История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории
России. Факторы самобытности российской истории. Исторические источники по истории нашей Родины.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, Социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Жители лесной полосы Восточной Европы. Межэтнические контакты и взаимодействия
№ п/п | Тема урока (тип урока) | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучаюшихся | Система оценки | Дата проведения |
Личностные | Метапредметные Р - регулятивные П - познавательные Ккоммуникативные | Предметные | | | План | Фа Факт |
научится | получит возможность научиться | | |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) |
1/1 | Введение. Предмет Отечественной истории (комбинированный) | Понимают культурное многообразие жизни. Уважительное внимательное отношение к одноклассникам. | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Определять происхождение и смысл понятия «Отечественная история» | Описывать картину, получать историческую информацию из различных источников | | Текущий – беседа. Самоконтроль | | |
ТЕМА 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VII –ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII ВВ. (10 ч) |
2/1 | Древнейшие народы на территории России (комбинированный) | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Владеть навыками устного объяснения процессов и явлений | Давать характеристику общественного строя древнейших народов России | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования племен, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических конфликтов и взаимодействий | Текущий – блиц-опрос. Самоконтроль | | |
3/2 | Восточные славяне (урок изучения нового материала) | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Показывать на карте территорию расселения славян; рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях | Сравнивать свидетельства различных исторических источников | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтни-ческих контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань | Текущий –защита индивидуальной творческой работы. Самоконтроль | | |
4/3 | Формирование Древнерусского государства (комбинированный) | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения образования Древнерусского государства | Давать сопоставительную характеристику политического устройства государства | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье | Текущий – проверка схемы, исторический диктант. Самоконтроль | | |
5/4 | Первые киевские князья (урок систематизации знаний) | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Давать оценку исторической личности. Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Показывать на карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Составлять хронологическую таблицу о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывка из «Повести временных лет» | Текущий – проверка кроссворда. Самоконтроль | | |
6/5 | Владимир Святославич. Принятие христианства (урок изучения нового материала) | Осознание социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения Крещение Руси. Давать оценку исторической личности | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ | Текущий – проверка таблиц. Самоконтроль | | |
7/6 8/7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (комбинированный) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Давать оценку исторической личности | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием
| Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп | Текущий – карточки с проблемными вопросами. Самоконтроль | | |
9/8 | Культура Древней Руси (урок – практикум) | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие | Текущий – кроссворды. Самоконтроль | | |
10/9 | Быт и нравы Древней Руси (урок систематизации знаний) | Осознние социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося) | Текущий – беседа. Самоконтроль | | |
11/10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VII – первой половине XII вв.» (применение знаний и умений) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. К - умеют контролировать действия партнера | Объяснять смысл основных понятий и терминов | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира | Уметь выполнять познавательные и практические задания. Характеризовать общие черты и особенности развития Московской области в древности | Итоговый –контрольный тест | | |
ТЕМА 2. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII – XIII ВВ. (10 ч) |
12/1 | Анализ контрольного теста. Раздробление Древнерусского государства (комбинированный) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения начала политической раздробленности | Сравнивать свидетельства различных исторических источников | Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности Раскрывать причины и последствия раздробленности | Текущий –проверка таблицы. Самоконтроль | | |
13/2 14/3 | Главные политические центры Руси (урок изучения нового материала) | Формирование границ собственного знания и «незнания» | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Давать сопоставительную характеристику политического устройства государства | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики | Текущий – защита групповых работ. Самоконтроль | | |
15/4 16/5 | Нашествие с Востока (урок изучения нового материала) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения установление зависимости русских земель от татаро - монгол | Сравнивать свидетельства различных исторических источников | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов | Текущий – тестирование. Самоконтроль | | |
17/6 | Борьба Руси с западными завоевателями (комбинированный) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского, используя разные источники | Текущий - устный блиц-опрос, карточки, сообщения. Самоконтроль | | |
18/7 | Русь и Золотая Орда (урок изучения нового материала) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения установление зависимости русских земель от Золотой Орды | Давать сопоставительную характеристику политического устройства государства | Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход» | Текущий – устные ответы на вопросы. Самоконтроль | | |
19/8 | Русь и Литва (урок систематизации знаний) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому | Текущий – интеллектуаль-ная разминка. Самоконтроль | | |
20/9 | Культура русских земель в XII-XIII вв. (урок – практикум) | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII— XIII вв., используя Интернет и другие источники информации | Текущий – викторина. Самоконтроль | | |
21/10 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь удельная в XII – XIII вв.» (применение знаний и умений) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. К - умеют контролировать действия партнера | Объяснять смысл основных понятий и терминов | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | Итоговый –контрольный тест | | |
ТЕМА 3. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV – XVI ВВ. (16 ч) |
22/1 23/2 | Анализ контрольного теста. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества (комбинированный) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения объединения русских земель вокруг Москвы | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты | Текущий –карточки с заданиями. Самоконтроль | | |
24/3 25/4 | Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. (урок изучения нового материала) Куликовская битва (комбинированный) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения установление зависимости русских земель от Золотой Орды | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»: http//prodigy,bl.uk/illcat/rprord asp?MSID Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея | Текущий – игровое задание «Исторический футбол», проверка картосхем. Самоконтроль | | |
26/5 | Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века (урок – исследование) | Формирование основ гражданской идентичности личности | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы | Итоговый –карточки с заданиями. Самоконтроль | | |
27/6 | Создание единого русского государства и конец ордынского ига (урок – исследование) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения установление зависимости русских земель от Золотой Орды | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства | Текущий – проблемные вопросы и задания, проблемное задание на карте. Самоконтроль | | |
28/7 | Московское государство в конце XV- начале XVI века (комбинированный) | Формирование основ гражданской идентичности личности | Р – учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П – сопоставляют и отбирают информацию полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника. К – читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя) | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Объяснять смысл понятий Боярская , дума, кормление, местничество, пожилое ,поместье | Текущий –карточки с индивидуаль-ным заданием. Самоконтроль | | |
29/8 | Церковь и государство в конце XV-начале XVI века (урок систематизации знаний) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси | Текущий –карточки с индивидуальным заданием. Самоконтроль | | |
30/9 31/10 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады (изучение нового материала) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения расцвета и упадка российской государственности в период правления Ивана IV Грозного. Давать оценку исторической личности | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в. Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне | Текущий – проблемные вопросы и задания, заполнение таблицы. Самоконтроль | | |
32/11 | Внешняя политика Ивана IV (урок – исследование) | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального мира | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения расцвета и упадка российской государственности в период правления Ивана IV Грозного | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака Объяснять какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне | Текущий – хронологичес-кая таблица «Внешнее положение». Самоконтроль | | |
33/12 | Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного (комбинированный) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений. | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения расцвета и упадка российской государственности в период правления Ивана IV Грозного | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках | Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Участвовать в обсуждении видео и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нём. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право | Текущий – решение познавательных задач по карточкам. Самоконтроль | | |
34/13 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв. (урок систематизации знаний) | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV—XVI вв., используя Интернет и другие источники информации. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XVI вв. | Текущий – викторина. Самоконтроль | | |
35/14 | Архитектура и живопись в XIV – XV вв. (урок – практикум) | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Устный блиц-опрос, карточки, сообщения. Самоконтроль | | |
36/15 | Быт и нравы XV-XVI вв. (урок – экскурсия» | Освоение гуманистических традиций и ценностей | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века | Cоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Древней Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала). Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV—XVI вв., используя информацию из источников | Текущий – работа по карточкам. Самоконтроль | | |
37/16 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Московская Русь в XIV – XVI вв.» (применение знаний и умений) | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. К - умеют контролировать действия партнера | Объяснять смысл основных понятий и терминов | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира | Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития XIV—XVI вв. в России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XIV—XVI вв. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV—XVI вв. | Итоговый –контрольная работа | | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч) |
38/1 | Анализ контрольной работы. Повторение. Русь удельная в XII – XIII вв. | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р – выделяют то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качества и уровня усвоения. П – устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром | Определять все термины и понятия за курс 6 класса | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVIв Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. | Текущий -понятийный диктант, письменные задания. Самоконтроль | | |
39/2 | Повторение. Русь удельная в XII – XIII вв. | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Определять все события за курс 6 класса | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVIв Выполнять проблемные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА | Текущий – урок-игра «Колесо истории». Самоконтроль | | |
40/3 | Повторение. Московская Русь в XIV – XV вв. | Осмысление социально-нравственного опыта прошлых поколений | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Определять все события за курс 6 класса | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVIв Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА | | | |