Данная рабочая программа и тематическое планирование учебного курса по истории Средних веков и истории России разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, курса Всеобщая история.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по истории 6 класс»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 12
Рассмотрено на заседании
МО учителей общественных наук
МАОУ СОШ № 12
Протокол № от 2016г.
Обсуждено на заседании МС
МАОУ СОШ № 12
Протокол
№ 2016г.
Утверждена
педагогическим советом
Протокол № от 2016г.
Приказ
Директор МАОУ СОШ № 12
_____________________ (подпись)
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История»
базовый уровень, 6 класс
адаптированная на основе
Программы общеобразовательных учреждений,
М., «Просвещение», 2011, 2014
/УМК под ред. А.А. Сванидзе по истории Средних веков
и А.В. Торкунова по истории России|
Составитель:
Маринов Е.А.
учитель истории МАОУ СОШ № 12
высшая квалификационная категория
Калининград, 2016
Рабочая программа
по курсу «История Средних веков» и «История России»
6 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа и тематическое планирование учебного курса по истории Средних веков и истории России разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, курса Всеобщая история. Разработка данного учебного курса является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывногоисторического образования, которая станет важным звеномв развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения.
В современном российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа.
Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими положениями Конституции Российской Федерации, Посланиями Президента РФ Федеральному собранию РФ и Поручениями Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления.
Эти задачи закреплены также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Законе РФ «О языках народов Российской Федерации», изложены в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы, проекте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015—2025), федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация, национальное государство, национальное самосознание, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, процесс, воспитание, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие личности.
Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетноезначение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и госу-
дарственности, развитие национальной культуры.
Решение этих задач является способом обеспечения устойчивого и успешного развития России.
Методология концепции курса отечественной истории представляет собой определение базовых принципов её разработки. К их числу следует отнести:
• исторический подход
• формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всейжизни;
• многофакторный подход к освещению истории всехсторон жизни Российского государства и общества;
• диалектический подход к оценке исторического процесса, событий, исторических персоналий, направлений развития государства и общества;
• общественный, межнациональный и межкультурный консенсус по всем вопросам отбора содержания исторического образования, интерпретации истории России;
• неразрывность и взаимосвязь, последовательностьи преемственность основных исторических периодов, ценность каждого из них для осмысления современного этапаразвития страны;
• реализацию тезиса «Учебники истории не должны быть ареной политической борьбы»;
• толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
• воспитательный потенциал исторического образования, его исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.
Названные принципы нацеливают систему российского образования на учёт геополитических и геостратегических реалий, тех внешних и внутренних вызовов, с которымисталкивается Россия на современном этапе своего развития. В этих условиях обращение к истокам и особенностям исторического пути страны является исключительноважным для формирования гражданской идентичности молодых поколений россиян, их ответственности за судьбы страны на основе базовых национальных ценностей:
• патриотизм
• социальная солидарность
• гражданственность
• труд и творчество
• наука и образование
• традиционные российские религии
• искусство и литература
• природа
• человечество
Таким образом, единая концепция исторического образования выступает не только как общественный договор, но и как важный инструмент обеспечения национальной консолидации, единства и безопасности России в современном мире.
Целью разработки единой концепции исторического образования и воспитания является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостнойкартины российской истории, учитывающей взаимосвязь
всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждогонарода, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.
Основными задачами концепции выступают:
• рассмотрение истории России как неотъемлемой частимирового исторического процесса; понимание особенностейеё развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
• определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
• определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.
Таким образом, разработка единой концепции непрерывного исторического образования является инновационнымпроектом, ранее не имевшим аналогов в отечественной
исторической науке и педагогике. Речь идёт, по существу,об определении не только цели и задач исторического образования и воспитания, но и о формировании требованийк организации учебно-воспитательного процесса в целом.
История Средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2012 /, курса История России. 6 класс: учеб для общеобразовательных организаций, в 2 ч. /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева/; под ред. А.В. Торкунова, - М.: Просвещение, 2016.
Тематическое планирование рассчитано на 70 часов.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые длясебя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достиженияобразовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, оценивать правильность решенияучебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую,аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемомИнтернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решениипознавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведениематериала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• решать творческие задачи, представлять результатысвоей деятельности в форме устного сообщения, участияв дискуссии, беседы, презентации и др., а также в видеписьменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всехучастников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятийи терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятийи терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности,начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты какисточника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древнихгосударств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий,образа жизни людей в древности, памятников культуры,событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении историческогои культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древнихобщностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках историческихтекстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях(фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовыхдокументах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людейи др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, спецификиучебно-познавательной работы с источниками древнейшегопериода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, СергияРадонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя
из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источникахи их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опоройна конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионнымпроблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом,так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний присоставлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко - антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Содержание учебного курса
История Средних веков. /30 ч./
Введение.
Происхождение понятия «Средние века». Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.
Становление средневековой Европы /VI-XI в.в./
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда»
Изменение в положении церкви в IV в. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество.
Франкское государство в VI-VIII в.в. Усиление власти майордомов. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия.
Франция и Германия в IX-XI в.в. Феодальная раздробленность во Франции. Создание Священной Римской империи.
Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье.
Византийская империя и славяне в /VI-XI в.в./
Особенности развития Восточной Римской империи. Константинополь – столица Византии и воплощение её могущества. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Византийская иконопись.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств. Создание славянской письменности.
Арабы в /VI-XI в.в./
Условия жизни и занятия арабов. Проповедь Мухаммеда. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата.
Феодалы и крестьяне
Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Замок. Геральдика. Рыцарская культура.
Крестьяне и сеньоры. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община. Быт и культура крестьян.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое мировоззрение горожан.
Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.
Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви вX-XI в.в. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий крестовый поход. Четвёртый крестовый поход. Его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
Папство в зените могущества. Борьба церкви с ересями. Инквизиция. Нищенствующие ордены и их роль в укреплении католической церкви.
Образование централизованных государств в Западной Европе /XI-XV века/
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».
Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI-XII в.в. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью Великая хартия вольностей, её историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII-XIV в.в. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’ Арк и перелом в ходе войны. Её завершение и итоги. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти при Генрихе VIII Тюдоре.
Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фердинандо и Изабеллы
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках
Польша в XIV-XV в.в. Династическая уния Литвы и Польши. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIVв. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
Страны Балканского полуострова в XIV-XVв.в. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения.
Культура Западной Европы в Средние века
Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, Разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Природные условия Индии, её богатства. Занятия населения. Индийская община. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.
Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Борьба с северными кочевниками. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы, искусства.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад Монгольской державы. Особенности развития Африки. Освоение человеком
Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя,
Ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
От Древней Руси к Российскому государству /с древности до конца XV века/. /40 ч./
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российскойистории. Историческое пространство и символы российскойистории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страныв древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.Малые государства Причерноморья в эллинистическуюэпоху.Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Вели-
кого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении
славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строи политическая организация. Возникновение княжескойвласти. Традиционные верования славян.Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов кыпчаков. Великий Тюркский каганат;Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварскийкаганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.Появление первых христианских, иудейских, исламскихобщин.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейскихгосударств.Предпосылки и особенности складывания государстваРусь. Формирование княжеской власти (князь и дружи-
на, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства.Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.
Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формированиисистемы геополитических интересов Руси.Европейский христи-анский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её спецификаи достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (сло-
Место и роль Руси в Европе.Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русскихземель.Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории
населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства,укрепление его международного положения.Развитие культуры. Летописание. «Повесть временныхлет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусскойкультуры в развитии европейской культуры.Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусскогочеловека.Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе.Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель —самостоятельных государств.Изменения в политическом строе.
Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцветгородов.Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.Международные связи русских земель.Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей.Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части рус-
ских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская.Борьба с экспан-сией крестоносцев на западных границахРуси. Александр Невский. Политический строй Новгородаи Пскова.Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое
княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.Народные выступления против ордынского господства.
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.Религиозная политика в Орде и статус православнойцеркви. Принятие ислама и его распространение. Русскаяправославная церковь в условиях ордынского господства.Сергий Радонежский.Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живо-
пись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в началеXV в.Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическоеразвитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псковв XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие обще-
русского Судебника. Государственные символы единогогосударства.Характер экономического развития русских земель.Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.Расширение международ-ных связей Московского государства.Культурное пространство единого госу-дарства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.Повседневная жизнь и быт населения.
Тематическое планирование курса
Поурочное планирование
часы
Материалы учебника
История Средних веков
30
1.
Введение
1
Стр. 5-11
Тема I. Становление средневековой Европы VI-XI в.
5
2.
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-XI веках.
1
§ 1
3.
Христианская церковь в раннее Средневековье
1
§ 2
4.
Возникновение и распад империи Карла Великого
1
§ 3
5.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.
1
§ 4
6
Англия а раннее средневековье
1
§ 5
Тема II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках
3
7.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами
1
§ 6
8.
Культура Византии
1
§ 7
9.
Образование славянских государств
1
§ 8
Тема III. Арабы в VI-XI веках
2
10.
Возникновение ислама. Арабских халифат и его распад
1
§ 9
11.
Культура стран халифата
1
§ 10
Тема IV. Феодалы и крестьяне
2
12.
Средневековая деревня и ее обитатели
1
§ 11
13.
В рыцарском замке
1
§ 12
Тема V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
3
14.
Формирование средневековых городов. Городское ремесло
1
§ 13
15.
Торговля в Средние века
1
§ 14
16.
Горожане и их образ жизни
1
§ 15
Тема VI. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы
2
17.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
1
§ 16
18.
Крестовые походы
1
§ 17
Тема VII. Образование централизованных государств в Западной Европе /XI-XV века/
6
19.
Как происходило объединение Франции
1
§ 18
20.
Что англичане считают началом своих свобод
1
§ 19
21.
Столетняя война
1
§ 20
22.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии
1
§ 21
23.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове
1
§ 22
24.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках
1
§ 23
Тема VIII Славянские государства и Византия в XIV-XV веках
2
25.
Гуситское движение в Чехии
1
§ 24
26.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова
1
§ 25
Тема IX. Культура Западной Европы в Средние века
2
27.
Образование. Философия. Средневековая литература. Средневековое искусство
1
§ 26-28
28.
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения
1
§ 29-30
Тема X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
1
29.
Средневековая Азия: Китай, Индия Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
1
§ 31-32
30.
Итоговое повторение
1
История России
40
31.
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности
5
32.
Древние люди и их стоянки на территории современной России
1
§ 1
33.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
1
Проектная деятельность уч-ся
34.
Образование первых государств
1
§ 1
35.
Восточные славяне и их соседи
1
§ 2
36.
Повторительно-обобщающий урок
1
§ 1-3
Тема II. Русь в IX – первой половине XII в.
11
37.
Первые известия о Руси
1
§ 4
38.
Становление Древнерусского государства
1
§ 5
39.
Становление Древнерусского государства
1
§ 5
40.
Правление князя Владимира. Крещение Руси
1
§ 6
41.
Русское государство при Ярославе Мудром
1
§ 7
42.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
1
§ 8
43.
Общественный строй и церковная организация на Руси
1
§ 9
44.
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси
1
§ 10
45.
Повседневная жизнь населения
1
§ 11
46.
Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок
1
§ 4-11
47.
Урок истории и культуры родного края в древности
1
Проектная деятельность уч-ся
Тема III . Русь в середине XII – начале XIII в.
5
48.
Политическая раздробленность в Европе и на Руси
1
§ 12
49.
Владимиро-Суздальское княжество
1
§ 13
50.
Новгородская республика
1
§ 14
51.
Южные и юго-западные княжества
1
§ 2
52.
Повторительно-обобщающий урок
1
§ 12 -14
Тема IV. Русские земли в середине XIII–XIV в.
10
53.
Монгольская империя и изменение политической карты мира
1
§ 15
54.
Батыево нашествие на Русь
1
§ 16
55.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
1
§ 17
56.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура
1
§ 18
57.
Литовское государство и Русь
1
§ 19
58.
Усиление Московского княжества и Северо-Восточной Руси
1
§ 20
59.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва
1
§ 21
60.
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV в.
1
§ 22
61.
Родной край в истории и культуре Руси
1
Проектная деятельность уч-ся
62.
Повторительно-обобщающий урок
1
§ 15-22
Тема V. Формирование единого Русского государства
8
63.
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.
1
§ 23
64.
Московское княжество в первой половине XV в.
1
§ 24
65.
Распад Золотой Орды и его последствия
1
§ 25
66.
Московское государство и его соседи во второй половине XV в.
1
§ 26
67.
Русская православная церковь в XV в.- XVI в.в.
1
Проектная деятельность уч-ся
68.
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
1
Проектная деятельность уч-ся
69.
Формирование культурного пространства единого Российского государства