1. Формировать общую картину исторического события, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
2. подвести учащихся к пониманию причин, хода и итогов кризиса власти в 1916-феврале 1917 года;
3. проанализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране;
4. уяснить причины катастрофического падения престижа императорской власти;
5. раскрыть суть «распутинщины» как явления, свидетельствующего о кризисе власти.
2. Развивающие цели:
Использовать систему познавательных заданий с целью развития у учащихся умений самостоятельной работы с учебником и с источником, сформировать умение работать с исторической картой, обогащать и развивать словарный запас, выявить причинно-следственные связи первой мировой войны и кризиса власти.
3. Воспитательные цели:
Приобщить учащихся к формированию чувств гордости и патриотизма к своей стране; воспитания негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.
Учебно-методический комплекс:
Дополнительная литература
Первая мировая в жизнеописаниях русских военачальников / Под ред. В.П.Маяцкого. - М.: «Элакос», 1994.
Керсновский А.А. История русской армии. Т. 3. - М.: Голос, 1994.
Учебная литература
Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России 20 века. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
Основные учебники.
Загладин Н.В. История Отечесва.XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004.-400с.
Оборудование урока:
-учебник;
-тетради;
- меловая схема;
- иллюстрации (схемы и таблицы ).
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лекция-диалог.
Вид практического занятия: Урок изучение нового материала.
Ход урока:
План изучения материала.
Содержание и приемы работы учителя.
Содержание и приемы работы учащихся.
Организационная часть:
Проверка домашнего задания. Подготовка к изучению нового материала:
Перед началом изучения новой темы проверим ваше домашнее задание.
Устный фронтальный опрос.
Задается вопрос, ученики, знающие ответ поднимают руки и отвечают на вопросы:
Что послужило поводом к Первой мировой войны?
Кто командовал Юго-Западным фронтом?
Что такое ультиматум?
Итак, проверили домашнее задание.
Вывод: рост противоречий на международной арене привел к началу кровопролитной войны, в которую было вовлечено33 государства. Начало военных действий было неудачным для Антанты, но в ходе кампании 1916г. им удалось выиграть. Война не разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.
Поводом к войне послужило убийство сербским националистом 28 июня 1914г. наследника австо-венгерского престола Франца Фердинанта. Австо-Венгрия предъявила ультиматум Сербии. Сербия согласилась со всем, кроме 1пункта, расследование на их территории, вследствии чего на нее наступила Австо-Венгрия 28 июля 1914г.
2. Юго-Западным фронтом командовал генерал А.А.Брусилов. В ходе успешной операции, ее назвали именем генерала.
3. ультиматум – требование принятия определенных условий, обычно сопровождающееся угрозой объявления войны в случае их невыполнения.
Изучение нового материала:
2
Социально-экономическое положение России в военные годы
Общественно-политический кризис в России.
Начало февральской революции 1917г. в России.
Этап целеполагания и мотивации:
Итак, мы повторили с вами домашнее задание, и теперь мы начинаем изучать новую тему «кризис власти: 1916- февраль 1917г.». Эта тема очень интересна и познавательна. Мы узнаем о причинах, начале, ходе и итогах кризиса власти: 1916- февраль 1917г.
Устное изложение (сюжетное повествование)
«Сегодня мы рассмотрим тему «кризис власти: 1916- февраль 1917г». Первая мировая война явилась тяжелым испытанием для народов многих стран. Большие потери России объяснялись низким уровнем ее готовности к войне. Кампания 1914 года привела к истощению созданных до войны запасов снарядов и патронов. Кампания 1915года тоже тяжелое состояние вооружения. 1916 год кризис вооружения был преодолен, но к концу года опять снизился. В армии участвовало 50% трудоспособного населения, это привело к нехватке рабочей силы. Производство упало.
Обязательная сдача хлеба крестьянами привела к забастовкам.
годы
Август-декабрь 1914
1915
1916
Число забастовок
68
1034
1410
Число участников
34752
553094
1086364
Беседа по данной таблице.
Таким образом положение в стране было плачевным. Потери в сражениях, плохое вооружение приводило к недовольству общества, которые в свою очередь перерастали в забастовки.
Устное изложение (объяснение):
Подъем патриотического настроения с началом войны. Упадок в связи затягивание военных действий. Патриотическое настроение сменилось апатией. Самодержавие не смогло наладить диалог с обществом. 1915год-центристские думские фракции выступили с предложением создать коалиционное правительство. Николай II отклонил предложение.
Потери армии, министерская чехарда(за год сменилось 5 министерств), рост экономических трудностей, скандалы вызывали недовольство общества.
Отрицание войны меньшевиков, эсеров (пацифизм). Выдвигали лозунги заключения мира.
Таким образом, кризис власти сопровождался ростом недовольства в массах. обвинение высшего руководств страны в измене. Попытка отстранения Николая 2 от власти. Отрицание войны в ряде партий и антивоенные лозунги.
Работа с учебником:
Откройте стр.67 учебника, и прочитайте начале февральской революции 1917 года в России.
Вопрос:
Почему на ваш взгляд наибольшим влиянием среди населении пользовались стихийно возникший в России револ.орган власти – Петроградский совет рабочих и солдат депутатов?
Почему император Николай 2 отрекся от престола?
Вывод по параграфу:
Первая мировая война явилась тяжелым испытанием для народов многих стран. Большие потери России объяснялись низким уровнем ее готовности к войне. Подъем патриотического настроения с началом войны. Упадок в связи затягивание военных действий. Патриотическое настроение сменилось апатией. Самодержавие не смогло наладить диалог с обществом. Возникшие забастовки переросли в манифестации. По требованию лидеров Думы и высшего генералитета император отрекся от престола. Монархия пала.
Задание 1
Дети записывают дату и тему в своих тетрадях.
Задание 2:
Дети перечерчивают таблицу в свои тетради.
Задание 2: записать в тетрадях понятие пацифизм – отрицание войны и насилия как средства достижения политических целей.
Задание 3:
Дети читают пункт 3.
Задание 4:
Потому что они вызывали набольше доверия у населения благодаря своим антивоенными лозунгам.
Потому что он утратил всякую реальную влась и доверие.
Первичное повторение и закрепление на воспроизводящем уровне:
Закрепление объяснённого материала состоит в том, что путём высказываний или решения задач учащиеся повторяют то, что им преподано.
В закреплении не учитель повторяет, а ученики. Здесь происходит не только повторение, но и активное воспроизведение учениками усвоенных ими знаний. Надо так ставить вопросы для закрепления, чтобы материал был повторен.
1. Заключительная беседа:
С чем связана обязательная дача хлеба крестьянами?
Что такое пацифизм?
2. Самостоятельная работа:
За 1 минуту запишите в тетради, как можно больше слов по изученной теме.
Вывод: рост недовольства населения затяжной войной привел к недовольству общества, что привело к потери доверия к самодержавию.неумение наладить диалог с населением и временным правительством привел к падению самодержавия.
В ходе закрепления материала ученики должны повторить полученную информацию, проанализировать новый материал.
В ходе закрепления учувствует весь класс.
1. это было связано с обострившейся продовольственной проблемой на фронте и в городах.
2. пацифизм – отрицание войны и насилия как средства достижения политических целей
Задание 10:
Дети записывают в своих тетрадях как можно больше слов по изученной теме.
V Задание на дом.
Учитель задает домашнее задание ученикам, записывает его на доску в левом или правом углу доски сверху, чтобы всем было видно.
Прочитайте параграф №7 и ответьте на вопросы в конце параграфа на странице 67.
Ученики записывают домашнее задание в своих дневниках, или в своих тетрадях.
V/ Подведение итогов.
Подведение итогов по изучению нового материала:
Подведение итогов урока по содержанию:
Сегодня на уроке мы рассмотрели кризис власти: 1916- февраль 1917г. Просмотрели социально-экономическое положение России в военные годы, общественно-политический кризис в России, начало февральской революции 1917г. в России.