Составленна на основе Примерной программы среднего общего образования по истории. Сборник нормативных Министерства образования Российской Федерации. 2-е издание - М.:Дрофа, 2008 г. Авторы: Днепров Э.Д., Аркадбев А.Г. Соответствует Федеральному компоненту государственного станздарта среднего общего образования на базовом уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебна программа по истории 10-11 класс »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Согласовано: . Утверждаю: .
Руководитель Смирнова Г.И. Директор МОУ «СОШ №5»
ШМО учителей 5-11 классов И.Б. Кожевина
Протокол №1 от 29 августа 2013 года. 01 сентября 2013 года.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
История
III ступень
10-11 классы
Общеобразовательный уровень
Срок реализации - 2 года
Составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по истории. Сборник нормативных Министерства образования Российской Федерации. 2-е издание - М: Дрофа, 2008 г. Авторы: Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.
Составитель рабочей учебной программы:
Смирнова Галина Ивановна.
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по истории для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по истории (Сборник нормативных Министерства образования Российской Федерации. 2-е издание - М: Дрофа, 2008 г. Авторы: Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
Историческое образование на ступени среднего общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся в процессе восприятия ими окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни.
Изучение истории на базовом уровне направленно на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Историческое образование играет важную роль в формировании у учащихся умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Цель
Формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней России; способствовать социализации учащихся, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.
Задачи
Изучение истории на базовом уровне среднего общего образования направленно на достижение следующих задач:
- воспитание гражданственности , национальной идентичности, развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этн6онациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
На НРК в данном курсе отводится 10% (по 7 уроков в 10 и 11 классах в рамках изучения отечественной истории), выделены вопросы национального развития Коми края – Республики Коми в контексте развития страны на различных исторических этапах.
Цели и задачи изучения истории Коми края.
- воспитание обучающихся в духе гуманного отношения к людям разных национальностей.
- формирование личности ученика как представителя и хранителя социокультурных ценностей и традиций коми народа.
- приобщение обучающихся к духовным ценностям народа коми через историю Коми края.
Реализация программы предусматривается через комплексные уроки, уроки-видео, уроки-игры, уроки-семинары, практические работы с историческими источниками, вузовскую методику, использование развивающих современных технологий(проектная деятельность, презентации). Проверка и оценка результатов обучения предусматривает использование тестовых заданий, зачетов, написания рефератов.
Содержание учебного материала
История как наука (не менее 2 ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества', историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
Всеобщая история
ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (не менее 2 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (не менее 10 ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV—XV вв. Предпосылки модернизации.
НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА МОДЕРНИЗАЦИИ (не менее 10 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму — эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII—XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII—XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV— середине XIX в. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (не менее 16 ч)
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции XX в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине XX в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX — середине XX в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX—XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960—1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути». Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX — середине XXв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. Биполярная модель международных отношений в период «холодной войны».
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм — изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве XXв. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ (неменее 8 ч)
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца XX в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX—XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
Система международных отношений на рубеже XX—XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX—XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
История России
ИСТОРИЯ РОССИИ — ЧАСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (не менее 2 ч)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (не менее 4 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
РУСЬ В IX — НАЧАЛЕ XII в. (не менее 4 ч)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII — СЕРЕДИНЕ XV в. (не менее 8 ч)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII — начале XIII в. Монархии и республики. Православная церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания наРуси
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV – XVII вв. (не менее 9 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
РОССИЯ В XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX ВВ. (не менее 9 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. (не менее 6 ч)
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С. Ю. Витте. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX—XX вв. Революция 1905—1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX—XX вв. Русско-японская война 1904—1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914—1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Духовная жизнь российского общества на рубеже XIX—XX вв. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале XX в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ (не менее 4 ч)
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» — сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после Гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 1922—1941 гг. (не менее 4 ч)
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы нэпа. Причины свертывания нэпа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализацйя, ее истоки и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920— 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920—1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939—1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ(не менее б ч)
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
СССР В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ (не менее 4 ч)
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И. В. Сталина. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х — начала 1960-х гг., реорганизация органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х — начале 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-х — НАЧАЛЕ 1980-х гг. (не менее 3 ч)
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 т. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х — начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х — начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 1985—1991 гг. (не менее 4 ч)
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (с 1992 г.) (не менее 5 ч)
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября—октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессионалъные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества Независимых Государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
В соответствии с Учебным планом МОУ «СОШ №5» на 2013-2014 учебный год на изучение на базовом уровне предмета «История» в 10 - 11 классах выделено 210 часов (10 класс – 108 часов, 11 класс – 102 часа). Государственная программа рассчитана на 140 часов. В связи с этим, с учетом часов, отведенных на НРК, повторительно-обобщающих и зачетных уроков, часы распределены следующим образом:
10 класс
Тема
Государственная
программа
Рабочая учебная программа
История как наука
2
2
Раздел 1. Всеобщая история.
Древнейшая история человечества.
2
3
Цивилизации Древнего мира и Средневековья.
10
12
Новое время: эпоха модернизации.
10
19
Раздел 2. История России.
История России – часть всемирной истории.
2
2
Народы и древнейшие государства на территории России.
4
5
Русь в IX- XII в.
4
8
Русские земли и княжества в XII – середине XV.
8
15
Российское государство во второй половине XV – XVII в.
9
18
Россия в XVIII – середине XIX в.
9
14
Россия во второй половине XIX - начале XX.
6
8
Итоговое повторение
-
2
11 класс
Тема
Государственная программа
Рабочая учебная программа
Раздел 1.Всеобщая история.
От новой к новейшей истории: пути развития индустриального общества.
16
21
Человечество на этапе перехода к информационному обществу.
8
13
Раздел 2. История России.
Россия во второй половине XIX - началеXX в.
6
9
Революция 1917 года и гражданская война в России.
4
10
Советское общество в 1922-1941 гг.
4
11
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.
6
11
СССР в первые послевоенные десятилетия.
4
7
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
3
4
Советское общество в 1985-1991 гг.
4
6
Российская Федерация (с 1992 г.).
5
9
Тематическое планирование
10 класс, история.
Всего: 108 часов, 3 недельных часа.
Тема
Кол-во часов
В том числе часов НРК
В том числе практического вида работ
История как наука
2
Раздел 1. Всеобщая история.
Древнейшая история человечества.
3
Цивилизации Древнего мира и Средневековья.
12
Новое время: эпоха модернизации.
19
Раздел 2. История России.
История России – часть всемирной истории.
2
Народы и древнейшие государства на территории России.
5
1
Русь в IX- XII в.
8
Русские земли и княжества в XII – середине XV.
15
1
Российское государство во второй половине XV – XVII в.
18
2
Россия в XVIII – середине XIX в.
14
2
Россия во второй половине XIX - начале XX.
8
1
Итоговое повторение
2
Итого
108
7
Поурочное планирование
10 класс
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
1
2
История как наука
История в системе гуманитарных наук.
Основные концепции исторического развития человечества.
2
1
1
3
4
5
Раздел 1. Всеобщая история.
Тема 1. Древнейшая история человечества.
Современные научные концепции происхождения человека и общества.
Расселение древнейшего человечества.
Неолитическая революция.
3
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема 2.Цивилизации Древнего мира и Средневековья.
Архаичные цивилизации.
Цивилизации Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья.
Философское наследие Древней Греции и Рима.
Возникновение исламской цивилизации.
Христианская средневековая цивилизация в Европе.
Становление феодализма как системы социальной организации.
Образование централизованных государств.
Роль церкви в европейском обществе.
Культурное наследие средневековой Европы.
Традиционное общество на Западе и Востоке.
Кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв.
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Тема 3.Новое время: эпоха модернизации.
Модернизация - процесс перехода к индустриальному обществу.
Великие географические открытия.
Торговый мануфактурный капитализм.
Новации в образе жизни и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
Становление протестантской политической культуры и этики.
Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму.
Буржуазные революции XVII-XIX вв.
Идеология Просвещения.
Конституционализм. Становление гражданского общества.
Национализм и его влияние на общественную жизнь Европы.
Технический прогресс в Новое время.
Промышленный переворот. «Эшелоны» модернизации.
Социальная структура в XIX в.
Культурное наследие Нового времени.
Международные отношения Нового времени.
Колониальный раздел мира. Традиционное общества Востока.
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37
38
Раздел 2. История России.
Тема 4. История России – часть всемирной истории.
Особенности становления и развития российской цивилизации.
Роль и место России в мировом развитии.
2
1
1
39
40
41
42
43
Тема 5. Народы и древнейшие государства на территории России.
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории России.
Скотоводы и земледельцы.
Место славян среди индоевропейцев.
Восточно-славянские племенные союзы.
НРК. Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Духовный мир древних пермян.
5
1
1
1
1
1
44
45
46
47
48
49
50
51
Тема 6. Русь в IX - начале XII в.
Возникновение Древнерусского государства.
Начало династии Рюриковичей.
Князья и их дружины.
Походы на Византию.
Принятие христианства.
Категории населения.
Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Тема 7. Русские земли и княжества в XII - серединеXV в.
Причины распада Древнерусского государства.
Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII в.
Монархии и республики.
Русь и Степь.
Рассвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства.
Нашествие на Русь.
Золотая Орда.
Экспансия с Запада.
Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси.
Формы землевладения и категории населения.
Превращение Москвы в центр объединения русских земель.
Великое княжество Московское.
НРК. Культурное развитие Русских земель в конце XIII - средине XV в. Христианизация коми.
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
Тема 8. Российское государство во 2й половине XV – XVII в.
Образование единого Российского государства.
Свержение золотоордынского ига.
Установление царской власти.
Реформы середины XVI в.
Опричнина.
НРК. Расширение территории России в XVI в. Коми край в XIV – XVI в.
Причины и характер Смуты.
Обострение социально-экономический противоречий.
Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции.
Земский собор 1613 г.
Первые Романовы.
Вхождение Левобережной Украины в состав России.
Освоение Сибири.
Новые явления в экономике XVII в.
Социальные движения в России во 2 половине XVII в.
Церковный раскол и его значение.
Культура народов России во 2 половине XV – XVII в.
НРК. Коми край в XVII в.
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
Тема 9. Россия в XVIII – середине XIX в.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота.
Новая система государственного управления.
Россия в период дворцовых переворотов.
Просвещенный абсолютизм.
НРК. Коми край в XVIII в.
Реформы государственного управления в 1 половине XIX века.
Движение декабристов.
Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Экономическое развитие России в XVIII – первой половине XIX в.
Россия в войнах XVIII в.
Отечественная война 1812 года.
Крымская война.
Культуры народов России в XVIII – 1 половине XIX в.
НРК. Коми край в 1 половине XIX в.
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
99
100
101
102
103
104
105
106
Тема 10. Россия во 2 половине XIX – начале XX в.
Отмена крепостного права.
Реформы 1860 – 1870 – х гг.
Народничество.
Политика контрреформ.
Завершение промышленного переворота.
Российский монополистический капитализм. Реформы Витте.
Духовная жизнь Российского общества на рубеже XIX – ХХ в.
НРК. Коми край во 2 половине XIX в.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
107-
108
Итоговое повторение
2
Тематическое планирование
11 класс, история.
Всего: 102 часов, 3 недельных часа.
Тема
Кол-во часов
В том числе часов НРК
В том числе практического вида работ
Раздел 1.Всеобщая история.
От новой к новейшей истории: пути развития индустриального общества.
21
Человечество на этапе перехода к информационному обществу.
13
Раздел 2. История России.
Россия во второй половине XIX - началеXX в.
9
Революция 1917 года и гражданская война в России.
10
2
Советское общество в 1922-1941 гг.
11
2
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.
11
1
СССР в первые послевоенные десятилетия.
7
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
4
Советское общество в 1985-1991 гг.
6
1
Российская Федерация (с 1992 г.).
9
1
Итого
102
7
Поурочное планирование
11 класс
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Раздел 1.Всеобщая история.
От новой к новейшей истории: пути развития индустриального общества.
21
1
Основные направления научно-технического прогресса .
1
2
Монополистические капитализм и противоречия его развития.
1
3
Изменение социальной структуры индустриального общества.
1
4
«Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
1
5
Кризис классических идеологий на рубеже XIX – XX вв.
1
6
Формирование социального правового государства.
1
7
Демократизация общественно-политической жизни.
1
8
Предпосылки системного кризиса индустриального общества на рубеже 1960 – 1970 – х гг.
1
9
Модели ускоренной модернизации в XX в.
1
10
Особенности тоталитарных режимов.
1
11
Фашизм. Национал-социализм.
1
12
Формирование и развитие мировой системы социализма.
1
13
Попытки демократизации социалистического строя.
1
14
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-восточной Азии.
1
15
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX – середине XX в.
1
16
Мировые войны в истории человечества, при чины и последствия.
1
17
Складывание международно-правовой системы.
1
18
Лига Наций и ООН.
1
19
Развертывание интеграционных процессов в Европе.
1
20
Биполярная модель международных отношений в период «холодной войны».
1
21
Духовная культура в период новейшей истории.
1
Человечество на этапе перехода с информационному обществу.
13
22
Информационная революция конца XX в. Становление информационного общества.
1
23
Глобализация общественного развития на рубеже XX – XXI вв.
1
24
Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.
1
25
Система международных отношений на рубеже XX – XXI вв.
1
26
Распад биполярной модели международных отношений.
1
27
Интеграционные процессы в мире. Европейский Союз.
1
28
Локальные конфликты в современном мире.
1
29
Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции».
1
30
Современная социал-демократическая и либеральная идеология.
1
31
Антиглобализм.
1
32
Религия и церковь в современной общественной жизни.
1
33
Особенности духовной жизни современного общества.
1
34
Обобщающее повторение «Информационное общество».
1
Раздел 2. История России.
Россия во второй половине XIX - началеXX в.
9
35
Русский монополистический капитализм и его особенности.
1
36
Аграрная реформа П.А.Столыпина.
1
37
Идейные течения, политические партии в России на рубеже XIX – XX вв.
1
38
Революция 1905 – 1907 гг. и ее итоги.
1
39
Становление российского парламентаризма.
1
40
Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
1
41
Россия в Первой мировой войне.
1
42
Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
1
43
Духовная жизнь российского общества на рубеже XIX – XX вв.
1
Революция 1917 года и гражданская война в России.
10
44
Революция 1917 г. Падение самодержавия.
1
45
Политическая тактика большевиков, их приход к власти.
1
46
Утверждение Советской власти. Брестский мир.
1
47
Гражданская война и иностранная интервенция.
1
48
Гражданская война и иностранная интервенция.
1
49
Политика «военного коммунизма».
1
50
Переход к новой экономической политике.
1
51
НРК. Коми край в начале XX в.
1
52
НРК. Революция и гражданская война в Коми крае.
1
53
Обобщающее повторение «Россия в начале XX в.».
1
54
Зачет 1. «Россия в начале XX в.».
1
Советское общество в 1922-1941 гг.
11
55
Образование СССР.
1
56
НРК. Становление государственности народа коми.
1
57
Индустриализация, ее истоки и результаты.
1
58
Коллективизация, ее последствия.
1
59
Централизованная система управления. Конституция 1936 г.
1
60
Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии.
1
61
Задачи и итоги культурной революции.
1
62
Внешняя политика СССР в период между мировыми войнами.
1
63
НРК. Коми край в 1930 – е гг.
1
64
Обобщающее повторение «Советское общество в 1920 – 1930 – е гг.».
1
65
Зачет 2. «Советское общество в 1920 – 1930 – е гг.».
1
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.
11
66
Нападение Германии на СССР.
1
67
Великая Отечественная война: основные этапы военных действий.
1
68
Коренной перелом в ходе войны.
1
69
Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе.
1
70
Мобилизация страны.
1
71
Партизанское движение.
1
72
Идеология и культура в военные годы.
1
73
СССР в антигитлеровской коалиции.
1
74
Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы.
1
75
НРК. Коми край в годы Великой Отечественной войны.
1
76
Зачет 3. «Великая отечественная война»
1
СССР в первые послевоенные десятилетия.
7
77
Социально-экономическое положение СССР после войны.
1
78
Идеологические компании конца 1940 – х. гг.
1
79
«Холодная война» и ее влияние на жизнь страны.
1
80
XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
1
81
Экономические реформы 1950 – начло 1960 – х. гг.
1
82
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений.
1
83
Духовная жизнь в послевоенные годы.
1
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
4
84
Экономические реформы 1960 – х. гг.
85
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития.
86
СССР в глобальных и региональных конфликтах 1960 – начало 1980 – х. гг.
87
Советская культура середины 1960 – начала 1980 х. гг.
Советское общество в 1985-1991 гг.
6
88
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во 2 половине 1980 – х. гг.
1
89
Политика «гласности».
1
90
Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
1
91
«Новое политические мышление», внешняя политика СССР.
1
92
НРК. Коми АССР в 1945 – 1991 гг.
1
93
Зачет 4. «СССР в 1945 – 1991 гг.».
1
Российская Федерация (с 1992 г.).
9
94
Становление новой российской государственности. Конституция 1993 г.
1
95
Переход к рыночной экономике.
1
96
Президентские выборы 2000 г.
1
97
Россия в мировых интеграционных процессах.
1
98
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований.
1
99
НРК. Республика Коми на рубеже XX – XXI вв.
1
100
Зачет 5. «Россия на рубеже XX – XXI вв.».
1
101
Итоговое обобщение «Россия в XX в.».
1
102
Итоговое обобщение «Россия в XX в.».
1
Национально – региональный компонент
10 класс.
Духовный мир древних пермян.
Христианизация коми.
Коми край в XIV – XVI в.
Коми край в XVII в.
Коми край в XVIII в.
Коми край в первой половине XIX в.
Коми край во второй половине XIX в.
11 класс.
Коми край в начале XX в.
Революция и гражданская война в Коми крае.
Становление государственности народов коми.
Коми край в 1930е гг.
Коми край в годы Великой Отечественной войны.
Коми АССР в 1945 – 1991 гг.
Республика Коми на рубеже XX – XXI в.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик 10 класса должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории с древнейших времен до конца XIX века;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России с древнейших времен до конца XIX века, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся.
Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никакихзнаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
определил тип источника и историческую эпоху его появления;
извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
не соотносит историческую информацию с картой;
не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не умеет читать легенду карты;
не распознает историческую информацию, представленную на карте;
отказался работать с контурной картой.
Литература для учащихся
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. Ч .1: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; 4 изд.- М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2006.
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII – XIX вв. Ч. 2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4 изд.- М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2006.
Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для 10 кл. – 6 изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2006.
Загладин Н.В. Всемирная история. XX в.: Учебник для 11 кл. – 8 изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2006.
Загладин Н.В. , Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. XX – начало XXI века.: Учебник для 11 кл. – 4 изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2006.
Литература для учителя
Сахаров А.Н., Буганов А.И. История России с древнейших времен до конца XVII в: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Сахарова А.Н.- М.: Просвещение 2011.
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII – XIX вв. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Сахарова А.Н.- М.: Просвещение 2011.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в.10 класс - 2 изд.- М. «ВАКО» 2011.
Загладин Н.В. Всемирная история. XX в.: Учебник для 11 кл. – 8 изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2006.
Загладин Н.В. , Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. XX – начало XXI века.: Учебник для 11 кл. – 4 изд. – М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2006.