Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторский педагогический проект.»
Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках истории и обществознания.
Актуальность и перспективность.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Авторы: Бурмакин В.Ф. «Оценка компетентности школьников в области использования ИКТ компетентности школьников для регионов»; Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе эффективного управления»; Бубнов В.А., Жданов С.А., Козлов О.А., Кузнецов А.А, Роберт И.В. – разработали методологию информатизации образования и использование ИКТ на уроках.
Цель: создание организационно-педагогических условий формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Задачи:
- Изучить литературу и опыт формирования ключевых компетенций учащихся с использованием ИКТ на уроках;
- Разработать (создание) учебно-методического сопровождения урока с использованием ИКТ;
- повысить мотивацию изучения истории и обществознания и качество обученности учащихся.
Гипотеза: если будут созданы организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ, то повысится мотивация и качество обученности учащихся.
Предполагаемый результат:
- повышена мотивация учащихся к изучению обществоведческих предметов;
- качественно подготовлены учащиеся к итоговой аттестации;
- разработаны электронные учебные пособия по истории и обществознанию;
Условия формирования опыта: На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы:
За последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся.
Сейчас в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедийные проекторы, экраны, новые компьютеры, интерактивные доски, Интернет. «Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Передо мной встала необходимость научиться работать на этом оборудовании и применять его в учебном процессе. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотел, я не имею возможности. На данный момент я не могу сказать, что я владею всем этим в совершенстве, но, тем не менее, я не собираюсь стоять на месте и уже имею определённые положительные результаты.
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди педагогов школы. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования.
Цель компетентностей - помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и, по-моему, мнению, формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Выпускнику школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и истории, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У учащегося формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.
Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции. Для школьной образовательной практики можно выделить ключевые компетенции, призванные решать проблемы самореализации гражданина в современном мире.
Ценностно-смысловые компетенции:
формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Социокультурные компетенции:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в Республике Казахстан и других странах;
иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции.
знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми;
навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовые компетенции.
выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи;
права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;
умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой;
владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
А что же подразумевается под информационной компетенцией?
Информационная компетенция - это умение:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-носителями, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему.
Каков же спектр информационных технологий, используемых мною в учебной деятельности?
1. Электронные учебники.
2. Собственные разработки уроков на электронных носителях.
3. Интеллектуальные игры.
4. Тематические презентации.
5. Проектные технологии.
6. Использование тестовых технологий.
7. Компьютерный мониторинг.
8. Внеурочная деятельность (классные часы).
Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.
Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Обоснование способа решения проблемы
Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа.
Преимущества мультимедийных технологий в преподавании истории:
Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий.
Широко использовать показ репродукций картин художников (особенно неоценимо для уроков МХК).
Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы).
«Оживлять» карты.
«Посещать» крупнейшие музеи мира.
Прослушивать записи песен.
Активизировать учебный процесс.
Применение компьютерных технологий на уроках истории повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;
как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;
для осуществления дистанционного обучения с учащимися.
Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. Опыт использование ПК показывает, что машина позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху. Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио- комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ. Уроки с использованием ИКТ способствуют повышению концентрации внимания учащихся, облегчают понимание и запоминанию изучаемого материала.
Компьютерные технологии помогают:
привлекать пассивных слушателей;
делать занятия более наглядными;
обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
обеспечивать моментальную обратную связь;
повышать интенсивность учебного процесса;
воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
объективно оценивать действия учащихся;
накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
снимать такой отрицательный психологический фактор, как «боязнь публичного выступления»;
повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти);
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
Урок - это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке. Хочу сказать, что ИТ могут применяться на уроке математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с использованием ИТ. С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется целесообразным разделить их на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.
1. Уроки демонстрационного типа.
2. Уроки компьютерного тестирования.
3. Уроки тренинга или конструирования.
4. Интегрированные уроки.
5. Уроки с использованием компьютерных коммуникаций.
Помимо того, компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.
Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках истории достаточно много. Это, прежде всего:
Интерактивные тренажеры (тестирование по курсу истории, подготовка к ЕНТ).
На мой взгляд, наиболее интересными для работы на уроке и в процессе подготовки к уроку, являются следующие диски: «Электронное дидактическое пособие по Истории Казахстана за 6 - 9 классы» (4 диска по 20 темам для каждого класса), «Мировая культура и искусство», «История мировых цивилизаций», «Сокровища мирового искусства», «История крупнейших научных открытий», «Электронное пособие по подготовке к ЕНТ» и другие. Достоинством этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, видеофрагментов, таблиц, схем. Кроме того, сейчас есть большой выбор учебных фильмов BBC на DVD: “Крестовые походы”, “Леонардо да Винчи”, “Чингисхан” и другие.
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории Казахстана, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д
Мы можем использовать данные мультимедиа-ресурсы на своих уроках. Но не стоит забывать, что ничто не может заменить учителя на уроке. Ни в коем случае нельзя превращать урок в простую демонстрацию красивых картинок, фрагментов. Урок должен быть продуман от начала до конца. Средствам мультимедиа нужно отводить лишь определенные этапы урока, иллюстрируя или дополняя изучаемый материал.
По моему мнению на уроке более эффективным является применение презентаций PowerPoint, а не готового продукта (в виде дисков с обучающими программами). Во-первых, каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать урок. Во-вторых, презентация позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.)
Работа в программе PowerPoint позволяет каждому учителю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации. Если что-то не устраивает, то с помощью данной программы легко внести свои изменения (заменить текст, вставить рисунок, карту, диаграмму и т.д.).
Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране.
Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Презентации могут готовить и сами учащиеся. Для этого ребята используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Презентации можно использовать в проектной деятельности по истории, обществознанию, подготовке к ЕНТ и ВОУД.
Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа.
Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.
Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, которые применяются при использовании электронной интерактивной доски:
Работа с текстом и изображениями;
Создание заметок с помощью электронных чернил;
Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в интернете или печати;
Коллективный просмотр Web-сайтов;
Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
Демонстрация презентаций, созданных учащимися.
Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске.
Применение мультимедийных технологий в процессе преподавания истории и обществознания приводит к следующим результатам:
Повышение уровня наглядности на уроке;
Повышение производительности урока;
Установление межпредметных связей с основами информатики и вычислительной техники.
Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя.
Повышение мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности
Учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя.
Все это повышает уровень интенсификации и индивидуализации обучения, позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход.
В Златопольской средней школе в течение последних трех лет улучшилась материальная база для применения ИКТ на уроках: на учеников, изучающих историю и общественные науки с 5 по 11 классы имеется 18 персональных компьютера, 2 интерактивные доски, медиатека, мультимедийные энциклопедии, электронные учебники. К сожалению мультимедийная аппаратура находится только в двух кабинетах (в кабинете информатики и казахского языка). Поэтому не всегда удается проводить у себя в кабинете истории уроки с использованием мультимедийных средств .
Составленная однажды презентация позволяет использовать её многократно, что позволяет педагогу экономить время. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам, разнообразить структуру урока.
Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, т.е. есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. В частности я заметил, что старшеклассников раздражают презентации, в которых обильно используются анимации и спецэффекты. И, наоборот, в 5 – 7 классах «сухой» показ событий и фактов быстро утомляет и перестает интересовать. Также не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.
В последнее время я пришел к выводу, что на уроке более эффективным является применение презентаций PowerPoint, а не готового продукта (в виде дисков с обучающими программами). Во-первых, каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать урок. Во-вторых, презентация позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.)
Работа в программе PowerPoint позволяет каждому учителю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации. Если что-то не устраивает, то с помощью данной программы легко внести свои изменения (заменить текст, вставить рисунок, карту, диаграмму и т.д.).
Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране.
Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
Как известно, компьютер обладает возможность хранения и использования большого количества информации, которая может быть использована в учебной деятельности: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информация. В процессе использования данная информация может быть изменена, дополнена, преобразована в новую форму. Устаревший материал можно заменить новым, упражнения и тексты представить в различных вариантах. Возможности предъявления учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера. Однако для реализации всех этих достоинств использования ИКТ необходимо составить и создать собственную компьютерную обучающую программу. Любая программа может быть задана по определенному сценарию, придуманному учителем или составленным в соответствии с УМК, используемым в работе. Все компоненты компьютерной обучающей программе должны быть, прежде всего, адекватны целям обучения истории и обществознания.
В создаваемой компьютерной программе необходимо выделить основные компоненты: раздел текстовой информации (для предъявления и редактирования учебного тематического текста, который учитель может изменять и дополнять по своему усмотрению), раздел заданий и упражнений, направленных на закрепление изученного материала, справочный раздел (понятия и термины), включающий как справку по работе с программой, так и различные словари и справочники по персоналиям, иллюстраций т.д.
Презентации могут готовить и сами учащиеся. Для этого ребята используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Презентации можно использовать в проектной деятельности по истории, обществознанию
В моём распоряжении имеются презентации собственные и заимствованные у коллег через интернет. Также на уроках по всемирной истории используются презентации школьников.
Мною составлены презентации по следующим темам:
История Казахстана
Великий Шелковый путь
Казахстан в древности.
Золотая Орда.
Национально – освободительное движение 1916 года.
Духовная культура тюрков.
Монгольское нашествие.
Средневековые города Казахстана.
Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны.
Битва за Москву.
Битва за Сталинград.
Проверочные задания по средневековой истории Казахстана.
Проверочные задания по новой истории Казахстана.
Мировая культура на переломе эпох (конец XIX – начало XX века)
Выражаю огромную благодарность коллегам историкам, выложившим на педагогические интернетсайты. для широкого пользования свои презентации и разработки уроков. В моем распоряжении есть слайд – презентации практически на все темы всемирной истории по каждому классу.
Использование ИКТ во внеклассной работе.
Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр, создание школьной газеты на английском языке.
В ходе работы над учебными проектами учащиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко выполняют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, фото слайдов или видеороликов. Участие в таких проектах очень важно для учащихся, поскольку они приобретают необходимые навыки организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
При проведении внеклассных мероприятий и игр также целесообразно использовать ИКТ для создания игровых систем или другой наглядности. Учителя нередко прибегают все к тем же программных продуктам, позволяющим соединять в себе все мультимедиа ресурсы.
Использование текстовых и графических редакторов, а также простейших издательских систем позволяет учащимся заниматься выпуском школьной газеты (или приложения к ней) по истории и обществознанию, писать статьи, заниматься ее версткой и оформлением.
Использование средств сети Интернет и электронной почты.
Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. С одной стороны, это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а су другой – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.
Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в казахстанских, российских и международных дистанционных олимпиадах по истории, которые проводятся различными организациями. В таких олимпиадах количество учащихся, как правило, не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения учащиеся, интересующие исторической наукой и мировой художественной культурой.
Следующим направлением использования ресурсов сети Интернет является осуществление учащимися переписки по электронной почте в процесс обучения иностранному языку. Переписка с носителями языка в рамках международных коммуникационных проектов является прекрасным средством формирования межкультурной компетенции, что особенно важно в рамках профильного обучения иностранному языку. Переписка по электронной почте позволяет установить межкультурные связи, разрушить стереотипы и общепринятые взгляды.
В данной работе описаны лишь основные направления использования ИКТ. Учителя-предметники могут свободно варьировать предложенные варианты, создавать свои подходы к использованию ИКТ, варьировать и сочетать различные направления, выстраивать собственные типы уроков в зависимости от их уровня владения информационно-вычислительной техникой и желания использовать ИКТ в своей работе.
В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества.
Изучив состояние проблемы использования ИКТ в сфере обучения гуманитарных наук, в частности истории и обществознания, можно сделать вывод о том, что эффективность применения компьютеров и других ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеем методикой работы с ними, от используемых им компьютерных обучаемых программ.
Вывод
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории, обществознания и во внеклассной деятельности:
позволяет успешно мотивировать учебную деятельность школьников;
предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности;
обеспечивает переход учащегося из состояния пассивного слушателя в активного участника образовательной деятельности.
Внедрение информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, значительных временных затрат на подготовку уроков, которые, безусловно, впоследствии окупятся душевным комфортом, удовлетворенностью результатами вложенного труда.
Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных. Параллельно работающий «автоматизированный обучающий конвейер» — это лишь еще один педагогический инструмент.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Мониторинг
Моя работа сопровождается ведением мониторингов различного уровня (успеваемость, движение учащихся, участие в жизни класса и школы). Мониторинги являются одним из основных показателей деятельности моей работы.
Мои ученики принимают участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня. За последние пять лет ученики нашей школы по истории и основам права показали следующие результаты:
В 2012 г. выпускница Дангилова Гульмира стала призером районного этапа олимпиады школьников по истории Казахстана.
В 2013 ученица 8 класса Аманбекова Гаухар по истории Казахстана, ученица 9 класса Жамишева Айгерим по основам права стали призерами районной олимпиады.
Ученик 10 класса Мандрик Владислав стал призером областной олимпиады по основам права.
В 2015 году ученик 8 класса Сиськов Никита стал призером районной олимпиады по истории Казахстана.
Участие на конкурсах
Учащиеся Златопольской средней школы активно участвуют в различных международных дистанционных олимпиадах и конкурсах по предметам гуманитарного направления.
Дебатные турниры являются одним из действенных форм формирования патриотического, нравственного и интеллектуального развития школьника. Ученики нашей школы неоднократно становились призерами районных дебатных турниров. Я являюсь тренером дебатных групп в школе.
Как же оценить то, что познано, вложено в своих учеников? Количеством призов и грамот? Наверное, и ими тоже, но главные критерии оценок в другом. Ученики с нетерпением ждут любимых занятий, с желанием осваивают новое.