Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории "Политические идеи и взгляды"»
07.06.22
Проверка домашнего задания:
Дать характеристику положения Европейских государств в первой половинеXIXвека
Дайте краткую характеристику основных форм правления европейских государств в началеXIXвека.
Расскажите о развитии парламентаризма в странах Европы
Какие политические партии имели наибольший вес в европейском обществе? Почему?
В каких условиях происходило государственное развитие?
Актуализация знаний:
Составьте сравнительную таблицу политических идей:
Вопросы для сравнения
либерализм
1. Лидеры движений
консерватизм
2. Основы идеологии
социализм
3. Методы
Алгоритм работы на уроке:
Самостоятельно составьте /письменно/ план работы с темой
/План должен содержать не менее 3-4 пунктов, два из которых должны быть развернутыми и содержать подпункты/
Основные направления
либерализм
консерватизм
социализм
«Век либерализма»
Самое влиятельное идейное течение XIX века стал либерализм (от лат. liberslis – «присущий свободному человеку») – социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и других сферах жизни общества .
Принципы либерализма
признание данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;
равноправие и равенство перед законом;
рыночная экономика;
ответственность правительства и прозрачность государственной власти.
Англия и США – страны, в которых прочнее всего утвердились принципы либерализма
«Век либерализма»
Джон Стюарт Милль
(20 мая 1806— 8 мая 1873).
С ранних лет проявил интеллектуальную одарённость, развитию которой его отец, всячески способствовал. Джон начал учить греческий язык с трёх лет, в возрасте около шести лет уже был автором самостоятельных исторических работ, а в двенадцать лет приступил к изучению высшей математики, логики и политической экономии.
В качестве политического деятеля выступает с 1865 г. как представитель Вестминстерского округа в палате общин; раньше он не мог быть членом парламента, так как состоял на службе в Ост-Индской компании.
В палате настаивал в особенности на необходимости энергичных мер помощи ирландским фермерам; выступал за предоставление женщинам избирательных прав.
Джон Стюарт Милль
Трактат «О свободе» Дж.Милля
«… единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека - самозащита, предотвращение вреда, который может быть нанесен другим. Собственное благо человека, физическое или моральное, не может стать поводом для вмешательства, коллективного или индивидуального. Не следует заставлять его делать что-либо или терпеть что-то из-за того, что по мнению общества так будет умнее и справедливее. Можно увещевать, уговаривать, упрекать, но не принуждать и не угрожать. Чтобы оправдать вмешательство, нужно выяснить, причинит ли его поведение кому-нибудь вред. Человек ответственен только за ту часть своего поведения, которая касается других. В остальном - абсолютно независим. Над собой, своим телом и душой личность суверенна.
Джон С. Милль
«Какова бы ни была форма правления, общество, где эти свободы не уважают, не является свободным. ..»
« Истина в практической жизни - вопрос примирения и сочетания противоречий. Но очень мало людей, достаточно беспристрастных, чтобы добровольно приспособляться и корректировать свои взгляды; и истина постигается в результате грубой борьбы, под враждебными знаменами. ..»
Консерватизм
Консерватизм – идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом в журнале «Консерватор», издававшемся им с 1818; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции конца 18 века.
Родился в 1768 в дворянской семье. Учился в Доле, Ренне и Динане. Во время революции, возвратясь во Францию, выступил на стороне королевских войск. В 1792 - 1800 находился в эмиграции в Англии. Там он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797), в котором критически оценивал революционные события во Франции.
В 1803 Шатобриан по приглашению Наполеона стал французским дипломатом в Риме, но через год, после убийства герцога Энгиенского, демонстративно ушёл в отставку. В 1811 он был избран членом французской Академии, а в 1815 стал пэром.
После воцарения Бурбонов Шатобриан работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823-1824 был министром иностранных дел.
В 1830, после падения Бурбонов, он окончательно вышел в отставку.
Франсуа Рене де Шатобриан
Консерватизм
Жозеф де Местр
(1 апреля 1753 — 26 февраля 1821) — французский (сардинский) католический философ, литератор, политик и дипломат, основоположник политического консерватизма.
Известен как один из наиболее влиятельных идеологов консерватизма в конце 18-го — начале XIX веков.
Воспитывался в иезуитском колледже. В 1774 году окончил Туринский университет, где изучал право. В том же году стал членом масонской ложи шотландского Устава Святого Иоанна «Trois Mortiers» (Три Мортиры) на Востоке родного ему города Шамбери.
В 1787 году, как и его отец, стал сенатором. Первоначально симпатизировал французской революции, но быстро в ней разочаровался.
Жозеф де Местр
Ж. де Местр «О Франции»
«Каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает.»
«Злоупотребления ведут к революциям; но любые злоупотребления несравненно лучше любых революций.»
«Война, этот страшный бич, свирепствует всегда с силой строго пропорциональной с пороками народов, так что где накопляется много преступлений, там и кровь течёт рекою.»
«Народ — ничто в революциях или, по крайней мере, он входит в них только как слепое орудие.»
«…когда приступ горячки проходит, подавленность, апатия, безразличие всегда сменяют большое напряжение сил, свойственное энтузиазму. Именно в таком состоянии пребывает Франция, которая ничего более так страстно не хочет, как покоя.»
Социализм
Социализм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества.
Справедливое общество, основанное на коллективной собственности.
Развитие капитализма
Социализм – идеология
Формирование пролетариата
Деятели социализма
Пьер Жозеф Прудон, Карл Маркс, Фридрих Энгельс- гиперссылка
Шарль Фурье
Анри Сен-Симон
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
П.Прудон
13
Социализм
Пьер Жозеф Прудон (1809—1865). Французский публицист, экономист и социолог, один из основоположников анархизма.
Анархи́зм (от др.-греч. αναρχω: ἀν, «ан», — «без» и ἄρχή, «архэ», — «власть») — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения.
Пьер Жозеф Прудон
Идеи П.Ж.Прудон
«Собственность - это кража».
«Как суд силы, война есть дело великое, она есть форма правосудия. Но в то же время нет такой несправедливости, которой бы она себя не запятнала».
«Отказываясь признать силу за основание права, мы, по всей вероятности, обратим право в чистый произвол; вместо мира, богатства и благоденствия мы придём к расслаблению, увяданию и разложению».
Всякое правительство контрреволюционно уже потому, что оно правительство.
Анархия — мать порядка.
«Экономический идеал заключается в достижении полной независимости от рабочих, подобно тому как политический идеал заключается в достижении полной независимости от граждан».
Социализм
Карл Генрих Маркс
(5 мая 1818— 14 марта 1883)
Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм , в экономике — теорию прибавочной стоимости , в политике — теорию классовой борьбы . Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название «марксизм».
После окончания гимназии в Трире Маркс учился сначала в Боннском, потом Берлинском университетах. В Берлине Маркс стал членом организации революционно настроенных «левых гегельянцев». После окончания университета он написал докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».
Карл Маркс
Идеи К.Маркса
Один акт насилия может быть искоренен только другим таким же актом.
Упразднение религии , как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.
Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.
Революции — локомотивы истории.
Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.
Коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собственности человека, означает становление практического гуманизма.
Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.
Социализм
Фридрих Энгельс
(28 ноября 1820 — 5 августа 1895)
В Бармене Энгельс посещал городскую школу (до 14 лет) и гимназию Эльберфельда. В сентябре 1837 он по настоянию отца преждевременно оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Он продолжил обучение на торгового работника с августа 1838 по апрель 1841 г. в Бремене. Там он наряду с обучением подрабатывал бременским корреспондентом «Штутгартской утренней газеты и «Аугсбургской Общей Газеты».
Молодой Энгельс написал свою первую статью в марте 1839, в возрасте 18 лет.
Начиная с сентября 1841 Энгельс проходил годичную военную службу в Берлине, также он посещал там лекции по философии в университете и сблизился с кружком младогегельянцев.
Фридрих Энгельс
Социализм. Марксизм
Построение социалистического общества, основанного на коллективной собственности
Социалистическая революция
Свержение власти буржуазии
Ликвидация частной собственности и эксплуатации человека человеком
Упразднение деления общества на классы
Важнейшая задача социалистической революции – установление диктатуры пролетариата – государственной власти рабочих.
Создание коммунистической партии – организации передового отряда рабочего класса.
Первый Интернационал (1864 год)
Второй Интернационал (1889 год)
Национализм
Рост популярности либерализма
Подъем национального движения в Европе
Широкое распространение идей свободы
Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.
Идея развития собственной нации
Пренебрежение к интересам других народов
Конфликты и войны
Национализм
Процесс формирования национальных государств в Европе завершился в XX веке, после Первой мировой войны.
Подчинение европейцами территорий Азии и Африки, превращение их в колонии
Распространение расистских теорий
Жестокое обращение европейцев с аборигенами, коренными жителями колоний
Насильственное внедрение европейских порядков и обычаев
Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, исходя из объективных антропологических различий, и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.
Самостоятельная работа
1. Дайте пояснения к следующим цитатам:
А. Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.
Б. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
В. Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.
2. Предположите какому идеологическому направлению принадлежат эти идеи? Кто мог бы быть их автором?
А. Дж.Милль Б. П.Ж.Прудон В. Ф.Шатобриан
Г. Ф.Энгельс
Домашнее задание:
1 уровень/проблемный/- «хор» - «4»
§ 4 + письменно проработать исторический источник на стр. 40-41 учебника