kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории (ФГОС). 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории (ФГОС). 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кулешовская средняя общеобразовательная школа №16

Азовского района




«Утверждаю»

Директор МБОУ Кулешовской СОШ № 16

Приказ № __ от __.__.2018г.

______________ /ФИО/









Рабочая программа

«История России с древнейших времен до XVI века»

«История Средних веков »

основное общее образование

6 класс


Программа разработана на основе авторской программы И.Л.Андреева и И.Н.Федорова, « История России с древнейших времен до XVI века», 6 кл. «Дрофа» 2015г, авторской программы Е.В.Агибаловой и Г.М. Донского «Всеобщая история. История Средних веков» 6 кл, «Просвещение», 2014г. для общеобразовательных школ и адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.







Учитель: Филь Н.А.











  1. Коррекционные цели и задачи на уроках истории.

Цели:

  • Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию.

  • Расширение представления о ключевых событиях истории.



Задачи:

Образовательные:

  • Дать элементарные научные  и систематические сведения об исторических событиях, отражающих основные явления прошлого.

  • Показать особенности исторических событий, способствовать пониманию некоторых закономерностей общественного развития, познакомить с культурой и бытом различных народов.

  • Помочь усвоить доступные для учащихся исторические понятия.

Воспитательные:

  • Содействовать  патриотическому, эстетическому, гражданскому воспитанию.

  • Содействовать профессиональной ориентации, трудовому воспитанию.

  • Содействовать формированию уважительного отношения к культуре, религии народов различной национальности.

Коррекционно - развивающие:

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые факты и события, понимать причинно-следственные связи между историческими событиями различных эпох.

  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

  • Расширять лексический запас. Развивать связную речь.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.



Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  В этом направлении приоритетными для  учебного предмета «История» являются умения:



  • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюст­рациях учебника;

  • пересказывать  материал с опорой на нагляд­ность, по заранее составленному плану;

  • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

  • логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

  • понимать и устанавливать  причинно-следственные зависимости.



Личностными результатами изучения курса являются:



  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса истории;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание уважительного отношения к историческому наследию народов России и мира;

  • развитие мотивации к изучению предмета.



Метапредметными результатами изучения курса являются:



  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации, в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

  • формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.



Рабочая программа учебного курса «История» для параллели 6-ых классов, перешедших на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования» (ФГОС ООО), составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, с учетом новой Концепции исторического образования.

Программа адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

В ходе изучения курса «История» формируется целостное представление об историческом развитии мира путем изучения взаимосвязей событий Всеобщей истории и истории России. С другой стороны, через изучение истории Европы, Азии, отчественной истории дается представление о разных типах исторического пути. В центре содержания курса находится человек, а также «процесс развития общества».

Для учащихся будет даваться минимальный объём знаний и умений, являющийся основной частью содержания учебного материала, относимого к базовому уровню. Будут исключены наиболее сложные понятия, причинно-следственные связи, анализ причин и последствий исторических событий.

В основном сохраняются теоретический и практический материал, имеющий прикладное жизненно - важное значение или подлежащий усвоению на репродуктивном уровне.

Для решения этих целей и задач на занятиях будет даваться индивидуальное задание по работе с текстом учебника, картами, индивидуальный дидактический материал для проверки домашнего задания, при проведении проверочных и практических работ. Это позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету история, корректировать недостатки внимания, памяти, речи (устной и письменной), развивать основные мыслительные операции, навыки самоконтроля.



Реализация программы обеспечивается:


  • Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897)

  • Фундаментальное ядро государственного стандарта общего образования

  • Рабочие программы. ФГОС. «Всеобщая история» 5-9 классы, к предметной линии учебников Вигасин А.А, Годер Г.И, Шевченко Н.И; Издательство «Просвещение» М.: 2016 год.

  • История России. ФГОС. 6—10 классы: рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М.: «Дрофа», 2016г.



Для контроля эффективности освоения содержания образования в течение учебного года используются пособия: Е. А. Крючкова. «Всеобщая история. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы.» 6 класс к учебнику Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. «Всеобщая история. История Средних веков.» 6 класс. «Просвещение», 2014г. Саплина Е.В., Агафонов С.В. История России. 6 класс. Тематические контрольные работы к учебнику Андреев И.Л., Федоров И.Н. «История России с древнейших времен до XVI века. В данных пособиях представлен полный цикл проверочных работ.









  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Предметные:


  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения события и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • сформировать умение сравнивать исторические факты и явления; решать проблемные задачи; формулировать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;

  • умение давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Метапредметные:


Личностные УУД:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность (учебную, общественную и пр.)

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией: анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • определять её цели и задачи;

  • выбирать средства и применять их на практике;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством исторических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

  • освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


  1. Содержание курса «История средних веков» 6 класс (28 ч)

Тема 1. Становление средневековой Европы (6-11 века). (6 ч)

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Западная и Центральная Европа в V–XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма. Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в 6-11 вв. (3 ч)

Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. 4 Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура.

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Тема 3. Средневековое европейское общество. Католическая церковь и общество (5ч)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир. Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Тема 4. Образование централизованных государств в Западной Европе (7ч)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма. Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Тема 5. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч)

Культура средневековой Европы. Пред­ставления средневекового человека о ми­ре. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и универ­ситеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литера­тура. Городской и крестьянский фольк­лор. Романский и готический стили в ху­дожественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели.

Тема 6. Средневековая Азия, Африка и Америка. Подведение итогов (4ч)
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.



Содержание курса «История России с древнейших времен до 16века» (38 ч)

Введение (1 ч)

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Глава 2. Русь в IX – первой половине XII века (10 ч)

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.

«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Глава 3. Русь в середине XII– начале XIII века (6 ч)

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Глава 4. Русские земли в середине XIII–XV веке (10 ч)

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство.

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Глава 5. Формирование единого Русского государства в XV веке (7 ч)

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория

«Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.








  1. Тематическое планирование курса «История Средних веков» 6 класс (28 ч.)


Тема раздела урока

Кол-во

часов

Элементы содержания и основные виды деятельности

1

Живое Средневековье

1 ч

Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники». Называть хронологические рамки Средневековья. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.  Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков. Изучить историческую карту мира Средневековья.

Тема 1. Становление средневековой Европы (6-11 века). (5 ч)

2

Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 веках.

1 ч

Показывать перемещения племен времени Великого переселения.

Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.

Показывать  на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.

Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв.

Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король».

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1 ч.

Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Показывать  на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа».

Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1 ч

Показывать  на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. Оценивать деятельность исторических личностей, работать с документами. Составить исторический портрет Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига.

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11веках.

1 ч

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. Указывать на карте завоёванные земли, норманнское завоевание.

6

Англия в раннее Средневековье.

1 ч

Показывать на карте местоположение Англии, называть её соседей.

Сравнивать управление государством в Англии и империи Карла Великого.

Оценивать поступки и действия норманнов. Анализировать отношения Англии с соседними народами. Рассказывать об изменениях в жизни общества.

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в 6-11 вв. (3 ч)

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.

Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.

Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.

Анализировать отношения Византии с соседними народами.

8

Культура Византии.

Образование славянских государств.

1 ч


Составлять описание произведения искусства. Раскрывать значение слов: василевс, фреска, мозаика. Представлять описание памятников византийской культуры. Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.

9








Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Культура стран халифата

1 ч.







Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Показывать на карте расселение арабов, территорию созданных ими государств. Характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат. Мухамед и рождение ислама.

Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.

Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.

Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.

Тема 3. Средневековое европейское общество. Католическая церковь и общество (5 ч)

10

Средневековая деревня и ее обитатели.

В рыцарском замке

1 ч


Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.

Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Использовать иллюстрации при описании рыцаря. Называть существенные черты социального положения людей. Раскрывать сущность феодальных отношений. Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Называть причины возникновения городов. Описывать облик средневековых городов. раскрывать систему самоуправления городов. Возникновение городов.

Города - центры ремесла и торговли, культуры. Цехи и гильдии. Жизнь и быт горожан.

11


Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

1 ч

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Называть причины возникновения городов. Описывать облик средневековых городов. Раскрывать систему самоуправления городов.

12

Торговля в Средние века.

Горожане и их образ жизни.

1 ч

С помощью карты определять центры ремесла и торговли.

Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов.

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.

14

Крестовые походы. Их значение.

1 ч.

Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события.

Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов.

Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Раскрывать причины и последствия крестовых походов. Разделение христианства на католицизм и православие.

Тема 4. Образование централизованных государств в Западной Европе (7 ч)

15

Как происходило объединение Франции

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.

Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).

Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии.

16

Что англичане считают началом своих свобод.

1ч.

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.

Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.

Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.

17

Столетняя война.


Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, поводе, готовности сторон, основных этапах. Составлять рассказ о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии. Сравнивать армии англичан и французов. Анализировать итоги и последствия войны.

18

Усиление королевской власти в конце 15века во Франции и Англии.

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.

Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.





Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.

Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.

Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.

Объяснять причины образования самостоятельных государств.

20

Гуситское движение в Чехии

Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.

Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказывать о ходе и результатах гуситского движения.

21

Завоевания турками-османами Балканского полуострова

Определять термины: турки-османы. Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания.

Уметь работать с текстом учебника и картой, делать выводы, анализировать ситуацию. Характеризовать завоевания седьджуков и османов.

Тема 5. Культура Западной Европы 11-15вв (3 ч)

22

Образование и философия. Средневековая литература

Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.

Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Ориентироваться по памятникам искусства. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, живописи.

23

Культура раннего Возрождения в Италии. Средневековое искусство

Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.

Уметь работать с различными источниками информации.

24

Научные открытия и изобретения.

Уметь работать с различными источниками информации. Развитие практических знаний. Водяной двигатель. Новое в металлургии. Развитие мореплавания. Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.

25

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.

26

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1 ч

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии.

Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.

Выделять своеобразие африканской культуры и ее общекультурной значимости

27

Итоговая контрольная работа по курсу Истории Средних веков

Систематизировать и обобщить материал по периоду. Выполнять контрольные задания различной степени сложности.

28

Итоговое повторение и обобщение по курсу истории средних веков.

Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.



  1. Тематическое планирование «История России с Древнейших времен до XVI века». (38 ч)


Тема раздела, урока

час

Элементы содержания и основные виды деятельности

1

Введение в историю России.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах; Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России; Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России; Знакомиться с особенностями учебника;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

2

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества; Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам, составлять рассказ об их жизни;

Раскрывать смысл понятия археологическая культура. Выделять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита (на основе работы с учебником); Характеризовать особенности неолитической революции и последствия овладения металлами; Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции);

3

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI в. н.э.

Показывать на карте расселение древнего человека по территории России; Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов. Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условиях мест их обитания). Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности; Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории.; Называть изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов (на основе работы с учебником); Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах.

4

Первые государства на территории Восточной Европы.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Показывать на карте древние государства Поволжья; Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту); Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей (на основе работы с учебником); Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и руссах. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Исторические процессы, происходившие в Евразии. Расселение восточных славян. Взаимоотношения восточнославянских племен и их соседей. Территория Руси. Источники по истории Древней Руси. Охарактеризовать различные точки зрения на происхождение славян. Правильно показывать территорию расселения славянских племён .на исторической карте Характеризовать основные занятия восточных славян в древности. Отличать подсечно-огневую систему земледелия от переложной. Находить территории, Хазарского каганата, Волжской Булгарии. Давать характеристику исторических источников. Изучение фрагментов письменных исторических источников. умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение

5

Повторительно-обобщающий урок.

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Использовать при ответах понятия, определяющие специфику исторической науки: «факт», «исторический источник», «документ», «памятник». Делать описание исторического памятника. Использовать рисунки, схемы в своём рассказе. Понимать, чем иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники отличаются от иллюстраций, созданных художественным вымыслом автора. Знать, что восточные славяне заложили основы государства Русь, России Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, связанных с деятельностью первых киевских князей

6

Образование Древнерусского государства

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье; Показывать на исторической карте главные торговые пути, крупные города, походы князей. Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника); Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками; Высказывать мнение об этимологии слова «Русь» (на основе работы с дополнительными источниками информации); Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (начать составление схемы «Князья Древней Руси»); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Объяснять значение понятия «племенные союзы» Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты. Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки».

7

Образование Древнерусского государства


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: уроки, погосты; Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, походы князей; Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами; Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений. Выделять наиболее характерные признаки государства. Используя текст учебника, объяснять, для чего людям необходимо государство. Объяснять, что такое полюдье и с какой целью оно собиралось русскими князьями.

8

Русь в конце X – первой половине XI в. Становление государства.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ; Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах; Объяснять причины отказа от язычества и выбора христианской религии восточного образца; Давать оценку значению принятия христианства на Руси; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром. Сравнивать основные черты славянского язычества и христианства. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Выделять в тексте учебника, рассказе учителя сведения, помогающие понять причины и последствия принятия христианства. Направления внутренней и внешней политики князей. Русь и Византия. Система управления государством в середине XI в. Порядок престолонаследия. Принятие христианства. Христианская Церковь на Руси.

9

Русь в конце X – первой половине XI в. Становление государства.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: вече, наместник, дружина; Рассказывать о системе управления Русской землей, о взаимоотношениях князей и вече (на основе работы с учебником); Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику; Работать с документом (с. 59-60), отвечать на вопросы;

Продолжить составление схемы «Князья Древней Руси»; Понимать, для чего необходимы законы.Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Знать важнейшие положения первого свода законов — «Русской Правды» и историю её создания. Умение строить логическое рассуждение, умозаключение. Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого. Система управления государством в середине XI в. Порядок престолонаследия. Деятельность Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Христианская Церковь на Руси. Русь и государства Европы.

10

Русь в середине XI – начале XII в.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: усобица;

Высказывать мнение о причинах и последствиях княжеских усобиц; Строить рассказ по схеме (с. 62) о наследниках Ярослава Мудрого, их взаимоотношениях; Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории. Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений; Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI – начале XII в.;

Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Знать о феодальной раздробленности, как закономерном и в определенном смысле прогрессивном процессе в ходе развития феодальных отношений, Выяснить предпосылки и закономерности этого процесса. Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества. Знать последствия распада Руси на отдельные княжества. Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности Рост самостоятельности отдельных княжеств. Междоусобные войны. Любеческий съезд. Владимир Мономах.

11

Русь в середине XI – начале XII в.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Показывать на исторической карте направления походов Владимира Мономаха против половцев; Высказывать мнение о причинах появления «Русской правды», называть ее структурные элементы; Работать с иллюстрацией учебника «Святые Борис и Глеб» (задание 2 на с. 68); Выполнять задания по ленте времени на с. 61 (задание 3 на с. 68);

Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе;

Составлять характеристику Владимира Мономаха; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Знать особенности развития удельного княжества, Уметь характеризовать своеобразие его политического устройства. Раскрывать военный аспект противостояния кочевников и земледельцев, Объяснять закономерности в переселении кочевников, показать героическую борьбу нашего народа против завоевателей как на Востоке так и на Западе. Умение определять понятия, устанавливать аналогии. Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. Раздробленность на Руси. Особенности развития русских земель-княжеств. Расцвет хозяйства. Художественные школы разных земель.

12

Общественный строй Древней Руси


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, вервь, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, смерд;

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды» на с. 78-79);

Работать с учебником (с информацией о жизни древнерусского города, села);

Осуществлять самооценку и взаимооценку. Знать, какую роль играли города в жизни Древней Руси и чем занимались их обитатели. Представлять облик древнерусского города Знать, на какие социальные группы делилось население Древней Руси. Делать описания вотчины, основных занятий земледельцев и ремесленников. Составлять рассказ по картине. Находить ответ на поставленный в тексте документа вопрос Повседневная жизнь: людей Древней Руси. Облик древнерусских городов. Быт: жилище, домашняя утварь, одежда, украшения. Праздники. Хозяйственная деятельность: земледелец, холопы, закупы,рядовичи, смерды, горожане, торговые люди.

13-14

Древнерусская культура

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать информацию из всеобщей истории о рукописной книге, ее особенностях и элементах;

Раскрывать смысл понятий: двоеверие, летопись, миниатюра; Объяснять причины сохранения двоеверия на Руси; Высказывать и аргументировать суждение о влиянии христианства на древнерусскую культуру;

Выполнять задания к тексту параграфа (задания 1 на с. 85); Работать с отрывком из «Слова о Законе и Благодати» (с. 86-87), отвечать на вопросы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Особенности развития культуры и культурное наследие. Былинный фольклор. Письменность. Начало летописания Нестор Литературные памятники. Знать памятники культуры Древней Руси. Знать особенности русской письменности этого периода – миниатюра, красная строка- инициал. Называть материал, на котором писали в Древней Руси. Оценивать значение создания Кириллом и Мефодием славянской азбуки. Понимать, какое значение имеет летопись «Повесть временных лет» для изучения истории России.

15

Повторительно-обобщающий урок по главе «Русь в IX – первой половине XII века

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Древняя Русь в IX - первой половине XII вв.»;

Называть общие черты и особенности раннесредневекового периода истории Руси и Западной Европы;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества; Осуществлять самооценку и взаимооценку;

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Обосновывать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми. Понимать, что главными причинами принятия христианства на Руси были: повышение престижа на международной арене, приобщение к более высокой культуре и нравственное развитие народа.

16

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы; Показывать на карте территорию Киевского, Галицко-Волынского княжеств; Называть хронологические рамки периода раздробленности;

Раскрывать причины упадка Киева в изучаемый период; Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника); Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Галицко-Волынского княжеств; Продолжать описание эволюции взаимоотношений русских земель с половцами; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества. Знать, что, несмотря на раздробленность Руси, у русских людей того времени сохранялось ощущение своего единства. Находить на карте княжества, на которые распалась Русь. Знать три типа государственности в удельный период. Находить в тексте учебника сведения о выдающихся князьях: смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы. Анализируя текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века. Раздробленность на Руси. Особенности развития русских земель-княжеств. Расцвет хозяйства. Художественные школы разных земель. Киевское и Галицко-Волынское княжества. Территория. Борьба князей за великокняжеский престол в Киеве. Южная Русь и Степь.

17

Княжества Северо-Восточной Руси.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества;

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества; Составлять характеристику Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства; Выделять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской Руси;

Осуществлять самооценку и взаимооценку. Находить на карте княжества, на которые распалась Русь. Сравнивать положение князя в Галицко-Волынском и Владимиро-Суздальском княжестве. Находить в тексте учебника сведения о выдающихся князьях: Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском. Составлять рассказы о деятельности князей, используя памятки и планы ответов Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. Владимиро-Суздальское княжество. Территория. Княжение Юрия Долгорукого и его сыновей. Хозяйственные и культурные особенности развития княжества.

18

Боярские республики Северо-Западной Руси.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли, Новгород; Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков; Характеризовать особенности политической жизни Новгородской республики; Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории

Сравнивать положение князя во Владимиро-Суздальском княжестве и в Великом Новгороде. Объяснять роль веча в Великом Новгороде, составлять тезисы Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. Новгородская земля. Особенности политического устройства. Хозяйственные и культурные особенности развития Новгородской земли.

19-20

Культура Руси

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период;

Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель;

Высказывать мнение о символизме древнерусских произведений (на основе работы с информацией учебника и дополнительных источников); Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Знать памятники материальной культуры изучаемой эпохи. Понимать значение понятий христианское мировоззрение, общерусская культура. Оценивать значение христианское мировоззрения на формирование общерусской культуры. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур Распространение христианского мировоззрения. Складывание единой общерусской культуры.

21

Повторительно-обобщающий урок


Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.»;

Называть общие черты и особенности средневекового периода истории Руси и Западной Европы;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Осуществлять самооценку и взаимооценку;

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Проводить сравнительный анализ особенностей политической жизни княжеств. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Обосновывать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми.

22

Походы Батыя на Русь.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей; Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию;

Объяснять причины успехов монголов; Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.. Приводить примеры героизма народа при защите своего Отечества. Показывать по карте направления ударов иноземных захватчиков в XIII в. Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; устанавливать причинно-следственные связи Нашествие Батыя на Русь. Падение Рязани, Владимира, Киева. Героизм защитников Руси

23

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище; Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель;

Объяснять причины успеха русских в данных сражениях. Начать составление характеристики Александра Невского, Битва со шведскими рыцарями на реке Неве. Битва с немецкими рыцарями на Чудском озере. Значение этих битв в условиях нашествия монгольских племён. Александр Невский. Знать даты воинской славы России: 1240 г., 1242 г.Понимать, что нашествие немецких рыцарей являлось крестовым походом на Русь. Выстраивать события данного периода в хронологическом порядке. Установить, что современником Александра Невского был хан Батый. Использовать схему при описании сражения. умение использовать речевые средства Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

24-25

Русские земли под властью Орды.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: баскак, ярлык, «ордынский выход»; Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды; Называть и характеризовать повинности населения русских земель;

Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Борьба русских князей за ярлык на великое княжение Владимирское. Взаимоотношения русских князей и ордынских ханов. Жизнь разных слоев русского общества. Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника. Знать примеры героизма народа в борьбе за свободу. Использовать схему при объяснении управления русскими землями во времена монгольского ига. воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Умение логического рассуждения, умозаключения. способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

26

Москва и Тверь: борьба за лидерство.


Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель; Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью; Выполнять задания к параграфу (с. 158); Работать с текстом исторических документов (с. 158-160), отвечать на вопросы по их содержанию; Важнейшие исторические процессы и явления, происходившие в Евразии. Рост территории Московского княжества в XIV — начале XVI в. Источники по истории Московской Руси. Показывать в хронологическом порядке на исторической карте, как шло объединение русских земель. Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали. Объяснять, почему Москва стала центром объединения русских земель. Понимать, почему ханы Золотой Орды провоцировали усобицы между русскими князьями. Знать, чем завершилось соперничество Москвы и Твери. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий.

27

Повторительно-обобщающий урок по главе «Русские земли в середине XII –начале XIV в»

Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Давать оценку исторического значения Невской битвы и Ледового побоища в условиях нашествия монгольских племён. Александр Невский. Определять последствия зависимости Руси от Золотой Орды для хозяйственного развития Руси. Давать характеристику деятельности русских князей. Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали. представлять результаты своей деятельности в форме сообщения. формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством Работа с тестами на установление характерных признаков явлений.

28

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

Показывать на карте территориальный рост Московского княжества в XIV веке; Выделять и называть причины и следствия объединения земель вокруг Москвы; Начать составление схемы «Династия Московских князей»; Высказывать и аргументировать оценочное мнение о деятельности Ивана Калиты;

Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты); Раскрывать значение Куликовской битвы; Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия; Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали. Понимать историческое значение Куликовской битвы. Представлять результаты своей деятельности в форме сообщения формирование умений применения исторических знаний умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий.

29

Московское княжество в конце XIV – середине XV в.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси; Раскрывать смысл понятий: пожилое, поместье, Юрьев день;

Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Характеризовать политику Василия I;

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного;

Работать с отрывками из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения для рассказа о положении крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Политика московских князей — преемников Дмитрия Донского. Основные направления внутренней и внешней политики. Первый свод законов единого государства — Судебник 1497 г. Налоги, система кормления, местничество. Православная церковь. Защита рубежей государства. Знать основных участников междоусобной войны во второй четверти XV в. Понимать, что явилось причиной возникновения междоусобной войны во второй четверти XV в. Выстраивать события изученного периода в хронологическом порядке. Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию. Группировать имена, события по заданным признакам (партии, борющиеся за престол) Умение работать в группе. Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства.

30

Соперники Москвы.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского; Характеризовать политику литовских князей;

Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель;

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы; Высказывать мнение об особенностях положения Твери и Великого Новгорода, о том, как оно влияло на политику данных земель; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Знать основные исторические события и князей Литовского княжества. Понимать, что Великое княжество Литовское состояло из добровольно присоединившихся русских княжеств. Характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий.

31

Повторительно-обобщающий урок по главе: «Русские земли в XIII –первой половине XV в»


Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Русские земли в XIII– первой половине XV века»; Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Давать оценку исторического значения объединения русских земель вокруг Москвы, изменению положения московских князей, Судебника 1497г. Давать характеристику деятельности русских князей. Уметь работать с историческими источниками Работа с тестами на установление характерных признаков явлений.

32

Объединение русских земель вокруг Москвы.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте и комментировать рост территории России при Иване III (превращение Московского великого княжества в Русское государство); Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства; Высказывать мнение о причинах победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Превращение Московского княжества в центр политической жизни Северо-Восточной Руси «Стояние на Угре» Конец ордынского ига Изменение международной обстановки. Иван III — государь «всея Руси». Основные направления его внутренней и внешней политики. Понимать значение терминов «внутренняя политика» и «внешняя политика». Определять основные черты единого (централизованного) государства. Оценивать историческое значение освобождения Руси от ига Золотой Орды. Понимать, почему Москва стала центром объединения русских земель. Знать систему управления Русского государства во времена Ивана III. Понимать историческое значение возникновения единого Русского государства. Умение анализировать и обобщать факты.

33

Русское государство во второй половине XV – начале XVI в.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: местничество, кормление, пожилое, поместье, Боярская дума;

Выделять в тексте учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной;

Завершить составление характеристики Ивана III; Сравнивать вотчинное и поместное землевладение, боярство и дворянство; Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью; Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Понимать причины укрепления власти московского государя. Понимать причины изменения положения Русской Православной церкви на международной арене. Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны. Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей. Знать систему управления Русского государства во времена Ивана III. Выявлять негативные стороны местничества и кормления. Умение анализировать и обобщать факты

34-35

Русская культура в XIV – начале XVI в

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV–XV вв.; Работать с текстами документов (с.222-223), отвечать на вопросы по текстам; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Литературные памятники. Изделия декоративно-прикладного искусства. Памятники архитектуры (крепости, Московский Кремль). Произведения живописи (иконы, фрески). Феофан Грек. Андрей Рублёв. Памятники культурного наследия Московской Руси: их роль в жизни человека того времени и значение для людей XXI в. Значение данного периода в истории России. Объяснять значение важнейших понятий темы. Сравнивать вотчину и поместье. Объяснять, как вокруг города возникали слободы. Объяснять, почему введение Юрьева дня было необходимым явлением для того времени. Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Иване III. Использовать иллюстрации учебника при рассказе о быте людей разных социальных групп.

36

Итоговая контрольная работа.

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в. Знать ключевые даты, события, персоналии.

37


Систематизировать исторический материал об изученном периоде. Характеризовать общие черты

и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

38


Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в.




Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим объединением учителей общественных наук

__ августа 2018 года, протокол № __

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ /ФИО/

__ августа 2018 года









Приложение

к рабочей программе по истории,

утверждённой приказом директора

МБОУ Кулешовской СОШ № 16

№ __ от __.__.2018г.

Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа по истории для 6 класса.

I  вариант.

1.Где проживали древние германцы?

  а) в Африке;   б) в Европе и на Скандинавском полуострове;   в) в Америке.

2. Несколько близких родов – это …

    а) племя;      б) соседи;      в) стадо.

3. Какие земледельческие занятия были знакомы древним германцам?

  а) садоводство;     б) виноградарство;     в) хлебопашество.

4. Как называлась династия королей, начало которой положил Хлодвиг?

   а) Капетинги;     б) Меровинги;        в) Каролинги.

5. Крупное земельное владение, полученное за военную службу и передаваемое по наследству, называлось:

    а) участком;         б) феодом;         в) наделом.

6) Карл Великий возглавил  Франкское королевство

    а)   в 768г.      б) в  656г.      в) в 1011г.

7. Дополните ряд.  После раздела империи Карла Великого образовались государства: Франция, __________, Италия.

8. Особым слоем населения у франков стали служители церкви, их называли:

    а) слуги господа;     б) духовенство;          в) те, кто молится.

9.) Основными занятиями рыцарей были:

    а) защита своего господина;    б) земледелие;    в) ремесло.

10. Славянские племена делились на три ветви : западную, южную и __________.

11. Какова была численность средних городов Европы XIII – XIV веков?

      а) до 3 тысяч;        б) 10-15 тысяч;    в) не менее 30 тысяч.

12. Какой европейский город был самым крупным в XIV веке?

      а) Париж; б) Милан; в) Брюгге.

13.  Основным видом занятий для горожан было:

      а) земледелие;        б) ремесло;        в) охота.

14. Хозяином мастерской считался :

      а) подмастерье;     б) феодал;          в) мастер.

15. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран, назывались:

      а) магазином;         б) ярмаркой;     в) базаром.

16. Христианская церковь разделилась на западную и восточную в

      а) 1054г.    б) 998г.    в) 1198г.

17. Католическая церковь собирала особый налог на содержание духовенства и храмов,

который назывался церковной ___________.

18. Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передаваемые по наследству назывались:

     А) родственники;    б) сословия ;    в) сородичи.

19. Соотнесите понятия:

      А) рыцарь                          1) работает

      Б)  монах                             2) воюет

      В) крестьянин                    3) молится

20.  Первый крестовый поход за освобождение гроба господнего начался

       а) в X веке;    б) в конце XI века;  в) в начале XII века.

21.  Оброк – это ….

II  вариант.

1. Где селились древние германцы?

    а) по берегам рек;   б) в горах;   в) на равнинах.

2. Родственники нескольких  поколений объединялись  

    а) в племя;         б) в родовую общину;      в) в соседскую общину.

3. Что считалось для германцев самым большим богатством?

     А) земля;       б) золото;     в) скот.

4.  Как называлась королевская династия, основателем которой стал Карл Великий?

     а) Каролинги;   б) Меровинги;   в) Капетинги.

5. Феодал получал крупное земельное владение

     А) за деньги;     б) за несение военной службы сеньору;  в) в подарок.

 6. Карл Великий стал Римским императором

     а) в 768г.   б) в 800г.  в) в 1011г.

7. В каком городе внуки Карла Великого заключили договор о разделе Империи

    А) в Париже ;  б) в Вердене;  в) в Лондоне.

8.Специальным поселением монахов считались:

    а) города;    б) деревни;    в) монастыри.

9. Основным занятием зависимых крестьян было

    а) молиться;   б) защищать своего господина;   в) трудиться.

10. Восточные славяне были предками русских, украинцев и ___________.

11. Какой город не входил во владение французского короля

     а) Париж;    б) Берлин;    в) Орлеан.

12.  Ширина главных улиц европейских городов не превышала

     а) 2-3  м;      б) 12-15  м;   в) 7-8   м.

13. Чтобы стать мастером подмастерье обязан выполнить

      а) шедевр;    б) обещание хранить тайну мастерства; в) клятву верности хозяину.

14.  Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял

      а) король;   б) Римский Папа;  в) Карл Мартелл.

15. Объединение европейских купцов называлось

      а) сообществом;   б) Ганзой;  в) договором.

16. Какое название получила Западная христианская церковь после ее раздела с Восточной

        а) англиканская;  б) православная;  в) католическая.

17. Идульгенция – это

        а) грамота на прощение грехов; б) церковный налог; в) церковный праздник.

18. Дополните сословный ряд: духовенство, дворянство, _________________.

19. Соотнесите понятия

      А) Хлодвиг                     1)основатель династии Капетингов

      Б) Артур                          2) король франков

      В) Гуго Капета                3) рыцарь Круглого стола

20. Крестоносцы дошли до стен Иерусалима

      а) в 1095г.    б) в 1099г.    в) в 1096г.

21.  Барщина – это ….

Ключи к контрольной работе для 6 класса по истории Средних веков.

1 вариант.

1-б;    2-а;   3-в;   4-б;   5-б;   6-а;   7- Германия;   8-б;   9- а;  10- восточную;

11-б;   12- а;   13-б; 14-в;   15 –б;    16- а;   17- десятиной; 18-б; 19 а-2 б-3 в-1;

 20-б   ;   21 – доля продуктов своего хозяйства.

2 вариант.

1-а ;  2-б;  3-в; 4-а;  5-б;   6-б;   7-б;   8 –в;   9-в;   10-белорусов;

11-б;  12-в; 13-а; 14-б; 15- б; 16-в; 17-а; 18-третье сословие (крестьяне, ремесленники)

19 а-2   б-3  в-1; 20-б; 21- даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.

Итоговое контрольное тестирование по истории России 6 класс.

1. Новгород был феодальной республикой. Определите, в чём это выражалось:

а) власть сохранялась за вече;

б) Новгород выбирал князя на княжество;

в) новгородское население делилось на граждан и не граждан.

2. Первое упоминание о Москве связано с именем князя:

а)Андрея Боголюбского; б) Юрия Долгорукого; в) Даниила Московского.

3. Укажите военно-монашеский орден, участвовавший в крестовом походе на Русь:

а) Тамплиеров; б) Тевтонский; в) Ливонский; г) Меченосцев

4. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха собрался съезд русских князей. Он вошел в историю как:

а) Любечский съезд; б) Киевский съезд; в) Владимирский съезд; г) Новгородский съезд.

5. Боярская дума- это:

а)орган городского самоуправления; б)совещательный орган при князе; в)законодательный орган

6.Определите даты монголо-татарского ига:

а) 1240-1480гг.; б) 1242-1485гг.; в) 1240-1580гг.; г) 1140-1440гг.

7. К единению князей призывал автор:

а) «Моления Даниила Заточника»; б) «Слова о полку Игореве» в) «Хождения за три моря»

8. Историки считают, что монголо-татары превратили Русь из «страны городов» в страну деревень». Это можно объяснить тем, что:

а) монголо-татары в первую очередь уничтожали города;

б) пришли в упадок торговля и ремесло;

в) городское население, спасаясь бегством, покинуло города.

9.Владимир Мономах, будучи четвертым сыном князя Изяслава, не имел права на престол, но именно он стал великим князем, потому что:

а) старший брат умер, двое других на престол не претендовали;

б) захватил власть, используя свою дружину:

в) подавил восстание в Киеве и захватил власть;

10. После падения Киева политическим центром становиться:

а) Новгород; б) Владимир; в) Ярославль.

11. В период феодальной раздробленности на Руси князья обладали правом:

а) сбора налогов; б)объявлять войну и заключать мир; в)вершить суд; г) верны все ответы

12.Военные пункты с деревянной изгородью в виде заостренных столбов называются:

а) отрубами; б) острогами; г) крепостями.

13. Управление в Киевском княжестве и Новгороде имело следующее отличие:

а) князь играл второстепенную роль военного руководителя;

б) отличий не было; в) князь выполнял только судебные функции.

14. В борьбе с боярством князь опирался:

а) на дружинников; б) на горожан; в) на крестоносцев

15. Выражение «меж двух огней» связано:

а) с нашествием монголо-татар на Русь; б) с постоянными набегами половцев;

в) с крестовыми походами Тевтонского ордена

16. Монгольское нашествие на Русь началось в:

а) 1227г. б) 1237 г. в) 1239 г. г) 1240 г.

17. Хан Батый назвал «злым городом»:

а) Торжок в) Козельск б) Коломну г) Киев

18. Опричнина — это время:

а) 1547—1548 гг.; в) 1565—1572 гг.; б) 1556—1570 гг.; г) 1570—1584 гг.


1.Период феодальной раздробленности характеризуется:

а) децентрализацией государства; б) созданием самостоятельных княжеств;

в) ослаблением политических и экономических связей между областями

2.Отметьте, каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:

а) Русь потеряла свою независимость; б) произошел спад экономического развития;

в)начались междоусобные войны; г) расцвет Руси.

3. Соотнесите события и даты:

1.Битва на Калке а)1240г.;

2.Ледовое побоище б)1223г.;

3.Невская битва в) 1242г.

4.Укажите причины, по которым Русь не могла противостоять монголо-татарам:

а) более низкий уровень развития; б) численное превосходство войска монголо-татар:

в) феодальная раздробленность на Руси; г) техническое вооружение монголо-татар.

5.Соотнесите территорию и города:

1.Юго-Западная Русь

2. Северо-Восточная Русь

А)Галич Б)Владимир В)Суздаль Г)Москва Д)Чернигов Е)Ростов

6.Укажите причины успеха завоевательных походов монголо-татар:

А) тактика ведения боя «полумесяцем»; Б) структурная организация войска;

В) количественное превосходство

7.Общими причинами феодальной раздробленности в Западной Европе и на Руси являются:

А) господство натурального хозяйства; Б) развития ремесла и торговли; В) междоусобицы.

8.Походы военно-монашеских орденов на Русь преследовали цели:

А) насадить на Руси католическую веру; Б) захватить богатые земли Новгорода и Пскова;

В) защитить свои земли от монголо-татар, напавших на Русь.

9.Выпишите правильные суждения:

А) поместье наследовалось, а вотчина - нет; Б) вотчина могла дариться, а поместье - нет;

В) поместье появляются позже вотчин; Г) вотчина наследовались, а поместье – нет;

Д) вотчины давались только великим князем, а поместья – еще и боярами;

Е) за право владеть поместьем надо было служить, а владение вотчиной не предполагало обязательной службы; ж) вотчину можно было продать, а поместье – нет.






Мониторинг успеваемости

Учащийся

Проверочная, контрольная работа

I четверть

Проверочная, контрольная работа

II четверть

Проверочная, контрольная работа

III четверть

Проверочная, контрольная работа

IV четверть

Г

О

Д











































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории (ФГОС). 6 класс

Автор: Филь Наталья Анатольевна

Дата: 06.09.2019

Номер свидетельства: 519168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "К тематическому планированию по истории 6 класс. Темы и разделы рабочей программы по ФГОС."
    ["seo_title"] => string(80) "k_tiematichieskomu_planirovaniiu_po_istorii_6_klass_tiemy_i_razdiely_rabochiei_p"
    ["file_id"] => string(6) "369051"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481600085"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа история 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia_programma_istoriia_5_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "481757"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1540280182"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа "История древнего мира" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-istoriia-drievniegho-mira-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236814"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444155153"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа (история 5-9 классы) ФГОС"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-istoriia-5-9-klassy-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249349"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446888275"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства