Рабочая программа курса "Россия и мир" предназначен для учащихся 10 класса очно-заочной формы обучения. Рабочая программа составлена на основе федеральной примерной программы основного среднего образования по истории, в соответствии с БУП для вечерних школ.Основная цель курса формирование исторического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Россия и мир" 10 класс»
Пояснительная записка
к рабочей программе «Россия и мир» (10 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «История» для 10 класса (очно-заочной формы обучения) разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089.
3. Учебным планом МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК» на 2015-2016 учебный год, утвержденным приказом МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК» от « » 2015 г. № _____
4. Положением о рабочей программе учебного предмета в МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК», утвержденным приказом МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК» от «____» ______ 2015 г.№_____
Рабочая программа составлена на основе федеральной примерной программы основного среднего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Москва «Просвещение», 2009
Тематическое планирование курса «Россия и мир» для 10 класса составлено в соответствии с БУП для вечерних школ, с заочной формой обучения. В соответствии с учебным планом вечерней школы на 2015-2016 уч. г общее количество часов на изучение курса составляет 81 час, из них 9 часов – зачеты.
Данный курс всемирной истории отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран с древнейших времен до конца ХХ века. В центре курса находится история России, что и определяет и его структуру. Знание прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину России. Поэтому материал по отечественной истории занимает большее место в курсе
Основными задачами курса являются:
Систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;
обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
формирование у учащихся исторического мышления. Понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;
воспитания у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважение к другим , далеким по времени и современным культурам;
воспитание у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции-неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения отношения прошлого русского народа и других народов страны;
воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, противоположных точек зрения.
Учебно-тематический план ( очно-заочная форма обучения) 10 А,10 Б.
№ темы
Название темы
Количество часов.
1
Введение
1 час
2
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
10 час
3
Древняя Русь
16 час
Зачет № 1 по теме: «Древняя Русь»
2 час
4
Западная Европа в в ХI - ХY вв
7 час
Зачет № 2 по теме: « Западная Европа в ХI - ХY вв»
2 час
5
Российское государство в ХIY - ХYII вв
14 час
Зачет №3 по теме «Российское государство в 14-17 вв»
2 час
6
Запад в Новое время
10 час
7
Российская империя в ХYIII в
14 час
Зачет № 4 по теме «Российская империя в ХYIII в
3 час
итого
81 час
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение
Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс.
ТЕМА I.
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. Древний Восток и античный мир.
Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.
Рождение европейской средневековой цивилизации.
Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.
Страны Западной Европы в раннее Средневековье.
Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.
Византийская империя и восточнохристианский мир.
Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия- крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.
Исламский мир.
Аравия-родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты.
арабский халифат во второй половинеYII-Х в. Мусульманская культура.
ТЕМА II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ.
Народы Восточной Европы.
Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян. Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.
Восточные славяне в древности.
Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлениях восточных славян. Славянские боги.
Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси.
Предпосылки формирования древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.
Государство и общество.
Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.
Церковь и культура.
Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.
Раздробленность Руси.
Экономические и политические причины раздробленности Руси. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в ХII-начале ХIII века. Архитектура. Живопись. Литература.
Русь между Востоком и Западом.
Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов. Нашествие на Волжскую Булгарию и Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.
ТЕМА III. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ХI-ХY вв.
Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развтие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. еретические движения.
Взаимодействие средневековых цивилизаций.
Католический, православный и мусульманские миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.
Культура Средневекового Запада.
Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская « культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.
ТЕМА IY РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIY-ХY ВВ.
Москва во главе объединения русских земель.
Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. куликовская битва и ее значение. Василий I. Василий II. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства –наследники Золотой Орды.
Россия: третье православное царство.
Политика Ивана 111. Конец ордынского владычества. Завершение объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва-третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в IYХ-ХYI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.
Кризис государства и общества. Оформление крепостного права. Смутное время.
Иван IY. Ливонская война. Опричнина. самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий 1. Основные этапы смуты. интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К.М. Минин, Д.М. Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.
Становление самодержавия Романовых.
Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви . Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.
Начало формирования многонационального государства.
Политическая карта Восточной Европы в ХYI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.
Русская культура.
Общая характеристика развития культуры. Книжное дело. Литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.
ТЕМА Y. ЗАПАД В НОВОЕ ВРЕМЯ.
Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия ХY-ХYI вв. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй.. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Пртестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.
Государство и общество стран Западной Европы в ХYII вв
Социально-экономическое развитие Европы в ХYII вв . «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. английский абсолютизм. Английская революция в ХYII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства.
Эпоха Просвещения.
Научные открытия и появление механистической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделение властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.
Революции ХYIII столетия
Переход к Новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. ДЖ. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.
Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.
Тенденции развития европейской культуры в ХYI - ХYIII вв
Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. его особенности в различных странах. превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль»
ТЕМА YI. Российская империя в ХYIII веке.
Власть и общество.
Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра 1. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины 11. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».
Социально-экономическое развитие страны.
Деревня и город на рубеже ХYII - ХYIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство.. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.
Расширение территории государства.
Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины II. Расширение западных границ России во второй половине ХY111 в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальные расширения России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока..
Образование. Наука и культура.
Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.
В процессе изучения курса всемирной истории учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
• анализировать исторические явления, процессы, факты;
• обобщать и систематизировать полученную информацию;
• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
Учебники:
О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. Россия и мир 10. Класс –Дрофа. «Веди-Принт» Москва . 2005
Дополнительная литература
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2004.-
Кочетов Н.С. история России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков. Волгоград: Учитель.2003
Россия и мир. Атлас 10-11 классы. Дрофа «издательство ДИК» .Москва. 2005
4. Настенные карты по истории.
5. КИМы по истории
Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах ,реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
Распределение учебного материала курса «Россия и мир»
72 час, 9 часов - зачеты
№ п/п
Наименование раздела.
Тема урока
Цели изучения темы
Основные понятия и термины
Кол-во час
Примечание
д/з
10 «а»
10 «б»
1
Введение
1
Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья
Сформировать представление о процессе развития общества, об основных проблемах его социально-экономической . политической и духовной эволюции; проследить особенности различных цивилизационных общностей
Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство,
Государство, цивилизация, социальная структура общества, мировые религии
10
2
Древний Восток и античный мир
1
3-4
Рождение европейской средневековой цивилизации
2
5-6
Страны Западной Европы в раннее
Средневековье
2
7
Византийская империя и восточнохристианский мир
1
8-9
Исламский мир
2
10
Повторительно-обобщающий урок
1
11
Контрольная работа
1
Древняя Русь
16
12-13
Народы Восточной Европы
Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его расселения, особенности формирования Древнерусского государства, Показать особенности культуры Древней Руси, ее международных связей.
Природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы, индоевропейская языковая общность. Племенные союзы.
2
14-15
Восточные славяне в древности
2
16-17-
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси
2
18-19
Государство и общество
2
20
Церковь и культура
1
21-22
Раздробленность Руси
2
23-24
Русь между Востоком и западом
2
25
Повторительно-обобщающий урок по теме.
1
26-27
Семинарское занятие «Мировые религии и мировая культура»
2
28-29-30
Зачет по теме № I : «Древняя Русь»
3час
Западная Европа в ХI-ХYвв
7 час
31-32
Экономическое и политическое развитие
Сформировать представление об особенностях средневековой цивилизации, показать процесс ее взаимодействия с восточнохристианским миром и исламскими странами
Внутренняя колонизация Европы, отделение ремесла от сельского хозяйства, католицизм, православие. централизованное государство, крестовые походы, Реконтиста, ересь
2
33-34
Взаимодействие средневековых цивилизаций
2
35-36
Культура средневекового Запада
2
37
Контрольная работа за I полугодие
1
Российское государство в ХIY-ХYII вв.
14 час
38-39
Москва во главе объединения русских земель
Показать процесс централизованного Российского государства как закономерное явление общемирового порядка, выделить особенности Российской государственности, показать историческое значение борьбы русского народа за независимость, Сформировать представление о России как многонациональном и многоконфессиональном государстве
Крепостное право, мануфактурное производство.
2
40
Россия: третье православное царство
1
41-42
Кризис государства и общества. Смутное время
2
43-44
Становление самодержавия Романовых
2
45-46
Начало формирования многонационального государства
2
47-48
Русская культура
2
49
Повторительно–обобщающий урок
1
50-51
Семинарское занятие «Особенности политического строя и духовной жизни России»
2
52-
53-54
Зачет по теме №3 «Российское государство в ХIY-ХYII вв»
3 час
Запад в Новое время
10час
55-56
Европа в начале Нового времени
Показать закономерность экономической эволюции западного общества и сопровождавшей ее ломки политических институтов, роль католической ментальности в формировании общественных отношений нового типа на Западе
Мировая торговля. Капиталистические отношения. Абсолютизм, колониальные империи, лютеранство, протестантизм, Возрождение, Просвещение.
2
57
Государство и Общество стран Западной Европы в ХYII вв
1
58-59
Эпоха Просвещения
2
60-61
Революции ХYIII столетия
2
62-63
Тенденции развития европейской культуры ХYI-ХYIII веков
2
64
Повторительно-обобщающий урок по теме : « Запад в новое время»
1
Российская империя в ХYIII в
Показать многоохватность и противоречивость перемен, происходивших в стране, проанализировать закономерность и своеобразие петровских реформ, осветить дея-
тельность Екатерины II
«регулярное государство» Петра I, просвещенный абсолютизм в России, «золотой век» российского дворянства
14 час
65-67
Власть и общество
3
68-71
Социально-экономическое развитие страны
4
72-74
Расширение территории государства
3
75-76
Образование, наука и культура
2
77
Контрольная работа на промежуточной аттестации
1
78
Повторительно-обобщающий урок по теме
1
79-80-81
Зачет №3 по теме: « Российская империя в ХYIII веке»