«Всеобщая история. История Древнего мира»
Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса основной школы разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;
-Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утверждённый приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО» (с изменениями ,внесёнными пр. МО и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644)
- Примерные программы учебных предметов. История России. Всеобщая история;
- Положение «О рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №56»
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработкав доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно 0- историческом процессе;
-развитие способности учащихся на основе исторического анализа и проблемного поддхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
- формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, принятых в 2009–2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе:
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
История Древнего мира — первый учебный курс, с которого начинается систематическое изучение истории в основной школе. В 4 классе учащиеся получили общее представление об истории в рамках курса «Окружающий мир». В 5 классе они приступают к изучению всеобщей истории, осваивая ее первый и самый продолжительный период.
Именно с 5 класса начинается реализация главной цели изучения истории в современной школе — «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности»1. Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
В процессе изучения курса «История Древнего мира» ученики познаёт историческую значимость периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщается к мировым культурным традициям. В ходе чего воспитается патриотизм, формируется гражданское самосознание.
Учащиеся овладевают знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ; происходит формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире; формируется умение анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами; развивается умение самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
воспитается интереса и уважения к историко-культурному наследию, религиям различных народов; формируются ценностные ориентиры для культурной, этнонациональной самоидентификации в современном обществе на основе освоенных знаний по курсу истории Древнего мира.
На материале истории Древнего мира начинается формирование системных исторических знаний, в более широком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Пятиклассники впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Изучение истории Древнего мира основывается на цивилизационно-гуманитарном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, то есть представления об определяющем значении какой-либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие «цивилизация» дается в курсе истории Древнего мира вначале в значении «стадия общественного развития» (следующая за варварством). Более полное понимание термина «цивилизация» как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации. В то же время содержание выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства и исторического движения. Эти линии соединяет воедино сквозная линия — человек, личность в истории.
Структурно курс «История Древнего мира» разделен на четыре раздела: I.Первобытность; II. Древний Восток; III. Древняя Греция; IV. Древний Рим. Каждый раздел состоит из совпадающих с главами тем, которые в свою очередь делятся на уроки.
Курс открывается вводным уроком, материал которого расширяет и углубляет знания, полученные учащимися в 4 классе в курсе «Окружающий мир». На уроке объясняются понятия: история, всеобщая история, история Древнего мира, исторические источники, археология, этнография.
Урок «Счет лет в истории» проводится после изучения истории первобытного общества. Подвести учащихся к пониманию исторической перспективы проще, когда им уже известны важнейшие события истории первобытного общества. В изучении первобытного мира все события обозначаются как происшедшие какое-то время тому назад, а счет лет до нашей эры не используется. Для истории первобытного общества эта разница несущественна, поскольку точные даты отсутствуют, речь идет о больших временных отрезках — в миллионы, сотни тысяч и тысячи лет.
Не считая двух указанных уроков, имеющих самостоятельное значение, важнейшей дидактической единицей содержания программы служит тематический блок — комплекс уроков, объединенных общей темой и проблемной целевой установкой.
Раздел I «Первобытность» включает в себя два тематических блока, посвященных соответственно стадиям присваивающего и производящего хозяйства. В разделе изучаются начальные и самые длительные периоды истории человечества палеолит и мезолит (в школьном курсе употреблять сами термины нет необходимости). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности. Заключительный урок посвящен искусству и религии первобытного общества. Учащимся даётся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (термины не употребляются), а также о переходе к стадии цивилизации и ее основных признаках. Здесь же вводится понятие бронзового века, поскольку история древних цивилизаций изучается в рамках двух периодов — бронзового и железного веков.
В преподавании истории Древнего Востока утвердился и стал традиционным монографический (или страноведческий) принцип изложения материала, при котором вначале изучается история Древнего Египта, затем история государств Западной Азии и, наконец, история Древней Индии и Древнего Китая. Однако при этом вне поля изучения остается общая картина развития древневосточного мира, получается что-то вроде коллекции монографий по истории отдельных стран. В результате история Древнего Востока предстает как совокупность последовательного возникновения и гибели причинно почти не связанных между собой отдельных цивилизаций. Отсутствует и логичный переход к следующему разделу курса: историю Древней Греции приходится изучать после изучения истории Древнего Китая. Между тем учащимся важно представить развитие цивилизаций Древнего мира как единый исторический процесс.
Раздел II «Древний Восток» включает в себя четыре тематических блока. Он начинается с изучения вопроса о возникновении древнейших цивилизаций Египта, Междуречья, Индии и Китая. При изучении жизни первобытных людей учащиеся уже познакомились с основными признаками цивилизации. Теперь их знания конкретизируются. Параллельно учащиеся получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций — от Египта до Китая. Понятие «Древний Восток» углубляется. Предлагаемая последовательность изучения материала также позволяет сравнивать историческое развитие древних обществ уже на этой ранней стадии их развития.
Материал тем по Древнему Египту сгруппирован таким образом, чтобы в поле изучения находилось именно историческое развитие Египта в хронологической последовательности -период Древнего царства, период Среднего царства, Нового царства, хотя названия периодов египетской истории не употребляются. Урок изучения культуры Древнего Египта является заключительным по истории Египта, на нем впервые вводится понятие «культура» (при изучении первобытного мира вводятся только понятия «искусство» и «религия»).
Представление о всемирно-историческом значении начала обработки железа, революционизировавшего мир, учащиеся получают на материале стран Западной Азии , а кроме того, на материале заключительной темы раздела — на уроках, посвященных истории Индии и Китая.
Изучение истории Древнего Востока завершается темой, посвященной образованию в Индии, в Китае и в Западной Азии великих держав. При этом на уроках, посвященных истории Индии и Китая, сообщается не только о державе Маурьев и Циньской империи, но вообще о развитии этих стран в железном веке. Благодаря этому без ущерба для хронологии оказывается возможным завершить всю историю Древнего Востока персидскими завоеваниями. Последнее очень важно, поскольку к истории Древней Греции логичнее всего переходить именно после изучения истории персов. Тем самым учащиеся получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития отдельных стран и регионов, а также прочно усваивают понятие «Древний Восток».
В III и IV разделах («Древняя Греция» и «Древний Рим») сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала. Наибольшее внимание здесь уделено событиям политической истории, ее действующим лицам, а также истории культурного развития античного мира.
История Древней Греции и Древнего Рима рассматривается как единая античная цивилизация — полисная в своей основе и существовавшая с VIII века до н.э. (времени образования греческих полисов и начала Рима) до III века. В ее рамках сформировались и получили развитие две культуры — древнегреческая и древнеримская. Период Поздней Римской империи IV—V веков рассматривается как переходный к Средневековью, время заката античной культуры и утверждения христианской культуры.
Таким образом показано, что история Древнего мира представляет собой единый процесс и не распадается на отдельно развивавшиеся цивилизации. Так, государственность везде начинается с малых форм (номы в Египте, города-государства Шумера, в дальнейшем — Греции, Рима), а заканчивается в рамках истории Древнего мира процесс цивилизационного (в том числе государственного) развития повсюду образованием великих держав (Персидского царства, державы Маурьев, Циньской империи, державы Александра и эллинистических держав, Римской империи). История религиозного развития человечества тоже проходит один и тот же путь — от повсеместного языческого многобожия к более высокому уровню религиозного сознания (яхвизм в Западной Азии, буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, христианство в Римской империи).
Рабочая программа разработана на 35 учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком учебным планом ОУ. Курс рассчитан на 70 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
11. Колобова К. М. Как жили древние греки. – М., 1991
12. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М.,2000
2. Ноутбук «»ASUS»
№ урока п/п | Тема урока | Основное содержания образования | Планируемые результаты (УУД) | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел и количество часов |
Введение (1ч.) |
1 | Что изучает история | Предмет истории. Знания о прошлом. Источники и историки. Древний мир: понятие и хронология. Что изучает история. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. История Древнего мира как часть всеобщей истории. Основные разделы истории Древнего мира. Термины – история, век, исторический источник | Лчностные: интерес к истории, понимание важности исторических исследований для жизни человека и общества. Метапредметные: познавательные УУД- умение работать с текстом параграфа, выделять в нем главное; личностные УУД -умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. регулятивные УУД- умение организовать выполнение задания учителя коммуникативныеУУД - умение слушать учителя и отвечать на вопрос Предметные: усвоение понятия «всеобщая истрия». Знание периодизации истории истории Древнего мира. Первичные представления об археологии и вспомогательных исторических дисциплинах. Умение различать письменные и вещественные исторические источники. Знание структуры учебника и правил работы с ним. | |
Раздел I. Первобытность (7ч.) |
2 | Первые люди на земле | Происхождение человека. Первобытное общество. Историческая карта. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Карта Древнего мира. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, устанавливать причинно- следственные связи. Личностные УУД. осознание важности трудовой деятельности в жизни человека. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Предметные: знание основных этапов эволюции человека и её причины. Умение давать характеристику предшествующих людей, их антропологические особенности и образ жизни. Умение устанавливать соответствие между орудиями труда и предками человека, который их создавал. | |
3 | Открытия и изобретения древних охотников | Первобытное общество. Условия жизни и занятия первобытных людей | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: осознание важности трудовой деятельности в жизни людей. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и сообщения одноклассников, грамотно формулировать вопросы. Предметные: знание условий жизни и основных занятий первобытных людей в условиях до и после Великого оледенения. Различение на рисунках и таблицах изображений орудий труда. Умение показывать на карте территории, заселение первобытными людьми. Объяснение причин освоение первобытными людьми новых территорий. | |
4 | Искусство и религия первобытных людей | Первобытное общество. Представление об окружающем мире, верованиях первобытных людей. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации, строить речевые высказывания в устной форме. Личностные УУД. эстетическое восприятие объектов искусства. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД'. умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и сообщения одноклассников, грамотно формулировать вопросы Предметные:Знание понятия «религия», «искусство», «миф». Умение приводить доказательства существования религиозных верований у первобытных людей. Объяснение причин возникновения религиозных верований | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Первобытное общество. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, составлять конспект урока в тетради, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: знание и различение понятий «присваивающее хозяйство», «производящее хозяйство». Умение объяснять преимущества производящего хозяйства. Описание жизни и занятий людей в родовой общине, знание организациях родоплеменной власти. | |
6 | От первобытности к цивилизации | Первобытное обществ. Понятие и хронология. | Познавательные УУД. умение работать с текстом, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении работы. Предметные: знание причин перехода от каменного века к бронзовому, объяснять причины и следствие появления социального неравенства между людьми.уметь формулировать понятия «первобытность»и «цивилизация». | |
7 | Счёт лет в истории | Первобытное общество | Познавательные УУД. умение работать с текстом учебника, давать определения понятиям. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы. Предметные: Знание истории развития представлений людей о счете времени. Знание основных хронологических понятий и терминов. Определение последовательности и длительности исторических событий. Умение решать элементарные хронологические задачи | |
8 | Повторение и проверка знаний по разделу «Первобытность» | Происхождение человека. Первобытное общество.Понятие и хронология. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД'. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Понимание значения коллективной трудовой деятельности для развития личности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Умение устанавливать хронологическую последовательность основных этапов развития первобытного общества и давать им краткую характеристику. Знание и умение показывать на карте районы расселения первобытных людей и районы возникновения земледелия. Умение делать выводы на основе знаний о достижениях первобытных людей | |
РазделII. Древние цивилизации Востока (20 ч.) |
Тема: Месопотамия (2 ч.) |
9 | Древние цивилизации Месопотамии | Древние цивилизации Востока: Месопотамия. Общественное устройство, экономика, религия. Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города – государства. Мифы и сказания. Письменность. | Познавательные УУД'. умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание географического положения и природно-климатических особенностей Междуречья и причин возникновения цивилизации. Умения сравнивать природные условия и особенности исторического развития Древнего Египта и Междуречья, выделять сходство и отличия. Приведение примеров достижений цивилизации. Умение показывать на карте Междуречье, Шумер, Тигр, Евфрат. Умение работать с историческими документами. | |
10 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Древние цивилизации Востока: Месопотамия.Культура. Древний Вавилон. Законы Хаммураппи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники Вавилона. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, отличать факты от мнений. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей между объектами и явлениями. Личностные УУД. применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и само анализа.. Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание причин возвышения Вавилона, роли царя Хаммурапи в истории Древневавилонского царства, содержания судебника царя. Умение давать характеристику правлению царя и его законодательству. Высказывание аргументированного суждения о значении законов Хаммурапи. Умение показывать на карте Вавилон и границы Древневавилонского царства. Умение работать с историческими документами | |
Тема: Древний Египет (7 ч.) |
11 | Египет – дар Нила | Древние цивилизации Востока:Египет Условия жизни. | Познавательные УУД: умение работать с текстом и картой, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевые высказывания Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы, и работы одноклассников. Осознание значимости труда для достижения поставленной цели. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание природных условий и географического положения Древнего Египта, условий, причин возникновения древнеегипетской цивилизации, особенностей письменности древних египтян. Выделение основных признаков цивилизации на примере Египта. Приведение примеров достижений цивилизации. Умение показывать на карте Верхний и Нижний Египет, долину и дельту Нила, Мемфис. Умение работать с историческим документом. | |
12 | Управление государством | Древние цивилизации Востока Египет Общественное устройств. Управление государством (фараон, чиновники) | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать определения понятиям. Личностные УУД'. эстетическое восприятие памятников культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. Предметные: Умение характеризовать систему управления Древнеегипетским государством. | |
13 | Жизнь в Древнем Египте | Древние цивилизации Востока: Египет. Экономика | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, отличать факты от мнений, делать выводы на основе полученной информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание условий жизни и труда земледельцев и ремесленников, а также занятий и условий жизни вельмож. Умение объяснять роль жрецов в древнеегипетском обществе. Объяснение причин народного восстания в Египте. Умение работать с историческими документами | |
14 | Завоевания фараонов | Древние цивилизации Востока: Египет. Военные походы. Рабы | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание завоеваний фараонов. Умение показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений и границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Объяснение сущности религиозной политики Эхнатона и причин ее провала. Умение работать с историческими документами. Предметные: Знание завоеваний фараонов. Умение показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений и границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Объяснение сущности религиозной политики Эхнатона и причин ее провала. Умение работать с историческими документами | |
15 | Религия | Древние цивилизации Востока: Египет. Религия Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон – реформатор – Эхнатон. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. эстетическое восприятие памятников культуры. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы.Предметные:Знание религиозных верований и мифов древних египтян. Приведение | |
16 | Культура Древнего Египта | Древние цивилизации Востока: Египет. Культура. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. эстетическое восприятие памятников культуры. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы. Предметные:Знание определения понятия «культура». Описание памятников древнеегипетской культуры. Выделение существенных признаков древнеегипетской живописи скульптуры. Знание религиозных верований и мифов древних египтян. Приведение доказательств высокого уровня научных знаний в Древнем Египте. | |
17 | Повторение и проверка знаний по теме «Древний Египет» | Основные понятия, хронология, общественное устройство, экономика, религия, культура | Познавательные УУД. умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Понимание значения коллективной трудовой деятельности для развития личности. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД'. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику Древнеегипетской цивилизации. Умение работать с историческими источниками. Приведение примеров достижений древних египтян. Знание и умение показывать на карте границы Древнеегипетского государства в период его наивысшего могущества | |
Тема: Восточное Средиземноморье и Ассирия в древности (5 ч.) |
18 | Финикия | Природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям, устанавливать причинно- следственные связи. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы. Предметные: Знание географического положения и природных условий Финикии, а также направлений финикийской колонизации. Умение показывать на карте финикийские города-государства и их колонии. Объяснение значения железного века в истории человечества. Знание особенностей политического и экономического развития финикийских городов и вклада финикийцев в мировую культуру | |
19 | Древняя Палестина | Расселение евреев. Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные УУД Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. Предметные: Знание географического положения и природных особенностей Палестины. Умение показывать на карте границы древнееврейских царств. Описание основных событий древнееврейской истории. Знание особенностей религии древних евреев, ее происхождения, развития и коренного отличия от религий других древних народов. Умение работать с историческими | |
20 | Ассирия | Завоевания ассирийцев. Культурные сокровища Ниневии, гибель империи | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание географического положения и природных условий Ассирии, истории ее завоеваний, а также организации управления завоеванными территориями. Описание ассирийской армии, ее вооружения и приемов ведения войны и памятников ассирийской культуры. Характеристика роли исторических личностей. Умение показывать на карте территорию Ассирийской военной державы. | |
21 | Нововавилонское царство | Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники Вавилона | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание географического положения и природных условий Нововавилонского и Мидийского царств, истории их возвышения. Описание памятников архитектуры и искусства Вавилона. Характеристика роли исторических личностей. Умение показывать на карте территорию Нововавилонского царства и Мидийского царства. Знать о легендарных памятниках Вавилона. | |
22 | Повторение и проверка знаний по теме «Восточное Средиземноморье и Ассирия в древности» | Природные условия. Занятия населения. Религия. Завоевания ассирийцев. Нововавилонское царство. | Познавательные УУД. умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Понимание значения коллективной трудовой деятельности для развития личности. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД'. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание географического положения и природных условий Нововавилонского и Мидийского царств, истории их возвышения. Описание памятников архитектуры и искусства Вавилона. Характеристика роли исторических личностей. Умение показывать на карте территорию Нововавилонского царства и Мидийского царства. Знать о легендарных памятниках Вавилона. | |
Тема: Индия и Китай в древности ( 4 ч.) |
23 | Древнейшие цивилизации Индии и Китая | Древние цивилизации Востока: Индия, Китай. Природные условия и хозяйственная деятельность населения. Древние города – государства в Индии. | Познавательные УУД'. умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки выступления перед аудиторией. Предметные: Знать природные условия и хозяйственная деятельность населения. Древние города – государства в Индии. | |
24 | Древняя Индия | Древние цивилизации Востока: Индия. Общественное устройство, экономика. Религия, культура. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии | Познавательные УУД'. умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки выступления перед аудиторией. Предметные:Знание особенностей природных условий Древней Индии и занятий ее населения, а также истории образования и расцвета державы Маурьев, культурных достижений и религиозных верований древних индийцев. Умение показывать на карте территорию державы Маурьев. Описание памятников древнеиндийской культуры | |
25 | Древний Китай | Древние цивилизации Востока: Китай. Общественное устройство, экономика. Религия, культура. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно – философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая китайская стена. | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД'. эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД. умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древнего Китая, истории образования Циньской державы, культурных достижений и религиозных верований древних китайцев. Понимание роли Конфуция и его учения в истории Китая. Умение показывать на карте территорию Циньской державы, Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь. Описание памятников древнекитайской культуры. Знание изобретений и открытий древних китайцевые. | |
26 | Повторение по теме «Индия и Китай в древности» | Общественное устройство, экономика. Религия, культура. | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД'. эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД. умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Предметные: знать общественное устройство, экономику и культру | |
Тема: Персидская держава (2 ч.) |
27 | Персидская держава | Персидская держава: военные походы. Управление империей. | Познавательные УУД. умение работать с раз- личными источниками информации, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД'. эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: Умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы. Предметные: Знание географического положения Персидской державы, истории ее образования и внутриполитической истории. Характеристика деятельности царя Дария I и его реформ. Умение показывать на карте завоеванные персами территории и границы Персидской державы при Дарии I. | |
28 | Повторение по разделу «Древние цивилизации Востока» | Древние цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Общественное устройство, экономика. Религия, культура. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД'. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику великим державам Древнего Востока. Приведение примеров достижений древних народов. Знание и умение показывать на карте границы великих держав | |
РазделII Дрвняя Греция (20 ч.) |
29 | Греция и Крит в эпоху бронзы | Античность. Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.) | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, отделять главное от второстепенного, делать выводы, давать описания объектов и событий. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД. умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать и аргументировать свое мнение. Предметные: Знание географического положения и природных условий Древней Греции и Крита, истории и культуры Крита и Ахейской Греции. Умение показывать на карте части Греции и Крит, соотносить их географическое положение с географическим положением государств Древнего Востока. Описание памятников истории и культуры цивилизации Крита и Ахейской Греции. Анализ мифов, выделение в их содержании исторических фактов. | |
30 | Поэмы Гомера | Античность. Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. Предметные: Знание особенностей периода «темных веков» в истории Древней Греции, содержания поэм Гомера и основных сведений о жизни поэта. Умение анализировать содержание отрывков из поэм | |
31 | Боги и герои Эллады | Античность. Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Культура. Верования древних греков. Сказания о богах и героях | Познавательные УУД: умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать описание объектов и событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание основных древнегреческих богов и связанных с ними мифов. Умение описывать образы богов и анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков | |
32 | Греческие города - государства | Античность. Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Формы политического и общественного устройства. Греческие города –государства: политический строй, аристократия, демос. Развитие земледелия и ремёсел. Великая греческая колонизация. | Познавательные УУД'. умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать определения понятиям. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Предметные: Знание причин возникновения греческих полисов, а также причин Великой греческой колонизации. Описание и общая характеристика типичного античного полиса. Умение показывать на карте важнейшие греческие полисы и основные направления Великой колонизации. | |
33 | Повторение «Древняя Греция. Основные этапы исторического развития» | Античный мир: понятие. Карта античного мира. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.) Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Греческие города –государства. Великая греческая колонизация. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД'. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику основных событий. | |
34 | Афины | Античность. Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Формы политического и общественного устройства. Афины: утверждение демократии. Законы Салона, реформы Клисфена. | Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Предметные: Знание географического положения, природных условий и занятий жителей Аттики, истории становления демократии в Афинах, реформ Солона, тирании Писистрата и реформ Клисфена. Умение показывать на карте территорию Аттики, давать оценку реформам и деятельности афинских политических деятелей | |
35 | Спарта | Античность. Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Формы политического и общественного устройства. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую и анализировать. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение составлять план для выполнения заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание географического положения, природных условий, политического устройства, социальной структуры и занятий населения Древней Спарты. Умение показывать на карте Пелопоннес, Лаконию, Спарту. Описание спартанской армии и спартанского воспитания. Сравнение политического и социального устройства Спарты и Афин | |
36 | Греко – персидские войны | Античность. Основные этапы исторического развития. Классическая Греция. Греко – персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. | умение работать с различными источниками информации, давать описания объектов и событий, устанавливать взаимосвязи между событиями, приводить доказательства своим утверждениям. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД'. умение организовать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы. Коммуникативные УУД. умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, обсуждать вопросы со сверстниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание причин греко-персидских войн и основных событий их начального периода, а также значения победы греков при Марафоне. Оценка личности Мильтиада и его роли в борьбе против персидской агрессии. Умение показывать на карте направления походов персов в 492 и 490 гг. до н. | |
37 | Греко – персидские войны | Античность. Основные этапы исторического развития. Классическая Греция. Греко – персидские войны:, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Познавательные УУД. умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами, событиями и их характеристиками. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. Предметные: Знание главных сражений греков с персами в период персидского вторжения в Грецию. Оценка личности Фемис- токла и его роли в борьбе против персидской агрессии. Умение работать с историческими источниками. Умение показывать на карте направление похода войск Ксеркса и места важнейших сражений | |
38 | Расцвет демократии в Афинах | Античность. Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Формы политического и общественного устройства. Афинская демократия при Перикле. | Познавательные УУД'. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, описывать объекты и события. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Навыки самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Предметные: Знание о роли Афин в истории Древней Греции, о расцвете афинской демократии при Перикле и создании Афинской морской державы. Оценка личности Перикла и его роли в развитии демократии в Афинах. Понимание ограниченности афинской демократии. Сравнение государственного строя Афин с политическим устройством других государств Древнего мира. | |
39 | Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э. | Античность. Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать оценку событий. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух и отвечать на вопросы. Предметные: Знание особенностей рабовладения в Древней Греции, источников рабства, использования рабского труда в ремесле, положения рабов. Сравнение рабовладения в Древней Греции и странах Древнего Востока. Описание афинского порта Пирея и афин- ской торговли. | |
40 | Пелопонесская война | Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Пелопонесская война. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание причин, хода и итогов Пелопоннесской войны. Оценка личности Алкивиада и его роли в войне. Объяснение причин поражения Афин в войне и оценка последствий этого. Умение показывать на карте места основных сражений войны | |
41 | Культура Древней Греции | Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Культура. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Спортивные состязания. Олимпийские игры. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, описывать и сравнивать явления и события, делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание определения понятия «классическая культура». Знание особенностей системы воспитания и обучения в греческих полисах. Умение рассказывать о развитии науки и о научных достижениях ученых Древней Греции. Описание Олимпийских игр, высказывание суждений о их значении для древних греков и современного мира | |
42 | Культура Древней Греции | Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Культура. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Литература. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, описывать и сравнивать явления и события, делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД'. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание особенностей архитектуры, скульптуры и театра Древней Греции. Описание архитектурных памятников Афинского Акрополя, выдающихся скульптурных произведений и устройства древнегреческого театра. Умение высказывать суждение о значении древнегреческой культуры в мировой истории | |
43 | Культура Древней Греции | Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Культура. Быт и досуг древних греков. Театр. Литература. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, описывать и сравнивать явления и события, делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД'. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание особенностей архитектуры, скульптуры и театра Древней Греции. Описание архитектурных памятников Афинского Акрополя, выдающихся скульптурных произведений и устройства древнегреческого театра. Быт и досуг греков. Умение высказывать суждение о значении древнегреческой культуры в мировой истории | |
44 | Возвышение Македонии | Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Возвышение Македонии. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Проводить сравнение событий и выделять их существенные признаки. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные УУД'. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Предметные: Знание географического положения, природных условий и причин возвышения Македонского царства при Филиппе II, его реформ и истории подчинения греческих полисов Македонии. Оценка личности Филиппа II и Демосфена и их роли в истории Древней Греции. Умение показывать на карте границы Македонского царства, Херонею и Коринф. Умение работать с историческими документами | |
45 | Македонские завоевания | Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Держава Александра Македонского и её распад. | Познавательные УУД'. умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между событиями, объектами и их характеристиками, описывать события и давать им оценку. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Предметные: Знание основных событий и сражений Восточного похода Александра Македонского. Объяснение причин побед македонской армии над персами. Оценка личности Александра и его роли в истории. Умение показывать на карте направления походов македонской армии, места важнейших сражений и границы державы Александра Македонского | |
46 | Эллинистические государства Востока | Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Культура. Эллинстические государства Востока. Культура эллинистического мира. | Познавательные УУД: умение работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать понятия, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД.: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание причин распада державы Александра Македонского и образования эллинистических государств. Описание Александрии Египетской и ее достопримечательностей. Умение показывать на карте границы эллинистических государств и высказывать суждения о культурных достижениях эпохи эллинизма | |
47 | Повторение «Древняя Греция. Основные этапы исторического развития.» | Держава Александра Македонского и её распад. Культура. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Давать оценку событий. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие культуры. Регулятивные УУД: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки самоанализа. Коммуникативные УУД: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику основных периодов и условий исторического развития Древней Греции, а также вклада древних греков в мировую культуру. Умение показывать на карте территорию древнегреческой цивилизации и ее основные центры | |
48 | Повторение и проверка знаний по разделу «Древняя Греция» | Древняя Греция. Основные этапы исторического развития. Формы политического и общественного устройства. Культура. | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Давать оценку событий. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие культуры. Регулятивные УУД: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки самоанализа. Коммуникативные УУД: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику основных периодов и условий исторического развития Древней Греции. Вклада древних греков в мировую культуру. | |
РазделIII. Древний Рим (22 ч.) |
49 | Древняя Италия | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Политическое и общественное устройство. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного, факты от мнений и предположений, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древней Италии. Умение показывать на карте территорию Аппенинского п-ва, о. Сицилия, земли, населенные латинами, этрусками, галлами. Описание памятников культуры этрусков. Знание политической организации и социальной структуры Рима в царский период. Сопоставление легенды о возникновении Рима с данными археологических раскопок. | |
50 | Римская Республика | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Политическое и общественное устройство. Римская республика. Управление и законы. Верования древних римлян. | Познавательные УУД. умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, описывать и сравнивать события, делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД'. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Предметные: Знание причин и характера борьбы патрициев и плебеев, государственного устройства Римской республики. Описание прав и обязанностей римских должностных лиц (консулов, диктаторов, народных трибунов) и римских жрецов (понтификов, авгуров, фециа- лов). Умение давать характеристику римской армии и римской религии | |
51 | Завоевание Римом Италии | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Политическое и общественное устройство. Римом Италии. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, отличать факты от предположений, делать выводы, объяснять причины событий. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Регулятивные УУД'. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. Предметные: Знание основных событий и характера римского завоевания Италии и созданной римлянами системы управления Италией. Объяснение причин побед Рима. Умение показывать на карте территорию Римской республики после побед в Италии | |
52 | Первая война с Карфагеном | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Война с Карфагеном. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, отличать факты от предположений, делать выводы, объяснять причины событий. Личностные УУД: Способность выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим Регулятивные УУД.: Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. Умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание причин военного противостояния Рима и Карфагена, хода военных действий в Первой Пунической войне, ее результатов и значения. Умение сравнивать военные силы противников, объяснение необходимости для римлян создания военного флота. Умение показывать на карте территории, завоеванные Римом | |
53 | Война с Ганнибалом | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Войны с Карфагеном. Ганиббал. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, отличать факты от предположений, давать описание событий, объяснять их причины и значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД\ способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД.: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание причин военного противостояния Рима и Карфагена, хода военных действий во Второй Пунической войне, ее результатов и значения. Оценка личности Ганнибала, его роли в истории войны. Умение работать с историческими источниками, описывать ход войны и ее основные сражения, показывать на карте поход Ганнибала в Италию, места важнейших сражений, территории, завоеванные Римом | |
54 | Установление господства Рима в Средиземноморье | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание событий, объяснять их причины и значение, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Регулятивные УУД.: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание завоеваний римлян в Восточном и Западном Средиземномерье, а также исторических последствий римских завоеваний. Умение показывать на карте государства, завоеванные Римом. Описание системы управления провинциями | |
55 | Реформы Гракхов | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Реформы Гракхов. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание содержания законодательства Гракхов, исторического значения их борьбы с римской аристократией. Описание личности Тиберия и Гая Гракхов и анализ их деятельности | |
56 | Гражданские войны в Риме | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Гражданские войны в Риме. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание причин гражданских войн в Римской республике. Знание причин и содержания военной реформы Гая Мария, причин установления и сущности диктатуры Суллы. Умение давать характеристику правлению Суллы и его реформам. Описание личности Мария и Суллы и анализ их деятельности | |
57 | Рабство в древнем Риме | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Рабство в древнем Риме | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание положения рабов и причин крупнейшего восстания рабов в Риме. Описание гладиаторских боев в амфитеатрах, сражений восставших рабов с римскими войсками. Оценка личности Спартака как вождя восставших рабов. Умение показывать на карте направления походов восставших рабов и места сражений. | |
58 | Повторение «Древний Рим. Основные этапы исторического развития» | Римская республика. Патриции и плебеи. Установление господства Рима в Средиземноморье. Гражданские войны в Риме. Рабство в древнем Риме | Познавательные УУД'. умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание основных терминов, понятий и дат, причин гражданских войн в Риме и причин падения республики. Умение давать характеристику периоду гражданских войн в Риме. Описание личности деятелей римской истории периода гражданских войн. Знание и умение показывать на карте географические объекты, связанные с гражданскими войнами в Римской республике. | |
59 | Гай Юлий Цезарь | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Политическое и общественное устройство. Гай Юлий Цезарь | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание событий борьбы полководцев за власть в Римской республике. Описание личности триумвиров. Умение давать характеристику правлению Цезаря и его реформам. Умение показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной 49-45гг. до н.э. | |
60 | От республики к империи | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Политическое и общественное устройство. От республики к империи. Установление императорской власти. | Познавательные УУД. умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков оценивания своей работы и работы одноклассников. Коммуникативные УУД'. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Предметные: Знание основных событий, связанных с падением республики в Риме. Описание личности Октавиана и Марка Антония. Умение показывать на карте места важнейших сражений | |
61 | Октавиан Август | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Политическое и общественное устройство. Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие поэтических произведений. Регулятивные УУД’. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание особенностей правления Октавиана Августа, его внутренней и внешней политики. Характеристика личности Августа. Приведение примеров поэтических произведений, прославлявших Августа. Умение показывать на карте границы Римской империи в период правления Августа | |
62 | Римская империя: территория, управление | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Политическое и общественное устройство. Римская империя: территория, управление | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД'. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание особенностей правления императоров Нерона и Траяна. Характер- тика личности Нерона и Траяна. Формулирование своего отношения к ним. Умение показывать на карте завоеванные Траяном территории | |
63 | Культура древнего Рима | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Культура. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цецерон. Развитие науки. Архитектура и скульптура. Пантеон. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие памятников архитектуры. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе обсуждать вопросы со сверстниками. Предметные: Знание особенностей римской архитектуры, видов архитектурных сооружений Рима. Приведение примеров и описание памятников архитектуры Рима времен империи. Знание условий жизни и занятий населения в столице и в провинциях. Объяснение причин вытеснения труда рабов трудом колонов | |
64 | Культура Древнего Рима | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Культура. Быт и досуг Римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие памятников архитектуры. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе обсуждать вопросы со сверстниками. Предметные: Знание условий жизни и занятий населения в столице и в провинциях. Объяснение причин вытеснения труда рабов трудом колонов. | |
65 | Рим и варвары | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Формы политического и общественного устройства. Рим и варвары | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. 1Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Предметные: Знание внутренних и внешних причин и условий кризиса империи. Приведение доказательств кризиса империи. Описание деятельности Аврелиана по восстановлению и укреплению империи | |
66 | Христианство | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Античное язычество. Возникновение и распространение христианства. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание условий возникновения христианства, основных исторических сведений о жизни Иисуса Христа. Объяснение причин и условий распространения христианства в Римской империи, а также становления и укрепления христианской церкви | |
67 | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Формы политического и общественного устройства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах. Предметные: Знание государственной деятельности и реформ императоров Диоклетиана и Константина. Характеристика личности императоров, оценка их деятельности. Умение высказывать суждения о причинах, целях и результатах их преобразований. Умение показывать на карте новую столицу Римской империи | |
68 | Падение Западной Римской империи | Древний Рим. Основные этапы исторического развития. Античное наследие и его значение для современного мира.Падение Западной Римской империи | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: применение полученных знаний на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Приведение доказательств ослабления и упадка Римской империи и усиления натиска варваров на ее границы. Объяснение причин ее распада на Западную и Восточную империи и падения Западной Римской империи. Умение работать с историческими источниками, показывать на карте направления движения варварских народов и племен | |
69 | Повторение «Древний Рим. Основные этапы исторического развития» | Римская империя: территория, управление. Культура. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Падение Западной Римской империи | Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты и события, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. Личностные УУД. уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД'. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Предметные: Знание основных терминов, понятий и дат, а также основных событий истории Рима периода империи. Умение давать характеристику правлению римских императоров. При- ведение примеров достижений древних римлян. Знание и умение показывать на карте границы Римской империи в различные периоды ее истории | |
70 | Повторение и проверка знаний по разделу «Древний Рим» | Основные этапы исторического развития. Формы политического и общественного устройства. Культура | Познавательные УУД. умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с тестовыми заданиями разного уровня сложности. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Эстетическое восприятие объектов культуры. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Предметные: Знание основных периодов и событий истории Древнего мира. Умение давать общую характеристику древних цивилизаций и государств и показывать их на карте. Оценивать деятелей древней истории. Приведение примеров культурных достижений древних народов. Представление о практическом применении знаний,полученных на уроках истории | |