kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса "Россия и мир" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Россия и мир" предназначен для учащихся 10 класса очно-заочной формы обучения. Рабочая программа составлена на основе федеральной примерной программы основного среднего образования по истории, в соответствии с БУП для вечерних школ.Основная  цель курса формирование исторического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Россия и мир" 10 класс»

Пояснительная записка

к рабочей программе «Россия и мир» (10 класс)

Рабочая программа по учебному предмету «История» для 10 класса (очно-заочной формы обучения) разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089.

3. Учебным планом МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК» на 2015-2016 учебный год, утвержденным приказом МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК» от « » 2015 г. № _____

4. Положением о рабочей программе учебного предмета в МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК», утвержденным приказом МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК» от «____» ______ 2015 г.№_____

Рабочая программа составлена на основе федеральной примерной программы основного среднего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Москва «Просвещение», 2009



Тематическое планирование курса «Россия и мир» для 10 класса составлено в соответствии с БУП для вечерних школ, с заочной формой обучения. В соответствии с учебным планом вечерней школы на 2015-2016 уч. г общее количество часов на изучение курса составляет 81 час, из них 9 часов – зачеты.

Данный курс всемирной истории отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран с древнейших времен до конца ХХ века. В центре курса находится история России, что и определяет и его структуру. Знание прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину России. Поэтому материал по отечественной истории занимает большее место в курсе



Основными задачами курса являются:

Систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;

обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

формирование у учащихся исторического мышления. Понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;

осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;

воспитания у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважение к другим , далеким по времени и современным культурам;

воспитание у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции-неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения отношения прошлого русского народа и других народов страны;

воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.

Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, противоположных точек зрения.

Учебно-тематический план ( очно-заочная форма обучения) 10 А,10 Б.

№ темы

Название темы

Количество часов.

1

Введение

1 час

2

Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья

10 час

3

Древняя Русь

16 час


Зачет № 1 по теме: «Древняя Русь»

2 час

4

Западная Европа в в ХI - ХY вв

7 час


Зачет № 2 по теме: « Западная Европа в ХI - ХY вв»

2 час

5

Российское государство в ХIY - ХYII вв

14 час


Зачет №3 по теме «Российское государство в 14-17 вв»

2 час

6

Запад в Новое время

10 час

7

Российская империя в ХYIII в

14 час


Зачет № 4 по теме «Российская империя в ХYIII в

3 час

итого


81 час







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс.

ТЕМА I.

Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. Древний Восток и античный мир.

Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Рождение европейской средневековой цивилизации.

Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье.

Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.

Византийская империя и восточнохристианский мир.

Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия- крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.



Исламский мир.

Аравия-родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты.

арабский халифат во второй половинеYII-Х в. Мусульманская культура.



ТЕМА II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ.

Народы Восточной Европы.

Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян. Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности.

Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлениях восточных славян. Славянские боги.

Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси.

Предпосылки формирования древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество.

Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.

Церковь и культура.

Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси.

Экономические и политические причины раздробленности Руси. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в ХII-начале ХIII века. Архитектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом.

Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов. Нашествие на Волжскую Булгарию и Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.

ТЕМА III. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ХI-ХY вв.

Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развтие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. еретические движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций.

Католический, православный и мусульманские миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Культура Средневекового Запада.

Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская « культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

ТЕМА IY РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIY-ХY ВВ.

Москва во главе объединения русских земель.

Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. куликовская битва и ее значение. Василий I. Василий II. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства –наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство.

Политика Ивана 111. Конец ордынского владычества. Завершение объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва-третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в IYХ-ХYI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Оформление крепостного права. Смутное время.

Иван IY. Ливонская война. Опричнина. самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий 1. Основные этапы смуты. интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К.М. Минин, Д.М. Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых.

Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви . Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального государства.

Политическая карта Восточной Европы в ХYI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура.

Общая характеристика развития культуры. Книжное дело. Литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.

ТЕМА Y. ЗАПАД В НОВОЕ ВРЕМЯ.

Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия ХY-ХYI вв. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй.. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Пртестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Европы в ХYII вв

Социально-экономическое развитие Европы в ХYII вв . «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. английский абсолютизм. Английская революция в ХYII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства.

Эпоха Просвещения.

Научные открытия и появление механистической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделение властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции ХYIII столетия

Переход к Новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. ДЖ. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.

Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Тенденции развития европейской культуры в ХYI - ХYIII вв

Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. его особенности в различных странах. превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль»



ТЕМА YI. Российская империя в ХYIII веке.

Власть и общество.

Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра 1. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины 11. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны.

Деревня и город на рубеже ХYII - ХYIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство.. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства.

Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины II. Расширение западных границ России во второй половине ХY111 в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальные расширения России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока..

Образование. Наука и культура.

Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.



В процессе изучения курса всемирной истории учащиеся должны овладеть умениями:

• определять и объяснять понятия;

• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;

• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

• анализировать исторические явления, процессы, факты;

• обобщать и систематизировать полученную информацию;

• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;



Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

Учебники:

  1. О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. Россия и мир 10. Класс –Дрофа. «Веди-Принт» Москва . 2005

Дополнительная литература

  1. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2004.-

  2. Кочетов Н.С. история России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков. Волгоград: Учитель.2003

  3. Россия и мир. Атлас 10-11 классы. Дрофа «издательство ДИК» .Москва. 2005

4. Настенные карты по истории.

5. КИМы по истории



Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах ,реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.















Распределение учебного материала курса «Россия и мир»

72 час, 9 часов - зачеты

№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока


Цели изучения темы


Основные понятия и термины

Кол-во час

Примечание

д/з

10 «а»

10 «б»

1

Введение



1





Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья


Сформировать представление о процессе развития общества, об основных проблемах его социально-экономической . политической и духовной эволюции; проследить особенности различных цивилизационных общностей


Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство,

Государство, цивилизация, социальная структура общества, мировые религии

10




2

Древний Восток и античный мир

1




3-4

Рождение европейской средневековой цивилизации

2




5-6

Страны Западной Европы в раннее

Средневековье

2




7

Византийская империя и восточнохристианский мир

1




8-9

Исламский мир

2




10

Повторительно-обобщающий урок



1




11

Контрольная работа



1





Древняя Русь



16




12-13

Народы Восточной Европы

Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его расселения, особенности формирования Древнерусского государства, Показать особенности культуры Древней Руси, ее международных связей.

Природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы, индоевропейская языковая общность. Племенные союзы.

2




14-15

Восточные славяне в древности

2




16-17-

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси

2




18-19


Государство и общество

2




20

Церковь и культура

1




21-22

Раздробленность Руси

2





23-24

Русь между Востоком и западом

2




25

Повторительно-обобщающий урок по теме.



1




26-27

Семинарское занятие «Мировые религии и мировая культура»



2




28-29-30

Зачет по теме № I : «Древняя Русь»



3час





Западная Европа в ХIYвв



7 час




31-32

Экономическое и политическое развитие

Сформировать представление об особенностях средневековой цивилизации, показать процесс ее взаимодействия с восточнохристианским миром и исламскими странами

Внутренняя колонизация Европы, отделение ремесла от сельского хозяйства, католицизм, православие. централизованное государство, крестовые походы, Реконтиста, ересь

2




33-34

Взаимодействие средневековых цивилизаций

2




35-36

Культура средневекового Запада

2




37

Контрольная работа за I полугодие



1





Российское государство в ХIYYII вв.



14 час




38-39

Москва во главе объединения русских земель

Показать процесс централизованного Российского государства как закономерное явление общемирового порядка, выделить особенности Российской государственности, показать историческое значение борьбы русского народа за независимость, Сформировать представление о России как многонациональном и многоконфессиональном государстве

Крепостное право, мануфактурное производство.

2




40

Россия: третье православное царство

1




41-42

Кризис государства и общества. Смутное время

2




43-44

Становление самодержавия Романовых

2





45-46

Начало формирования многонационального государства

2





47-48

Русская культура

2




49

Повторительно–обобщающий урок



1




50-51

Семинарское занятие «Особенности политического строя и духовной жизни России»



2




52-

53-54

Зачет по теме №3 «Российское государство в ХIYYII вв»



3 час





Запад в Новое время



10час




55-56

Европа в начале Нового времени

Показать закономерность экономической эволюции западного общества и сопровождавшей ее ломки политических институтов, роль католической ментальности в формировании общественных отношений нового типа на Западе

Мировая торговля. Капиталистические отношения. Абсолютизм, колониальные империи, лютеранство, протестантизм, Возрождение, Просвещение.

2




57

Государство и Общество стран Западной Европы в ХYII вв

1




58-59

Эпоха Просвещения

2




60-61

Революции ХYIII столетия

2




62-63

Тенденции развития европейской культуры ХYI-ХYIII веков

2




64

Повторительно-обобщающий урок по теме : « Запад в новое время»



1





Российская империя в ХYIII в

Показать многоохватность и противоречивость перемен, происходивших в стране, проанализировать закономерность и своеобразие петровских реформ, осветить дея-

тельность Екатерины II

«регулярное государство» Петра I, просвещенный абсолютизм в России, «золотой век» российского дворянства

14 час




65-67

Власть и общество

3




68-71

Социально-экономическое развитие страны

4




72-74

Расширение территории государства

3




75-76

Образование, наука и культура

2




77

Контрольная работа на промежуточной аттестации



1




78

Повторительно-обобщающий урок по теме



1




79-80-81

Зачет №3 по теме: « Российская империя в ХYIII веке»



3час











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа курса "Россия и мир" 10 класс

Автор: Афанасьева Валентина Алексеевна

Дата: 29.09.2016

Номер свидетельства: 346698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа курса "Окружающий мир" "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-kursa-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "108856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403881342"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421488455"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-po-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "140308"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417936121"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа.  История России мира. 11 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-istoriia-rossii-mira-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112209"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408433092"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-1-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "117634"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412860004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства