kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Приемы, задания, направленные на развитие у школьников умений работать с информацией, представленной в разных видах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

История России – 7  класс

1. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Во времена Смуты в Москве власть удерживали поляки. Первое ополчение провозгласила сына Ивана, Марины ………царем.    Его в России называли  ……… .   Новгород захватили  …. .     Псковом правил Лжедмитрий 3, известный как псковский вор  …. .

В этой обстановке создается второе ополчение благодаря нижегородскому старосте  ……. ……… и князю  …… ……. Смута ещё не окончилась. Оставшиеся на русской земле поляки, узнав об избрании царем юного  ……….который получил прозвище в народе « ……….», решили расправится с ним, но не знали, где он находится. Они потребовали от старосты села Домнина Костромского уезда  ………. ………. привести их к усадьбе юного царя. Существует легенда, что он завел поляков в непроходимую лесную чащу. В отместку враги зарубили его, но и сами не смогли найти дорогу назад. Жизнь царя была спасена. Подвиг этого человека воспет во многих замечательных произведениях, в том числе, в опере Михаила Ивановича Глинки « ……… …. ………».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Приемы, задания, направленные на развитие у школьников умений работать с информацией, представленной в разных видах»»

Виды информационных умений и информационной деятельности в основной и средней школе. Приемы, задания, направленные на развитие у школьников умений работать с информацией, представленной в разных видах» Павлова Оксана Викторовна учитель истории и обществознания МКОУ «Коровинская СОШ» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО

Виды информационных умений и информационной деятельности в основной и средней школе. Приемы, задания, направленные на развитие у школьников умений работать с информацией, представленной в разных видах»

Павлова Оксана Викторовна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Коровинская СОШ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО

Общеучебные навыки и умения 1 .Учебно-организационные умения и навыки 2 . Учебно-интеллектуальные навыки 3 .Учебно-информационные умения и навыки: -работа с учебником; -чтение текста; -практические занятия; -работа с дополнительными источниками; - работа со справочными источниками; -работа с видео- и аудиоматериалами, компьютером. 4 . Учебно-коммуникативные умения и навыки

Общеучебные навыки и умения

1 .Учебно-организационные умения и навыки

2 . Учебно-интеллектуальные навыки

3 .Учебно-информационные умения и навыки:

-работа с учебником;

-чтение текста;

-практические занятия;

-работа с дополнительными источниками;

- работа со справочными источниками;

-работа с видео- и аудиоматериалами, компьютером.

4 . Учебно-коммуникативные умения и навыки

Поиск  (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации);  Анализ  (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации), интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации) Переформатирование информации  (перевод информации из одного вида представления в другой)  Обобщение информации  (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации) Создание информации  (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях), представление информации  (представление информационного продукта аудитории, создание электронных презентаций) хранение информации  (накопление, структурирование, систематизация информации) передача информации  (использование различных каналов и способов передачи информации). Компоненты умения работать с информацией:

Поиск  (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации); Анализ  (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации), интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации)

Переформатирование информации  (перевод информации из одного вида представления в другой) Обобщение информации  (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации)

Создание информации  (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях),

представление информации  (представление информационного продукта аудитории, создание электронных презентаций)

хранение информации  (накопление, структурирование, систематизация информации)

передача информации  (использование различных каналов и способов передачи информации).

Компоненты умения работать с информацией:

Методика поэтапного формирования информационных умений.    1-й этап.  Формирование экспертных информационных умений  2-этап  формирование технологических информационных умений.  3-й этап – формирование дидактических информационных умений .

Методика поэтапного формирования информационных умений.

1-й этап. Формирование экспертных информационных умений

2-этап формирование технологических информационных умений.

3-й этап –

формирование дидактических информационных умений .

Этапы работы по формированию информационных умений:   1. Создание у учащихся мотивационной основы для формирования умения, 2. Изложение знаний о способах учебной деятельности. З. Выполнение новых действий учениками с опорой на правило, памятку, под руководством учителя. 4. Самостоятельное выполнение учениками соответствующего задания 5. Перенос умения в новые условия

Этапы работы по формированию информационных умений:

1. Создание у учащихся мотивационной основы для формирования умения,

2. Изложение знаний о способах учебной деятельности.

З. Выполнение новых действий учениками с опорой на правило, памятку, под руководством учителя.

4. Самостоятельное выполнение учениками соответствующего задания

5. Перенос умения в новые условия

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(PISА)

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(PISА)

При работе с текстовым материалом у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов – «компетентность чтения» . Эту компетентность можно назвать «компетентностью понимания». Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения»: 1)выделение в тексте главных положений и смыслов;  2) составление вопросов к тексту и ответы на них; 3) комментированное чтение текста; 4) аналитическое чтение текста; 5) разбивка текста на смысловые части; 6) составление различных видов планов; 7) составление конкретизирующих, сравнительных,  хронологических обобщающих таблиц;

При работе с текстовым материалом у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов – «компетентность чтения» . Эту компетентность можно назвать «компетентностью понимания».

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения»:

1)выделение в тексте главных положений и смыслов;

2) составление вопросов к тексту и ответы на них;

3) комментированное чтение текста;

4) аналитическое чтение текста;

5) разбивка текста на смысловые части;

6) составление различных видов планов;

7) составление конкретизирующих, сравнительных,

хронологических обобщающих таблиц;

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения»:   8)подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста; 9) составление логической схемы, кластера на основе ключевых извлечений из текста; 10) преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;  11) развертывание текста;  12) на основе сопоставления нескольких источников восстановление поврежденного текста; 13) реферирование текста.

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения»:

8)подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;

9) составление логической схемы, кластера на основе ключевых извлечений из текста;

10) преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;

11) развертывание текста;

12) на основе сопоставления нескольких источников восстановление поврежденного текста;

13) реферирование текста.

Примеры заданий  Попеременное чтение. Чтение по очереди по абзацам. Задача слушающих- задавать вопросы читающему, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Чтение с остановками. А)Текст разбивается на смысловые части. Б)Читается первая часть. В)Беседа о прочитанном и предположение о дальнейшем развитии сюжета. Г) Читается вторая часть. Д) Беседа о прочитанном и т.д.

Примеры заданий

  • Попеременное чтение. Чтение по очереди по абзацам. Задача слушающих- задавать вопросы читающему, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
  • Чтение с остановками.

А)Текст разбивается на смысловые части.

Б)Читается первая часть.

В)Беседа о прочитанном и предположение о дальнейшем развитии сюжета.

Г) Читается вторая часть.

Д) Беседа о прочитанном и т.д.

Примеры заданий   История Древнего мира – 5 класс 1.Составьте перечень терминов, которые начинаются на букву А: (Аттика, Афины, Арес, ареопаг, архонты, агора, амфора…) 2.  Составьте рассказ от имени путешественника в Афины, в Спарту, очевидца олимпийских игр…(на основе нового материала). 3.  Прочитайте приведенный текст (отрывок из легенды, исторического источника) и определите, к какой из изученных тем он относится. Текст может быть, например, таким: «Шихуан сказал:

Примеры заданий

История Древнего мира – 5 класс

1.Составьте перечень терминов, которые начинаются на букву А:

(Аттика, Афины, Арес, ареопаг, архонты, агора, амфора…)

2. Составьте рассказ от имени путешественника в Афины, в Спарту, очевидца олимпийских игр…(на основе нового материала).

3. Прочитайте приведенный текст (отрывок из легенды, исторического источника) и определите, к какой из изученных тем он относится. Текст может быть, например, таким:

«Шихуан сказал: "Поднебесная сообща страдала от непрекращающихся сражений и войн, и всё из-за того, что существовали хоу и ваны. Опираясь на помощь духов предков, я впервые умиротворил Поднебесную, и если теперь снова создать владения, значит, вновь поднять войны. Разве не трудно будет тогда добиться спокойствия и прекращения войн? Мнение главы судебного приказа правильное". Шихуан разделил Поднебесную на тридцать шесть округов, в каждом округе поставил наместника – шоу, воеводу – вэя и инспектора – цзяня. Он изменил наименование простого народа, назвав его цяньшоу –"черноголовые"»

Примеры заданий  История России - 6 класс  1. Найдите в череде букв пять названий русских городов ВАУОВГВУРОСТОВПГРДЖУЩКИЕВГОЛОКНОКУВПСКОВПРАГОБЛОКЕВУНОВГОРОДПРУШКОЛОВГОЧЕРНИГОВАРТУАГРАДИН 2. Составьте таблицу «Внешняя политика Ярослава Мудрого»  по тексту учебника    «Внешняя политика Ярослава Мудрого»   Основные направления Цели и задачи Основные события Итоги

Примеры заданий

История России - 6 класс

1. Найдите в череде букв пять названий русских городов

ВАУОВГВУРОСТОВПГРДЖУЩКИЕВГОЛОКНОКУВПСКОВПРАГОБЛОКЕВУНОВГОРОДПРУШКОЛОВГОЧЕРНИГОВАРТУАГРАДИН

2. Составьте таблицу «Внешняя политика Ярослава Мудрого»

по тексту учебника

«Внешняя политика Ярослава Мудрого»

Основные направления

Цели и задачи

Основные события

Итоги

Примеры заданий   История России - 6 класс  3. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки  Согласно  Повести временных лет , в 882 году восточные славяне пригласили на княжение Рюрика с братьями и он прибыл в Новгородскую землю. Следующим после Рюрика князем был Святослав, который захватил Киев объединив северные земли, населенный восточными славянами, и южные. Благодаря этому был установлен контроль на торговым путем «из варяг в греки». Найдите фактические ошибки и исправьте их.

Примеры заданий

История России - 6 класс

3. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки

Согласно  Повести временных лет , в 882 году восточные славяне пригласили на княжение Рюрика с братьями и он прибыл в Новгородскую землю. Следующим после Рюрика князем был Святослав, который захватил Киев объединив северные земли, населенный восточными славянами, и южные. Благодаря этому был установлен контроль на торговым путем «из варяг в греки».

Найдите фактические ошибки и исправьте их.

Примеры заданий   История Древнего мира – 5 класс 1.Составьте перечень терминов, которые начинаются на букву А: (Аттика, Афины, Арес, ареопаг, архонты, агора, амфора…) 2.  Составьте рассказ от имени путешественника в Афины, в Спарту, очевидца олимпийских игр…(на основе нового материала). 3.  Прочитайте приведенный текст (отрывок из легенды, исторического источника) и определите, к какой из изученных тем он относится. Текст может быть, например, таким: «Шихуан сказал:

Примеры заданий

История Древнего мира – 5 класс

1.Составьте перечень терминов, которые начинаются на букву А:

(Аттика, Афины, Арес, ареопаг, архонты, агора, амфора…)

2. Составьте рассказ от имени путешественника в Афины, в Спарту, очевидца олимпийских игр…(на основе нового материала).

3. Прочитайте приведенный текст (отрывок из легенды, исторического источника) и определите, к какой из изученных тем он относится. Текст может быть, например, таким:

«Шихуан сказал: "Поднебесная сообща страдала от непрекращающихся сражений и войн, и всё из-за того, что существовали хоу и ваны. Опираясь на помощь духов предков, я впервые умиротворил Поднебесную, и если теперь снова создать владения, значит, вновь поднять войны. Разве не трудно будет тогда добиться спокойствия и прекращения войн? Мнение главы судебного приказа правильное". Шихуан разделил Поднебесную на тридцать шесть округов, в каждом округе поставил наместника – шоу, воеводу – вэя и инспектора – цзяня. Он изменил наименование простого народа, назвав его цяньшоу –"черноголовые"»

Примеры заданий История России – 7 класс 1. Вставьте пропущенные слова в тексте. Во времена Смуты в Москве власть удерживали поляки. Первое ополчение провозгласила сына Ивана, Марины ……… ,  царем. Его в России называли ………  .   Новгород захватили …..  .  Псковом правил Лжедмитрий 3, известный как псковский вор …..  . В этой обстановке создается второе ополчение благодаря нижегородскому старосте ……. ……… и князю …… …….  .  Смута ещё не окончилась. Оставшиеся на русской земле поляки, узнав об избрании царем юного ………. ,  который получил прозвище в народе « ……….», решили расправится с ним, но не знали, где он находится. Они потребовали от старосты села Домнина Костромского уезда ………. ……….. привести их к усадьбе юного царя. Существует легенда, что он завел поляков в непроходимую лесную чащу. В отместку враги зарубили его, но и сами не смогли найти дорогу назад. Жизнь царя была спасена. Подвиг этого человека воспет во многих замечательных произведениях, в том числе, в опере Михаила Ивановича Глинки « ……… ….. ………» .

Примеры заданий

История России – 7 класс

1. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Во времена Смуты в Москве власть удерживали поляки. Первое ополчение провозгласила сына Ивана, Марины ……… царем. Его в России называли ………  .   Новгород захватили …..  .  Псковом правил Лжедмитрий 3, известный как псковский вор …..  .

В этой обстановке создается второе ополчение благодаря нижегородскому старосте ……. ……… и князю …… …….  Смута ещё не окончилась. Оставшиеся на русской земле поляки, узнав об избрании царем юного ………. который получил прозвище в народе « ……….», решили расправится с ним, но не знали, где он находится. Они потребовали от старосты села Домнина Костромского уезда ………. ……….. привести их к усадьбе юного царя. Существует легенда, что он завел поляков в непроходимую лесную чащу. В отместку враги зарубили его, но и сами не смогли найти дорогу назад. Жизнь царя была спасена. Подвиг этого человека воспет во многих замечательных произведениях, в том числе, в опере Михаила Ивановича Глинки « ……… ….. ………» .

Примеры заданий История России - 8 класс О ком идёт речь в тексте? 1.

Примеры заданий

История России - 8 класс

О ком идёт речь в тексте?

1. "Он не стыдился публично говорить при жизни императрицы Анны, что не хочет учиться читать и писать по-русски для того, чтобы не быть обязанным читать ее величеству прошений, донесений и других бумаг, присылавших ему ежедневно", — вспоминал о нём Миних

2.  Карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, – и она же основала первый настоящий университет в России – Московский.

Примеры заданий История России – 9 класс 1 .  Запишите слово, пропущенное в схеме. В ответе запишите только название населенного пункта.

Примеры заданий

История России – 9 класс

1 . Запишите слово, пропущенное в схеме. В ответе запишите только название населенного пункта.

Примеры заданий  История России – 9 класс 2. В этот день сторонники императора ждали от него решительных действий. «Ваше величество, — обратился к нему генерал К. Ф. Толь, — прикажите очистить площадь картечью или отрекитесь от престола». Император приказал стрелять из пушек. Спасаясь от залпов картечи, солдаты бросились на невский лёд. Выступление было подавлено. 1) Назовите точную дату описываемых событий. 2) Назовите императора, о котором идёт речь. 3) Почему выступление, о котором идёт речь, завершилось провалом? Назовите одну любую причину.

Примеры заданий

История России – 9 класс

2. В этот день сторонники императора ждали от него решительных действий.

«Ваше величество, — обратился к нему генерал К. Ф. Толь, — прикажите очистить площадь картечью или отрекитесь от престола». Император приказал стрелять из пушек. Спасаясь от залпов картечи, солдаты бросились на невский лёд. Выступление было подавлено.

1) Назовите точную дату описываемых событий.

2) Назовите императора, о котором идёт речь.

3) Почему выступление, о котором идёт речь, завершилось провалом? Назовите одну любую причину.

Примеры заданий  Обществознание – 9 класс В ходе социологических опросов, проведённых среди совершеннолетних жителей страны Z в 2005-м и 2018-м годах, им предложили ответить на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаете актуальную информацию о происходящем в стране и мире»? Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Варианты ответов Печатная пресса 2005 г. 2018 г. 20 Интернет Телевидение 5 15 Радио 40 35 Рассказы друзей, родственников 33 18 15 12 7

Примеры заданий

Обществознание – 9 класс

В ходе социологических опросов, проведённых среди совершеннолетних жителей страны Z в 2005-м и 2018-м годах, им предложили ответить на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаете актуальную информацию о происходящем в стране и мире»? Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Варианты ответов

Печатная пресса

2005 г.

2018 г.

20

Интернет

Телевидение

5

15

Радио

40

35

Рассказы друзей, родственников

33

18

15

12

7

Примеры заданий  Обществознание – 10-11 класс 1.Поиск информации Ученые опросили группу 45-летних жителей страны. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.

Примеры заданий

Обществознание – 10-11 класс

1.Поиск информации

Ученые опросили группу 45-летних жителей страны. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи. 2) Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей. 3) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными. 4) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины. 5) При оценке различных факторов влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени чем женщины, придают значение составу семьи.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2) Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5) При оценке различных факторов влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени чем женщины, придают значение составу семьи.

Примеры заданий

Обществознание – 10-11 класс

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Народ — источник власти

Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих — «народ» и «власть» — представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть — явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.

...Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)

Примеры заданий Вопросы к фрагменту текста « Народ — источник власти» Чем, согласно тексту, с юридической точки зрения является народ? В чем, по мнению автора, проявляется социальная сущность власти? Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте. Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте. А. Н. Радищев в работе «Опыт о законодательстве» пишет, что соборная народная власть есть власть первоначальная, а потому высшая, единая, что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа. Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите положения источника, которые помогают ответить на этот вопрос. Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте свое мнение, опираясь на документ и историко-обществоведческие знания.

Примеры заданий

Вопросы к фрагменту текста « Народ — источник власти»

Чем, согласно тексту, с юридической точки зрения является народ? В чем, по мнению автора, проявляется социальная сущность власти? Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте.

Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте.

А. Н. Радищев в работе «Опыт о законодательстве» пишет, что соборная народная власть есть власть первоначальная, а потому высшая, единая, что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа. Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите положения источника, которые помогают ответить на этот вопрос.

Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте свое мнение, опираясь на документ и историко-обществоведческие знания.

Функциональная  грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Креативное мышление Читательская грамотность Функциональная грамотность Глобальные компетенции Финансовая грамотность

Функциональная грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Креативное мышление

Читательская грамотность

Функциональная

грамотность

Глобальные компетенции

Финансовая грамотность

Процесс  чтения  состоит  из  трёх  фаз  . Первая  —  это  восприятие  текста,  раскрытие  его  содержания  и  смысла.  Из отдельных  слов,  фраз,  предложений  складывается  общее  содержание. В  этом случае  чтение  включает:  просмотр,  установление  значений  слов,  нахождение соответствий,  узнавание  фактов,  анализ  сюжета,  воспроизведение  и  пересказ. Вторая  —  это  извлечение  смысла,  объяснение найденных фактов  с  помощью привлечения  имеющихся  знаний,  интерпретация  текста. Третья  —  это  создание  собственного  нового  смысла,  то  есть  «присвоение» добытых  новых  знаний как  собственных  в  результате  размышления.

Процесс чтения состоит из трёх фаз .

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла. Из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

Третья — это создание собственного нового смысла, то есть «присвоение»

добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Формирование  функциональной ПЕСНЯ  ВОЕНАЧАЛЬНИКА грамотности  школьников при  работе  с  текстом  на уроках  истории Войско  вернулось  благополучно, разорив  страну  бедуинов, снеся  ее  крепости, срубив  ее  смоковницы  и  виноградники, сжигая ее поселки, перебив  в  ней  десятки  тысяч  людей, захватив  в  ней  множество  пленных. Царь  хвалил  меня  за  это  чрезвычайно. Определи  название  источника,  его  вид, автора,  место  и  время  создания. Прочти  текст  по  абзацам,  выдели незнакомые  слова  и  названия,  и  выясни их значение. Сформулируй  основную  идею  всего текста (о  чем  идет  речь  в  тексте). Выдели  главные  мысли  текста,  определи его  план. Извлеки  последовательно  из  текста информацию. Надпись  на  гробнице. Египет.  XXVI  век  до  н.  э.

Формирование функциональной

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

грамотности школьников при работе с текстом на уроках истории

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

  • Определи название источника, его вид,

автора, место и время создания.

  • Прочти текст по абзацам, выдели

незнакомые слова и названия, и выясни их значение.

  • Сформулируй основную идею всего текста

(о чем идет речь в тексте).

  • Выдели главные мысли текста, определи его план.
  • Извлеки последовательно из текста

информацию.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э.

Составление  таблицы  по  тексту Этапы  составления сравнительных  таблиц: Выделить  существенные  признаки  (линии),  по которым  целесообразно  провести  сопоставление; сформулировать  их  в  виде  краткого  плана,  записать в  таблицу; в  соответствующие  графы  заносятся сведения  по каждой  линии  сравнения; формулируется  частный  вывод  о  сходстве  и формулируется  частный  вывод  о  сходстве  и различии  сравниваемых  объектов; итоги  всей  сравнительной  работы  сходятся  в общем  выводе. итоги  всей  сравнительной  работы  сходятся  в общем  выводе. Результаты  сравнения:

Составление таблицы по тексту

Этапы составления

сравнительных таблиц:

  • Выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление; сформулировать их в виде краткого плана, записать

в таблицу;

  • в соответствующие графы заносятся сведения по каждой линии сравнения;
  • формулируется частный вывод о сходстве и
  • формулируется частный вывод о сходстве и

различии сравниваемых объектов;

  • итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.
  • итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.

Результаты сравнения:

Формы работы, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках истории

Задание: определите русские полки, обозначенные на схеме буквами.

Что обозначено в легенде к карте цифрами? Составьте устный рассказ о битве,

используя карту как подсказку.

  • Установите соответствие: к каждому отрывку из «Летописной повести о Куликовской битве» и «Сказания о Мамаевом побоище» подберите условное обозначение, изображающее описываемое в тексте.

Задание: составить рассказ к каждой иллюстрации: кто изображен, кем являлись эти люди, какое событие отразил на картине художник, что объединяет эти картины, определить значение этих событий в истории нашей страны.

  • «И вот двинулась великая рать Мамаева, все силы татарские... И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле вёрст на десять — такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая».
  • «И повернули поганые, и показали спины, и побежали. Сыны же русские, силою Святого Духа и помощью святых мучеников Бориса и Глеба, разгоняя, рубили их, точно лес вырубали — будто трава под косой ложится за русскими сынами под конские копыта» и т.д.

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Александр Бубнов, 1943- 1947 годы, картина «Утро на Куликовом поле»

Осмыслить  /  оценить  / сделать  выводы А.Ю.  Морозов,  Э.Н.  Абдулаев,  О.В. Сдвижков

Осмыслить / оценить / сделать выводы

А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев, О.В. Сдвижков

«Реформы  Петра  I:  зло  или  благо  для  России?» Учащимся  предлагаются  высказывания  о  роли  Петра  Великого  в  истории  страны. Вопросы:  Какова  ваша  точка  зрения?  Обоснуйте  свое  мнение.  Какой  аргумент можно  привести  «  за» и  « против»? « Мы  стали  гражданами  мира,  но перестали  быть  в  некоторых  случаях « Петр  –  разрушитель русских национальных  устоев, а  его  реформы  были «блестящей  ошибкой» М.  Щербатов. гражданами  России  –  виною  Петр» Н.М. Карамзин « Петр  Великий  явился  не  как  нечто случайное,  но  как порождение  Руси,  чувствовавшей  жгучую  п отребность  нового,  потребность преобразования»  С.М.  Соловьев То  академик,  то  герой, То  мореплаватель,  то  плотник. Он всеобъемлющей  душой На  троне  вечный  был работник. А.С. Пушкин «Петр–великий государственный могущественной «Реформа  Петра  была  неизбежна,  но он совершил  её путём  страшного  насилия  над народной  душой  и  народными  верованиями». А.Н. Толстой,  писатель создатель деятель, империи, Россия человек,   благодаря  которому пошла  по  пути   мировой цивилизации»  В.  Татищев

«Реформы Петра I: зло или благо для России?»

Учащимся предлагаются высказывания о роли Петра Великого в истории страны.

Вопросы: Какова ваша точка зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой аргумент можно привести « за» и « против»?

« Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях

« Петр разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были

«блестящей ошибкой»

М. Щербатов.

гражданами России виною Петр»

Н.М. Карамзин

« Петр Великий явился не как нечто случайное, но как

порождение Руси, чувствовавшей жгучую п отребность нового, потребность преобразования» С.М. Соловьев

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

«Петр–великий

государственный

могущественной

«Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями».

А.Н. Толстой, писатель

создатель

деятель, империи, Россия

человек, благодаря которому пошла по пути мировой

цивилизации» В. Татищев

Работа  со  статистическим  источником  информации. Используя  данные  статистической  таблицы,  завершите  представленные  ниже  суждения,  соотнеся  их  начало и  варианты  завершения. Производство  Чугуна  в  Англии  и  Франции  (в  тыс. т) Начало  суждения А)  В  1840  г.  меньше  производила чугуна Б)  За  период  с  1840  по  1850  г.  производство  чугуна  в  Англии В)  С  1840  по  1850  г.  отсутствие  динамики  в  производстве  чугуна  было  характерно  для  такой  страны, как Варианты  завершения  суждения Англия сократилось возросло осталось  неизменным Франция Страны Годы Англия 1830 Франция 680 1840 1400 225 1850 2250 405 405

Работа со статистическим источником информации.

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начало

и варианты завершения.

Производство Чугуна в Англии и Франции тыс. т) Начало суждения

А) В 1840 г. меньше производила чугуна

Б) За период с 1840 по 1850 г. производство чугуна в Англии

В) С 1840 по 1850 г. отсутствие динамики в производстве чугуна было характерно для такой страны, как

Варианты завершения суждения

  • Англия
  • сократилось
  • возросло
  • осталось неизменным
  • Франция

Страны

Годы

Англия

1830

Франция

680

1840

1400

225

1850

2250

405

405

Умение  работать  с  таблицей  и  диаграммой  являются  составной  частью  читательской  грамотности. Сословия Уездные  земские  собрания Количество, Дворяне 5647 Губернские  земские собрания чел. % Разночинцы Крестьяне 1415 55,18 Количество, 1148 % чел. 13,82 3174 31 141 87,1 10,7 29 2,2 Социальный  состав  земских  гласных  по  выборам  1897  г. На  основании  данных  таблицы  составьте  диаграмму  и  сделайте  выводы. Во  всех  земских  собраниях  большинство  составляли  представители  дворян Представители  крестьян  составляли  меньшинство  в  губернских  земских  собраниях Чуть  более  полутора  тысяч  человек  во  всех  земских  собраниях  составляли  представители  разночинцев

Умение работать с таблицей и диаграммой являются составной частью читательской грамотности.

Сословия

Уездные земские собрания

Количество,

Дворяне

5647

Губернские земские собрания

чел.

%

Разночинцы

Крестьяне

1415

55,18

Количество,

1148

%

чел.

13,82

3174

31

141

87,1

10,7

29

2,2

Социальный состав земских гласных по выборам 1897 г.

На основании данных таблицы составьте диаграмму и сделайте выводы.

Во всех земских собраниях большинство составляли представители дворян

Представители крестьян составляли меньшинство в губернских земских собраниях

Чуть более полутора тысяч человек во всех земских собраниях составляли представители разночинцев

Интерпретация  и  толкование: проанализировать, сравнить,  соотнести,  сделать  вывод Сравните  состав.  Какие  партии  преобладали  в  1,  а  какие  во  2,  3,4?

Интерпретация и толкование: проанализировать,

сравнить, соотнести, сделать вывод

Сравните состав. Какие партии преобладали в 1, а какие во 2, 3,4?

Естественнонаучная  грамотность  на  уроках  истории «Повесть  временных  лет». Славяне  сели  по  Дунаю,  где  теперь  земля  Венгерская  и  Болгарская.  И  от  тех славян  разошлись  славяне  по  земле  и  стали  называться  по  тем  местам,  где селились.  Так,  одни  пришли  и  сели  на  реке,  по  имени  Морава,  и  прозвались моравами,  а  другие  назвались  чехами.  А  вот  еще  те  же  славяне:  белые  хорваты  и сербы...Иные  славяне  пришли  и  сели  по  Днепру  и  назвались  полянами,  а  другие –  древлянами,  потому  что  сели  в  лесах,  а  еще  другие  сели  между  Припятью  и Двиною  и  назвались  дреговичами,  иные  сели  по  Двине  и  назвались полочанами, по  речке,  которая  впадает  в  Двину  и  носит  название  Полота.  Так  же  славяне, которые  сели  около  озера  Ильменя,  прозвались  своим  именем  –  словенами  и построили  город  и  назвали  его  Новгородом.  А  другие  сели  по  Десне  и  по  Сейму и  по  Суле  и  прозвались  северянами.  И  так  разошелся  славянский  народ,  а  по  его имени  и  грамота  назвалась  «славянская» Вопросы  и задания:

Естественнонаучная грамотность на уроках истории

«Повесть временных лет».

Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так, одни пришли и сели на реке, по имени Морава, и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы...Иные славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие

– древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и по Суле и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская»

Вопросы и задания:

  • Найдите в тексте названия славянских племенных союзов.
  • Где расселились славяне, почему имели такие названия?
  • Какова специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине?
Еще  афинский  стратег  Кимон  говорил,  что Афины  и  Спарта  -  «  Это  две  ноги,  на  которых стоит  Эллада», «  два  коня,  запряженные  в  одну  колесницу». Как  должны  были  друг  к  другу  относиться жители  Афин  и  Спарты? С  другой  стороны,  историки  утверждают,  что Афины  и  Спарта  часто  высмеивали  друг  друга, а  одна  из  многочисленных  войн  этих  городов продолжалась  30  лет. Как  жили  жители  Афин  и  Спарты на самом  деле? Какое  наблюдается  противоречие? Какой  возникает  вопрос? Что  нам  надо  узнать,  чтобы  ответить  на главный  вопрос урока? Разгадайте  ребус  и  узнаете  область Греции,  где  племена  дорийцев  и  основали город  Спарту. Найдите  на  карте  это  название. Отметьте  город  и  территорию,  завоеванную спартанцами. Вы  смогли  выполнить  задание? Что  мы  еще  не  знаем?

Еще афинский стратег Кимон говорил, что Афины и Спарта - « Это две ноги, на которых стоит Эллада»,

« два коня, запряженные в одну колесницу».

Как должны были друг к другу относиться

жители Афин и Спарты?

С другой стороны, историки утверждают, что Афины и Спарта часто высмеивали друг друга, а одна из многочисленных войн этих городов продолжалась 30 лет.

Как жили жители Афин и Спарты на самом деле?

Какое наблюдается противоречие?

Какой возникает вопрос?

Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

  • Разгадайте ребус и узнаете область Греции, где племена дорийцев и основали город Спарту.
  • Найдите на карте это название.

Отметьте город и территорию, завоеванную

спартанцами.

Вы смогли выполнить задание?

Что мы еще не знаем?

  • Сформулируйте вопросы, на которые должны найти ответы.

Новгородский торг.

«4- ый лишний»: Найдите лишнее в приведенном перечне. Объясните свой выбор.

Локоть, пядь, сажень, метр.

- Что можно было измерить в таких единицах?

-Покажите локоть, пядь, сажень. (С опорой на иллюстрацию).

  • Вы торговец тканью, полотном… Отмерьте 2 пяди.
  • Как вы думаете, могла ли эта мера быть точной?

Разыграйте сценку. Распределите роли, прочитайте слова. Роли: князь, народ.

Из народа 1: Собирайся, народ, на площади Ярослава, кто считает себя

полноправным гражданином!

Из народа 2: Что такое? Решать идём! Быть князю в Новгороде или нет.

Из народа 3: Князь, бьём челом! Вот тебе наши притязания. Слушай!

  • Нельзя тебе иметь наших земель новгородских. Ни тебе, ни дружине твоей.

Князь : А как, люди новгородские, быть с доходами моими княжескими?

Из народа 4 : Сверх положенного ни тебе, ни дружинникам твоим доходы не иметь более.

  • Жить тебе только за градом нашим.
  • Княже! По первому слову являться к стенам Новгородским и выступать на защиту от неприятеля.

Князь : А как же казна, люди добрые?

Из народа: А до казны тебе дела нет, князь. Если ты нам будешь со дружинниками

не угоден, одно тебе скажем: «Путь чист, княже!».

Вообра ж са м е н о и с т е о ятель н о сть

любознательность

наблюдательность

активность

Креативное мышление

творчество

Тема  урока  «  Искусство  Древнего  Египта»
  • Тема урока « Искусство Древнего Египта»

Формирование читательской грамотности

Формирование математической грамотности

Пирамида фараона Хеопс. была построена около 2600 г. до н. э. Сколько лет назад?

Работа с историческим документом (Геродот

«История»). Прием «Маркировка текста».

Найти площадь основания пирамиды Хеопса. Определите, сколько метров надо прошагать, чтобы

обойти пирамиду Хеопса кругом.

Сколько это километров?

Назвать самые известные пирамиды Египта. Найдите на карте и отметьте условным знаком район расположения пирамид. Ответить на вопросы

Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану. Дать описание храма (изнутри и снаружи).

Сколько лет длилось строительство пирамиды

Основной единицей измерения был локоть, равный 52см 3мм.

Формирование естественнонаучной грамотности

Формирование креативного мышления и глобальных компетенций

Формирование финансовой грамотности

«На пирамиде египетскими письмена

ми было обозначено, сколько редьки

, лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все

это было израсходовано 1600

талантов серебра... Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет …». Геродот.

Талант – единица измерения веса, также денежная единица в древнем Египте.

Работа с картой. Блоки вырубали в каменоломне, переправляли через Нил, тащили волоком.

Сделать эскиз рекламного проспекта для туристов, посещающих Египет.

Египет был страной с уникальной культурой, высоким уровнем развития науки, чьи достижения используются различными народами и до настоящего времени

О природе Египта информацию извлекаем из изображений

Развитие медицины (изготовление мумий)

Папирус. Значительная часть памятников письменности египтян сохранилась благодаря сухому климату.

Тема: Финикийские мореплаватели Формирование естественнонаучной грамотности Формирование  читательской грамотности Прибыл  в  Египет  тогда  финикиец, обманщик коварный, Злой  кознодей, от  которого  много  людей пострадало; Он,  увлекательной  речью  меня  обольстив, Финикию, Где  и  поместье  и  дом он  имел,  убедил  посетить с ним… … Сам  же,  напротив,  меня,  не  товар  продать там замыслил. Географическое  положение  - природа-  занятия. Изобретение стекла. Работа  с  картой- Плавание  вокруг  Африки. Финикийские  колонии. Из  страны  в  страну  путешествовали искусные мореходы  и  предприимчивые торговцы. … Финикийцы  первыми  стали строить парусные  суда  большой грузоподъёмности… первыми  мореплавателями,  которые  обогнули Африку.  Их  радостно  встречали:  они привозили  льняное полотно, пурпурные ткани, стеклянные  бусы  и  сосуды,  придумали  более простое письмо… Игля ́ нки ,  или  мурициды ,  или  багрянки , или  мурексы  ( лат.  Muricidae )

Тема: Финикийские мореплаватели

Формирование естественнонаучной грамотности

Формирование читательской грамотности

Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,

Злой кознодей, от которого много людей пострадало;

Он, увлекательной речью меня обольстив,

Финикию,

Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним…

Сам же, напротив, меня, не товар продать там замыслил.

Географическое положение -

природа- занятия. Изобретение стекла.

Работа с картой- Плавание вокруг Африки. Финикийские колонии.

Из страны в страну путешествовали искусные мореходы и предприимчивые торговцы.

Финикийцы первыми стали строить

парусные суда большой грузоподъёмности… первыми мореплавателями, которые обогнули

Африку. Их радостно встречали: они

привозили льняное полотно, пурпурные ткани, стеклянные бусы и сосуды, придумали более

простое письмо…

Игля ́ нки , или мурициды , или багрянки , или мурексы ( лат. Muricidae )

Формирование Формирование математической грамотности Формирование финансовой грамотности глобальных компетенций Предположите,  какое значение  имело  для  развития человечества  изобретения финикийцев?  Приведите факт  в  подтверждение  своего мнения. В  9  в. дот  н.э.  жители  Тира основали  в  С.Африке Карфаген.  Сколько  веков назад? Мог  ли  фараон Тутмос захватить  этот  город? Какой  товар  пользовался бы спросом  у  финикийцев? Что  бы  могли выгодно продать  в  других странах? (спрос-предложение)

Формирование

Формирование математической грамотности

Формирование финансовой грамотности

глобальных компетенций

Предположите, какое значение имело для развития человечества изобретения финикийцев? Приведите факт в подтверждение своего мнения.

В 9 в. дот н.э. жители Тира основали в С.Африке Карфаген. Сколько веков назад?

Мог ли фараон Тутмос захватить этот город?

Какой товар пользовался бы спросом у финикийцев?

Что бы могли выгодно продать в других странах?

(спрос-предложение)

Вопрос 1

Рассказывают, что однажды какой- то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака

разгрызла морскую улитку и вернулась к хозяину с мордой,

окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пёс чем- то поранился, поэтому начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела алый цвет.

Некоторые финикийцы, взяв в руки 2 тяжёлых камня, ныряли на дно моря и доставали оттуда раковины, из которых добывали несколько капель густой жидкости. Это была пурпурная краска. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже – алой. Ткань не линяла. Её охотно покупали цари и князья, жрецы и

военачальники.

Какой вывод можно сделать, основываясь на данном тексте?

Укажите правильный вариант ответа:

  • Финикийцы добывали пурпурную краску из раковин, которые находили на берегу.
  • Финикийцы добывали пурпурную краску из лесных растений.
  • Расположение у моря позволило финикийцам добывать пурпурную краску.
  • Лиловый цвет краски получался в результате более жидкого замешивания.

Задание

Почему пурпурный цвет

считали царским?

Докажите, что для добычи пурпурной краски необходимо было нырять в море.

Для подготовки подобных заданий можно воспользоваться материалами Московской электронной школы.

Развитие функциональной грамотности с использованием краеведческого материала

Прочитайте стихотворение буйского поэта В.Куликова «Город Буй».

Всё гадаем да толкуем А дознаться не смогли,

По каким приметам Буем

Предки город нарекли. Буй речной тому причина. Иль, спасаясь от господ,

В этот край на Костромщине Шёл буянистый народ.

Так ли, этак ли – не знаю,

Но узнать мен довелось: В Сихоте- Алиньском крае Назывался буем Лось.

Там, конечно, за основу Лось и взят, наверняка, Коль в долине Уленгоу Буем названа река.

Может быть и здесь когда- то, Незнакомый видя стан, Трубным голосом сохатый Встретил первых поселян.

Может быть, ходили предки За Амгунь и за Вилюй,

И посад назвали редким Удэхейским словом – Буй.

Изучи краеведческую литературу и дополни событиями «Ленту времени» истории города Кургана

Рассмотрите фотографию.

Составьте рассказ о том, что могли здесь продавать и покупать

«История нашей страны в названиях городов, сёл, деревень, улиц моего региона»

Какие версии происхождения названия города называет автор стихотворении?

РАО: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php Статья  Артасова  И.А.,  Мельниковой  О.Н.  «Оценка  читательской  грамотности  в  рамках  предмета  «История» (Электронный  журнал  «Педагогические  измерения»)  https://fipi.ru/tpost/ck782cuj1f- zhurnal- pedagogicheskie-  izmereniya-2- 202 https://fingram- history.oc3.ru/ Электронный  банк  тренировочных  заданий  по  оценке  функциональной  грамотности  на  платформе Российской  электронной  школы:  https://fg.resh.edu.ru Федеральный  институт  педагогических  измерений  https://fipi.ru/otkrytyy- bank-zadaniy-dlya-otsenki- yestestvennonauchnoy-gramotnosti https://uchebnik.mos.ru/catalogue?subject_ids=41

РАО: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Статья Артасова И.А., Мельниковой О.Н. «Оценка читательской грамотности в рамках предмета «История» (Электронный журнал «Педагогические измерения») https://fipi.ru/tpost/ck782cuj1f- zhurnal- pedagogicheskie- izmereniya-2- 202

https://fingram- history.oc3.ru/

Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы: https://fg.resh.edu.ru

Федеральный институт педагогических измерений https://fipi.ru/otkrytyy- bank-zadaniy-dlya-otsenki- yestestvennonauchnoy-gramotnosti

https://uchebnik.mos.ru/catalogue?subject_ids=41


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павлова Оксана Викторовна

Дата: 05.04.2022

Номер свидетельства: 604199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Планета Знаний. Рабочая программа по математике, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "planieta-znanii-rabochaia-proghramma-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294797"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455721699"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(90) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-ikt-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "184661"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426078746"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства