша с надписью из 26 знаков. Ученые пока ее не расшифровали. Од-нако, ученый-археолог К. Акишев считает, что эти знаки являются доказательством того, что сакам была известна письменность.