Приказ №103 от «31 » августа 2016 г.
Директор___________Джежелий Н.И.
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история. История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2012
Протокол №1 от «29»августа 2016 г. __________/Филатова Ю.Д./
Руководитель ______Никитина Е.Е. «29» августа 2016 года
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования (5 класс) составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 часов)
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 часов)
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час)
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 часов)
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
УМК: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая. – М.: «Просвещение», 2014; Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях. / Г.И. Годер. – М.: «Просвещение», 2016; Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях. 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина и др. ФГОС / М.Н. Чернова. – М.: «Экзамен», 2016; История Древнего мира. 5 класс. Тетрадь для проектов и творческих работ / А.А. Вигасин, В.В. Артемов, Л.А. Соколова. – М.: «Просвещение», 2016; Всеобщая история. 5 класс. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы / Е.А. Крючкова. – М.: «Просвещение», 2016; Истории Древнего Мира. 5 класс. Тесты к учебнику А.А. Вигасина и др. ФГОС / Ю.И. Максимов. – М.: «Экзамен», 2016; Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Методические рекомендации / Н.И. Шевченко. – М.: «Просвещение», 2016; Атлас с комплектом контурных карт. История Древнего мира. 5 класс. ФГОС. – М.: «Дрофа», 2016.
Дата урока | № урока | № урока по теме | Тема урока | Цели изучения темы | Характеристика основных видов ОД учащихся (на уровне УУД) | Форма контроля | Домаш. задание | ТСО, эксперимент, наглядные пособия |
02.09 | | 1 | 1 | Введение | Опираясь на знания учащихся, полученные в пропедевтическом курсе, подготовить их к изучению систематического курса истории. | - Раскрывать значение терминов история, век, исторический участник. - Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Упражнения к уроку «История как наука» диска «Просвещение» История 5 кл. | Прочитать Введение с.6 учебника. Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. | Электронная библиотека «Просвещение» История 5 кл. «История как наука» |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов) |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) |
07.09 | | 2 | 1 | Древнейшие люди. | Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить. | - Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда. - Сравнивать первобытного и современного человека. - Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. - Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Устный опрос | П. 1 вопросы и задания, проекты и исследования к параграфу | Карта мира, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) История Древнего мира. Урок №1. История первобытного общества (слайды 4,5, 10, 12, 13) |
09.09 | | 3 | 2 | Родовые общины охотников и собирателей. | Познакомить учащихся с расселением первобытных людей на земле. | - Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. - Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. - Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. - Выделять признаки родовой общины. -характеризовать новые способы охоты. | Устный опрос, игра «Переводчик» (словарная работа) | П.2, вопросы и задания | «История СССР в художественно-исторических образах» Охота на мамонта. |
14.09 | | 4 | 3 | Возникновение искусства и религии | Рассказать учащимся о возникновении искусства и религиозных верований у людей. | - Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения. - Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников. - Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. - охарактеризовать | Решение творческих задач, Р.т В.1, задание 9, с.11 | П. 3, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появились религия и искусство»? | Памятка с алгоритмом решения познавательных задач, рабочие тетради. |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. (2 часа) |
16.09 | | 5 | 1 | Возникновение земледелия и скотоводства | Рассмотреть с учащимися как возникло земледелие и скотоводство. | - Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. - Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. - охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. - выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. - обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общин. - схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. - охарактеризовать религиозные верования человека. | Игра «Исправь ошибки», устный опрос. | П.4, уметь объяснять термины, нарисовать первые орудия труда земледельца | Атласы по истории древнего мира. |
21.09 | | 6 | 2 | Появление неравенства и знати. | Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми. | - Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг и т.д. - находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия; -выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин ; - характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати. | Р.Т. в1. Задание 15 с.15, 16 с.16. Устный опрос. Кроссворд «Сумей прочесть». | П.5, выучить понятия | Атласы по истории древнего мира |
23.09 | | 7 | 1 | Урок обобщения по теме | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | - Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия; -решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа ресурсов. | | Тест | Схема «путешествия» (Презентация Power Point с гиперссылками на задания) |
Тема 3. Счет лет в истории. 1 час |
28.09 | | 8 | 1 | Измерение времени по годам. | Сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний. | - Решать ист.задачи и проблемные ситуации на счет времени; - уметь определять ист.время на ленте времени; - осмыслить различные понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | Модуль «Ход времени и счёт лет в истории». | Задание на карточках | http://fcior.edu. Ru/ |
Раздел II. Древний Восток 20 часов |
Тема 4. Древний Египет. 8 часов |
30.09 | | 9 | 1 | Государство на берегах Нила. | Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. | - Самостоятельно подготовить тем. сообщение к уроку по выбору; - характеризовать местоположение Египта с помощью ист.карты и её легенды;, - установить причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. Пон.: Нил, дельта, Египет, оазис, ил, фараон | Устный опрос | П.6, Ответить на вопрос: «Каково было бы состояние страны, если бы не произошло объединение страны?» | Карта «Древний Восток» Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего Египта с.31-33 Книга «Планета чудес и загадок» «Нил» |
05.10 | | 10 | 2 | Как жили земледельцы и ремесленники | Рассмотреть с учащимися жизнь и деятельность жителей Египта. | - находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда учебника, доп. источников к параграфу, доп. литературы, электр. изданий; - комментировать понятия и самостоятельно формулировать их; - оценивать достижения культуры. Пон.: вельможа, писцы, налоги, каналы, амулет. | Игры «Верно ли это?», «Переводчик» | П. 7, Составить рассказ от имени египетского земледельца том, как прошел его день | Карта «Древний Восток», картина «Гончарная мастерская», Хрестоматия с.40-41. |
07.10 | | 11 | 3 | Жизнь египетского вельможи. | Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож. | - учиться работать в малой группе над общим заданием; - выделять главное в части параграфа , во всем параграфе; - выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Пон.: каменная гробница. | Устный опрос, инд. Письменная работа (тест) | П.8, рассказ или сделать рисунок на тему: «В усадьбе вельможи» | Карта «Древний Восток». |
12.10 | | 12 | 4 | Военные походы фараонов. | Рассмотреть с учащимися причины военных походов и состояние египетского войска. | - Работа с картой в малой группе по единому заданию; - исполнять роль в соответствии со своеобразием ист.персонажа в инсценировке; - подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Понятия: бронза, пехотинцы, боевая колесница, дротик, дышло, стрелок, колесничий, наёмное войско. | Инд. работа по карточкам Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Древний Египет» | П.9, К.к, Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Карта «Египетское царство», хрестоматия с.44-45. |
14.10 | | 13 | 5 | Религия древних египтян. | Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян. | - Характеризовать религию древних египтян; - устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян; - творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. Пон.: храм, статуи, жрецы, саркофаг, мумия. | «Найди ошибки в тексте», инд. Письм. Работа «Заполни пропуски», тест. Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Выполни задание: помоги художнику. | П. 10 заполнить табл. «Боги Древнего Египта и их занятия». | Электронная библиотека «Просвещение» История 5 кл. «Цивилизации на берегу Нила. Боги Египта» Книга «Планета чудес и загадок» «Гробница Тутанхамона» |
19.10 | | 14 | 6 | Искусство древних египтян. | Показать учащимся достижения искусства Древнего Египта. | - искать в сети интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов; - подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями); - рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Пон.: пирамида, сфинкс, обелиск, колонна, скульптор. | Игра «Жили ли они?», устный опрос. | П.11, сообщения | К.М. Урок № 2. Искусство Древнего Египта (6, 26, 29) |
21.10 | | 15 | 7 | Письменность и знания древних египтян | Сформировать у учащихся представления о достижениях египтян в области письменности. | -составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах; - осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса; - характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Пон.: иероглиф, папирус, астрономия, календарь, водяные часы. | Творческая работа - составление «Поучения отца сыну» | П. 12 Поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. | |
26.10 | | 16 | 8 | Урок обобщения по теме | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | - Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия; -решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. | «Своя игра» на тему «Древний Египет» | | (Презентация Power Point с гиперссылками на задания) |
Тема 5. Западная Азия в древности. (7 часов) |
28.10 | | 17 | 1 | Древнее Двуречье | Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Междуречья. | - Использовать элект. издание с целью вирт. путешествия по музею; - характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья; - Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. Пон.: Двуречье или Междуречье, клинопись. | Игры «Переводчик», «Испорченные рукописи». | П. 13, К.к, развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья». | Путешествие по странам Передней Азии в древности. Древнее Двуречье (презентация Power Point) |
09.11 | | 18 | 2 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Показать учащимся достижения Вавилонского царства в период правления Хаммурапи» | - Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть; - составлять кроссворд по теме урока; - характеризовать свод законов Хаммурапи; - объяснять , почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Пон.: Вавилон, законы царя Хаммурапи, ростовщик. | Устный опрос | П.14 вопросы | Карточки – задания для лабораторной работы |
11.11 | | 19 | 3 | Финикийские мореплаватели | Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры. | - рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей; - подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников; -использовать ист.карту; - определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Р.т в.1 задание 62 с.50 Игра «Три направления» | П.15, сообщения об открытиях | Путешествие по странам Передней Азии в древности. Финикия (презентация Power Point). Книга для чтения по истории Древнего мира «Царская краска» |
16.11 | | 20 | 4 | Библейские сказания | Показать учащимся с библейскими сказаниями, показать вклад древних евреев в мировую культуру. | -Изучать по карте и тексту учебника территории расселения древнееврейских племен; -объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами; - проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям; - объяснять, почему библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. Пон.: Библия, Ветхий завет | Устный опрос, Р.т. в 1 задание 61, с. 50 | П.16, Пересказ мифов и сказаний | Карта «Древний Восток» «Детская Библия», «Библия в картинках» |
18.11 | | 21 | 5 | Древнееврейское царство | Показать учащимся историю развития древнееврейского царства. | - решать развивающие и проблемные задачи; - выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; - Уметь формулировать оценку поступка (самсон, Давид); - уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи. Пон.: израильтяне, Иерусалим, жертвенник | Устный опрос, Инд. Работа – Р.т. задание 72, с.61, замени одним словом выражение. | П.17, объяснить выражения « труба иерихонс-кая», «суд Соломона». | Карта «Древний Восток» Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» К уроку в школе. Тема 4. Древние цивилизации передней Азии. Древнееврейские государства. |
23.11 | | 22 | 6 | Ассирийская держава | Показать учащимся причины возвышения Ассирии, ассирийских завоеваниях и гибели государства. | - работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала; - перечислять достижения ассирийцев в изоб.искусстве, металлургии, военном деле; - находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»; - определять причины падения Ассирийской державы. Пон.: железо, таран, держава. | Устный опрос, инд. Работа «Заполни пропуски», «Вставь пропущенные слова», «Что лишнее?» | П. 18, вопросы | Путешествие по странам Передней Азии в древности. Ассирийское царство (презентация Power Point). |
25.11 | | 23 | 7 | Персидская держава «царя царей» | Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством. | - работать с ист.картой и допол. Источниками по вопросу расширения территории державы; - систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей; - рассказывать кратко легенды о персидских царях. Пон.: персы, держава «царя царей» | Устный опрос, Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Древние цивилизации Передней Азии» | П.19, к/к | Путешествие по странам Передней Азии в древности. Персидская держава (презентация Power Point). Кроссворд «Персидская держава» (Excel) |
Тема 6. Индия и Китай в древности. 4 часа |
30.11 | | 24 | 1 | Природа и люди Древней Индии. | Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. | - Рассказать о местоположении индии, особенностях её ландшафта и климата; - показывать на карте основные географ. объекты Древней Индии; -Выделить ключевые понятия, характеризующие индийскую культуру и историю; - объяснить, каких животных почитали индийцы и почему. | Модуль «Контроль. Государства Передней Азии» Карта «»Индия в древности» | П.20, вопросы | http://fcior.edu. Ru/ |
02.12 | | 25 | 2 | Индийские касты. | Показать учащимся особенности индийского общества и религии. | - составлять простой план пунктов параграфа по выбору; - рассказывать о жизни и обучении брахманов, доказывать, что брахманы- хранители знаний; - сравнивать основные положения брахманизма и буддизма; - подготовить сообщение о Будде; -перечислить достижения древних индийцев. Пон.: каста, буддизм. | Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. в 1. Задание 86 с.72 | П.21, Таблица, прочитать легенду о Будде, какие выводы можно сделать из этого документа. | Карточки-задания для групп, Р.т. |
07.12 | | 26 | 3 | Чему учил китайский мудрей Конфуций. | Познакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция. | - вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая; - работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом; - определять и формулировать особенности китайской религии; - объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Пон.: Конфуций, дракон, бамбук. | Устный опрос, тест (инд.) | П.22, выяснить в чем сходство и различие учений Будды и Конфуция. | Современная политическая карта, карта «Древний Восток. Индия и Китай» |
09.12 | | 27 | 4 | Первый властелин единого Китая. | Рассмотреть с учащимися процессы объединения Китая в одно государство. | - рассказать об отношениях Китая с соседями; - объяснить причины возведения Великой китайской стены; - выделять своеобразие древней китайской цивилизации; - составлять кроссворд по тематике урока. Пон.: гунны, Великая Китайская стена. | Устный опрос Игра «Китайские иероглифы» Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Древний Восток. Индия. Китай» | П.23, повторить термины из раздела «Древний Восток». | К.М. Урок №8 Древний Китай (слайды 16, 27, 2) Книга «Планета чудес и загадок» «Великая Китайская стена» |
14.12 | | 28 | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | - выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала; - показывать на карте известные города Древнего Востока. | Игра «Рекламный плакат» | тестирование | Листы ватмана, фломастеры, иллюстрации. |
Раздел III. Древняя Греция. 21 час |
Тема 7. Древнейшая Греция. 5 часов |
16.12 | | 29 | 1 | Греки и критяне. | Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории. | Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий ; - рассказывать об условиях жизни и занятиях населения; - характеризовать верования древних греков, объяснять какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. | Устный опрос | П.24, пересказ мифов | К.М. Урок № 9. Крит. Микены. Ранняя Греция (6-18) Книга «Планета чудес и загадок» «Кносский дворец» |
21.12 | | 30 | 2 | Микены и Троя. | Показать учащимся взаимоотношения греческих городов между собой и причины троянской войны. | Пон.: Минотавр, лабиринт, световые колодца. | Игра «Верно ли это?» | П.25, вопросы | К.М. Урок № 9. Крит. Микены. Ранняя Греция (23-26) Карта «Древняя Греция» Книга «Планета чудес и загадок» «Троя», Микены» |
23.12 | | 31 | 3 | Поэма Гомера «Илиада» | Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником. | - Знать содержание поэмы. Пон.: Ахиллесова пята, троянский конь. | Устный опрос, тест Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Начало Илиады» | П. 26, как возникли выражения «ахиллесова пята», «Троянский конь». | Карта «Древняя Греция» Книга «Легенды и сказания Древней Греции» |
28.12 | | 32 | 4 | Поэма Гомера «Одиссея» | Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником. | - Знать содержание поэмы. Пон.: сирены. | Устный опрос, кроссворд. Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Приключения Одиссея» | П.27, пересказ фрагментов | Карта «Древняя Греция» Книга «Легенды и сказания Древней Греции» |
11.01 | | 33 | 5 | Религия древних греков. | Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них. | Называть характерные черты греческой религии. Пон.: Олимп, Зевс, Аид, Посейдон, Прометей. | Р.т.В.2.задание 9 с.8, 14 с.12. Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Зарождение древнегреческой цивилизации». | П. 28, составить генеалогическое древо Олимпийских богов. | Книга «Легенды и сказания Древней Греции» |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов |
13.01 | | 34 | 1 | Земледельцы Аттики теряют свободу. | Познакомить учащихся с населением Древней Аттики и процессами взаимоотношений между ними. | - характеризовать политический строй древнегреческих городов- государств; - объяснять значение понятий; -рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах; - давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Спарты и Афин; - рассказывать каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Пон.: Аттика, архонт, ареопаг, долговой камень. спартанец, илот, Совет старейшин, лаконическая речь, | Устный опрос, Р.т.В.2. задание 10, 11 с.9 | П.29, подготовить рассказ о жизни древних греков в своих полисах. | Карта «Древняя Греция» Презентация к уроку с заданиями (выполняют ученики на компьютерах). |
18.01 | | 35 | 2 | Зарождение демократии в Афинах. | Показать учащимся процессы зарождения демократии в Афинах. | Устный опрос, тест | П. 30, мини-сочинение «Последствия солоновских реформ» | Карта «Древняя Греция» Хрестоматия с. 130-132 |
20.01 | | 36 | 3 | Древняя Спарта. | Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством. | Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. в.2. Задания 17, с.13, 18 с. 14, 20 с. 15 | П. 31, что из приемов воспитания спартанцев понравилось и почему. | Карта «Древняя Греция» Хрестоматия с. 135-136 |
25.01 | | 37 | 4 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Показать учащимся процессы возникновения греческих колоний и их взаимоотношения с родиной. | Игра «Эстафета» Р.т.в.2 задание 28 с.20 | П.32, составить рассказ от имени греческого купца. | Карта «Древняя Греция» |
27.01 | | 38 | 5 | Олимпийские игры в древности. | Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. | Олимпия, атлеты, стадион, состязания. | Игра «Древо познания» | П.33, вопросы | Карта «Древняя Греция» |
01.02 | | 39 | 6 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве. | - Объяснить причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства; -характеризовать афинскую демократию при Перикле; - объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков Пон.: Марафон, фаланга. Фермопильский проход, триера. | Устный опрос, тест | П.34, работа с лентой времени. | Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.» |
03.02 | | 40 | 7 | Нашествие персидских войск на Элладу. | Рассмотреть с учащимися нашествие персидских войск на Элладу, героизм греков и причины поражения персов. | Устный опрос, игра «Переводчик», «Испорченные рукописи». | П.35, подготовить рассказ от имени участника сражения | Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» К уроку в школе. Тема 7. Цивилизации Древней Греции. Классический период. Греко-персидские войны. |
Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. 5 часов |
08.02 | | 41 | 1 | В гаванях афинского порта Пирей | Показать учащимся торговую жизнь главного афинского порта Пирей. | - рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции; -представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения; -объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие; Пон.: верфь, пошлина, переселенцы, вольноотпущенники. | Компьютерное тестирование. | П.36, Составить рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей. | Картина «Афинская гавань Пирей». |
10.02 | | 42 | 2 | В городе богини Афины. | Познакомить учащихся с главным городом афинского государства. | Пон.: керамика, портик, Совет пятисот, Агора, Акрополь. | Игра «Жили ли они?» | П.37, Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю. | Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.» |
15.02 | | 43 | 3 | В афинских школах и гимнасиях. | Показать учащимся особенности обучения детей в афинских школах. | Пон.: педагог, стиль, палестра, гимнасия. | Устный опрос. | П.38 сравнить обучение афинских и спартанских школах. Что сохранилось до наших дней | Карточки-задания для групп. |
17.02 | | 44 | 4 | В театре Диониса. | Познакомить учащихся с историей возникновения и развития театра в Афинах. | Пон.: театр, орхестр, скене, трагедия, комедия. | Исторический «Блейф-клуб» | П.39, вопросы | Схема «Функции народного театра» |
22.02 | | 45 | 5 | Афинская демократия при Перикле. | Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла. | Пон.: оратор, тайное голосование, стратег. | Устный опрос, «Реши задачи» Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Эллинистический период древнегреческой цивилизации». | П.40, Схема правления | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э. 3 часа. |
24.02 | | 46 | 1 | Города Эллады подчиняются Македонии. | Рассмотреть с учащимися причины возвышения Македонии и подчинение ей греческих государств. | - показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского; -объяснять причины распада державы Александра Македонского; - составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского; - раскрывать значение понятия эллинизм; -называть и описывать памятники культуры периода эллинизма. Пон.: междоусобная война, Македонское царство. | Устный опрос | П.41, к/к | Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.» |
01.03 | | 47 | 2 | Поход Александра Македонского на Восток. | Познакомить учащихся с причинами похода Александра Македонского на Восток и его результатами. | Пон.: держава Александра Македонского. | Игра «Продолжи рассказ» Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Образование и распад державы Александра Македонского» | П.42 Сообщение к/к | Карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток» |
03.03 | | 48 | 3 | В Александрии Египетской. | Показать учащимся основные достижения науки и культуры, собранные в Александрии Египетской. | Пон.: Фаросский маяк, музей, библиотека. | Устный опрос, инд. Тест | П.43, придумать передачу «Путевые заметки». | http://fcior.edu. Ru/ Карта «Распад державы Александра Македонского» |
10.03 | | 49 | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | | Игра «Брейн – ринг» | Тест | Карта «Древняя Греция», картина «Саламинский бой», изображение Троянского коня, Прометея. |
Раздел IV.Древний Рим. 18 часов |
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 часа. |
15.03 | | 50 | 1 | Древнейший Рим. | Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима и его развитие. | - показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии; -рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии; - раскрывать значение понятий; - объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе; -характеризовать верования древних жителей Италии Пон.: Аппенинский полуостров, латины, весталка, ликтор, плебей, патриций, сенат, плебс. | Устный опрос | П.44, таблица «Природные условия Др. Греции и Др. Рима». | Карта «Древняя Италия» |
17.03 | | 51 | 2 | Завоевание Римом Италии. | Познакомить учащихся с причинами завоевания Римом Италии. | - раскрывать значение понятий; -использовать карту при характеристике военных походов Рима; - характеризовать причины и итоги войн Рима; - рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов. Пон.: республика, народный трибун, консул, право вето, галльские племена, сенатор, пиррова победа. | Игра «Древо познания» | П.45, Как изменение формы правления в Риме отразилось на его жителях. | Карта «Древняя Италия» |
22.03 | | 52 | 3 | Устройство Римской империи. | Рассмотреть с учащимися государственное устройство Римской республики. | Пон.: Марсово поле, Форум, легион. | Устный опрос, тест Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Становление Римской цивилизации». | П.46 вопросы | Карта «Древняя Италия» |
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа. |
24.03 | | 53 | 1 | Вторая война Рима с Карфагеном. | Рассмотреть причины войн Рима с Карфагеном, их результаты. | Пон.: Карфаген, Ганнибал. | Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. в.2. задание 64, 65 с.49 Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Вторая Пуническая война» | П. 47 подготовить ответ на вопрос: «Начало войны и переход Ганнибала через Альпы» | Хрестоматия с.185-186 Карта «Вторая война Рима с Карфагеном». |
05.04 | | 54 | 2 | Установление господства Рима с Карфагеном. | Показать учащимся процессы установления господства Рима над всем Средиземноморьем. | Пон: триумф, император. | Устный опрос | П. 48, Составить рассказ, как воевала римская армия. | Карта «Рост Римского государства». |
7.04 | | 55 | 3 | Рабство в древнем Риме. | Познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов и их положении. | Пон.: имение, гладиатор, амфитеатр. | «Путешествие» по станциям «Рассказкино», «Картово», «Задачкино», «Терминово», «Отгадайкино» | П.49, Составить кроссворд по Древнему Риму. | Презентация с заданиями-гиперссылками, картина «Труд и жизнь рабов в имении II-I вв. до н.э.», «В римском амфитеатре». |
Тема 13. Гражданские войны в Риме. 4 часа. |
12.04 | | 56 | 1 | Земельный закон братьев Гракхов. | Рассмотреть с учащимися деятельность братьев Гракхов по сохранению свободных земледельцев в Риме. | Пон.: югер. | Модуль «Реформы братьев Гракхов» | П. 50, ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледель-цев?» | http://fcior.edu. Ru/ |
14.04 | | 57 | 2 | Восстание Спартака. | Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака. | Пон.: Спартак, восстание рабов. | Устный опрос Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Начало самого крупного восстания рабов в древнем мире» | П. 51, таблица, к/к | Картина «Бой Спартака с римским отрядом» |
19.04 | | 58 | 3 | Единовластие Цезаря. | Показать учащимся процессы усиления армии в Риме и её роли в жизни государства. | - показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения; -раскрывать значение понятий; -характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события; - рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Пон.: наёмная армия, диктатор, гражданская война. | Устный опрос, игра «Переводчик» | П.52, составить рассказ от имени гладиатора | Хрестоматия с.216-217 Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.» |
21.04 | | 59 | 4 | Установление империи. | Рассмотреть с учащимися причины поражения республики и установление империи, изучив особенности установления Октавианом Августом правления | Пон.: преторианцы, император. | Устный опрос. | П. 53, к/к | Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.» |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов. |
26.04 | | 60 | 1 | Соседи Римской империи. | Познакомить учащихся с взаимоотношениями Римской империи с соседними государствами и народами. | Пон.: германцы, славяне. | Тест | П. 54 Составить кроссворд по тексту параграфа | Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.» |
28.04 | | 61 | 2 | В Риме при императоре Нероне. | Показать усиление императорской власти, познакомить с правлением и личностями римских императоров. | Пон.: Нерон, христиане. | Игра «Продолжи рассказ» | П. 55, Ответить почему император Нерон получил прозвище «наихудший»? | |
03.05 | | 62 | 3 | Первые христиане и их учение. | Познакомить с возникновением мировой христианской религии и образованием христианской церкви. | - -\объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбах первых христиан в Риме. | Устный опрос | П.56, пересказ сказаний | |
05.05 | | 63 | 4 | Расцвет империи во II веке. | Познакомить учащихся с периодом наивысшего расцвета Римской империи во II в. | Пон.: колоны, «рабы с хижинами», водопровод, арка, бетон, баня. | Устный опрос | П. 57, сравнить новизну в строительном деле Рима и современность. | Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.» |
10.05 | | 64 | 5 | «Вечный город» и его жители. | Показать учащимся жизнь «вечного города» и его жителей. | - рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме; -составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника; - высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Пон.: Колизей, Пантеон, термы, цирк. | Работа в группах, устный опрос. | П. 58, презентации | Карточки с заданиями, дополнительная литература. К.М. Урок № 12 Культура древнего Рима (20-28, 31-35) |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 2 часа. |
12.05 | | 65 | 1 | Римская империя при Константине. | Познакомить учащихся с изменениями характера императорской власти при Константине и признании христианства господствующей религией. | - показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжение на территорию Римской империи. Пон.: варвар, христианские обряды, папа. | Устный опрос | П. 59, работа с документами | Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.» |
17.05 | | 66 | 2 | Взятие Рима варварами. | Показать учащимся признаки упадка Риской империи в IV-V вв. н.э. | Пон.: готы, Аларих, вандалы, античная культура. | Устный опрос Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Кризис и 15.05падение Римской империи». | П. 60 Вопросы, подготовка к тестированию | Карта «Римская империя в IV-V вв. н.э. Падение Западной Римской империи» |
19.05 | | 67 | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | | Игра «Брейн – ринг» | Тест | Повторительно-обобщающий урок. |
24.05 | | 68-69 | 1-2 | Историческое и культурное наследие Древнего мира | Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу. | - высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. | Викторина «Где?», игра «Жили ли они?», итоговый кроссворд | презентации | |