kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о видах и памятниках искусства,  распространенных в Древней Руси. Презентация может использоваться на уроках ИЗО и МХК.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство Древней Руси»

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Архитектура Киевской Руси   - Архитектура  Великого Новгорода  и Пскова   - Архитектура  Владимиро-Суздальского  княжества  - Архитектура  Московского государства

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

  • Архитектура Киевской Руси

- Архитектура

Великого Новгорода

и Пскова

- Архитектура

Владимиро-Суздальского

княжества

- Архитектура

Московского государства

Устройство храма

Устройство храма

  Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества

  Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества

Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, жилище Самого Господа. Он содержится в особенной чистоте, устилается коврами и благоукрашается.  Святость алтаря настолько велика, что в древности вход сюда был запрещен всем мирянам – не только женщинам, как сейчас, но и мужчинам.  Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. В этом случае все алтари кроме главного Называются пределами.

Алтарь – главнейшая часть храма.

Алтарь знаменует собой небо, жилище

Самого Господа. Он содержится в

особенной чистоте, устилается коврами

и благоукрашается.

Святость алтаря настолько велика,

что в древности вход сюда был запрещен

всем мирянам – не только женщинам, как

сейчас, но и мужчинам.

Если в храме несколько алтарей, то

каждый из них освящается в память

особого праздника или святого. В этом

случае все алтари кроме главного

Называются пределами.

Многоглавие храмов  Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Многоглавие храмов

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Владимир,получив в крещении имя Василий, соорудил на том месте, где стоял Перун -языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов .

Владимир,получив в крещении имя Василий, соорудил на том месте, где стоял Перун -языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов .

Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашённых ), нартекс , или, как его стали называть на Руси, притвор . В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку.
  • Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашённых ), нартекс , или, как его стали называть на Руси, притвор . В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку.
Архитектура Киевской Руси Во времена Ярослава Мудрого (978-1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Митрополит Иллларион писал: «Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем… и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и позвали… всем сим строителя.»

Архитектура Киевской Руси

Во времена Ярослава Мудрого (978-1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Митрополит Иллларион писал:

«Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем… и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и позвали… всем сим строителя.»

Золотые ворота находились на юго-западе и были обращены к Константинополю-Царьграду. .

Золотые ворота находились на юго-западе и были обращены к Константинополю-Царьграду.

.

Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране.  Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину двумя нефами и в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окружённый с севера, запада и юга двойным рядом галерей-гульбищ и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах.

Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране.

Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину двумя нефами и в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окружённый с севера, запада и юга двойным рядом галерей-гульбищ и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах.

Интерьер Софии Киевской Интерьер Софии Киевской

Интерьер Софии Киевской

Интерьер Софии Киевской

В главном куполе изображен Христос Вседержитель с Евангелием в левой руке, в круглом обрамлении — медальоне.  Его окружают архангелы (сохранилось мозаичное изображение одного из них, остальные написаны маслом).  В барабане центрального купола в простенках мёжду окнами — фигуры апостолов-учеников Христа , как будто парящие в воздухе. На столбах , поддерживающих купол изображения четырех евангелистов.

В главном куполе изображен Христос Вседержитель с Евангелием в левой руке, в круглом обрамлении — медальоне.

Его окружают архангелы (сохранилось мозаичное изображение одного из них, остальные написаны маслом).

В барабане центрального купола в простенках мёжду окнами — фигуры апостолов-учеников Христа , как будто парящие в воздухе.

На столбах , поддерживающих купол изображения четырех евангелистов.

Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Это мозаики и фрески. Кусочки смальты (цветного непрозрачного стекла), из которой выполнены мозаики, имеют разный наклон и поэтому искрятся на свету, создавая впечатление «мерцающей живописи».

Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Это мозаики и фрески. Кусочки смальты (цветного непрозрачного стекла), из которой выполнены мозаики, имеют разный наклон и поэтому искрятся на свету, создавая впечатление «мерцающей живописи».

Евхаристия. Фреска Софии Киевской

Евхаристия. Фреска Софии Киевской

Дочери Ярослава Мудрого Архангел

Дочери Ярослава Мудрого

Архангел

Фасады оформлены пучковыми пилястрами и завершены в крайних пряслах полуарками, а в среднем—ступенчато расположенными в 3 яруса слегка стрельчатыми арками—закомарами. Апсиды оформлены полуколоннами, полосой сетчатого ромбовидного орнамента. Барабан украшен полуколоннами и аркатурным фризом в завершении. Обилие вертикальных линий пучковых пилястр, вытянутые пропорции трехнефного объема и барабана купола усиливают изящество и стройность здания, воплотившего в своем облике высшие достижения древнерусской архитектуры на рубеже XII - XIII веков. Чернигов. Пятницкая церковь. Чернигов. Пятницкая церковь .

Фасады оформлены пучковыми пилястрами и завершены в крайних пряслах полуарками, а в среднем—ступенчато расположенными в 3 яруса слегка стрельчатыми арками—закомарами. Апсиды оформлены полуколоннами, полосой сетчатого ромбовидного орнамента. Барабан украшен полуколоннами и аркатурным фризом в завершении. Обилие вертикальных линий пучковых пилястр, вытянутые пропорции трехнефного объема и барабана купола усиливают изящество и стройность здания, воплотившего в своем облике высшие достижения древнерусской архитектуры на рубеже XII - XIII веков.

Чернигов. Пятницкая церковь.

Чернигов. Пятницкая церковь .

«Он весь – тугая соразмерность, Соотношение высот, Ассиметрия—тяжесть, верность И сводов медленный полет ». В. Рождественский Новгород. Софийский собор.

«Он весь – тугая соразмерность,

Соотношение высот,

Ассиметрия—тяжесть, верность

И сводов медленный полет ».

В. Рождественский

Новгород. Софийский собор.

Магдебургские врата в Софийском соборе XII век.

Магдебургские врата в Софийском соборе XII век.

Звонница Софийского собора

Звонница Софийского собора

Новгородский Кремль Уникальность исторического опыта Великого Новгорода связывается с особым и довольно длительным политическим устроением жизни новгородцев — республикой. Это был крупнейший город-государство, где не существовало правящей династии. С XII века здесь утверждается боярская республика с самобытным «вечевым» управлением—политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании – вече. В других же городах и княжествах Древней Руси управление осуществлялось князем, воля которого представляла собой закон.

Новгородский Кремль

Уникальность исторического опыта Великого Новгорода связывается с особым и довольно длительным политическим устроением жизни новгородцев — республикой. Это был крупнейший город-государство, где не существовало правящей династии. С XII века здесь утверждается боярская республика с самобытным «вечевым» управлением—политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании – вече. В других же городах и княжествах Древней Руси управление осуществлялось князем, воля которого представляла собой закон.

Собор грандиозен и снаружи, и внутри. Высота его стен достигает 20 метров. Это 6-столпный, 3-х апсидный и трехглавый собор с расчлененными лопатками фасадом. Закомары подняты до одного уровня, что придаёт торжественность и спокойствие. Сильно вытянутые щелевидные окна расположены в два яруса — они словно поясом охватили собор и башню. Плоские лопатки, завершающиеся мягкими полукружиями, узкие щели окон образуют простой и выразительный узор, как бы увеличивающий высотность архитектурной композиции.
  • Собор грандиозен и снаружи, и внутри. Высота его стен достигает 20 метров. Это 6-столпный, 3-х апсидный и трехглавый собор с расчлененными лопатками фасадом.
  • Закомары подняты до одного уровня, что придаёт торжественность и спокойствие. Сильно вытянутые щелевидные окна расположены в два яруса — они словно поясом охватили собор и башню. Плоские лопатки, завершающиеся мягкими полукружиями, узкие щели окон образуют простой и выразительный узор, как бы увеличивающий высотность архитектурной композиции.

Новгород. Георгиевский собор в Юрьевом монастыре

С небывалой роскошью был украшен собор.  Золотой стеной возвышался 5-ти ярусный иконостас со множеством икон в драгоценных ризах, усыпанных жемчугом, с серебряными царскими вратами. Храмовая икона «Св. Георгий», привезенная из Византии во времена Ярослава Мудрого, была одета в богатейшую ризу, сверкающую самоцветными камнями. Специально для собора в 30-е г. XII века написана знаменитая икона «Устюжское Благовещение».

С небывалой роскошью был украшен собор.

Золотой стеной возвышался 5-ти ярусный иконостас со множеством икон в драгоценных ризах, усыпанных жемчугом, с серебряными царскими вратами. Храмовая икона «Св. Георгий», привезенная из Византии во времена Ярослава Мудрого, была одета в богатейшую ризу, сверкающую самоцветными камнями. Специально для собора в 30-е г. XII века написана знаменитая икона «Устюжское Благовещение».

Храм нового типа. Трехлопастные и восьмискатные .

Храм нового типа. Трехлопастные и восьмискатные .

  • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице – одна из древнейших и почитаемых в Новгороде. Именно в ней, по преданию, хранилась новгородская святыня – икона "Богоматерь Знамение", в 1169 году защитившая город от суздальцев.
  • В 1374 году деревянная церковь была заменена каменной. Средства на ее строительство дали "уличане", а торжественное освящение провел архиепископ Алексий с клиром Софийского собора. Это еще раз свидетельствовало о важности храма в жизни всего Новгорода.
  • Церковь Спаса Преображения – характерный образец новгородского зодчества XIV века. Значительность размеров, особое выделение высотной доминанты, энергия движения масс и объемов сочетаются в ней с богатством декоративного убранства фасадов.
Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Троица Живопись в церкви Спаса, дошедшая до нас в виде отдельных фрагментов, – единственное монументальное произведение великого византийского художника Феофана Грека. Она выполнена в 1378 году на средства боярина Василия Даниловича. Хорошо сохранились и поражают воображение фрески купола и светлого барабана – колоссальное изображение Вседержителя, гневно взирающего на землю, охраняющие его престол архангелы и серафимы, а также фигуры праотцев и пророков. Не меньший интерес вызывает живопись Троицкого придела – личной молельни заказчика. Центр композиции – Ветхозаветная Троица, рядом –

Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Троица

Живопись в церкви Спаса, дошедшая до нас в виде отдельных фрагментов, – единственное монументальное произведение великого византийского художника Феофана Грека. Она выполнена в 1378 году на средства боярина Василия Даниловича. Хорошо сохранились и поражают воображение фрески купола и светлого барабана – колоссальное изображение Вседержителя, гневно взирающего на землю, охраняющие его престол архангелы и серафимы, а также фигуры праотцев и пророков.

Не меньший интерес вызывает живопись Троицкого придела – личной молельни заказчика. Центр композиции – Ветхозаветная Троица, рядом – "Служба св. Отцов" и "Богоматерь в типе Знамение-Воплощение«.

Христос Вседержитель. Феофан Грек. 1378 г. Фреска. В куполе Феофан пишет грандиозного Христа Пантократора ( Вседержителя) в образе грозного судии. Одной рукой он благостловляет, в другой держит книгу, которая, по приданию, будет открыта только в день Страшного суда. Его фигура окружена четырьмя архангелами и четырьмя серафимами. Новгород Великий. Церковь Спаса Преображения на Ильине Улице

Христос Вседержитель.

Феофан Грек. 1378 г.

Фреска.

В куполе Феофан пишет грандиозного Христа Пантократора ( Вседержителя) в образе грозного судии.

Одной рукой он благостловляет, в другой держит книгу, которая, по приданию, будет открыта только в день Страшного суда. Его фигура окружена четырьмя архангелами и четырьмя серафимами.

Новгород Великий. Церковь Спаса Преображения на Ильине Улице

Особенностью живописи Троицкой каморы является присутствие здесь образов праведников, столпников, преподобных. Вслед за отцами церкви Феофан трактует своих персонажей как подлинных столпов церкви, ее основание и опору. Противоречие между страстно желаемой жизнью в Боге и невозможностью до конца преодолеть греховную плоть и помыслы ясно осознавалось художником-философом и определило безысходность настроения росписи. Фрески греческого мастера отличаются суровой одухотворенностью. В них нет ничего умиляющего и благостного. Художник наделяет образы святых сильными чувствами, превышающими возможности обычного человека. Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Анфим (?) Никомидийский. Фреска на южном склоне арки, ведущей в диаконник

Особенностью живописи Троицкой каморы является присутствие здесь образов праведников, столпников, преподобных. Вслед за отцами церкви Феофан трактует своих персонажей как подлинных столпов церкви, ее основание и опору.

Противоречие между страстно желаемой жизнью в Боге и невозможностью до конца преодолеть греховную плоть и помыслы ясно осознавалось художником-философом и определило безысходность настроения росписи.

Фрески греческого мастера отличаются суровой одухотворенностью. В них нет ничего умиляющего и благостного. Художник наделяет образы святых сильными чувствами, превышающими возможности обычного человека.

Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Анфим (?) Никомидийский. Фреска на южном склоне арки, ведущей в диаконник

Вид южной стены с тремя столпниками. Алимпий. Ф. Грек

Вид южной стены с тремя столпниками. Алимпий. Ф. Грек

Столпники. Симеон Старший и Младший

Столпники. Симеон Старший и Младший

Битва суздальцев с новгородцами. XV в.

Битва суздальцев с новгородцами. XV в.

Это одноглавый храм с плоскими стенами, украшенный лишь оконными проемами, с одной низкой полукруглой апсидой. По углам здания выразительные пилястры, переходящие в трехлопастное завершение стен с «промятыми» углами кровли храма. Общее впечатление  -- линии непрямые, плоскости стен неровные, арки как-то смяты, углы скошены. И этот стиль новгородской школы потом повторится в сооружениях XIV века. Новгород. Церковь Рождества Богородицы в Перыни XIII в.

Это одноглавый храм с плоскими стенами, украшенный лишь оконными проемами, с одной низкой полукруглой апсидой. По углам здания выразительные пилястры, переходящие в трехлопастное завершение стен с «промятыми» углами кровли храма.

Общее впечатление -- линии непрямые, плоскости стен неровные, арки как-то смяты, углы скошены. И этот стиль новгородской школы потом повторится в сооружениях XIV века.

Новгород. Церковь Рождества Богородицы в Перыни XIII в.

Владимиро-Суздальское зодчество. Главными характерными чертами белокаменной архитектуры владимиро-суздальских земель являются:  - четкая геометричность плана; - стройность зданий; - вертикальное членение стен пилястрами и декоративными колонками; - наличие арочных поясков и резных каменных украшений  Владимир. Успенский собор Княгинина монастыря

Владимиро-Суздальское зодчество.

Главными характерными чертами белокаменной архитектуры владимиро-суздальских земель являются:

- четкая геометричность плана;

- стройность зданий;

- вертикальное членение стен пилястрами и декоративными колонками;

- наличие арочных поясков и резных каменных украшений

Владимир. Успенский собор Княгинина монастыря

Владимир. Успенский собор В 1185 - 1189 гг. во Владимире был возведён земельный собор во славу Богоматери – Успенский В облике храма красота архитектуры сочеталась с изысканностью и пышностью убранства. Широко использовалась оковка порталов и куполов золоченой медью. Огромный интерьер храма сиял блеском золота, майолик и росписей. Тонкие и изящные столбы внутри создавали впечатление большой высоты и широкого пространства. Богатый аркатурно-колончатый пояс покрывал фасад собора. Сами фасады благодаря членению пилястрами казались шире и наряднее.

Владимир. Успенский собор

В 1185 - 1189 гг. во Владимире был возведён земельный собор во славу Богоматери – Успенский

В облике храма красота архитектуры сочеталась с изысканностью и пышностью убранства. Широко использовалась оковка порталов и куполов золоченой медью. Огромный интерьер храма сиял блеском золота, майолик и росписей. Тонкие и изящные столбы внутри создавали впечатление большой высоты и широкого пространства. Богатый аркатурно-колончатый пояс покрывал фасад собора. Сами фасады благодаря членению пилястрами казались шире и наряднее.

Владимирская Икона Божией Матери

Владимирская Икона Божией Матери

Построен по велению князя Всеволода Большое Гнездо и назван во имя Дмитрия Солунского—святого покровителя князя Всеволода.  Владимир. Дмитриевский собор. Владимир. Дмитриевский собор

Построен по велению князя Всеволода Большое Гнездо и назван во имя Дмитрия Солунского—святого покровителя князя Всеволода.

Владимир. Дмитриевский собор.

Владимир. Дмитриевский собор

Андрей Боголюбский построил Церковь Покрова на Нерли недалеко от своих палат в память о любимом сыне Изяславе, погибшем в победоносном походе на болгар в 1164 г. Изящная одноглавая церковь словно парит над широкой гладью заливных лугов. Её устремлённость ввысь создаётся прежде всего гармоничными пропорциями, трёхчастным делением фасадов, которое соответствует организации внутреннего пространства церкви, арочным завершением стен (так называемые закомары), ставшим лейтмотивом здания, повторяющимся в рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном поясе. Церковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник русского зодчества.

Андрей Боголюбский построил Церковь Покрова на Нерли недалеко от своих палат в память о любимом сыне Изяславе, погибшем в победоносном походе на болгар в 1164 г. Изящная одноглавая церковь словно парит над широкой гладью заливных лугов. Её устремлённость ввысь создаётся прежде всего гармоничными пропорциями, трёхчастным делением фасадов, которое соответствует организации внутреннего пространства церкви, арочным завершением стен (так называемые закомары), ставшим лейтмотивом здания, повторяющимся в рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном поясе. Церковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник русского зодчества.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Владимир. Церковь Рождества Богородицы

Владимир. Церковь Рождества Богородицы

Псков. Церковь Успения.

Псков. Церковь Успения.

Псков. Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в.

Псков. Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в.

Церковь Воскресения на Званце Псков. Церковь Воскресения на Званце

Церковь Воскресения на Званце

Псков. Церковь Воскресения на Званце

Суздаль. Рождественский собор XII в.

Суздаль. Рождественский собор XII в.

Суздаль.Святые ворота Покровского монастыря с надвратной церковью Благовещения. XVI в. Суздаль. Св.ворота Покровского монастыря с надвратной церковью .

Суздаль.Святые ворота Покровского монастыря с надвратной церковью Благовещения. XVI в.

Суздаль. Св.ворота Покровского монастыря с надвратной церковью .

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Спасо-Андроников монастырь. Спасский собор Москва.  Спасо-Андроников монастырь.  Спасский собор

Спасо-Андроников монастырь. Спасский собор

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Спасский собор

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста

Ярославль. Церковь Николы.

Ярославль. Церковь Николы.

Свято-Ефимьевский монатырь. Малая часовня Свято- Ефимьевский монастырь. Малая часовня.

Свято-Ефимьевский монатырь.

Малая часовня

Свято- Ефимьевский монастырь. Малая часовня.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Искусство Древней Руси

Автор: Ильиных Александр Сергеевич

Дата: 13.09.2018

Номер свидетельства: 477743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Народное искусство Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(34) "narodnoie-iskusstvo-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "138418"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417536460"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Архитектурный облик Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(36) "arkhitiekturnyi-oblik-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "130163"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415826149"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по МХК на тему: "Архитектурный облик Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-mkhk-na-tiemu-arkhitiekturnyi-oblik-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "171292"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423661568"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок в рамках технологии критического мышления -Культура Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-v-ramkakh-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-kul-tura-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "173546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424006646"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Культура Древней Руси (VI- XI вв.) "
    ["seo_title"] => string(32) "kul-tura-drievniei-rusi-vi-xi-vv"
    ["file_id"] => string(6) "190247"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427125694"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства