Тема урока:
Образование единого Русского государства в XV веке
Тип урока: урок закрепления знаний.
Вид урока: урок- игра.
Оборудование:
- Компьютер, проектор для презентации "Своя игра".
- Компьютер, проектор для презентации "Что.Где.Когда".
- Бланки с вариантом вопроса
- Бланки для работ команд
Основные понятия: раздробленность, половцы, рать, уделы, посадник, великий князь, тысяцкий, владыка, Тевтонский орден, Золотая Орда, Сарай Бату, численник, Куликовская битва, ханства, Судебник 1497 г., Юрьев день.
Исторические личности: Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский, Чингисхан, Батый, Мамай, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Иван Калита, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Василий I, Василий II, Иван III, Василий III, Ахмат.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя:
Мы с вами закончили изучение большого блока по истории, посвященного трем важным разделам - Феодальная раздробленность на Руси, Ордынское владычество и Создание единого Русского государства. Сегодня урок будет закрепляющим и пройдет он в форме игры, где мы с вами еще раз вспомним основные моменты.
Итак, мы начинаем. У нас 2 команды. Подсчет очков будет на моей совести. Команда набравшая больше очков, получает 5, а меньше - 4. Я думаю вполне справедливо.
- Объясняю условия игры:
Игра на подобие двух теле-игры "Своя игра" и "Что? Где? Когда", объединенных в одну, и состоит из двух раундов. Раунды отличаются сложностью и соответственно количеством баллов.
"Своя игра" - команда девочек начинает называть на презентации тему и количество баллов желаемого вопроса, затем в течение 10 секунд после быстрого обсуждения один из представителей команд должен дать ответ, отвечает первым тот, кто первым поднял руку. Далее право выбора следующего вопроса оставляется за командой давшей правильный ответ. При отсутствии ответа, вопрос выбирает команда выбиравшая предыдущий вопрос.
Внимание:
- Отвечать команды не обязаны
- При даче неправильного ответа команда теряет столько баллов сколько стоит вопрос
- Существует и система наказаний: при даче ответа без поднятой руки команда теряет столько баллов сколько стоит вопрос, при излишнем шуме тоже самое наказание.
Начинаем игру "Своя игра".
Категория
Балл
Вопрос
Ответ
Раздробленность
1
Древний Город Руси, являвшийся столицей боярской республики
Новгород
2
Село, согласно древнерусской легенде, построенное князем Андреем после его сновидения о Богородице
Боголюбово
3
Кот в мешке - После распада Галицко-Волынской Руси, Галицкую землю завоевала Литва, а Волынь именно ЭТО государство
Польша
4
От кого князь Владимир Всеволодович Мономах получил ТАКОЕ прозвище?
Дед, византийский император Константин Мономах
Нашествия
1
Речка, близ которой состоялась первая встреча монголов с русскими, закончившаяся поражением русских князей
Калка
2
Знаменитая битва, состоявшаяся
на льду Чудского озера
Ледовое побоище
3
Русское княжество, первым встретившее нашествие монголо-татар
Рязанское
4
Город, прозванный монголо-татарами «злым городом»
Козельск
Иго на Руси
1
У Ивана I было именно ЭТО прозвище
Иван Калита
2
Особая княжеская грамота, дававшее право на княжение
Ярлык
3
Государство, являвшееся частью Монголии и управлявшее захваченной Русью
Золотая Орда
4
Из КАКОГО города в Москву была
перевезена резиденция митрополита Петра?
Владимир
Куликово поле
1
Монгольский темник, который не являлся чингисидом, но мечтал о ханском престоле
Мамай
2
Золотоордынский хан, напавший на Москву после Куликовской битвы
Тохтамыш
3
Кот в мешке - Настоятель Троицкого монастыря, благословивший русское войско на битву с монголами
Сергий Радонежский
4
Наемное европейское войско, участвовавшее в Куликовской битве на стороне монголо-татар
Генуэзская пехота
- Обобщение урока.
На сегодняшнем уроке-игре мы с вами закрепили знания по трем главным блокам Средневековой Руси - Феодальная раздробленность, Ордынское владычество и Создание единого Русского государства.
Увидели, что феодальная раздробленность носила и отрицательные, и положительные черты, что не смотря на все внутренние проблемы и внешнеполитическое давление, все равно Русское государство отстояло свою независимость и нашло в себе силы бороться дальше.
Все повторили, поиграли, а на следующем уроке вас ждет итоговая контрольная работа по всему изученному материалу из курса истории России и несколько вопросов из изученной раннее Истории Средних веков.
Урок окончен. До свидания.