kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории Древнего мира для базового уровня 5 класса (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования (5 класс) составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Древнего мира для базового уровня 5 класса (ФГОС)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кобринская основная общеобразовательная школа»

Ленинградской области, Гатчинского района


«УТВЕРЖДЕНО»:

Приказ №103 от «31 » августа 2016 г.

Директор___________Джежелий Н.И.


Рабочая программа

по истории Древнего мира

для базового уровня 5 класса


Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история. История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2012


Разработчик программы:


Гурская Виктория Сергеевна

учитель истории, обществознания








«РАССМОТРЕНО»: «СОГЛАСОВАНО»:

на заседании методического совета Замдиректора по УВР

Протокол №1 от «29»августа 2016 г. __________/Филатова Ю.Д./

Руководитель ______Никитина Е.Е. «29» августа 2016 года


Пояснительная записка

Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования (5 класс) составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

Нормативные документы:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);

  • Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»

  • Федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год;

  • Основная образовательная программа ООО МБОУ «Кобринская ООШ»;



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

    • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

    • способствовать овладению умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

    • развивать способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

    • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5 класса включают:

    • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

    • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

    • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

    • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

    • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Регулятивные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Коммуникативные результаты: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

2. Содержание учебной программы (68 ч)

Введение (1 час)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.


РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Представление о понятии «первобытные люди». 

Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.


РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 часов)

Тема 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.


РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.


РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

  Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

  Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

 Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение. (2 часа)

Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.



3. Тематическое планирование курса

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Жизнь первобытных людей

6

3

Древний Восток  

20


Древний Египет

8


Западная Азия

7


Индия и Китай

4


Урок обобщения

1

4

Древняя Греция

21


Древнейшая Греция

5


Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7


Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5


Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3


Повторение

1

5

Древний Рим

18


Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3


Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3


Гражданские войны в Риме

4


Римская империя в первые века нашей эры

5


Падение Западной Римской империи

2

6

Повторение

2

Итого:

68




«РАССМОТРЕНО»:

на заседании МС

Протокол № 1 от «29» августа 2016 г.

Руководитель ______Никитина Е.Е.

(подпись, расшифровка)

«СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДЕНО» Замдиректора по УВР ______Филатова Ю. Д. Приказом №103 от 31.08.2016 года

(подпись, расшифровка) Директор МБОУ «Кобринская ООШ»:

«29» августа 2016 г. ___________ Джежелий Н.И.




Календарно-тематическое планирование

на 2016-2017 учебный год

Предмет: история

Класс: 5 класс

УМК: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая. – М.: «Просвещение», 2014; Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях. / Г.И. Годер. – М.: «Просвещение», 2016; Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях. 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина и др. ФГОС / М.Н. Чернова. – М.: «Экзамен», 2016; История Древнего мира. 5 класс. Тетрадь для проектов и творческих работ / А.А. Вигасин, В.В. Артемов, Л.А. Соколова. – М.: «Просвещение», 2016; Всеобщая история. 5 класс. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы / Е.А. Крючкова. – М.: «Просвещение», 2016; Истории Древнего Мира. 5 класс. Тесты к учебнику А.А. Вигасина и др. ФГОС / Ю.И. Максимов. – М.: «Экзамен», 2016; Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Методические рекомендации / Н.И. Шевченко. – М.: «Просвещение», 2016; Атлас с комплектом контурных карт. История Древнего мира. 5 класс. ФГОС. – М.: «Дрофа», 2016.



Дата урока


урока

урока по теме

Тема урока

Цели изучения темы

Характеристика основных видов ОД учащихся (на уровне УУД)

Форма контроля

Домаш. задание

ТСО, эксперимент, наглядные пособия

02.09


1

1

Введение

Опираясь на знания учащихся, полученные в пропедевтическом курсе, подготовить их к изучению систематического курса истории.

- Раскрывать значение терминов история, век, исторический участник.

- Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Упражнения к уроку «История как наука» диска «Просвещение» История 5 кл.

Прочитать Введение с.6 учебника. Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края.

Электронная библиотека «Просвещение» История 5 кл. «История как наука»

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)

07.09


2

1

Древнейшие люди.

Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.

- Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда.

- Сравнивать первобытного и современного человека. - Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

- Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Устный опрос

П. 1 вопросы и задания, проекты и исследования к параграфу

Карта мира,

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) История Древнего мира. Урок №1. История первобытного общества (слайды 4,5, 10, 12, 13)

09.09


3

2

Родовые общины охотников и собирателей.

Познакомить учащихся с расселением первобытных людей на земле.

- Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.

- Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.

- Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

- Выделять признаки родовой общины.

-характеризовать новые способы охоты.




Устный опрос, игра «Переводчик» (словарная работа)

П.2, вопросы и задания

«История СССР в художественно-исторических образах» Охота на мамонта.

14.09


4

3

Возникновение искусства и религии

Рассказать учащимся о возникновении искусства и религиозных верований у людей.

- Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.

- Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.

- Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

- охарактеризовать

Решение творческих задач,

Р.т В.1, задание 9, с.11

П. 3, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появились религия и искусство»?

Памятка с алгоритмом решения познавательных задач, рабочие тетради.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. (2 часа)

16.09


5

1

Возникновение земледелия и скотоводства

Рассмотреть с учащимися как возникло земледелие и скотоводство.

- Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

- Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

- охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

- выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла.

- обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общин.

- схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

- охарактеризовать религиозные верования человека.

Игра «Исправь ошибки», устный опрос.

П.4,

уметь объяснять термины, нарисовать первые орудия труда земледельца

Атласы по истории древнего мира.

21.09


6

2

Появление неравенства и знати.

Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.

- Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг и т.д.

- находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия;

-выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин ;

- характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.

Р.Т. в1. Задание 15 с.15, 16 с.16.

Устный опрос.

Кроссворд «Сумей прочесть».

П.5, выучить понятия

Атласы по истории древнего мира

23.09


7

1

Урок обобщения по теме

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.

- Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия;

-решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа ресурсов.


Тест

Схема «путешествия» (Презентация Power Point с гиперссылками на задания)

Тема 3. Счет лет в истории. 1 час

28.09


8

1

Измерение времени по годам.

Сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний.

- Решать ист.задачи и проблемные ситуации на счет времени;

- уметь определять ист.время на ленте времени;

- осмыслить различные понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Модуль «Ход времени и счёт лет в истории».


Задание на карточках

http://fcior.edu.

Ru/

Раздел II. Древний Восток 20 часов

Тема 4. Древний Египет. 8 часов

30.09


9

1

Государство на берегах Нила.

Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

- Самостоятельно подготовить тем. сообщение к уроку по выбору;

- характеризовать местоположение Египта с помощью ист.карты и её легенды;,

- установить причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Пон.: Нил, дельта, Египет, оазис, ил, фараон

Устный опрос

П.6, Ответить на вопрос:

«Каково было бы состояние страны, если бы не произошло объединение страны?»

Карта «Древний Восток»

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего Египта с.31-33

Книга «Планета чудес и загадок» «Нил»

05.10


10

2

Как жили земледельцы и ремесленники

Рассмотреть с учащимися жизнь и деятельность жителей Египта.

- находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда учебника, доп. источников к параграфу, доп. литературы, электр. изданий;

- комментировать понятия и самостоятельно формулировать их;

- оценивать достижения культуры.

Пон.: вельможа, писцы, налоги, каналы, амулет.

Игры «Верно ли это?», «Переводчик»

П. 7,

Составить рассказ от имени египетского земледельца том, как прошел его день

Карта «Древний Восток», картина «Гончарная мастерская», Хрестоматия с.40-41.

07.10


11

3

Жизнь египетского вельможи.

Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.

- учиться работать в малой группе над общим заданием;

- выделять главное в части параграфа , во всем параграфе;

- выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Пон.: каменная гробница.


Устный опрос, инд. Письменная работа (тест)

П.8, рассказ или сделать рисунок на тему: «В усадьбе вельможи»

Карта «Древний Восток».

12.10


12

4

Военные походы фараонов.

Рассмотреть с учащимися причины военных походов и состояние египетского войска.

- Работа с картой в малой группе по единому заданию;

- исполнять роль в соответствии со своеобразием ист.персонажа в инсценировке;

- подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.


Понятия: бронза, пехотинцы, боевая колесница, дротик, дышло, стрелок, колесничий, наёмное войско.

Инд. работа по карточкам

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Разметь карту «Древний Египет»

П.9, К.к,

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.


Карта «Египетское царство», хрестоматия с.44-45.

14.10


13

5

Религия древних египтян.

Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян.

- Характеризовать религию древних египтян;

- устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян;

- творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.


Пон.: храм, статуи, жрецы, саркофаг, мумия.

«Найди ошибки в тексте», инд. Письм. Работа «Заполни пропуски», тест.

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Выполни задание: помоги художнику.

П. 10 заполнить табл. «Боги Древнего Египта и их занятия».

Электронная библиотека «Просвещение» История 5 кл. «Цивилизации на берегу Нила. Боги Египта»

Книга «Планета чудес и загадок» «Гробница Тутанхамона»

19.10


14

6

Искусство древних египтян.

Показать учащимся достижения искусства Древнего Египта.

- искать в сети интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов;

- подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями);

- рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.


Пон.: пирамида, сфинкс, обелиск, колонна, скульптор.

Игра «Жили ли они?», устный опрос.

П.11, сообщения

К.М. Урок № 2. Искусство Древнего Египта (6, 26, 29)

21.10


15

7

Письменность и знания древних египтян

Сформировать у учащихся представления о достижениях египтян в области письменности.

-составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах;

- осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса;

- характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Пон.: иероглиф, папирус, астрономия, календарь, водяные часы.

Творческая работа - составление «Поучения отца сыну»

П. 12 Поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.


26.10




16



8



Урок обобщения по теме



Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.



- Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия;

-решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.



«Своя игра» на тему «Древний Египет»






(Презентация Power Point с гиперссылками на задания)



Тема 5. Западная Азия в древности. (7 часов)

28.10


17

1

Древнее Двуречье

Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Междуречья.

- Использовать элект. издание с целью вирт. путешествия по музею;

- характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья;

- Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.


Пон.: Двуречье или Междуречье, клинопись.

Игры «Переводчик», «Испорченные рукописи».

П. 13, К.к,

развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья».


Путешествие по странам Передней Азии в древности. Древнее Двуречье (презентация Power Point)

09.11


18

2

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Показать учащимся достижения Вавилонского царства в период правления Хаммурапи»

- Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть;

- составлять кроссворд по теме урока;

- характеризовать свод законов Хаммурапи;

- объяснять , почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.


Пон.: Вавилон, законы царя Хаммурапи, ростовщик.

Устный опрос

П.14 вопросы

Карточки – задания для лабораторной работы

11.11


19

3

Финикийские мореплаватели

Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.

- рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей;

- подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников;

-использовать ист.карту;

- определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Р.т в.1 задание 62 с.50

Игра «Три направления»

П.15, сообщения об открытиях

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Финикия (презентация Power Point). Книга для чтения по истории Древнего мира «Царская краска»

16.11


20

4

Библейские сказания

Показать учащимся с библейскими сказаниями, показать вклад древних евреев в мировую культуру.

-Изучать по карте и тексту учебника территории расселения древнееврейских племен;

-объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами;

- проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям;

- объяснять, почему библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Пон.: Библия, Ветхий завет

Устный опрос, Р.т. в 1 задание 61, с. 50

П.16, Пересказ мифов и

сказаний

Карта «Древний Восток»

«Детская Библия», «Библия в картинках»

18.11


21

5

Древнееврейское царство

Показать учащимся историю развития древнееврейского царства.

- решать развивающие и проблемные задачи;

- выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное;

- Уметь формулировать оценку поступка (самсон, Давид);

- уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.

Пон.: израильтяне, Иерусалим, жертвенник

Устный опрос, Инд. Работа – Р.т. задание 72, с.61, замени одним словом выражение.

П.17, объяснить выражения « труба иерихонс-кая», «суд Соломона».

Карта «Древний Восток»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media К уроку в школе. Тема 4. Древние цивилизации передней Азии. Древнееврейские государства.

23.11


22

6

Ассирийская держава

Показать учащимся причины возвышения Ассирии, ассирийских завоеваниях и гибели государства.

- работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала;

- перечислять достижения ассирийцев в изоб.искусстве, металлургии, военном деле;

- находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»;

- определять причины падения Ассирийской державы.


Пон.: железо, таран, держава.

Устный опрос, инд. Работа «Заполни пропуски», «Вставь пропущенные слова», «Что лишнее?»

П. 18, вопросы

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Ассирийское царство (презентация Power Point).

25.11


23

7

Персидская держава «царя царей»

Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством.

- работать с ист.картой и допол. Источниками по вопросу расширения территории державы;

- систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей;

- рассказывать кратко легенды о персидских царях.


Пон.: персы, держава «царя царей»

Устный опрос, Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Древние цивилизации Передней Азии»

П.19, к/к

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Персидская держава (презентация Power Point). Кроссворд «Персидская держава» (Excel)


Тема 6. Индия и Китай в древности. 4 часа

30.11


24

1

Природа и люди Древней Индии.

Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

- Рассказать о местоположении индии, особенностях её ландшафта и климата;

- показывать на карте основные географ. объекты Древней Индии;

-Выделить ключевые понятия, характеризующие индийскую культуру и историю;

- объяснить, каких животных почитали индийцы и почему.

Модуль «Контроль. Государства Передней Азии»

Карта «»Индия в древности»

П.20, вопросы

http://fcior.edu.

Ru/

02.12


25

2

Индийские касты.

Показать учащимся особенности индийского общества и религии.

- составлять простой план пунктов параграфа по выбору;

- рассказывать о жизни и обучении брахманов, доказывать, что брахманы- хранители знаний;

- сравнивать основные положения брахманизма и буддизма;

- подготовить сообщение о Будде;

-перечислить достижения древних индийцев.

Пон.: каста, буддизм.

Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.)

Р.т. в 1. Задание 86 с.72

П.21,

Таблица, прочитать легенду о Будде, какие выводы можно сделать из этого документа.

Карточки-задания для групп, Р.т.

07.12


26

3

Чему учил китайский мудрей Конфуций.

Познакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция.

- вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая;

- работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом;

- определять и формулировать особенности китайской религии;

- объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.

Пон.: Конфуций, дракон, бамбук.

Устный опрос, тест (инд.)

П.22, выяснить

в чем сходство и различие учений Будды и Конфуция.

Современная политическая карта, карта «Древний Восток. Индия и Китай»

09.12


27

4

Первый властелин единого Китая.

Рассмотреть с учащимися процессы объединения Китая в одно государство.

- рассказать об отношениях Китая с соседями;

- объяснить причины возведения Великой китайской стены;

- выделять своеобразие древней китайской цивилизации;

- составлять кроссворд по тематике урока.

Пон.: гунны, Великая Китайская стена.

Устный опрос

Игра «Китайские иероглифы»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Разметь карту «Древний Восток. Индия. Китай»

П.23, повторить термины из раздела «Древний Восток».

К.М. Урок №8 Древний Китай (слайды 16, 27, 2)

Книга «Планета чудес и загадок» «Великая Китайская стена»


14.12


28

1

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.

- выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала;

- показывать на карте известные города Древнего Востока.

Игра «Рекламный плакат»

тестирование

Листы ватмана, фломастеры, иллюстрации.

Раздел III. Древняя Греция. 21 час


Тема 7. Древнейшая Греция. 5 часов


16.12


29

1

Греки и критяне.

Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий ;

- рассказывать об условиях жизни и занятиях населения;

- характеризовать верования древних греков, объяснять какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.




Устный опрос

П.24, пересказ мифов

К.М. Урок № 9. Крит. Микены. Ранняя Греция (6-18)

Книга «Планета чудес и загадок» «Кносский дворец»

21.12


30

2

Микены и Троя.

Показать учащимся взаимоотношения греческих городов между собой и причины троянской войны.

Пон.: Минотавр, лабиринт, световые колодца.


Игра «Верно ли это?»

П.25, вопросы

К.М. Урок № 9. Крит. Микены. Ранняя Греция (23-26)

Карта «Древняя Греция»

Книга «Планета чудес и загадок» «Троя», Микены»


23.12


31

3

Поэма Гомера «Илиада»

Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником.

- Знать содержание поэмы.

Пон.: Ахиллесова пята, троянский конь.












Устный опрос, тест

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Расшифруй послание «Начало Илиады»



П. 26, как возникли выражения «ахиллесова пята», «Троянский конь».

Карта «Древняя Греция»

Книга «Легенды и сказания Древней Греции»



28.12


32

4

Поэма Гомера «Одиссея»

Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником.


- Знать содержание поэмы.

Пон.: сирены.






Устный опрос, кроссворд. Диск «Всеобщая история (Cordis Media Расшифруй послание «Приключения Одиссея»

П.27,

пересказ фрагментов

Карта «Древняя Греция»

Книга «Легенды и сказания Древней Греции»


11.01


33

5

Религия древних греков.

Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.

Называть характерные черты греческой религии.

Пон.: Олимп, Зевс, Аид, Посейдон, Прометей.

Р.т.В.2.задание 9 с.8, 14 с.12.

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Зарождение древнегреческой цивилизации».

П. 28, составить генеалогическое древо Олимпийских богов.

Книга «Легенды и сказания Древней Греции»


Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов

13.01


34

1

Земледельцы Аттики теряют свободу.

Познакомить учащихся с населением Древней Аттики и процессами взаимоотношений между ними.

- характеризовать политический строй древнегреческих городов- государств;

- объяснять значение понятий;

-рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах;

- давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Спарты и Афин;

- рассказывать каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.

Пон.: Аттика, архонт, ареопаг, долговой камень.

спартанец, илот, Совет старейшин, лаконическая речь,

Устный опрос, Р.т.В.2. задание 10, 11 с.9

П.29, подготовить рассказ о жизни древних греков в своих полисах.

Карта «Древняя Греция»

Презентация к уроку с заданиями (выполняют ученики на компьютерах).


18.01


35

2

Зарождение демократии в Афинах.

Показать учащимся процессы зарождения демократии в Афинах.

Устный опрос, тест

П. 30, мини-сочинение «Последствия солоновских реформ»

Карта «Древняя Греция»

Хрестоматия с. 130-132

20.01


36

3

Древняя Спарта.

Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством.

Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. в.2. Задания 17, с.13, 18 с. 14, 20 с. 15


П. 31,

что из приемов воспитания спартанцев понравилось и почему.

Карта «Древняя Греция»

Хрестоматия с. 135-136

25.01


37

4

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Показать учащимся процессы возникновения греческих колоний и их взаимоотношения с родиной.

Игра «Эстафета»

Р.т.в.2 задание 28 с.20

П.32, составить рассказ от имени греческого купца.

Карта «Древняя Греция»


27.01


38

5

Олимпийские игры в древности.

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.

Олимпия, атлеты, стадион, состязания.

Игра «Древо познания»


П.33, вопросы

Карта «Древняя Греция»


01.02


39

6

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.

- Объяснить причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства;

-характеризовать афинскую демократию при Перикле;

- объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков



Пон.: Марафон, фаланга.

Фермопильский проход, триера.

Устный опрос, тест

П.34,

работа с лентой времени.

Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.»

03.02


40

7

Нашествие персидских войск на Элладу.

Рассмотреть с учащимися нашествие персидских войск на Элладу, героизм греков и причины поражения персов.

Устный опрос, игра «Переводчик», «Испорченные рукописи».

П.35,

подготовить рассказ от имени участника сражения

Диск «Всеобщая история (Cordis Media К уроку в школе. Тема 7. Цивилизации Древней Греции. Классический период. Греко-персидские войны.

Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. 5 часов


08.02


41

1

В гаванях афинского порта Пирей

Показать учащимся торговую жизнь главного афинского порта Пирей.

- рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции;

-представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя

свои оценочные суждения;

-объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие;

Пон.: верфь, пошлина, переселенцы, вольноотпущенники.

Компьютерное тестирование.

П.36,

Составить рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей.

Картина «Афинская гавань Пирей».

10.02


42

2

В городе богини Афины.

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства.

Пон.: керамика, портик, Совет пятисот, Агора, Акрополь.

Игра «Жили ли они?»

П.37,

Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.


Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.»

15.02


43

3

В афинских школах и гимнасиях.

Показать учащимся особенности обучения детей в афинских школах.

Пон.: педагог, стиль, палестра, гимнасия.

Устный опрос.

П.38 сравнить обучение афинских и спартанских школах. Что сохранилось до наших дней

Карточки-задания для групп.

17.02


44

4

В театре Диониса.

Познакомить учащихся с историей возникновения и развития театра в Афинах.

Пон.: театр, орхестр, скене, трагедия, комедия.

Исторический «Блейф-клуб»

П.39, вопросы

Схема «Функции народного театра»

22.02


45

5

Афинская демократия при Перикле.

Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.

Пон.: оратор, тайное голосование, стратег.

Устный опрос, «Реши задачи»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Эллинистический период древнегреческой цивилизации».

П.40, Схема правления


Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э. 3 часа.


24.02


46

1

Города Эллады подчиняются Македонии.

Рассмотреть с учащимися причины возвышения Македонии и подчинение ей греческих государств.

- показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского;

-объяснять причины распада державы Александра Македонского;

- составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского;

- раскрывать значение понятия эллинизм;

-называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.

Пон.: междоусобная война, Македонское царство.

Устный опрос

П.41, к/к

Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.»

01.03


47

2

Поход Александра Македонского на Восток.

Познакомить учащихся с причинами похода Александра Македонского на Восток и его результатами.

Пон.: держава Александра Македонского.

Игра «Продолжи рассказ»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Разметь карту «Образование и распад державы Александра Македонского»


П.42

Сообщение

к/к

Карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток»

03.03


48

3

В Александрии Египетской.

Показать учащимся основные достижения науки и культуры, собранные в Александрии Египетской.

Пон.: Фаросский маяк, музей, библиотека.

Устный опрос, инд. Тест

П.43, придумать передачу «Путевые заметки».

http://fcior.edu.

Ru/ Карта «Распад державы Александра Македонского»

10.03


49

1

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.


Игра «Брейн – ринг»

Тест

Карта «Древняя Греция», картина «Саламинский бой», изображение Троянского коня, Прометея.

Раздел IV.Древний Рим. 18 часов


Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 часа.


15.03


50

1

Древнейший Рим.

Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима и его развитие.

- показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии;

-рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии;

- раскрывать значение понятий;

- объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе;

-характеризовать верования древних жителей Италии


Пон.: Аппенинский полуостров, латины, весталка, ликтор, плебей, патриций, сенат, плебс.

Устный опрос

П.44, таблица «Природные условия Др. Греции и Др. Рима».

Карта «Древняя Италия»

17.03


51

2

Завоевание Римом Италии.

Познакомить учащихся с причинами завоевания Римом Италии.

- раскрывать значение понятий;

-использовать карту при характеристике военных походов Рима;

- характеризовать причины и итоги войн Рима;

- рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.


Пон.: республика, народный трибун, консул, право вето, галльские племена, сенатор, пиррова победа.

Игра «Древо познания»

П.45,

Как изменение формы правления в Риме отразилось на его жителях.

Карта «Древняя Италия»

22.03


52

3

Устройство Римской империи.

Рассмотреть с учащимися государственное устройство Римской республики.

Пон.: Марсово поле, Форум, легион.

Устный опрос, тест

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Становление Римской цивилизации».

П.46

вопросы

Карта «Древняя Италия»

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа.


24.03


53

1

Вторая война Рима с Карфагеном.

Рассмотреть причины войн Рима с Карфагеном, их результаты.

Пон.: Карфаген, Ганнибал.

Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. в.2. задание 64, 65 с.49

Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Вторая Пуническая война»

П. 47

подготовить ответ на вопрос: «Начало войны и переход Ганнибала через Альпы»

Хрестоматия с.185-186

Карта «Вторая война Рима с Карфагеном».

05.04


54

2

Установление господства Рима с Карфагеном.

Показать учащимся процессы установления господства Рима над всем Средиземноморьем.

Пон: триумф, император.

Устный опрос

П. 48,

Составить рассказ, как воевала римская армия.

Карта «Рост Римского государства».

7.04


55

3

Рабство в древнем Риме.

Познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов и их положении.

Пон.: имение, гладиатор, амфитеатр.

«Путешествие» по станциям «Рассказкино», «Картово», «Задачкино», «Терминово», «Отгадайкино»

П.49,

Составить кроссворд по Древнему Риму.

Презентация с заданиями-гиперссылками, картина «Труд и жизнь рабов в имении II-I вв. до н.э.», «В римском амфитеатре».

Тема 13. Гражданские войны в Риме. 4 часа.

12.04


56

1

Земельный закон братьев Гракхов.

Рассмотреть с учащимися деятельность братьев Гракхов по сохранению свободных земледельцев в Риме.

Пон.: югер.

Модуль «Реформы братьев Гракхов»

П. 50,

ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледель-цев?»

http://fcior.edu.

Ru/

14.04


57

2

Восстание Спартака.

Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Пон.: Спартак, восстание рабов.

Устный опрос

Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Начало самого крупного восстания рабов в древнем мире»

П. 51, таблица, к/к

Картина «Бой Спартака с римским отрядом»

19.04


58

3

Единовластие Цезаря.

Показать учащимся процессы усиления армии в Риме и её роли в жизни государства.

- показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения;

-раскрывать значение понятий;

-характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события;

- рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.

Пон.: наёмная армия, диктатор, гражданская война.

Устный опрос, игра «Переводчик»

П.52,

составить рассказ от имени гладиатора

Хрестоматия с.216-217

Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.»

21.04


59

4

Установление империи.

Рассмотреть с учащимися причины поражения республики и установление империи, изучив особенности установления Октавианом Августом правления

Пон.: преторианцы, император.











Устный опрос.

П. 53, к/к

Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.»

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов.


26.04


60

1

Соседи Римской империи.

Познакомить учащихся с взаимоотношениями Римской империи с соседними государствами и народами.


Пон.: германцы, славяне.

Тест

П. 54 Составить кроссворд по тексту параграфа

Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.»

28.04


61

2

В Риме при императоре Нероне.

Показать усиление императорской власти, познакомить с правлением и личностями римских императоров.

Пон.: Нерон, христиане.

Игра «Продолжи рассказ»

П. 55, Ответить почему император Нерон получил прозвище «наихудший»?


03.05


62

3

Первые христиане и их учение.

Познакомить с возникновением мировой христианской религии и образованием христианской церкви.

- -\объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбах первых христиан в Риме.

Устный опрос

П.56, пересказ сказаний


05.05


63

4

Расцвет империи во II веке.

Познакомить учащихся с периодом наивысшего расцвета Римской империи во II в.

Пон.: колоны, «рабы с хижинами», водопровод, арка, бетон, баня.

Устный опрос

П. 57, сравнить новизну в строительном деле Рима и современность.

Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.»

10.05


64

5

«Вечный город» и его жители.

Показать учащимся жизнь «вечного города» и его жителей.

- рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме;

-составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника;

- высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.


Пон.: Колизей, Пантеон, термы, цирк.

Работа в группах, устный опрос.

П. 58, презентации

Карточки с заданиями, дополнительная литература.

К.М. Урок № 12 Культура древнего Рима (20-28, 31-35)

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 2 часа.


12.05


65

1

Римская империя при Константине.

Познакомить учащихся с изменениями характера императорской власти при Константине и признании христианства господствующей религией.

- показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжение на территорию Римской империи.

Пон.: варвар, христианские обряды, папа.

Устный опрос

П. 59, работа с документами

Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.»

17.05


66

2

Взятие Рима варварами.

Показать учащимся признаки упадка Риской империи в IV-V вв. н.э.

Пон.: готы, Аларих, вандалы, античная культура.

Устный опрос

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Кризис и 15.05падение Римской империи».

П. 60 Вопросы, подготовка к тестированию

Карта «Римская империя в IV-V вв. н.э. Падение Западной Римской империи»

19.05


67

1

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.


Игра «Брейн – ринг»

Тест

Повторительно-обобщающий урок.

24.05


68-69

1-2

Историческое и культурное наследие Древнего мира

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.

- высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

Викторина «Где?», игра «Жили ли они?», итоговый кроссворд

презентации





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории Древнего мира для базового уровня 5 класса (ФГОС)

Автор: Гурская Виктория Сергеевна

Дата: 05.09.2017

Номер свидетельства: 427361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по истории 5 класс на 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-istorii-5-klass-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "249069"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446822920"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Рабочая программа окр. мир "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409109757"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства