kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторительно-обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"

Цели урока:

=> обобщить  знания учащихся о   личности Петра   I   и его   реформах;

осмыслить значение петровских       реформ;

=> выявить     положительные и      отрицательные       черты      данного

исторического периода;

=> продолжить развитие познавательных способностей учащихся, навыков работы в группах, работы с историческими источниками;

=> способствовать патриотическому и нравственному воспитанию, привитию интереса к изучаемому предмету.

Оборудование    урока: компьютер,  проектор, экран,      мультимедийная

презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" »



Повторительно-обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"


Цели урока:



= обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;

осмыслить значение петровских реформ;

= выявить положительные и отрицательные черты данного

исторического периода;

= продолжить развитие познавательных способностей учащихся, навыков работы в группах, работы с историческими источниками;

= способствовать патриотическому и нравственному воспитанию, привитию интереса к изучаемому предмету.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, мультимедийная

презентация.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

На протяжении ряда уроков изучалась одна из самых интересных и спорных эпох отечественной истории - эпоха Петра Великого. Личность Петра Великого и время, которое мы называем петровской эпохой, вызывают интерес и у историков и у граждан России. 28 января 1725 года, в день смерти первого русского императора, Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра произнес: «...Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!». «Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Даже поэты по-разному отзывались о нем в стихах:

Сей шкипер был,

Тот шкипер славный,

Кем наша двинулась земля,

Кто придал мощно Бег державный рулю Родного корабля.

А. Пушкин

Великий Петр был первый большевик Задумавший Россию перестроить Склонениям и нравам вопреки За сотни лет к ее грядущим далям Михаил Погодин

Он молвил: «Мне вас жалко, вы сгинете вконец; но у меня есть палка, и я вам всем отец». А.К. Толстой

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, продолжаются они и сегодня. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России - виною Пётр», — писал Н.М. Карамзин.

Сегодня на уроке мы вспомним все, что мы знаем о Петре и его деятельности, дадим оценку его деятельности и выполним задание:

выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода.

Урок пройдет в форме игры «Умники и умницы», правила которой мы изменили. Соревноваться будут команды, состав которых мы определим в ходе отборочного тура.

  1. Отборочный тур.

Все учащиеся выполняют задания, определяются 9 учащихся, набравших наибольшее количество баллов, из них формируется 3 команды «умников». Все остальные учащиеся класса - «теоретики». Во время игры и команды, и теоретики получают жетоны с баллами, по которым будет произведен подсчет и определены победители игры и отмечены самые активные теоретики.

Задания отборочного тура

(вариант 1).

Выполните тестовое задание, подсчитайте количество баллов.

1 .К какой битве относится следующий эпизод

Галеры атаковали флагманский «Элефант»и взяли его на абордаж

  1. Полтавская битва

Б) Нарвская битва

В) Гангутская битва (3 балла)


2.Для каких целей производились рекрутские наборы?

  1. для создания регулярной армии;

Б) для организации промышленности;

  1. для строительства флота;

Г) для строительства Санкт-Петербурга (1 балл)

  1. Назовите единицу налогообложения к концу петровского царствования:

А) крестьянский двор; ;

Б) крестьянская община;

В) Человек мужского пола;

Г) любой человек (1 балл)

  1. Меры, обеспечивающие преобладание вывоза товаров над ввозом с целью накопления денежных средств в государстве:

  1. протекционизм;

Б) меркантилизм;

  1. империализм. (2 балла)

(вариант 2)

Выполните тестовое задание, подсчитайте количество баллов.

1.Установите соответствие между учреждениями и отраслями государственного управления, которыми они ведали:


1)Военная коллегия

  1. Легкая промышленность

Б) Военные дела

  1. Флот

Г) Сбор налогов (3 балла)

  1. Какие из перечисленных сражений были морскими:

  1. битва при Лесной;

Б) Полтавская битва;

В) Гренгамская битва;

Г) Битва у Нарвы;

Д) Гангутская битва (1 балл)

  1. Крестьян, которые вместо уплаты налогов должны были отрабатывать на предприятии, называли:

  1. приписными;

Б) посессионными;

  1. казенными;

Г) отходниками. (2 балла)

  1. Первая печатная российская газета называлась:

  1. «Вести»;

Б) «Новости»;

  1. «Ведомости» (1 балл)

3. Соревнования команд.

3.1. В каждом раунде «умникам» предлагаются 3 темы на выбор. Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда не отвечает на вопрос, он переходит к «теоретикам».


Вопросы игры

1. На экране изображение двухместного трона. Объясните, что вы видите на иллюстрации.

2. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)

3. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии ...? (Гвардии)

4. Помещичьи крестьяне, государственные крестьяне, экономические крестьяне, монастырские крестьяне. (Перечислены категории крестьян начала XVIII века, в этот период еще не существовали экономические крестьяне, так станут называть монастырских крестьян после реформы 1764 года.)

5. При Петре Великом вместо приказов были учреждены ...? (Коллегии)

6. В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась? (“Юности честное зерцало”)

7. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

8. Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)


9. На экране паспорт Петра, выписанный ему для поездки за границу в составе Великого посольства. Под каким именем Петр отправился в Европу?

10. Ношение этого знака на одежде освобождало его обладателя от унизительной процедуры. Обновлять знак требовалось ежегодно. О каком знаке идет речь?

11. Каких “экзотических” животных Летр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов)

12.О происхождении этого человека нет единого мнения среди ученых, ясно только, что он . незнатного рода:

  • образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;

  • он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;

  • известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадстсвом;

  • но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

(Александр Данилович Меншиков)

13. В подавлении какого крестьянского восстания приняли участие 20 тысяч калмыков? (Кондратия Федоровича Булавина)

  1. Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года) о

  2. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)

  3. Почему беглые крестьяне шли на Дон? (с Дону выдачи нет) I Г" .

  4. Что такое мануфактура? (предприятие основанное на разделении труда)

  5. Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи)


3.2. Работа с источниками. Командам предлагаются отрывки из источников и вопросы к ним. Пока они готовят ответы, проводится тур для «теоретиков». Указ 13. 02. 1719 года о сборе редкостей и покупке их у населения

"Так, если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи: а именно каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, но очень великие или малые перед обыкновенными, также какие старые надписи на железе, каменьях или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что очень старо и необыкновенно — так чтобы приносили, за что будет довольное вознаграждение".

Вопросы:

  • Как Вы полагаете, возникновению какого заведения способствовал указ от 13.11.1719 года?

  • Какие отрасли знаний могли пополнить те "предметы", о собирательстве которых объявило правительство?

Отрывок из письма-обращения булавинского атамана Никиты Голого «в русские города и села».

В русские великого государя города стольникам и воеводам и приказным людям, а в селах и деревнях головам и десятникам и всей черни Никита Голый со всем своим походным войском челом бьет... Нам дело до бояр и которые неправду делают. А вы, голытьба, и все остальные, идите изо всех городов к нам конные и пешие, нагие и босы, не опасайтесь: будут вам кони и ружье и денежное жалованье... А кто будет держать чернь и не будет пропускать, то тем людям будет смертная казнь".

Вопросы:

  • Перечислите главные требования восставших.

  • Против кого было направлено восстание?

Отрывок из воспоминаний сенатора И. И. Неплюева о его молодости.

Вставьте пропущенное имя и ответьте на вопросы.

Как дошла моя очередь... то изволил подойти ко

мне и... спросил: «Всему ли ты научился, для чего был послан?» На что я ответствовал... При оказывании сих слов я стал на колени, а, оборотив руку праву ладонью, дал поцеловать и

притом изволил молвить: «Видишь, братец, я и царь, да у меня на руках мозоли; а все от того: показать вам пример и хотя б под старость видеть мне достойных помощников и слуг отечеству»... И по окончании у всех расспросов тут же пожаловал меня в поручики в морские галерного флота и другого — Кайсарова, а и других также пожаловал, но ниже чинами.


Вопросы:

  • О чем идет речь в воспоминаниях?

  • Для чего Петр показывал молодым дворянам свои мозоли?


4. Тур для «теоретиков».

  1. Поэтические название Санкт-Петербурга? (“Северная Пальмира”, “Северная Венеция”)

  2. Назовите первый российский музей? (Кунсткамера)

  3. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)

  4. С каким городом связаны и поражение и победа России в Северной войне? (Нарва)

  5. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

  1. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)

  2. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)

  3. Орган государственной власти, созданный Петром ! и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)

  4. Автор памятника Петру I на Сенатской площади? (Э. Фальконе)

  5. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I? (Цитадель)

  6. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)

  7. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)

  8. Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)

  9. Именно эти, очень “дорогостоящие” подарки любил дарить Петр I проворовавшимся вельможам. (Корабли; вельможи должны были содержать “подаренный” корабль)


  1. Подведение итогов игры. Определение команды-победителя.

  2. Выполнение основного задания урока.

  3. Итоги урока. Выставление оценок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Повторительно-обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"

Автор: Бадмаева Лидия Арсентьевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства