Презентация является вспомогательным материалом к уроку истории в 10 классе по теме "Контрреформы Александра III". Необходимо отметить, что обычно мы связываем политику реакции, контрреформ с политикой императора Александра III, но приостановление их началось уже в конце правления отца, реформатора Александра II. Александр Александрович начал своё правление после убийства отца, что наложило отпечаток на всё правление императора. Его правление называют периодом контрреформ, поворотом к «полицейскому государству»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Контрреформы Александра III" »
КонтрреформыАлександра III
1 слайд - Контрреформы 1880 -1900 гг./Александра III.
Необходимо отметить, что обычно мы связываем политику реакции, контрреформ с политикой императора Александра Ш, но приостановление их началось уже в конце правления отца, реформатора Александра II.
Александр III Миротворец1881-1894
1 марта 1881 г.– убийство Александра II.
Александр III (1845-1894)
2 слайд – Александр Александрович начал своё правление после убийства отца, что наложило отпечаток на всё правление императора. Его правление называют периодом контрреформ, поворотом к «полицейскому государству»
К.П.Победоносцев
учёный-правовед
писатель
историк Церкви
действительный
тайный советник
В 1880—1905гг.-
Обер-прокурора
Святейшего Синода
3 слайд –«живая мумия», Константин Петрович Победоносцев. Преподавал законоведение и право будущему императору Александру III и имел на него большое влияние. Внушал императору, что стремление к Конституции- «самая страшная опасность…для отечества и для вашего Величества лично». Он указывал на опасность реформ 60-70-х гг. В этих условиях был принят ряд мер по выхолащиванию реформ.
Изменения в системе судопроизводства и судоустройства при Александре II
1871 – расширены права жандармов в области дознания и следствия
1878-«О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени»
4 слайд – надо отметить, что затормаживание реформ началось ещё при Александре II. Развитие народнического движения,«Охота на царя» народников-народовольцев дала свои результаты:
1871 – расширены права жандармов в области дознания и следствия, то есть были ограничены права судебных следователей по политическим делам.
1878 –после убийства народниками шефа жандармов генерала Мезенцева принят закон «О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени».
«Полицейское государство»
8 марта 1881 г. - заседание Комитета министров отвергло проект М.Т.Лорис-Меликова о созыве законосовещательных комиссий.
29 апреля 1881г .-Манифест о незыблемости самодержавия
«…с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».
5 слайд - Совещание : Новый император Александр III 8 марта 1881 года провёл заседание Комитета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова о созыве законосовещательных комиссий; на заседании с резкой критикой предположений Лорис-Меликова выступили обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев и глава Государственного Совета граф Сергей Строганов ; Победоносцев, в частности, говорил:
«Нация ожидает твёрдого и авторитетного действия и не следует приступать к таким мерам, которые уменьшают авторитет власти, дозволять обществу рассуждать о таких вещах, о которых до настоящего времени оно не имело право говорить».
Манифест - После некоторого периода колебаний, 29 апреля 1881 года императором был подписан , составленный Победоносцевым документ, известный как Манифест о незыблемости самодержавия , который возвестил об отходе от прежнего либерального курса . Сам Александр III полагал, что убийство его отца стало следствием проводившихся при нём либеральных реформ
14 августа 1881 г. «Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия…»
Главнокомандующие/генерал-губернаторы:
Право передавать военному суду дела лиц, совершивших «известные» преступления;
Право подвергать заключению в крепости, тюрьме или аресту на срок до 3-х месяцев или штрафу до 3000 рублей в административном порядке;
требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка
Ссылка в отдаленные места империи до 5 лет( Особое совещание при МВД)
6 слайд - 14 августа 1881 г.« Распоряжение(положение) о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия и проведение определённых местностей в состояние усиленной охраны ».
Положение было временным, на 3 года как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением, но его продлевали вплоть до 1917 г.
В 1892 дополнено законом «О военном положении», позволявший вводить в случае необходимости режим военного положения в местностях, опасных в революционном отношении.
Положение усиленной охраны вводилось Министром внутренних дел либо генерал-губернаторами, после чего им надлежало представить эту меру на Высочайшее благоусмотрение через Комитет министров . На год и более по решению Комитета министров.
При введении положения усиленной охраны генерал-губернаторы , губернаторы и градоначальники получали следующие дополнительные полномочия (В местностях, где не было генерал-губернаторов, могли быть назначены специальные лица, именуемые главноначальствующими.):
накладывать взыскания (арест до 3-х месяцев и штраф до 300 рублей) в административном (внесудебном) порядке.
Право воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания.
Право делать распоряжения о закрытии торговых и промышленных заведений.
Право воспрещать отдельным личностям пребывание в объявленных на положении об усиленной охране местностям ( административная высылка ). Высылка также могла производиться в определенную местность, до момента высылки наказуемый мог содержаться под арестом. Срок высылки составлял от 1 года до 5 лет. Высылка должна быть согласована с министром внутренних дел, при котором для обсуждения данных вопросов имелось Особое совещание .(создавалось при МВД для рассмотрения дел об антигосударственной деятельности).
Создавалось Особое совещание из товарища МВД и 4 чиновников-по 2 от МВД и Министерства юстиции. Имело право применять административную высылку к любому лицу.
Право передавать военному суду дела лиц, совершивших «известные» преступления (закон намеренно употреблял неопределенное выражение);
Право налагать секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества, если доходы с них употреблялись на преступные цели;
Право подвергать заключению в крепости, тюрьме или аресту на срок до 3-х месяцев или штрафу до 3000 рублей в административном порядке; как за нарушение обязательных постановлений, так и за проступки, изъятые из ведения судов;
Право приостанавливать и закрывать собрания сословных, земских и городских учреждений;
Право приостанавливать периодические издания на время действия положения;
Право закрывать учебные заведения на срок не более одного месяца.
Увеличивался штат жандармов.
Оценка «Положения»
А.А.Лопухин, директор департамента полиции в нач.XXв.:
« … поставило всё население России в зависимость от личного усмотрения чинов политической полиции»
7 слайд- оценка «Положения чрезвычайной охраны»
А.А.Лопухин, директор департамента полиции в нач.XXв.:
« … поставило всё население России в зависимость от личного усмотрения чинов политической полиции» .
1889-«Положение о земских участковых начальниках»
Чиновники из потомственных дворян, которые были обличены фактически бесконтрольной административно-полицейской и судебной властью над крестьянами;
Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей;
Ведомству Земских Начальников, в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:
Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей Дела о восстановлении нарушенного владения Дела о потравах и других повреждениях полей, лугов и иных угодий… когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей. Все прочие иски не свыше трёхсот рублей
Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей
Дела о восстановлении нарушенного владения
Дела о потравах и других повреждениях полей, лугов и иных угодий… когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей.
Все прочие иски не свыше трёхсот рублей
8 слайд – В 1889г. вступает в действие "Положение о земских участковых "начальниках", разрушившее раздельность судебной и административной властей.
В 40 губерниях создавались 220 «земских участков», во главе которых были поставлены земские начальники. Цель-восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную в 1861 году.
Главная функция земского начальника –надзор за всеми установлениями крепостного общественного управления, новая должность сочетала административные и судебно-полицейские права. Мог отменить любое постановление сельского и волостного схода, волостного суда. Волостные суды назначались им из представленных сельским сходом кандидатур. Обязанности мировых судей были переданы земским начальникам(до 1912). Сами они оказывались в положении полной бесконтрольности.
В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.
Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд , состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников . Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.
Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия , находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников.
Мировые суды
Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1912 г., они исчезают вовсе.
9 слайд - Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1912 г., они исчезают вовсе.
В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.
Изменения в системесудопроизводства
В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным" или "секретным".
Сенат постепенно становится учреждением, в которое назначались потерявшие способность к работе в других сферах государственного управления (по старости и болезни) высшие и средние чиновники.
10 слайд – изменения в системе судопроизводства.
В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным" или "секретным". Двери Особого присутствия Правительствующего Сената (с 1872 года из высших чиновников для проведения крупных политических процессов) могли закрываться для публики по усмотрению суда. Чаще применялся другой метод. Процесс являлся открытым, но из-за малого помещения фактически ограничивался допуск публики. Свободные места заполнялись переодетыми жандармами, которые изображали публику.
Сенат постепенно становится учреждением, в которое назначались потерявшие способность к работе в других сферах государственного управления (по старости и болезни) высшие и средние чиновники.
Суд присяжных 1878-1889
После дела В.Засулич
политические дела изымаются из ведения суда присяжных.
Происходят некоторые качественные изменения в формировании коллегии присяжных
11 слайд - Непредсказуемость решений присяжных по делам, носящим политический оттенок, не отвечала стремлениям правительства обеспечить порядок в стране. Правящие круги постарались изъять из ведения суда присяжных такие преступления, как сопротивление властям, убийство и покушение на убийство должностных лиц и т.п. Более того, кризис начался с принятия закона 9 мая 1878 года, временно изъявшего из компетенции присяжных заседателей преступления такого рода.
Причем названный закон совершенно обоснованно считается в истории следствием оправдания Веры Засулич Санкт-Петербургским окружным судом с участием присяжных заседателей в апреле 1878 года.
Развитие кризиса 1878-1889 гг. шло в трех направлениях:
1.изменение компетенции суда присяжных- После 1889 г. присяжным заседателям остались подсудны только чисто уголовные дела без какого-либо политического оттенка. На 10-15 процентов сократился объем юрисдикции суда присяжных (в основном за счет передачи мировым судьям дел о мелких кражах со взломом).
Тем не менее, ни сужение компетенции, ни сокращение объема юрисдикции практически не отразились на репрессивности "суда общественной совести". Статистические данные свидетельствуют, что репрессивность суда присяжных мало изменилась в 1890-е гг. по сравнению с 1870-ми гг. - по России в целом она выросла всего на 0,1 процента.
Если правительство, принимая ряд законов 1870-80-х гг., имело одной из целей повышение репрессивности суда присяжных, то оно этой цели не достигло.
2.изменение социального и образовательного состава присяжных заседателей;
В годы кризиса был значительно улучшен состав заседателей . Во-первых, все присяжные из-за введения требования умения читать по-русски стали избираться только из числа грамотных людей. Во-вторых, на 8-10 процентов сократилось количество крестьян, являвшихся наиболее бедными и необразованными среди присяжных заседателей. В то же время крестьяне по-прежнему, особенно в негубернских уездах, составляли более половины заседателей. В-третьих, были приняты меры по привлечению к участию в судопроизводстве достаточно состоятельных людей и исключению из состава присяжных заседателей лиц малоимущих и недостаточно самостоятельных в своих суждениях.
Другие контрреформы
Ужесточение цензуры- 1882
Лишение университетов автономии 1884
Циркуляр о «кухаркиных детях» 1887
12 слайд - редакторы д.б. раскрывать псевдонимы авторов -1882 «Временные правила о печати»
1884-новый университетский устав ликвидировал автономию вузов. Усилен контроль за студентами и повышена плата за обучение.
1887 – циркуляр о кухаркиных детях.(дети прачек, лакеев, лавочников) Плата за обучение поднималась до 100 рублей в год в вузах(зарплата рабочего в год 200 руб)
1894-1904 -Проект комиссии Н.В.Муравьева (не принят)
изменение действующих правил о несменяемости судей
расширение компетенции единоличных судов
постановка вопроса о целесообразности сохранения суда присяжных
об усилении правительственного надзора за адвокатурой.
13 слайд - Весной 1894 г. была намечена программа пересмотра положений судебной реформы 1864 г.
Тогда же была учреждена комиссия по пересмотру судебных уставов, в которую наряду с представителями министерств юстиции, внутренних дел, финансов, Сената вошли видные юристы (Н.С. Таганцев, А.Ф. Кони, И.Я. Фойницкий и др.). Работу по пересмотру судебных уставов 1864 г. проводила комиссия под председательством министра юстиции Н.В. Муравьева. За 30 лет основные институты и принципы судебной реформы претерпели существенные изменения. Комиссия настаивала на полном и систематическом пересмотре действующих правил по судебной части. В апрельском (1894 г.) докладе комиссии были намечены следующие направления преобразований: изменение действующих правил о несменяемости судей, расширение компетенции единоличных судов, постановка вопроса о целесообразности сохранения суда присяжных, о замене кассационного и апелляционного порядка пересмотра дел ревизионным порядком, об усилении правительственного надзора за адвокатурой. Проекты предусматривали создание советов присяжных поверенных при судебных палатах. По мысли составителей, между адвокатской корпорацией и судом должно было установиться единение и адвокаты должны были действовать под непосредственным контролем суда . Предлагалось даже создать корпоративную организацию и в среде частных поверенных, объединить их в советы.
В проекте комиссии предполагалось дальнейшее ограничение принципа несменяемости судей. Некоторые члены комиссии высказывались за уничтожение суда присяжных , мотивируя это «профессиональной неспособностью присяжных, вынести обоснованный и юридически мотивированный вердикт». Проекты разработали сокращенный порядок судебного разбирательства — путем судебных приказов и в порядке неотложности. При таком порядке все права личности не могли быть достаточно гарантированы. К концу 1899 г. работа над проектами была завершена, министерства внутренних дел и финансов дали отрицательные отзывы.
Летом 1904 г. было создано Особое совещание в составе Государственного совета для обсуждения законопроектов о преобразовании судебной системы. Проекты не были реализованы, пятилетняя работа комиссии Н.В. Муравьева не дала результатов.
Оценка контрреформ
С.Ю.Витте:
«Если бы Александру III суждено было продолжить царствовать, сколько он царствовал, то император, по собственному убеждению, двинул бы Россию на путь спокойного либерализма»
14-15-16 слайды – оценка контрреформ, личности и правления Александра ш.
Выводы: Экономические и политические реалии не позволяли Ал.3 вернуться к дореформенным временам.
Хотя Победоносцев критиковал суд присяжных, гласность и состязательность суда, они остались неприкосновенными.
Контрреформы с одной стороны не остановили процесса капитализации страны, но стремление не допустить подрыва принципа самодержавности с другой стороны, создавали основное противоречие в политической жизни России. Это оборачивалось застоем и внутренним параличом власти, бессилием мощного полицейского аппарата, с каждым годом приближая страну к революции.
«Revue des Deux Mondes»
«Это горе было и нашим горем; для нас оно приобрело национальный характер; но почти те же чувства испытывали и другие нации… Европа почувствовала, что она теряет арбитра, который всегда руководился идеей справедливости» (на смерть Александра III)
Генерал Михаил Батьянов
«Царь держал все под гнетом, что хорошо, что рано умер и вовремя. Противоречий не терпел, сам смыслил немного, людей умных возле него не было. Еще так мало времени прошло, а уже холоднее говорят про Александра III. Он оставил по себе неглубокий след. Жалеют о нем только те, кто страшится потерять у молодого царя свои министерские портфели».