kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы "Использование различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе содержится обобщение опыта учителя истории и обществознания о формах работы с текстом на уроках для формирования информационной компетенции обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы "Использование различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания"»

1. Введение.


«Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а

привычка записывать — точным».(Ф. Бэкон)




Я думаю, вы согласитесь, что этой фразой английский философ определил практически все виды работы с текстом: чтение, беседа, запись.

Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно привести несколько примеров из тестовых заданий ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но ведь после выпускных экзаменов его жизнь продолжится: многим предстоит учеба в ВУЗе, да и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и навык понимать прочитанное.

На уроках истории и обществознания я столкнулся с рядом проблем:


1. учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;


2. не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;


3. не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);


4. не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.


Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель:


Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.


Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

  • выделять в тексте главные положения и мысли.

  • Составлять различные виды планов.

  • Развертывать текст, строя по плану собственное высказывание.

  • Конспектировать и реферировать текст

  • На основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст.

  • Составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.







2. Основные формы и методы работы с текстом.



Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эти задачи:


1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста.

3. Аналитическое чтение текста.


4. Деление текста на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.

9. Составление логической схемы.

10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.

11. Реферирование текста.








3. Разнообразные методы работы с текстом



Применение данных видов работы с текстом разнообразно:


Например, на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ: комментирование чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика.


- Этап осмысления материала включает в себя составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов.


- На стадии закрепления ребятам предлагается составить собственный текст на основе схемы, таблицы или графика, подобрать примеры к тексту, написать реферат.


- Этап контроля и коррекции знаний подразумевает составление сравнительных таблиц, логических цепочек, восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок), составление собственного высказывания (пересказ, работа по опорным словам)


Конечно, на каждом уроке учитель применяет те методы, которые помогут наиболее эффективно достичь цели урока.


Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой и историческим документом, развивает устную и письменную речь, тем самым способствует формированию информационной компетенции обучающихся.


4. Результаты работы:


Оценивая результаты умений работы с текстом обучающихся 11 класса в 2020-2021 учебном году, мы видим (1 слайд), какое количество баллов набирали ученики, раскрывая свои умения при работе с текстом

Общее количество обучающихся 10 человек.


В результате обработки были получены результаты, измеряемые итоговыми (обобщенными) баллами. (2 слайд)


В соответствии со шкалой перевода бальных оценок в уровневые определялся уровень сформированности информационной компетентности: низкий, средний, высокий. (3 слайд)



Таким образом, результаты следующие (3 слайд)



Высокий уровень сформированности информационной компетенции позволяет выпускникам успешно преодолевать пороговое значение по истории, обществознанию на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и соответственно продолжать своё обучение в вузах и сузах.

Таким образом, работа школьного учителя по формированию умения работы с текстом не может осуществляться в традиционной форме, когда учитель передает ученикам свои знания и предлагает жесткие рекомендации. Наше время не терпит догматического и авторитарного подхода ни в одной области социального бытия. Для того чтобы гибко реагировать на изменяющуюся действительность, принимать правильные, обоснованные решения, учитель должен выступать в определенной мере исследователем и «мыслителем» происходящих процессов.





Качество знаний в 2020 – 2021 учебном году в первом полугодии составило 68 % по обществознанию и 75 % по истории.


В 2020 – 2021 учебном году все обучающиеся, выбравшие в ходе итоговой аттестации экзамен по обществознанию в форме и по материалам ЕГЭ, успешно справились с тестом. Самый высокий балл на экзамене получила Мельникова Анна – 76 балов.

Обучающиеся принимают участие в школьных и районных олимпиадах по обществознанию и истории.

Участники олимпиад:


Фамилия, имя

Класс

Уровень олимпиады

Участие

Аведова Виолетта

9 класс

Школьн., районная

участница

Карташова Регина

9 класс

Школьн., районная

Призер

Антонюк Н иколай

8 класс

Школьн., районная

учасница

Ворожева Света

8 класс

Школьн, районная

учасница

Валитов Максим

10 класс

Школьн., районная

призер

Подлисецкая Юлия

10 класс

Школьн., районная

учасница


Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в дистанционной Всероссийской викторине посвященной Великой Отечественной Войне « 1418».


50% выпускников прошлого года на сегодняшний день успешно обучаются в высших учебных заведениях.


В перспективе своей педагогической деятельности я планирую изучить методическую литературу. Освоить новые методы: уроки-семинары, урок- мозговой штурм, мини-проекты и др. в старших классах, где работа с различными текстами выходит на первый план, методика проведения уроков в форме лекций, обучение конспектированию лекции, составление мини-проектов и т.д.

Проводить систематизацию материалов на различных носителях для методического оснащения кабинета.

Неоднократно мы с ребятами принимали участие в районном конкурсе краеведческих исследовательских работ имени Беликова Н.А. и всегда результативно: Карташова Ксения с работой на тему: «Война глазами детей…»( 3 место), Рахманкулова Дарина с работой на тему:

«Шейх Ахмат Хаджи Рахманкулов – религиозный деятель и педагог»( 2 место), Рамбургер Ангелина с работой на тему: «Мои героические прадедушки» (3 место).

В 2022 году наши ученики приняли участие в интеллектуальной исторической игре « Умники и умницы», которую организовал районный краеведческий музей имени Беликова Н.А. Иманкулова Наргиз, стала победителем в этой игре.

Для развития интереса у ребят к изучению истории родного края, истории своей страны, мы постоянно занимаемся изучением разных исторических событий, проводим тематические классные часы посвященные памятным датам с привлечением к мероприятиям детей, конкурсы рисунков на исторические темы. Сейчас актуальным стало написание писем, поздравительных открыток солдатам, участникам военных действий на Украине, и многое другое. Современные дети должны интересоваться вопросами политики, экономики, социальной и духовной сфер нашего общества.

Итак, как сказал английский философ Френсис Бэкон, чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. Я думаю, вы согласитесь, что этой фразой английский философ определил практически все виды работы с текстом: чтение, беседа, запись.

. Приложение

Прием аналитического чтения (по тексту Гумилева), выделение главной мысли, поиск ответа в тексте учебника, восстановление деформированного текста на основе текста учебника (вставка пропущенных слов, нахождение ошибок), составление собственного текста по опорным словам. Эти приемы развивают в обучающихся умение видеть в тексте главное, способствуют развитию связной речи, развивают логическое мышление.


Пример использования различных форм работы с текстом на уроке по теме “Франкское государство”. В процессе работы учащиеся должны узнать: 1. Как возникло государство у франков. 2. Какие изменения произошли в управлении франков. 3. Какую роль играла церковь в жизни раннефеодального общества. Работа с текстом направлена на развитие следующих умений: 1. Раскрывать причинно-следственные связи. 2. Структурировать содержание текста. 3. Анализировать исторический источник.

На уроке ребятам было предложено выполнить следующие задания:


Задание №1. Прочитайте документ “Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей”, ответьте на вопрос :


Какие качества помогли Хлодвигу стать вождем?


Задание № 2. Распределите причины образования государства в логической последовательности:


Начало обработки железа, усовершенствование орудий труда, стремление вождя к личной власти, распад родовой общины, местные богачи поддерживали Хлодвига, появление неравенства, франки завоевали большие территории, это требовало более четкого управления.


Задание № 3. Проследите изменения в управлении франков к нач. VI в.

Вопросы

Племя

Государство

1. Управление



2. Войско



3. Управление на местах



4. Суд





Сделайте вывод: чем власть короля отличается от власти вождя?


Задание № 4. Проанализируйте содержание законов франков, ответьте на вопросы:


За совершение каких поступков наказывали франкские законы?

Какое наказание было основным?

Что в законах указывает на существование неравенства у франков?

Что говорит о несовершенстве законов?


Сделайте вывод: чьи интересы защищали законы?


Задание № 5. Проследите процесс формирования классов феодального общества: крупные землевладельцы и зависимые крестьяне.

Кто и как становился крупным землевладельцем?

Какие права получали крупные землевладельцы?

Как свободные землевладельцы превращались в зависимых?


Задание № 6. Наведите порядок в организации христианской церкви:


Епископ - глава христианской церкви в Западной Европе

Аббат – христианин, который вел уединенный образ жизни

Римский папа – руководитель монастыря

Священники, монахи – служители церкви

Масса верующих


Сделайте вывод: какова была роль церкви в обществе?



Работа с историческим документом – один из обязательных этапов изучения истории. Например, при изучении темы «Культура Византии» предлагаю ребятам прочитать отрывок из Путевых заметок Вениамина из Туделы, посетившего Константинополь в декабре 1117 г. (содержится в хрестоматии по истории средних веков)


“… Там есть храм…, и там же греческий папа, потому что они не подчиняются римскому папе. В этой церкви столько алтарей, сколько в году дней. Его богатства без числа, в него ежегодно приносят дань с двух больших островов и находящихся там замков и городов. Ни в одном из храмов мира нельзя встретить богатства, подобного этому. Внутри храма колонны и лампады из золота и серебра в таком количестве, что человек не может сосчитать. Там возле стены дворца есть место развлечения царя, называемое ипподромом. Ежегодно в день рождения Иисуса царь устраивает там великие зрелища. В присутствии царя и царицы даются представления (при помощи волшебства и без него), выводятся всевозможные люди. Выводят львов, леопардов, медведей и диких ослов одних на других и обычно также птиц, и ни в одной земле нельзя видеть подобного увеселения…”


На основании анализа этого отрывка, ребята отвечают на вопросы:

1. О каком храме говорится в документе? Где он находится? Когда был построен?

2. Чем поразил путешественника этот храм? Чем этот храм отличался от других храмов?

Подобные задания учат детей находить в тексте необходимую информацию, искать ответы на поставленные вопросы, а работа с историческим источником помогает проникнуться атмосферой исторической эпохи, приблизиться к точке зрения человека, написавшего эти строки.











































Содержание



1.Введение.

2. Основные формы и методы работы с текстом.

3. Разнообразные методы работы с текстом

4. Результаты работы:


5. Приложение.


































Обобщение опыта работы

Филимоновой Ирины Владимировны

учителя истории и обществознания 1категории

МБОУ « Тарутинской СОШ им. Завершинского В.И














«Использование различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания для формирования информационной компетенции обучающихся».






с. Тарутино 2023г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирина Владимировна Филимонова

Дата: 30.03.2023

Номер свидетельства: 628711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства