Презентация на тему: "Архитектура средневекового Казахстана"
Презентация на тему: "Архитектура средневекового Казахстана"
Презентация - это форма представления информации как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Как правило, представляются новые проекты, товары, услуги, идеи и т.п. В целом задача презентации – сделать так, чтобы ее объект заинтересовал аудиторию. Для этого составляется сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: компьютерная графика, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства. Чем ярче, интереснее и необычнее презентация, тем лучше
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Архитектура средневекового Казахстана" »
Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания.
Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары (" жилища мертвых ").
Широкую известность приобрели
мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби , построенные соответственно в
Х-ХI и ХI- ХII веках;
мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку;
Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир;
мавзолей Кара-хана в Таразе и др.
Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды строительного материала:
ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты.
В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке:
"Эта гробница, называемая Абаджи-хатун. Строитель ее…"
Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно назвать расположенный рядом
мавзолей Айша-биби
Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания возвышаютсямассивные колонны. Система небольшихниш, малых колонок, сводов, стрельчатых ароксоздает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колоннтерракотовой облицовочной плиткойрадует глаз разнообразием орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных сочетаниях воплотилисьтрадиционные виды орнаментального искусствадревних племен Казахстана, из которыхгеометрический, зооморфный и солярныймотивы уходят своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II-I тысячелетий до н.э.
О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-биби к своему жениху. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространённой — Айша-биби была дочерью известного учёного и поэтаXI векаХакима Сулеймана Быкырганы.
После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда не смог её увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-биби Бабаджи хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи хатун. Среди надписей на угловых колоннах здания сохранились такие слова :
"Осень, тучи…жизнь прекрасна".
Мавзолей Карахана
Улытауский район Центрального Казахстана издавна был излюбленным
местом летовок правителей кочевых племен. В этой местности находилась
Ставка хана Жошы и его сыновей. Мавзолей хана Жошы (1228-1230)
находится на левом берегу р.Каракенгир, в 55 км к северо-востоку от
Жезказгана. Автор, строитель и история создания не известны.
Среди местного населения сохранилось предание о том,
что именно здесь погиб во время охоты при таинственных обстоятельствах
в 1227 году старший сын Чингизхана Жошыхан (Джучи). Историки Рашид
Ад-дин, Джузджани и др. считали, что он был убит по приказу отца.
По своей объемной композиции - это портально-купольное однокамерное сооружение из красного жженого кирпича.
Многогранный барабан, сферо-конический купол, стрельчатая арка ниши портала– повторение строительных форм предыдущего караханидского времени.
Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно- художественным качествам выделяетсямавзолей Алаша-хана(ХIII в.). Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.
Широко известно, что культовые сооружения казахов отличались большим разнообразием. К числу оригинальных надгробных памятников относится овеянный легендамимазар Козы Корпеш - Баян Сулуи более ранний по времениДомбаул.Таких сооружений в Казахстане немало. Эти сложенные из камня круглые юртообразные памятники получили у казахов название"уйтас"или"дын".
Мазар Козы Корпеш- Баян Сулу - памятник архитектуры Х-ХI вв.
Расположен на берегу реки Аягуз в Семипалатинской области.
Мазар, связанный с именами героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени.
Памятник – символ бессмертия трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа.
Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана: Мангыстау, Устюрте и в долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков
г. Астана,
историко-архитектурный комплекс
«Атамекен»
Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из них -мечеть Шакпак-ата,датируемый IХ-Х вв. н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым орнаментом. В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он стал затворником и больше не покидал свою подземную обитель.
Говоря о святынях Мангыстау нельзя не упомянутьШеркалу.Город-крепость, вырубленный в скале, он был известен еще в VIII-IХ веках во времена арабских завоеваний. Гора, превращенная человеком в неприступную крепость, напоминала льва, поэтому и вошла в историю как "город-лев".
О, Шеркала! Твои фигуры Не променяю, не отдам За все химеры и горгульи, За все скульптуры Notre-Dame!
О, Шеркала! В степи казахской Ты Сфинксом мудрым пролегла И вопросительно в глаза мне Глядишь и в сердце, Шеркала!