kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опричнина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятия:опричь,опричнина,земщина,террор,опричники,Александровская слобода. Подготовительный этап: За две недели до урока классу предлагается выполнить задания,разделившись на группы. 1 я группа-прокуроры:занимается обвинением политики опричнины,определяя отрицательные последствия её проведения. 2 -я группа-адвокаты:занимается защитой и оправданием политики Ивана Грозного,учитывая объективные и субъективные моменты. 3-я группа - судьи:состоит из 2 человек,которые,анализируя весь материал,готовят судебный приговор,а в конце обязательно показывают поучительную сторону этих событий.

В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время опричнины.

Слово "Опричнина" на долгие десятилетия сохранит ужас в сердцах людей.И наша задача сегодня на уроке-разобраться с этим явлением в жизни страны,выяснить условия,которые привели к проведению данной политики,извлечь уроки из случившегося и не допустить повторения этих страшных событий вновь. Обращаю ваше внимание на доску,там мы будем фиксировать протокол нашего судебного разбирательства.Сейчас здесь находится заготовка протокола, который будет заполняться по ходу урока. Итак, начнём судебное разбирательство с выяснения значения "опричнина".Понятия:опричь,опричнина,земщина,террор,опричники,Александровская слобода.

Подготовительный этап: За две недели до урока классу предлагается выполнить задания,разделившись на группы.
1 я группа-прокуроры:занимается обвинением политики опричнины,определяя отрицательные последствия её проведения.
2 -я группа-адвокаты:занимается защитой и оправданием политики Ивана Грозного,учитывая объективные и субъективные моменты.

3-я группа - судьи:состоит из 2 человек,которые,анализируя весь материал,готовят судебный приговор,а в конце обязательно показывают поучительную сторону этих событий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опричнина »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Голицынская средняя общеобразовательная школа № 2 ОПРИЧНИНА Урок в 10 классе Выполнила: учитель истории Кривцова Жанна Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа № 2

ОПРИЧНИНА

Урок в 10 классе

Выполнила: учитель истории Кривцова Жанна Михайловна

Цели урока :

Цели урока :

  • продолжить формирование знаний и представлений о деятельности Ивана Грозного; через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинах, развитии и последствиях;
  • развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
  • формирование ценностных суждений; воспитание интереса к истории России, патриотизма
План урока Причины и цели опричнины. 2. Развитие опричнины. 3. Итоги опричнины.

План урока

  • Причины и цели опричнины.

2. Развитие опричнины.

3. Итоги опричнины.

Проблемные вопросы урока 1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность? 2) Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».

Проблемные вопросы урока

1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?

2) Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».

Анастасия Захарьина,священник Сильвестр и А.Адашев

Анастасия Захарьина,священник Сильвестр и А.Адашев

  • В 1560г. умирает любимая жена царя Анастасия Захарьина. Царь поверил слухам об отравлении жены Сильвестром и Адашевым и жестоко расправился с ними.
Отъезд царя в Александровскую слободу  В декабре 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы в Александровскую слободу. 3 января 1565года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей .

Отъезд царя в Александровскую слободу

В декабре 1564 года Иван

Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы в Александровскую слободу.

3 января 1565года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей .

ОПРИЧНИНА 1565 -1572 гг.  «Опричнина»происходит от древнерусского «опричь», что означает«особый», «кроме». (Опричниной в  Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове)

ОПРИЧНИНА 1565 -1572 гг.

«Опричнина»происходит от древнерусского «опричь», что означает«особый», «кроме». (Опричниной в  Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове)

  • период в истории России (1565-1572 ), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер.
  • часть государства , с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»).
Цели опричнины:    1.Стремление царя к единовластию  2.Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.  3.Ликвидация остатков феодальной раздробленности

Цели опричнины: 1.Стремление царя к единовластию 2.Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны. 3.Ликвидация остатков феодальной раздробленности

ПРИЧИНЫ ОПРИЧНИНЫ  1. Противоборство царя с окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати;  2. Неудовлетворённость царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны).

ПРИЧИНЫ ОПРИЧНИНЫ

1. Противоборство царя с окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати;

2. Неудовлетворённость царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны).

Территория государства ОПРИЧНИНА ЗЕМЩИНА Находится под особым царским управлением Находится в управлении бояр

Территория государства

ОПРИЧНИНА

ЗЕМЩИНА

Находится под особым царским управлением

Находится в управлении бояр

Ефошкин,

Ефошкин, "Опричник"

Опричники - люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного непосредственно осуществляющие террор.

Крупным событием опричнины был поход на Новгород в январе-феврале 1570, поводом к которому послужил донос 1569 года, обвинявший новгородцев в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю. 2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях. Иван лично руководил походом. Считается, что во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч-Успенском монастыре митрополита Филиппа, который критиковал жестокость царя и опричников.

Крупным событием опричнины был поход на Новгород в январе-феврале 1570, поводом к которому послужил донос 1569 года, обвинявший новгородцев в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях. Иван лично руководил походом.

Считается, что во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч-Успенском монастыре митрополита Филиппа, который критиковал жестокость царя и опричников.

«Опричник в Новгороде»   Сергей ЕФОШКИН Михаил АВИЛОВ .

«Опричник в Новгороде» Сергей ЕФОШКИН Михаил АВИЛОВ .

Шесть недель опричное войско грабило и разоряло Новгород, в некоторых источниках записано, что ежедневно по приказу царя казнили до 600 человек. В 1569—1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около 300.000 граждан России. В самой Москве в 1569 г. гибло по 600 человек в день. В 1572 году царь отменяет опричнину. А само слово «опричнина » запрещает упоминать.

Шесть недель опричное войско грабило и разоряло Новгород, в некоторых источниках записано, что ежедневно по приказу царя казнили до 600 человек.

В 1569—1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около 300.000 граждан России. В самой Москве в 1569 г. гибло по 600 человек в день.

В 1572 году царь отменяет опричнину. А само слово «опричнина » запрещает упоминать.

В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей, разгромив отряд опричного воеводы Я. Волынского, появился с войском под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей , некоторые историки называют 100 тысяч жертв. Иностранцы, посещавшие столицу Московского государства через много лет и даже десятилетий, отмечали меньшие ее размеры по сравнению с тем, какой она была до нашествия крымчаков
  • В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей, разгромив отряд опричного воеводы Я. Волынского, появился с войском под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей , некоторые историки называют 100 тысяч жертв. Иностранцы, посещавшие столицу Московского государства через много лет и даже десятилетий, отмечали меньшие ее размеры по сравнению с тем, какой она была до нашествия крымчаков
Летом 1572 года крымский хан во второй раз явился в русских пределах, но был отбит с большим уроном князем Михаилом Воротынским на берегу Лопасни. Во время ханского похода Иван находился в Новгороде. В 1572 году царь отменяет опричнину. А само слово «опричнина » запрещает упоминать.
  • Летом 1572 года крымский хан во второй раз явился в русских пределах, но был отбит с большим уроном князем Михаилом Воротынским на берегу Лопасни. Во время ханского похода Иван находился в Новгороде. В 1572 году царь отменяет опричнину. А само слово «опричнина » запрещает упоминать.

Земское стало называться государственным, опричники стали называться просто дворовыми, равно как и земли, области и города, приписанные ко двору

Закрепление знаний  1.От какого слова произошло название «опричнина»  А) Кроме;  Б) деспотия;  В) республика; Г) войско.

Закрепление знаний

1.От какого слова произошло название «опричнина»

А) Кроме;

Б) деспотия;

В) республика;

Г) войско.

2.Каковы основные результаты и последствия опричнины?  A) Запустение хозяйств;  Б) уничтожение дворянских и боярских семей; B) рост урожайности крестьянских хозяйств;  Г) рост преступности;  Д) рост военной мощи Российского государства.

2.Каковы основные результаты и последствия опричнины?

A) Запустение хозяйств;

Б) уничтожение дворянских и боярских семей;

  • B) рост урожайности крестьянских хозяйств; Г) рост преступности;

Д) рост военной мощи Российского государства.

3. Во время опричнины Ивана Грозного страна была разделена на следующие две части: А.    Губернии и уезды Б.      Земщину и опричнину В.     Воеводства и волости Г.      Царские и боярские земли

3. Во время опричнины Ивана Грозного страна была разделена на следующие две части:

А.    Губернии и уезды

Б.      Земщину и опричнину

В.     Воеводства и волости

Г.      Царские и боярские земли

Используемые ресурсы

Используемые ресурсы

  • http://www.russian-chronicle.ru/moskovskoe-gos/ivan-IV-ot-boyarskogo-pravleniya-k-oprichnine-page13.html
  • http://xpam-dimitria.uco
  • http://ariom-galaxy.livejournal.com/30196.html
  • http://ariom-galaxy.livejournal.com/30196.html
  • ТВ- Центр «История Государства Российского»
  • С. Эйзенштейн «Иван Грозный »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опричнина

Автор: Михайлов Павел Сергеевич

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 143996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "конспект урока "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "128766"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415557370"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Опричнина в России "
    ["seo_title"] => string(19) "oprichnina-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "219172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434031192"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Опричнина и споры вокруг нее в исторической науке."
    ["seo_title"] => string(51) "oprichnina_i_spory_vokrug_nee_v_istoricheskoi_nauke"
    ["file_id"] => string(6) "613870"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1664198994"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по теме "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-tiemie-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "152565"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420879767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства