kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эпоха Петра Великого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации подобран сцелью проведения  итогового урока по эпохе Петра Первого (Великого). Возможно, его использование в качестве основы для проведения мероприятия по внеурочной деятельости, возможно, как макет для домашнего задания по рефлексии темы в 10 классе (с целью доработки).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эпоха Петра Великого»

Эпоха Петра Великого Итоговый урок истории по теме в 7 классе Петр Первый Великий.Русский царь с 1682 г. и император с 1721 г.

Эпоха Петра Великого

Итоговый урок истории по теме в 7 классе

Петр Первый Великий.Русский царь с 1682 г. и император с 1721 г.

Цель:  ПОЗНАКОМИТЬСЯ  с исторической личностью – Петром Первым Великим  -  ПОСТАРАТЬСЯ ОЦЕНИТЬ вклад Петра в историю страны  -
  • Цель: ПОЗНАКОМИТЬСЯ с исторической личностью – Петром Первым Великим - ПОСТАРАТЬСЯ ОЦЕНИТЬ вклад Петра в историю страны -
Вступление «Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно» Радищев «Петербург основан на слезах и трупах» Карамзин Так третий век спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский, Блок… Мнения крайние, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таково было его время. Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед. «Петру великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского» Белинский

Вступление

«Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно»

Радищев

«Петербург основан на слезах и трупах»

Карамзин

Так третий век спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский, Блок… Мнения крайние, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таково было его время. Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.

«Петру великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского»

Белинский

Детство Петра 1

Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672г . от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Петр был живым и красивым мальчиком, смотрел на всех живо и самоуверенно, ему не сиделось на месте.

После смерти его старшего брата, царя Федора Алексеевича, обостряется борьба между двумя боярскими кланами – Милославскими и Нарышкиными. 27 апреля толпа, собравшаяся в кремле выкрикивает царем Сначала Петра в обход своего брата, а спустя месяц та же стрелецкая толпа, настроенная против родственников его матери сестрой Петра , Софьей, подхватывает на копья бояр Матвеева и Долгорукого. Петр становится жертвой кровавой расправы. Партия Нарышкиных была отстранена от участия в государственных делах; Петр с матерью поселился в селе Преображенском. С 1683 г. никем не руководящий он начал здесь продолжительную игру, какую сам себе устроил, и которая стала для него школой самообразования. Петр набирает из своих дворовых людей две роты, которые со временем развились в два батальона, человек по триста в каждом. Они получили название потешных. Постепенно военные забавы приняли нешуточный масштаб, и это стало вызывать беспокойство Софьи.

Образованием занимался Никита Зотов Юный Петр  Потешные полки

Образованием занимался Никита Зотов

Юный Петр

Потешные полки

Борьба за престол Петр Софья Образовательный центр «НИВА»

Борьба за престол

Петр

Софья

Образовательный центр «НИВА»

Бегство в Троицу «Неприступные стены монастырей во все времена служили надежной защитой от опасности. В тревожные времена за ними могли укрыться не только цари, но и посадский люд, крестьяне. В начале 12 в. Троицкий монастырь выдержал 16-ти месячную осаду польско – литовских войск. Принял монастырь и молодого царя .»  В ночь на 8 августа 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском стрельцами, которые сообщили ему о грозящей опасности со стороны Софьи. Царь бежал в Троице Сергиеву лавру. Монастырь дал защиту молодому царю. Так же как и семь лет назад в Лавре пересидели Москву. Брат Петра, Иван, правил только номинально. Фактически вся власть перешла к Петру и Нарышкиным. На первых порах Петр оставил власть своей матери, а сам проводил время в военных забавах В связи с расширением морских забав Петр дважды совершает путешествие на Белое море. В 1694 г. умерла мать Петра, и ему самому пришлось вступить в управление государством.

Бегство в Троицу

«Неприступные стены монастырей во все времена служили надежной защитой от опасности. В тревожные времена за ними могли укрыться не только цари, но и посадский люд, крестьяне. В начале 12 в. Троицкий монастырь выдержал 16-ти месячную осаду польско – литовских войск. Принял монастырь и молодого царя

В ночь на 8 августа 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском стрельцами, которые сообщили ему о грозящей опасности со стороны Софьи. Царь бежал в Троице Сергиеву лавру. Монастырь дал защиту молодому царю. Так же как и семь лет назад в Лавре пересидели Москву. Брат Петра, Иван, правил только номинально. Фактически вся власть перешла к Петру и Нарышкиным. На первых порах Петр оставил власть своей матери, а сам проводил время в военных забавах В связи с расширением морских забав Петр дважды совершает путешествие на Белое море. В 1694 г. умерла мать Петра, и ему самому пришлось вступить в управление государством.

Утро стрелецкой казни. В.Суриков 1881 г.

Утро стрелецкой казни.

В.Суриков 1881 г.

НАЧАЛО СЛАВНЫХ ДЕЛ ПЕТРОВЫХ « Я ученик и ищу себе учителей» Великое посольство. Весна 1697 года…

НАЧАЛО СЛАВНЫХ ДЕЛ ПЕТРОВЫХ

« Я ученик и

ищу себе

учителей»

Великое посольство. Весна 1697 года…

Великое посольство Ботик Петра Первого

Великое посольство

Ботик Петра Первого

Выше всего он ставил ремесло корабельное. Современники считали его лучшим корабельным мастером России. Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истинный моряк, которому морской воздух нужен был, как рыбе вода.  Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. С его рук не сходили мозоли. Успехи в ремесле поселили в нем уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и хорошим зубным врачом. Петр отличался отменным аппетитом. Современники говорят, что он мог есть всегда и везде.

Выше всего он ставил ремесло корабельное.

Современники считали его лучшим корабельным мастером России. Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истинный моряк, которому морской воздух нужен был, как рыбе вода.

Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. С его рук не сходили мозоли. Успехи в ремесле поселили в нем уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и хорошим зубным врачом. Петр отличался отменным аппетитом. Современники говорят, что он мог есть всегда и везде.

Наружность, привычки, образ жизни Петра 1 Был он без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы. От природы он был силач: постоянное обращение с молотком и топором еще больше развило его мускульную силу. Петр был силен и трудолюбив. Наверняка многие слышали сказку «Петр и кузнец», в которой еще больше подтверждается его могущество.( сказка )

Наружность, привычки, образ жизни Петра 1

Был он без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы. От природы он был силач: постоянное обращение с молотком и топором еще больше развило его мускульную силу.

Петр был силен и трудолюбив. Наверняка многие слышали сказку «Петр и кузнец», в которой еще больше подтверждается его могущество.( сказка )

Роскоши Петр не выносил…Когда Екатерина развернула перед ним великолепный наряд, приготовленный для коронации костюм, он рассердился. Схватил расшитое серебром платье, встряхнул и, указав на посыпавшиеся блестки, сказал: «Если их подмести, хватит на жалование гренадеру». Его семья жила скромно. Жена и царевны одевались бедно, в роскошных нарядах появлялись лишь на праздниках. Двор русского царя был самым малочисленным в Европе. Ограничив себя и своих близких во многом, Петр все силы и энергию отдавал служению отечеству. Того же он требовал и от подчиненных

Роскоши Петр не выносил…Когда Екатерина развернула перед ним великолепный наряд, приготовленный для коронации костюм, он рассердился. Схватил расшитое серебром платье, встряхнул и, указав на посыпавшиеся блестки, сказал: «Если их подмести, хватит на жалование гренадеру».

Его семья жила скромно. Жена и царевны одевались бедно, в роскошных нарядах появлялись лишь на праздниках. Двор русского царя был самым малочисленным в Европе. Ограничив себя и своих близких во многом, Петр все силы и энергию отдавал служению отечеству. Того же он требовал и от подчиненных

Создание флота Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью. Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано Адмиралтейство. Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г ., был создан Азовский флот.

Создание флота

Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью.

Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано Адмиралтейство.

Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г ., был создан Азовский флот.

Взятие Азова Молодой флот России получил боевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азова явилось первой крупной победой вновь создаваемых регулярных армий и флота России. Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.

Взятие Азова

Молодой флот России получил боевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азова явилось первой крупной победой вновь создаваемых регулярных армий и флота России.

Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.

«Морским судам быть» 20 (30) октября 1696 г . царь Петр 1 «указал», а Дума «приговорила» : «Морским судам быть» - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и меднолитейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

«Морским судам быть»

20 (30) октября 1696 г . царь Петр 1 «указал», а Дума «приговорила» : «Морским судам быть» - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

Создаются новые верфи, растет число железоделательных и меднолитейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

Основание города на Неве 10 мая 1703 г. в устье реки Невы, на Заячьем острове, Петр первый заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр 1 главные усилия сосредоточил на овладение земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-ти дневной осады первой пала крепость Нотебург (Орешек). По выражению Петра 1, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, Расположенная при впадении в Неву реки Охты. Так Петр прорубил окно в Европу.

Основание города на Неве

10 мая 1703 г. в устье реки Невы, на Заячьем острове, Петр первый заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр 1 главные усилия сосредоточил на овладение земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-ти дневной осады первой пала крепость Нотебург (Орешек). По выражению Петра 1, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, Расположенная при впадении в Неву реки Охты. Так Петр прорубил окно в Европу.

Строительство Петербурга

Петербург – первый город России, который чуть ли не с основания стал развиваться по заранее разработанному плану. Указом Петра в 1703 г . была создана «Канцелярия от строений», руководившая всеми работами, однако фактически возглавлял все сам Петр.

Очень быстро вблизи крепости стал застраиваться городской остров – нынешняя Петроградская сторона. Даже через добрую сотню лет после появления Петербурга рождение города казалось невероятным чудом. У финнов сохранилась поэтическая легенда. В ней говорится: «Много людей в старые годы принимались строить город на Невском болоте, но это никому не удавалось: топкое болото поглощало каждый раз постройку. Но вот пришел русский богатырь-волшебник и решил строить город. Построил он один дом – поглотила его трясина. Построил второй и третий – все так же исчезают они в болоте. Рассердился тогда богатырь и придумал хитрое небывалое дело: взял он и сковал на руках вдруг целый город и поставил его на болото. Не смогло оно тогда поглотить богатырский город и держит его до сих пор». Нелегко эта легенда осуществилась.

ГРАД ПЕТРОВСКИЙ

ГРАД ПЕТРОВСКИЙ

Вторая Венеция Памятник Петру в Петербурге В конце жизни, осматривая работы на Ладожском канале и довольный их ходом, Петр говорил строителям: «Видим, как Невой ходят к нам суда из Европы; а когда кончим вот этот канал, увидим, как нашей Волгой придут торговать в Петербург и азиаты». Он мечтал, пользуясь речной сетью России, сделать ее торговой и культурной посредницей между двумя мирами, Западом и Востоком, Европой и Азией. (видео) Так было положено начало прекрасному городу – северной столице, которую иностранцы называют Второй Венецией и Северной Пальмирой. «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит…» Так восхваляет этот город великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин. Карта Петербурга 18 века

Вторая Венеция

Памятник Петру в Петербурге

В конце жизни, осматривая работы на Ладожском канале и довольный их ходом, Петр говорил строителям: «Видим, как Невой ходят к нам суда из Европы; а когда кончим вот этот канал, увидим, как нашей Волгой придут торговать в Петербург и азиаты». Он мечтал, пользуясь речной сетью России, сделать ее торговой и культурной посредницей между двумя мирами, Западом и Востоком, Европой и Азией.

(видео) Так было положено начало прекрасному городу – северной столице, которую иностранцы называют Второй Венецией и Северной Пальмирой.

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…»

Так восхваляет этот город великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин.

Карта Петербурга 18 века

Точка зрения… В исторической литературе существуют оценки деятельности Петра 1. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России. Преобразования Петра 1 были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества.

Точка зрения…

В исторической литературе существуют оценки деятельности Петра 1. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России.

Преобразования Петра 1 были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества.

Модель государства Идеалом государственного устройства для Петра 1 было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан-царь, его поданные-офицеры и матросы, действующие по морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых – превратить Россию в великую Европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор.

Модель государства

Идеалом государственного устройства для Петра 1 было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан-царь, его поданные-офицеры и матросы, действующие по морскому уставу.

Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых – превратить Россию в великую Европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор.

Какие же конкретные преобразования Петра 1 были проведены в период его правления? В 1711г. вместо боярской думы был учрежден сенат В 1717г.-1718г. проведена реформа центральных учреждений В 1721г. В результате церковной реформы должность патриарха была упразднена, во главе церкви – Синод В 1722г. - указ о престолонаследии, император сам назначал наследника В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии.

Какие же конкретные преобразования Петра 1 были проведены в период его правления?

  • В 1711г. вместо боярской думы был учрежден сенат
  • В 1717г.-1718г. проведена реформа центральных учреждений
  • В 1721г. В результате церковной реформы должность патриарха была упразднена, во главе церкви – Синод
  • В 1722г. - указ о престолонаследии, император сам назначал наследника

В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии.

Развитие экономики способствовало развитию науки.  1700 -создана горно-разведочная служба.  1703 -открытие медного месторождения на Урале.  1706 -открыт Аптекарский огород в Москве.   1712- создание  А.Нартовым 1-го в мире токарного станка .

Развитие экономики способствовало развитию науки.

1700 -создана горно-разведочная служба.

1703 -открытие медного месторождения на Урале.

1706 -открыт Аптекарский огород в Москве.

1712- создание А.Нартовым 1-го в мире токарного станка .

Петр стремился привить в России европейские обычаи. Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для государственных служащих.  Петр заботился о привитии хороших манер боярам, обучал из правилам этикета.

Петр стремился привить в России европейские обычаи. Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для государственных служащих.

Петр заботился о привитии хороших манер боярам, обучал из правилам этикета.

Для тех кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги, например «Бородовые деньги». С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому образцу. В стране появились чай, кофе, табак, картофель помидоры.

Для тех кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги, например «Бородовые деньги».

С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому образцу.

В стране появились чай, кофе, табак, картофель помидоры.

В.Кардовский Ассамблея петровского времени. С 1718 г. Петр начал собирать Ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами. На Ассамблеях играли на музыкальных инструментах, играли в игры, танцевали, вели светские и политические беседы.

В.Кардовский

Ассамблея

петровского

времени.

С 1718 г. Петр начал собирать Ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами.

На Ассамблеях играли на музыкальных инструментах, играли в игры, танцевали, вели светские и политические беседы.

И даже многие просчеты в реформах, которыми Петр славен не меньше, чем победами своими, не могут умалить в глазах наших историческую значимость этого, без сомнения, ВЕЛИКОГО человека

И даже многие просчеты в реформах, которыми Петр славен не меньше, чем победами своими, не могут умалить в глазах наших историческую значимость этого, без сомнения, ВЕЛИКОГО человека

Список источников информации

Список источников информации

  • А.Н. Толстой «Петр Первый» 1985г.
  • www.google.ru ( графические и текстовые объекты)
  • В.О. Ключевский «Исторические портреты» 1991г.
  • А.С. Пушкин – Поэмы (том второй) 1986г.
  • Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2005г.
  • www.aferizm.ru (текстовые объекты)
  • www.rambler.ru (текстовые объекты)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Эпоха Петра Великого

Автор: Антонова Светлана Юрьевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Обобщающий урок  по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». "
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-obrazovaniie-rossiiskoi-impierii-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "186872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428862"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока "Эпоха Петра Великого" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "105304"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402839915"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Повторительно-обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" "
    ["seo_title"] => string(72) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "228932"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441550568"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Тест по теме "Эпоха Петра Великого""
    ["seo_title"] => string(35) "tiestpotiemieepokhapietravielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "278779"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453132371"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Математика,3 класс,УМК «Перспектива». Тема: Решение нестандартных заданий (в рамках ДОИ «Эпоха Петра Великого»,НП «Телешкола»)."
    ["seo_title"] => string(80) "matiematika_3_klass_umk_pierspiektiva_tiema_rieshieniie_niestandartnykh_zadanii_"
    ["file_id"] => string(6) "357318"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478765256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства